Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика"
2. Методология микроэкономического анализа
Специфика предмета микроэкономики как науки обусловливает особенности ее методов. В процессе развития микроэкономического анализа одновременно с методологическими установками менялись и методы исследования.
На первом этапе использовались методы общенаучного знания. Одним из них является метод абстрагирования.
Экономисты описывают его так: следует исследовать влияние одного фактора, при этом действие всех других не учитывается. Т.е. действие одного фактора исследуется при прочих равных условиях. Примером может служить закон спроса и предложения.
Экономические процессы непрерывны. Экономические же субъекты принимают решения постоянно, и необходимо дать оценку каждому из решений, т.е. сопоставить те дополнительные затраты, которые несет фирма, с теми дополнительными выгодами, которые она получит от принятия этого решения. Дополнительные затраты — это предельные издержки, а дополнительные выгоды — это предельный доход. Таким образом, метод предельного анализа предполагает учет изменений в виде прироста тех или иных результатов экономической деятельности: затрат, доходов, продукта, полезности и т.д..
Это, в свою очередь, обусловливает особое значение статистического метода, позволяющего получать данные, необходимые для анализа состояний отдельных рынков, предприятий, делить их, впрочем, как и потребителей, на определенные типы, виды, категории. Данный метод часто используется во взаимосвязи с методом учета равновесных и неравновесных состояний изучаемых объектов: рынков, требующих соотношения доходов и расходов товаропроизводителей, цен и полезностей потребляемых благ и т.д.
Равновесный подход
означает, что микроэкономика изучает
состояние относительной
Важную роль в микроэкономике играет метод функционального анализа, который требует рассмотрения тех или иных элементов экономики с учетом воздействия на них различных факторов. В результате один рассматриваемый объект предстает как функция, другой как аргумент. При этом довольно часто применяется метод допущений, предполагающий анализ воздействия одного фактора на другой «при прочих неизменных условиях».
В 20в. в микроэкономике используются методы теории игр и теории вероятности. Широкое применение находят экономико-математические методы, методы моделирования, графические методы.
Также в микроэкономическом анализе используется дедуктивный метод (от теории к фактам, от общего к частному) и индукция (от частного к общему, от фактов к теории). Дедукция и индукция - взаимодополняющие методы исследования. Сформулированные дедуктивным методом гипотезы позволяют целенаправленно собрать и систематизировать эмпирические данные (наблюдения).
Таким образом, специфика предмета микроэкономики как науки обусловливает особенности ее методов. Метод предельного анализа предполагает учет изменений в виде прироста тех или иных результатов экономической деятельности: затрат, доходов, продукта, полезности и т.д. Метод функционального анализа требует рассмотрения тех или иных элементов экономики с учетом воздействия на них различных факторов. Равновесный подход означает, что микроэкономика изучает состояние относительной стабильности системы, т. е. когда отсутствуют внутренние тенденции к изменению такого состояния.
3. Спрос, предложение и рыночные цены
Анализ спроса и предложения, их изменений, механизма образования цены равновесия дает возможность объяснить функционирование рынка, определить экономическую свободу как важнейшее условие развития рыночных отношений.
Спрос – это количество товара, купленное по определённой цене.
Кривая спроса (D, от англ. demand), имеет нисходящий характер, что отражает отрицательную зависимость между ценой товара и величиной спроса. При снижении цены возрастает спрос, а при росте её спрос уменьшается - закон спроса.
Почему при снижении цены потребитель готов купить больше товара, и наоборот, при повышении цены будет покупать меньше: 1. Эффект дохода. Согласно эффекту дохода, при снижении цены на товар потребитель может купить большее его количество, не отказывая себе во всех остальных товарах. 2. Эффект замещения. Данная зависимость относится к товарам, которые могут замещать друг друга, например масло и маргарин. Суть эффекта заключается в том, что при повышении цены на один из взаимозаменяемых товаров потребитель может увеличить потребление второго с целью замещения первого. 3. Закон убывающей предельной полезности. Каждая последующая единица блага, как правило, приносит потребителю всё меньшую полезность.
В анализе спроса важное место занимают факторы, влияющие на величину спроса. Обычно, их принято делить на две категории: ценовые и неценовые.
Ценовой фактор – это цена товара. Изменение цены не сдвигает кривую спроса, изменение цены приводит к перемещению по графику вверх или вниз. Неценовые факторы более разнообразны, к ним относят: изменение доходов потребителей, изменение численности потребителей, изменение предпочтений потребителей и т.д. Неценовые факторы спроса приводят к смещению кривой спроса влево или вправо.
Предложение – это количество товара, которое рыночный субъект предлагает по определённой цене.
Кривая предложения (S, от англ. supply) имеет восходящий характер, что отражает положительную зависимость между ценой товара и величиной спроса. С повышением цены возрастает и величина предложения и наоборот – закон предложения.
Так же как и у спроса, у предложения можно выделить ценовые и неценовые факторы. Ценовой фактор предложения – цена товара. При изменении цены происходит движение вдоль кривой предложения. К неценовым факторам предложения принято относить: изменение количества производителей, изменение ожиданий производителей, изменение налогов и дотаций. В результате действия неценовых факторов происходит смещение кривой предложения влево или вправо. Смещение кривой предложения вправо означает, что при той же цене производитель готов предложить больше товаров и услуг на рынке.
Цена товара, при которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос, называется равновесной ценой. Соответствующий этой цене объем товара называется равновесным количеством товара.
В точке пересечения кривой спроса и кривой предложения достигается рыночное равновесие. Она называется точкой рыночного равновесия и показывает уровень цены рыночного равновесия и равновесный объем производства. При других уровнях цены данного товара равенство спроса и предложения не обеспечивается.
4. Неценовые факторы спроса и предложения
В экономике могут происходить процессы, влияющие на изменение спроса без изменения цены товара. Потребители могут проявить готовность купить больше или меньше данного товара по старым ценам. В этом случае меняется весь объем спроса.
Такие изменения происходят под воздействием неценовых факторов:
- вкусы и предпочтения потребителей, вызываемые изменениями моды или престижа;
- изменения в технологии производства, которые ведут к появлению нового продукта и могут привести к изменению спроса;
- увеличение числа покупателей ведет к увеличению общего объема спроса. И наоборот;
- структура населения; например, увеличение рождаемости ведет к увеличению спроса на детские товары;
- изменения в доходах населения. В целом их увеличение ведет к увеличению спроса. Но не всегда. С ростом доходов происходит перемещение спроса с малокалорийных товаров на более качественные продукты; например, с крахмалосодержащей пище к пище, содержащей белок, т.е. с хлеба и картофеля к мясу, молочным продуктам и т.д.
- цены на сопряженные (взаимосвязанные) товары: например, рост цен на масло приводит к повышению спроса на маргарин. Это взаимозаменяемые товары. То же самое можно сказать и о ценах на взаимодополняющие товары (автомобиль и машинное масло). Повышение цены на один из них приводит к снижению спроса на другой товар;
- инфляционные ожидания. Если ожидается повышение цен в будущем, то покупатели увеличивают покупки товаров впрок, чтобы впоследствии не потерять на возросших расходах. Это приводит к скупке продуктов сегодня, в необычно больших количествах.
На предложение также влияют различные факторы неценового характера:
- технология производства. Более совершенная технология позволяет производить большее количество продукции с наименьшими затратами ресурсов. Снижаются издержки (затраты) производства, индивидуальная цена на продукцию тоже снижается, это прямо ведет к получению большей прибыли при постоянной цене на рынке. Безотходная технология, например, при производстве мебели дает значительно больший экономический эффект, нежели при потере части древесины в виде стружки;
- цены на экономические ресурсы: средства труда, сырье, материалы, рабочую силу. Чем меньше затраты производителя на исходные сырье, материалы, топливо, рабочую силу, тем большее количество продукции будет предложено для реализации, и наоборот;
- снижение цен на взаимозаменяемые товары ведет к снижению цен на данный товар. Например, снижение цен на пшеницу может заставить производителя кукурузы снизить цену на неё;
- число производителей. Чем больше производителей выпускают данный товар, тем больше его предложение, тем острее конкуренция между ними, тем ниже цена данного товара;
- налоги и субсидии. Чем выше уровень налогов, тем меньше предложение товаров, тем выше цена. И наоборот. Субсидии содействуют расширению производства продукта;
- ожидание производителей. Ожидание повышения цен в будущем может сократить текущее предложение товара с целью продажи этого товара на перспективу по высокой цене.
5. Эластичность спроса по цене, ее факторы и исчисление
Существует зависимость между изменением цены и тем количеством товара, на которое люди увеличивают или уменьшают свои покупки. Это очень важная зависимость со множеством полезных приложений. Это понятие обозначается как ценовая эластичность спроса. Если небольшое изменение цены сильно изменяет объем покупок, то спрос эластичен. Если даже очень большое изменение цены лишь ненамного изменяет объем покупок, то говорят, что спрос неэластичен. Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%.
Коэффициент эластичности показывает влияние изменения одной переменной на другую.
Коэффициент эластичности спроса показывает влияние какого-либо фактора на спрос.
Выделяют следующие факторы, влияющие на эластичность спроса:
- количество заменителей данного товара (чем больше заменителей, тем выше эластичность, поскольку потребители могут легко переключить спрос на товары-аналоги);
- доля данного товара в доходе потребителя (чем выше доля, тем выше эластичность).
Коэффициент эластичности спроса по цене (Ed) показывает, насколько изменится спрос на данный товар при изменении цены на него (Qd – спрос, Р – цены).
Ed =
- Ed > 1 – это означает, что спрос эластичный (например, при увеличении цены на 1% спрос снизится на 3%);
- Ed = 1 – это означает, что у спроса единичная эластичность (например, при снижении цены на 7% спрос увеличится на 7%);
- Ed < 1 – это означает, что спрос неэластичный (например, при увеличении цены на 1% спрос уменьшится на 0,5%);
- Ed = ∞ – это означает, что спрос абсолютно эластичный (товары имеющие очень большое количество заменителей);
- Ed = 0 – это означает, что спрос абсолютно неэластичный (товару, у которых нет заменителей, товары жизнеобеспечения от которых человек не может отказаться).
Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене:
1) наличие товаров-заменителей - чем больше таких товаров, тем эластичнее спрос. Важно понимать, что чем более агрегированный товар рассматривается, тем относительно ниже эластичность (на топливо для автомобилей вообще спрос может быть малоэластичен, а на отдельные сорта бензина эластичен). На товары, не имеющие заменителей (например, соль), спрос практически неэластичен;
2) доля расхода на данный товар в бюджете потребителя - чем она больше, тем выше эластичность. Но эта зависимость не является всегда абсолютно правильной. Если товар составляет значительную долю в общих тратах потребителя, небольшое изменение его цены вызовет относительно большое изменение реального дохода данного потребителя. Однако это касается только абсолютных объемов. В относительном выражении относительное увеличение спроса на товар не будет увеличиваться вследствие снижения его цены только потому, что расходы на него составляют значительную долю бюджета потребителя;
3) степень необходимости данного товара - эластичность спроса ниже всего по тем товарам, которые с точки зрения данного потребителя являются для него полезными. Для каждого покупателя существуют свои критерии выбора (например, одни потребители при повышении цен на сигареты откажутся от курения, другие -нет);