Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:41, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Макроэкономике"
22. Мультипликаторы
Все инструменты фискальной политики обладают эффектом мультипликатора, т.е. их изменения приводят к более значительным сдвигам в уровне совокупного дохода (выпуска). Для анализа мультипликационного эффекта используют кейнсианские модели «доходы-расходы» и «утечки-инвестиции». Наибольшим является значение мультипликатора гос. расходов Mg = 1 / 1-mpc. Налоговый мультипликатор меньше мультипликатора гос. расходов, т.к. изменение автономного налога приводит к ↓ потребления, являющегося частью совокупных расходов, и к ↓ сбережений, соотношение м/д которое определяется mpc. Поэтому мультипликатор налогов равен Mt = -mpc / Mg. По данной формуле можно рассчитать и мультипликатор трансфертных выплат. Однако если ↑налогов приводит к ↓дохода, то ↑трансфертных платежей, наоборот, способствует его ↑. Мультипликатор сбалансированного бюджета не зависит от предельной склонности к потреблению. (например: пусть гос. закупки составляют 20ед, объем нац. проекта ↑ в соответствии с Mr на 20*4=80ед. Введение налога на 20ед ↓совокупный спрос на 15ед и в соответствии с налоговым Mr объем пр-ва ↓ на 60ед (20*3), а разница м/д этими параметрами составит 20ед (80-60), т.е. Mr сбалансированного бюджета равен 1).
23. Дефицит бюджета и
бюджетный излишек. Виды
Дефицит бюджета – это превышение расходов государства над доходами.
Причины бюджетного дефицита:
1. Наличие крупных программ развития экономики.
2. Наличие спада в экономике.
3. Войны, стихийные бедствия, милитаризация экономики.
4. Резкое увеличение гос. расходов в связи с инфляцией.
5. Расширение трансфертных платежей, введение налоговых льгот в предвыборные годы.
Виды бюджетного дефицита:
1) Структурный. Образуется, если правительство сознательно закладывает превышение расходов над доходами.
2) Реальный. Тот, который складывается на самом деле.
3) Циклический. Это разница между реальным и структурным.
Способы покрытия бюджетного дефицита:
1 – Повышение налоговых ставок или введение спец. налогов.
2 – Долговое финансирование (внутреннее и внешнее). Внутреннее долговое финансирование – это выпуск и продажа государственных ценных бумаг на внутреннем рынке своим субъектам хозяйствования и потребителям. Внешнее долговое финансирование – это продажа государственных ценных бумаг иностранным государствам, их правительствам, субъектам хозяйствования и потребителям.
3 – Денежное финансирование (монетизация бюджетного дефицита). Возможны 2 варианта: Прямая эмиссия денег, Предоставление центральным банком заёмных средств правительству.
4 – Внешние займы (у
иностранных правительств и
5 – Сеньораж. Это доходы эмиссионного института, которые получены за счёт монопольного права на проведение ДКП, в том числе денежной эмиссии. Государственные расходы, которые финансируются за счёт эмиссии денег, осуществляется за счёт присвоения ресурсов частного сектора, покупательная способность которой снижается в условиях инфляции, т. е речь идёт об инфляционном налоге.
Способы регулирования бюджетного дефицита:
1ая концепция: бюджет
должен балансироваться
2ая концепция: бюджет должен балансироваться в ходе экономического цикла, т. е. в период спадов правительство сознательно идёт на бюджетный дефицит, а в периоды подъёмов образуется профицит.
3ая «Концепция функциональных финансов»: главная цель – обеспечение равновесия, а на бюджетный дефицит можно не обращать внимания.
Финансовое положение страны считается нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2-3% ВВП или 8-10% расходной части бюджета.
24. Государственный долг
и регулирование
Государственный долг – сумма задолженностей страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам, правительствам других стран и международным организациям. Он включает в себя сумму накопленных бюджетных дефицитов, за вычетом бюджетных профицитов и суммы финансовых обязательств кредиторам.
Виды государственного долга:
Последствия внутреннего государственного долга:
1 - его рост опасен для экономики с низким уровнем доходов и сбережений, т.к. очень резко падают доходы населения и уровни жизни и осуществляется эффект вытеснения
Последствия внешнего государственного долга:
1 – снижение уровня жизни в стране;
2 – кредитор может потребовать
от заемщика выполнения
Финансовое положение страны считается нормальным, если государственный долг не превышает 50% ВВП.
Меры по управлению государственным долгом:
1) конверсия – изменение доходности займов в сторону ↑ или ↓;
2) консолидация – изменение сроков погашения обычно сторону роста;
3) обмен облигации по регрессивному соотношению, это значит несколько ранее выпущенных облигаций обмениваются на одну новую;
4) отсрочка погашения займа, используется правительством, когда выпуск новых займов не приносит эффекта из-за больших % по государственному долгу;
5) аннулирование
25. Использование модели IS–LM для анализа фискальной политики. Эффективность фискальной политики и бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь.
Стабилизационная
Ус У У2 У
Предположим, что первоначально общее равновесие на рынках товаров и денег достигалось в точке ^ Е при процентной ставке гЕ и доходе YE (рис. 6.10).
Модель IS—LM показывает, что рост государственных расходов вызывает как увеличение дохода с YE до У1, так и рост процентной ставки с гЕ до Т, При этом доход увеличивается в меньшей степени, чем ожидалось, так как рост процентной ставки уменьшает мультипликационный эффект государственных расходов: их прирост (как и увеличение других автономных расходов, снижение налогов) частично вытесняет планируемые частные инвестиции и потребительские расходы, т.е. наблюдается эффект вытеснения. На рис.. он равен У2 — У. Объем частных расходов уменьшается вследствие повышения процентной ставки, вызванного ростом реального дохода, который, в свою очередь, обусловлен проведением стимулирующей фискальной политики.
Эффективность фискальной
политики-положительные
Допустим государство увеличивает гос. закупки и снижает налоги. Это приведет к 2 последствиям:
Как следствие, 2) объем производства возрастет с Y1 до Y3
Проблемы реализации фискальной политики:
- Для нее характерны
длительные временные лаги: •
Внутренний (от осознаний начала
спада до необходимости
- Сложно рассчитать влияние
параметров фискальной
- Эффект вытеснения (гос. расходы вытесняют частные)
2 причины противодействия этому эффекту:
1) Стимулирование фискальной
политики приводит к росту
деловой активности, частные инвесторы
могут увеличить свои
2) При анализе эффекта вытеснения исходят из …сбережений, однако в случае фискальной политики растет доход и сбережения
-проблема реализации
-оказывает воздействие политико-экономический цикл
-для оценки резервов фискальной политики используется бюджет полной занятости, но он не всегда может оценить экономическую конъюнктуру
БНП в РБ: Направлена на стимулирование экономического роста и структурную перестройку в экономике.
Направления ее реализации:
1) Улучшение налоговой структуры
за счет повышения доли прямого налогообложения
Эффективность фискальной политики и ос-сти в РБ.
Эффективной считается та фискальная политика, которая обеспечивает наиболее полное поступление налогов в бюджет, при наименьших затратах по их сбору. Для определения эффективности используют различные показатели:
- уровень или норма налогообложения. Надо всегда сравнивать с темпом роста ВВП. Нал. нагрузка = ∑нал. поступл./ВВП.
- предельная нал. ставка = ∆доходы/∆ВВП
- налоговый мультипликатор, т.е. разделение между MPC и MPS (MPC/MPS), (для РБ – 3,8)
- уровень нал. нагрузки по отраслям предприятий.
В РБ высока доля централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете (48,7 %), большое количество взимаемых налогов и льгот; неравномерна налоговая нагрузка по отраслям и секторам экономики. Наблюдается слабая координация ФП с другими формами госрегулирования. Сильный налоговый пресс стимулирует уклонения от уплаты налогов; ухудшает финансовое положение хозяйствующих субъектов, снижает налоговые поступления в бюджет, способствует утечке отечественного капитала из страны. Предприятиям и организациям наряду с налогами приходится выплачивать сборы во внебюджетные фонды, которые значительно повышают себестоимость и цены на отечественную продукцию.
Недостатки обусловливают необходимость поэтапного реформирования фискальной системы по следующим направлениям.
В области налоговой политики предстоит серьезная реформа не только всей системы применяемых налогов и сборов, но и законодательных основ налогообложения в рамках подготовки к введению в действие Налогового кодекса РБ унифицированного с Налоговым кодексом РФ.
Бюджетная политика в ближайшие годы будет направлена на инвестирование бюджетных средств в формирование конкурентоспособной структуры национальной экономики, реализацию социально-экономических приоритетов и гос. программ, проведение активной соц. политики.
26. Понятие и цели денежно - кредитной политики.
Денежно-кредитная политика в промышленно развитых странах рассматривается как инструмент «тонкой настройки» экономической конъюнктуры, как оперативное и гибкое дополнение бюджетной политики. Сложившаяся мировая практика показывает, что через денежно-кредитную политику государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь – на потребительский и инвестиционный спрос.
Денежно-кредитная политика базируется на принципах монетаризма и имеет ряд преимуществ перед фискальной политикой. Прежде всего, она обладает быстротой и гибкостью, а поскольку проводится Центральным Банком, а не парламентом страны, то в значительной мере изолирована от политического лоббизма. Отрицательные моменты денежно-кредитной политики заключаются в том, что она оказывает лишь косвенное влияние на коммерческие банки с целью регулирования динамики предложения денег и, соответственно, не может напрямую заставить их сократить или расширить кредиты.
Применительно к России, переживающей глубокий кризис переходного периода, который характеризовался устойчивой инфляцией, задача денежно-кредитной политики состоит в таком управлении денежной массой, которое способствовало бы финансовой стабилизации, постепенному снижению инфляции и в то же время сдерживало спад производства. Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.
Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный Банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.
С помощью денежно-кредитного
регулирования государство