Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:41, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Макроэкономике"
Мультипликатор инвестиций (МI) рассчитывается: МI = ∆Y / ∆I или МI = 1 / (1 – mpc) = 1 / mps, где mpc – предельная склонность к потреблению; mps - предельная склонность к сбережению.
Принцип акселерации есть процесс, показывающий то, что многократное возрастание спроса на инвестиции может быть вызвано ростом объема потребительского спроса. Коэффициент акселерации -числовой множитель, на который каждая денежная единица приращенного дохода (потребительского спроса) увеличивает чистые инвестиции. Для выражения эффекта акселерации (ускорения) используется коэффициент акселерации (Ак): Ак = ∆Чистые инвестиции / ∆Спрос на потребительские товары или Ак = ∆In / ∆С.
13. Равновесный объем национального выпуска в кейнсианской модели. Определение равновесного объема выпуска методами сопоставления «совокупных расходов и доходов» и «инвестиций и сбережений». Парадокс бережливости.
В отличие от классической
модели, в кейнсианской модели совокупный
спрос определяет совокупное предложение
и соответствующий этому
Совокупное предложение (AS) в кейнсианской модели – это фактическая стоимость объема производства (национального продукта) при имеющихся в экономике в наличии ценах на факторы производства. Кривая AS – это зависимость между стоимостью объема производства и национальным доходом (или соответствующим ему уровнем занятости в экономике). Совокупный спрос (AD) в кейнсианской модели – это планируемые (ожидаемые) доходы и соответствующие им расходы фирм, определяемые при различных уровнях занятости в экономике. Кривая AD – это зависимость между планируемыми (ожидаемыми) расходами и национальным доходом (или соответствующим ему уровнем занятости) (рис.).
Точка пересечения кривых
совокупного спроса и совокупного
предложения (A) отражает количество занятых
в экономике (N), а отрезок 0N - величину
эффективного спроса, при которой
совокупный спрос соответствует
совокупному предложению при
определенном уровне занятости в
экономике, т.е. при которой планируемые
(ожидаемые) доходы и расходы в
экономике равны фактическим (реальным)
доходам и расходам, необходимым
для покрытия производственных издержек.
Такое равновесие является устойчивым.
Слева от точки равновесия планируемые
доходы больше, чем фактические, т.е.
спрос больше предложения, следовательно,
фирмы будут увеличивать
Аналогично можно представить
кейнсианское равновесие в системе
координат «расходы-доходы»
Ее наклон, как и в функции
потребления определяет предельная
склонность к потреблению. Линия
с углом 45° определяет те точки, в
которых фактические совокупные
доходы и соответствующие им фактические
расходы равны планируемым
Если экономика находится
справа от точки равновесия (Y1), тогда
планируемые расходы меньше национального
дохода, следовательно, фирмам не удается
продать все, что они произвели.
Это ведет к увеличению запасов
продукции, увольнению работников и
сокращению производства, т.е. постепенному
возвращению в точку
«Парадокс» бережливости. Кейнс доказывает, что в условиях неполной занятости увеличение сбережений сокращает расходы на потребление, что вызывает уменьшение совокупного спроса, Рост предельной склонности к сбережению (mps) приведет к уменьшению предельной склонности к потреблению (mpc) и уменьшению мультипликатора инвестиций (МI), а значит, в экономике снизятся темпы роста национального дохода, вызываемые приростом инвестиций. Это объясняется тем, что в развитых странах с ростом накопления капитала снижается его предельная норма прибыли. Этот вывод Кейнса называется парадоксом бережливости.
14. Равновесие и ВВП в условиях полной занятости. Рецессионный (дефляционный) и инфляционный разрывы.
В точке Е на рис. уровень
дохода Y* является равновесным, т.к. при
нем планируемые совокупные расходы
экономических субъектов
Отсутствие равновесия между реальным и потенциальным уровнем выпуска может привести экономику к двум отрицательным для нее эффектам: инфляционному разрыву и рецессионному (дефляционному) разрыву.
Инфляционный разрыв – ситуация в экономике, при которой планируемые расходы превышают потенциальный уровень совокупного выпуска, или (если брать интерпретацию кейнсианского равновесия в системе «инвестиции-сбережения») планируемые инвестиции превышают сбережения, соответствующие ситуации полной занятости. На рис. этой ситуации соответствует потенциальный уровень выпуска Y1 > Y*, а инфляционный разрыв соответствует величине отрезка а. Поскольку в экономике нет возможности увеличивать инвестиции при достигнутой полной занятости, то совокупное предложение вырасти тоже не сможет. Население будет направлять большую часть дохода на потребление, спрос на рынках товаров и услуг увеличится, что в силу эффекта мультипликатора увеличит темп роста цен, т.е. вызовет инфляцию. Таким образом, экономика не сможет самостоятельно прийти в состояние равновесия, соответствующее точке Е, а инфляционный разрыв в силу эффекта мультипликатора будет увеличиваться.
Рецессионный (дефляционный) разрыв – ситуация в экономике, при которой планируемые расходы меньше потенциального уровня совокупного выпуска или планируемые инвестиции меньше сбережений, соответствующих ситуации полной занятости, т.е. предложение сбережений сектором домохозяйств опережает инвестиционный спрос фирм. На рис. этой ситуации соответствует потенциальный уровень выпуска Y2 > Y*, а рецессионный разрыв соответствует величине отрезка b. К причинам, по которым возникает рецессионный разрыв, Дж. М. Кейнс относит следующие:
Для предотвращения или уменьшения
негативных экономических последствий
со стороны рецессионного и
Для устранения или сокращения рецессионного разрыва путем увеличения компонентов планируемых совокупных расходов (совокупного спроса) он предложил: осуществлять государственную политику перераспределения доходов, чтобы увеличить потребительский спрос; снижать реальную ставку процента, чтобы увеличить инвестиционный спрос; увеличить государственные расходы. На рис. 11 эти действия соответствуют сдвигу кривой AD вверх в положение AD1. и переходу равновесия в точку Е1.
Для устранения или сокращения инфляционного разрыва путем сокращения компонентов планируемых совокупных расходов (совокупного спроса) он предложил увеличивать налоги и сокращать государственные расходы. На рис. эти действия соответствуют сдвигу кривой AD вниз в положение AD2. и переходу равновесия в точку Е2.
19. Модель IS-LM и построение кривой совокупного спроса. Взаимосвязь моделей IS-LM и AD-AS.
Модель IS-LM позволяет оценить влияние эконмической политики на совокупный спрос.
Построение кривой совокупного спроса: в точке Е равновесие на товарном и денежном рынке при и уровне цен Р1.В точке равновесия Е1 соответственно равновесный уровень дохода У1 и равновесная ставка % r1.Каждая точка кривой совокупного спроса должна отражать взаимосвязь между уровнем цен и уровнем дохода (выпуска) уровню цен Р1 соответственно доходу У1.Эта т. Е1 на кривой совокупного спроса. Если уровень цен повышается с Р1 до Р2, то это снижает реальную денежную массу, сокращает предложение денег, увеличивает %-ую ставку, следовательно происходит сдвиг LM1 в LM2 .Равновесие на денежном рынке восстанавливается при более высокой ставке % r2.Равновесие в т. Е2: сокращаются инвестиции=>сокращаются совокупные расходы=>уменьшается равновесный доход с У1 до У2.Уровню цен Р2 соответствует новое состояние равновесия в т. Е2.Точка Е2 в модели IS-LM на кривой спроса AD отметим т. Е2,к-ой соответствует уровень дохода У2 и уровень цен Р2.Кривая совокупного спроса AD имеет отрицательный наклон и отражает обратную зависимость между уровнем цен и уровнем дохода. Влияние стимулирующей рискованной политики на совокупный спрос: (график выше).
Стимулирующая фискальная политика (увеличение гос. расходов, снижение налогов) приводит к смещению кривой IS1 в положение IS2.При этом увеличивается равновесный доход с У1 до У2,точка равновесия смещается с Е1до Е2 при прежнем уровне цен Р1 и большей ставке %. На графике совокупного спроса точка равновесия смещается с Е1 доЕ2. Влияние ДКП на совокупный спрос:
Точка Е отражает первоначальное равновесие модели IS-LM при уровне цен Р1.Ей соответствует равновесная т.Е1 на кривой AD1,равновесная ставка %-r1,равновесный уровень дохода У1.Денежная масса уменьшается=>смещается в LM2:если ставка% r1 не изменится предложение денег превысит спрос и %-ая ставка снизится с r1 до r2.Это приведет к росту инвестиций на товарном рынке, к увеличению совокупных расходов, к увеличению дохода с У1 доУ2.Равновесие модели IS-LM устанавливает т.Е2 при уровне цен Р1.Товарный и денежный рынок находятся в равновесии про доходе У2.Равновесная т.Е2 на кривой AD2 соответствует Р1 и У1.
20. Цели, инструменты и виды бюджетно-налоговой политики. Фискальная экспансия и фискальная рестрикция.
Бюджетно-налоговая политика (фискальная политика) -это совокупность мер, принимаемых правительством по изменению гос. расходов, налогообложения, предоставлению льгот, субсидий, трансфертных платежей для достижения поставленной перед экономикой целей. Цели политики: обеспечение стабильного экономического роста, увеличение занятости, снижение инфляции, стимулирование структурной перестройки экономики, обеспечение выравнивания уровня дохода граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и субсидиями и т.д.
Виды фискальной политики:
Основные инструменты: гос. расходы включают гос. закупки т/у (расходы на образование, строительство дорог и т.д.) и трансферты (соц. выплаты), налоги. Механизмы фискальной политики связаны с гос. регулированием совокупных расходов, величина которых определяет уровень нац. выпуска. Краткосрочная цель стимулирующей фискальной политики: преодоление циклического спада и безработицы.
Совокупный спрос смещается из AD1 в AD2 путем увеличения гос. расходов, уменьшения налогов или сочетание этих мер. Краткосрочная цель сдерживающей фискальной политики: преодоление инфляции.
AD1 смещается в AD2 путем снижения гос. расходов, увеличения налогов или сочетание этих мер. В долгосрочной перспективе стимулирующая фискальная политика может способствовать расширению экономического потенциала. В долгосрочной перспективе сдерживающая фискальная политика может стать основой для снижения совокупного предложения и развертывания стагфляции.
21. Дискреционная и недискреционная фискальная политика.
Фискальная политика в зависимости от механизма ее регулирования на изменение экономикой ситуации делятся на дискреционную и недискреционную (автоматическая) политики. Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин гос. расходов, налогов и сальдо гос. бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема выпуска и темпов инфляции. Допущения в последовательном анализе: гос. закупки т/у не влияют ни на потребление, ни на инвестиции; чистый экспорт равен 0; уровень цен постоянен; первоначально в экономике не существует налогов; фискальная политика оказывает воздействие на совокупный спрос, но не влияет на совокупное предложение. Важнейшая составляющая фискальной политики - изменение гос. расходов, которые оказывают влияние на совокупный спрос.
В период спада производства правительство для увеличения совокупных расходов увеличивает закупки т/у на величину G. Кривая АЕ1смещ-ся в АЕ2:DG-показывает увеличение гос. расходов; mgDG - увеличение или рост объема производства или дохода. Также важным направлением фискальной политики является изменение налогов. Ta - автономные налоги. Недискриционная фискальная политика – автоматическое изменение величин гос. расходов, налогов, сальдо гос. бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода; политика, основанная на движении встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам экономического цикла. Встроенный стабилизатор - это экономический механизм, автоматически реагирующий на изменение эк-кой конъюнктуры. Его действие уменьшает проекцию ВНП на изменение совокупного спроса. Встроенные стабилизаторы: прогрессивная система налогообложения; система гос. трансфертов, в том числе страхование по безработице. Прогрессивная система налогообложения в условиях экономического роста обеспечивает увеличение налога, что сокращает величину совокупных расходов и оказывает антиинфляционное воздействие на экономику. Поскольку экономический рост сопровождается ростом занятости, уменьшаются трансфертные платежи, что также сдерживает развитие инфляции. В условиях экономического спада налоговые поступления автоматически снижаются, а трансфертные платежи возрастают, что содействует увеличению совокупных расходов и снижению уровня безработицы.