Шпаргалка по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:01, шпаргалка

Краткое описание

1. Потребности и их виды. Экономические блага. Две сферы экономики. Потребность – это неосознанная или осознанная необходимость в чём-либо. Виды потребностей
2. Ресурсы и их виды. Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей
3. Основные вопросы экономики и способы их решения в разных типах экономических систем.

Вложенные файлы: 1 файл

микро (2).docx

— 75.04 Кб (Скачать файл)

Отрицательный эффект масштаба – это когда рост объёма производства сопровождается ростом средних  долгосрочных издержек. Или рост (общих) издержек на 1% вызывает рост объёма производства < чем на 1%.

Малый бизнес в  рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Но дело не только в количественных показателях - этот фактор по самой своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.

Малые предприятия  объективно, по своей природе находятся  в худших конкурентных условиях на рынке по сравнению с крупным  бизнесом. У них выше издержки производства в связи с малыми сериями выпускаемой  продукции, более низкий уровень  научно-технической оснащенности, организации, квалификации кадров. Только объединяя  усилия по целому ряду направлений малые предприятия могут рассчитывать на стабильное положение в структуре экономики, успешную конкуренцию и сотрудничество с крупными предприятиями.

37. Основные черты  рынка совершенной конкуренции.  Выбор фирмы на совершенно конкурентном рынке. 
 
    Основные черты рынка совершенной конкуренции:

- на этом рынке  действует большое число фирм, каждая из которых независима  от поведения других фирм и  принимает любое решение самостоятельно. Любая фирма отрасли не в  состоянии воздействовать на  рыночную цену производимого  отраслью товара;

- фирмы отрасли  производят один и тот же  товар, поэтому для покупателей  абсолютно безразлично, товар  какой фирмы приобретать.

- отрасль является открытой для входа в неё и выхода любого количества фирм. Ни одна фирма отрасли не предпринимает какого– либо противодействия, как не существует и каких – либо законодательных ограничений этому процессу.

38. Основные черты  рынка монополистической конкуренции.  Ценовая и неценовая конкуренция. 
 
    Основные черты рынка монополистической конкуренции.

- Существует достаточно  большое число фирм, что ограничивает  контроль каждой над ценой,  отсутствует взаимная зависимость,  и тайный сговор фактически  не возможен.

- Продукты характеризуются  реальными и мнимыми различиями  и различающимися условиями их  продажи.

- экономическое  соперничество влечёт за собой  и ценовую, и неценовую конкуренцию. 
 
    - Вступление в отрасль является относительно лёгким.

Монополистическая конкуренция – этотакая рыночная структура, в которой превалируют черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элементы, характерные для чистой монополии. Фирма на рынке Монополистической конкуренции может установить цену в пределах рыночного спроса, т. к. кривая спроса становится менее эластичным, а спрос и предельный доход не совпадают.

Отсюда цена P2 приносит фирме максимальную прибыль и  убыток потребителю.

Убыток возникает  потому, что потребитель теряет возможность  получить дополнительный в объёме Q2 - Q3. А так же за меньшее кол-во товара Q2 вынужден платить цену Р2 выше равновесной Р3. Основными способами конкурентной борьбы на рынке монополистической конкуренции являются:

- дифференциация  товара, т. е. различие предложения. (по цвету, запаху, вкусу, виду, упаковки, дизайну и т. д. ).

- дифференциация  цен, когда на один и тот  же продукт одной фирмы устанавливаются  разные цены при увеличении  дополнительных издержек по доставке, упаковке, расфасовке.

- дискриминация  цен – это установление разных  цен на товары относящиеся к одной партии и производимые с одинаковыми средними издержками.

Рынок монополистической  конкуренции может приносить  выгоду как фирме в виде не большой  сверхприбыли, экономии на издержках, так и потребители. (возможности выбора товара, а так же снижение цены в результате роста конкуренции). При монополистической конкуренции отдельные фирмы отрасли используют в конкурентной борьбе такие неценовые факторы, как: 
 
    - реклама 
    - изменение качественных характеристик товара 
    - изменение условий продажи продукции.

Это становится возможным  вследствие специфики данной рыночной структуры: поскольку фирмы отрасли  производят дифференцированный продукт, товар каждой отдельной фирмы  оказывается восприимчивым к  неценовым факторам.

39. Олигополия. Основные  модели поведения фирмы на  рынке олигополии. Олигополия- это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным.

Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. 
 
    Основные модели поведения фирмы на рынке олигополии:

1. Не скоординированная  модель, когда стремясь к захвату  рынка, фирмы устраивают так  называемую войну цен, а именно  снижают цену, до тех пор пока не появится конкурент со средними издержками производства выше чем у остальных, в результате чего он либо выбывает из игры, либо подчиняется более сильному партнёру, либо вливается в сильную фирму как составная часть. Таким образом, происходит порча цены, т. е. искусственно заниженная цена не отражает истинного состояния спроса и предложения, её снижение ведёт к росту спроса, но т. к. число фирм уменьшилось и предложение сократилось и возникает дефицит, то цена повышается, но уже выше бывшей цены рыночного равновесия. Такое поведение связано с большим риском, т. к. никто из конкурентов не имеет информации об уровне издержек соперников. 
 
    2. Тайный сговор или Картель.

Картель – этовременное соглашение фирм одной отрасли оценок рынков сбыта, либо о том и о другом сразу. Т. к. не скоординированное поведение чревато банкротством нарушает стабильность рынка, не даёт крупным фирмам возможности к устойчивому развитию (+ эффект масштаба). Картель – ВНЕ ЗАКОНА!

3. Игра по правилам. Когда крупные фирмы строят  рыночную стратегию зная, что  их действия на рынке не  вызовут отрицательной, ответной  реакции со стороны конкурента, поэтому в течении длительного времени на рынке олигополии, фирмы предпочитают соблюдать правила игры, т. е. не менять ни цену, ни свою долю в рынке. График кривой спроса на рынке олигополии показывает два преимущества олигополии.

- возможность значительно  повысить цену при том же  объёме производства. - не менять объём производства даже при изменении средних издержек, т. к. расширение производства требует изменения доли в рынке. А это в свою очередь требует снижение цены, но фирмы предпочитают не трогать цены, т. к. опасаются последствия ценовой войны. 
 
    40. Монополия. Основные черты фирмы – монополиста.

Монополии –крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны. 
 
    Виды монополий:

Картель— это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта. Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Трест — это  объединение ряда предприятий одной  или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность  на средства производства и произведенный  продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право  принимать участие в управлении и присваивать соответствующую  часть прибыли треста.

Концерн – этообъединения акционерных обществ с формальным сохранением самостоятельности при фактической её утрате. В результате передачи контрольных пакетов акций крупнейшему банку, осуществляющий финансовый контроль за деятельностью А. О. Многоотраслевой концерн— это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

В 60-х годах в  США и некоторых странах капитала появились и начали развиваться  конгломераты, то есть монополистические  объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

Для фирмы монополии  и в краткосрочный период и  в долгосрочный период, кривая индивидуального  предложения монополистической  фирмы совпадает с рыночным предложением. Поэтому монополист может назначить  любую цену в пределах от min AVC (в краткосрочный период) min AТC (в долгосрочный период) до кривой рыночного спроса. 
 
    41. Особенности рынков факторов производства. 
    К Факторным рынкам относят: 
    Рынки Труда 
    Рынки Капитала 
    Рынки Земли 
    Отличия Факторных Рынков:

- Фирмы и Домохозяйства  меняются местами, а именно, фирмы  покупают, а домохозяйства продают.

- Факторы производства  в отличии от потребительских товаров являются источником создания благ и услуг, т. е. удовлетворяют производственные потребности. - Факторы производства одновременно могут находиться в собственности одного лица и в пользовании другого в длительный период времени.

- Факторы производства  способны приносить доход одновременно  и владельцу и пользователю.

- Ограниченность  ресурсов, что делает конкурентную  борьбу за доступ к факторам  производства более жесткую.

- Высокая альтернативность  использования факторов производства. - Относительно низкая мобильность  факторов производства, особенно  труда и земли.

- Спрос на факторных  рынках носит производный характер, т. е. определяется спросом  на конечную продукцию производимую с использованием данного фактора. 
 
    42. Спрос и предложение на рынке факторов производства.

43. Капитал как  фактор производства. Уровень дохода  на капитал. Процент. Капитал  – это любая ценность приносящая  доход.

Капитал (в узком  смысле) – этофизическая форма капитала или здания, сооружения, техника и т. д. , что способно приносить доход длительный период времени. 
 
    Различают: 
    Основной капитал 
    Оборотный капитал

Основной капитал  – этостоимость имущества переносимое по частям на стоимость готовой продукции и возвращающаяся по частям в выручке от реализации этой продукции. Возмещение основного капитала происходит по мере износа:

Физический износ, т. е. потеря первоначальной стоимости  в результате его эксплуатации, т. е. физических, технических и др. процессов.

Моральный износ, т. е. потеря первоначальной стоимости  в результате: - роста производительности труда в отраслях производящих точно  такое же оборудование, здание и  т. д.

- появления на  рынке более производительного,  качественного оборудования (НТП)  Амортизация – это процесс  переноса стоимости основного  капитала на готовую продукцию.  Амортизационные отчисления –  это доли поступающие в стоимости готовой продукции в составе её издержек. Амортизационный фонд – это сумма амортизационных отчислений накупленная в процессе эксплуатации основного капитала.

Оборотный капитал  – это деньги вложенные в сырьё, материалы, топливо, энергию, входящую в структуру затрат на производство и возвращающиеся (полностью) в выручке  от реализации продукции.

Размер дохода на вложенный капитал определяется как разница между полученным продуктом в денежном выражении  и размером вложенного капитала. 
 
    300 – 120 = 180 (доход на вложенный капитал)

Доход на вложенный  капитал на практике распределяется между владельцем капитала и его  пользователем. Владелец получает процентную ставку, т. е. рыночную цену капитала. А  пользователь получает предпринимательский  доход, или нормальную прибыль от производительного использования  капитала.

Уровень дохода на капиталопределяется отношением полученного дохода к размеру вложенного капитала и умноженного на 100%.

Преимущество использования  капитала для получения дохода заключается  в экономии времени, но за это преимущество следует платить, размер платы равен  цене капитала или процентной ставке.

Таким образом, использовав  однажды чужие денежные средства как капитал, пользователь возвращает владельцу денег взятую сумму  с процентами, а сам остаётся собственником  капитала в физической форме (здания, сооружения, техника и т. д. ) способной приносить доход путём создания продукции в течение всего срока эксплуатации.

44. Спрос на капитал  и предложение капитала. Ставка  процента. Дисконтирование. Спрос  на капиталпредъявляют фирмам; объём спроса зависит от отдачи капитала, как экономического ресурса.

Предельный продукт  капитала (MPк) –это прирост общего объёма производства вызванный введением дополнительной единицы капитала.

Связь между инвестициями и МРк обратные, т. е. чем больше вложение капитала, тем меньше отдача (действие закона убывающей отдачи ресурса). Дополнительные инвестиции снижают предельный продукт только в том случае если деньги вкладываются в один и тот же вид ресурса. Противоречие разрешается путём роста спроса на капитал, в результате чего, прежние инвестиции приводят к более высокой отдаче, т. е. деньги вкладываются в принципиально новый технический ресурс, обеспечивающий более высокую производительность труда. Предложение капитала формирует население за счёт собственных доходов, решая проблему альтернативного использования той части дохода которая направляется для накопления. МОС – предельные издержки упущенной возможности.

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономике"