Шпаргалка по «Микроэкономике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:00, шпаргалка

Краткое описание

Предмет экономической науки и его эволюция. Микроэкономика как раздел экономической теории.
Экономическая теория - наука, изучающая закономерности, присущие деятельности и отношениям людей в процессе производства, распред, обмена, потребления совокупности благ, необходимых для поддержания жизни чел и общества в целом. Ресурсы для производства благ ограничены. Ограниченность порождает проблему выбора. Необходимо максимально удовлетворить потребности при минимально возможных издержках.
Предмет эк. теории - хозяйственная жизнь общества и способы производства, обмена и распределения благ при условии ограниченности ресурсов.

Вложенные файлы: 1 файл

Микроэкономика.docx

— 650.32 Кб (Скачать файл)

Это означает исследование динамики объемов спроса и объемов предложения при заданных ценах.

Пусть реальная рыночная цена будет выше цены равновесия , как это представлено на рисунке. 
При этой цене объем спроса составит , а объем предложения . 

Возникает избыток предложения, и на рынке возникает тенденция к понижению цены.

Напротив, если рыночная цена ( ) установится ниже цены равновесия, возникает дефицит товаров, и цена будет иметь тенденцию к повышению.

Таким образом, условие равновесия по Вальрасу, это равенство величины спроса величине предложения.

 

  1. Модель рыночного равновесия А. Маршалла.

Иной взгляд на механизм восстановления рыночного равновесия, при котором ведущая роль отводится не избытку спроса или предложения (ΔQD или ΔQS), а превышению цены спроса (РD) над ценой предложения (PS), и наоборот. Такой механизм в свое время был предложен А. Маршаллом. Рассмотрим его (рис. 6.2).

Рис. 6.2. Равновесие по Маршаллу 

 

При объеме продаж, равном QE, цена спроса (РD) совпадает с ценой предложения (PS), и обе они, в свою очередь, равны PE. Если объем продаж на рынке составит Q1 то цена спроса (Р'D) превысит цену предложения (P'S). А поскольку рыночная цена в данной ситуации также выйдет на уровень Р'D, то это, естественно, обеспечит продавцам избыточную прибыль. В результате они окажутся заинтересованными в увеличении предложения. Под влиянием роста предложения рынок вернется в исходное положение.

Иначе будут развиваться события, когда объем продаж окажется на уровне Q2. В этом случае цена спроса Р"D (а следовательно, и рыночная цена) окажется ниже цены предложения P"S. Это значит, что продавцы вместо прибыли получат убыток. Поэтому они начнут сокращать объем предложения, вследствие чего рынок опять вернется в исходное положение.

Как видим, оба механизма обеспечивают достижение одних и тех же результатов. Однако такая их тождественность свойственна им лишь тогда, когда линия спроса имеет отрицательный наклон, а линия предложения – положительный наклон.

В дальнейшем будет показано, что если обе линии имеют одинаковый (отрицательный) наклон, то данные механизмы приводят к разным результатам.

 

  1. Прямая эластичность спроса по цене.

 

 Прямая эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение спроса на i-тый товар при изменении его цены. Коэффициентом прямой эластичности спроса по цене (ED) называют отношение изменения спроса к относительному изменению цены. Различают точечную (эластичность в точке) и дуговую эластичность. Точечная эластичность характеризует изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены. Но в действительности рынок чаще сталкивается со значительными изменениями цены и объема. Чтобы избежать неопределенности в расчетах очень часто используют один из двух стандартных методов. Либо в расчете коэффициента эластичности используют наименьшие значения цены и объема, либо используют их средние значения, или дуговую эластичность. При определении точечной эластичности спроса используют наименьшие значения цены и объема.

  

Значения дуговой (средней) эластичности, соединяющей две точки цены и объема спроса, определяются:

  

Согласно закону спроса значение коэффициента эластичности спроса по цене всегда отрицательно (рис. 3). 
  Если Ed = 0, то спрос совершенно неэластичен, никакое изменение це-ны не влияет на объем спроса. 
  Если Ed = ∞ то спрос совершенно эластичен, незначительное измене-ние цены ведет к бесконечно большому изменению спроса. 
  Если Ed = 1, то спрос имеет единичную эластичность. Изменение цены на 1 % ведет к изменению объема спроса на 1 %. 
  Поскольку эластичность изменяется под воздействием многих факторов, постольку необходим взвешенный подход при определении эластичности спроса на тот или иной товар. В реальной действительности достаточно сложно определить влияние переменных. Факторы, воздействующие на эластичность спроса не являются постоянными. Возможны случаи, когда на эластичность спроса оказывают влияние причины, выраженные не явно. Такая причина рассматривается как опущенная переменная. Нередко допускается ошибка при определении направленности причинно-следственной связи. Следует помнить, что наряду с причинной зависимостью существует корреляционная взаимосвязь экономических явлений. Она показывает обратную причинно-следственную зависимость. Исчерпывающих правил, определяющих достоверность связи между эластичностью и факторами на нее влияющих нет. Поэтому, чтобы учесть наибольшее число факторов прибегают к следующим методам. 
  Агрегирование. Эластичность зависит от разнообразия направлений использования данного товара. Степень агрегированности определяется, тем, какое количество разнородных благ входит в понятие данного блага. Чем разнообразнее эти возможности, тем выше эластичность (например, спрос на универсальное оборудование более эластичен, чем на специализированное). Чем специфичнее характеристики товара, тем ниже эластичность спроса на него. Более агрегированная (совокупная) группа товаров, имеет более низкую эластичность спроса (спрос на мясопродукты менее эластичен, чем спрос на колбасные изделия). 
  Прямая эластичность спроса зависит также от степени насыщения потребностей. Если семьи уже имеют хотя бы по одному холодильнику, небольшое снижение рыночной цены вряд ли существенно скажется на объеме спроса и продаж холодильников. Напротив, на стадии начального насыщения спроса, сравнительно небольшое снижение цены значительно увеличивает объем спроса. 
  В тех случаях, когда потребители считают, что существует острая необходимость в совершении покупки, спрос неэластичен и изменения цены влияют на него незначительно. Например, в большинстве районов нашей страны независимо от цен спрос на отопительный мазут или уголь относительно постоянен, поскольку нет другой реальной альтернативы отапливать должным образом свои дома, 
  Консерватизм потребителей. Эластичность индивидуального спроса ниже всего у тех товаров, которые с точки зрения данного потребителя являются для него наиболее необходимыми. Приверженность к марке, являющаяся одной из форм консерватизма, также создает неэластичный спрос, поскольку потребители рассматривают свою марку как отличительную и могут не соглашаться с заменой. Другое следствие консерватизма — спрос на товар данной фирмы обычно более эластичен, чем рыночный спрос на тот же самый товар, производимый во всей совокупности. Так, спрос на сигареты в целом менее эластичен, чем спрос на сигареты конкретной фабрики. К спросу на продукцию конкретной фирмы не в полной мере относится степень, до которой рыночный спрос является чувствительным к цене (эластичным) или нечувствительным к цене (неэластичным). На эластичность спроса по цене на продукцию конкретной фирмы влияют два фактора: 
  — эластичность совокупного рыночного спроса и степень подверженности соответствующей доли рынка фирмы изменению средней рыночной цены; 
  — способность фирмы удерживать или увеличивать свою долю рынка по мере того, как рынок изменяет цену на ее продукцию, делая ее выше или ниже превалирующего рыночного уровня. Другими словами, для конкретной фирмы или торговой марки, эластичность по цене зависит не только от факторов, влияющих на эластичность совокупного спроса, но и от чувствительности спроса на продукцию данной фирмы. 
  Неоткладываемостъ или чрезвычайные обстоятельства в удовлетворении потребности. Эластичность спроса на товары, потребление которых не может быть отложено на другой срок, крайне низка (лекарства и т. д.). На длительных отрезках времени эластичность спроса по цене повышается. 
  Эластичность спроса по цене тем выше, чем ниже субъективная необходимость в данном благе. Обычно считают что спрос на предметы роскоши более эластичен, чем спрос на предметы первой необходимости. Это не совсем правильно, поскольку решающим фактором здесь является именно субъективная необходимость в данном благе. 
  Следует отметить, что эластичность спроса меняется в зависимости от диапазона изменения цен для одного и того же товара или услуги. При очень высоких ценах продажа необходимых товаров падает. При очень низких ценах спрос невозможно стимулировать далее, поскольку рынок насыщается и потребители начинают рассматривать уровень качества как низкий. 
  Необходимо также понимать важность цен для различных сегментов рынка, поскольку не все потребители воспринимают их одинаково. Как отмечают Дж. Р. Эванс и Б. Берман, потребителей можно подразделить на четыре категории или сегмента, в зависимости от ориентации их покупок. 
  • экономные покупатели: основной интерес при покупках касается их ценности, высокая чувствительность к ценам, качеству и ассортименту товаров; 
  • персонифицированные покупатели: упор на образ продукции, обслуживание и отношение фирмы, меньшее внимание к ценам; 
  • этичные покупатели: готовы пожертвовать низкими ценами и широтой ассортимента для поддержания небольших фирм; 
  • апатичные покупатели: основное внимание уделяют удобству не зависимо от цен. 
  Названные эффекты показывают, что не все потребители рассматривают цену как решающий фактор при совершении покупок. В некоторых из них было отмечено, что отдельные покупатели предпочитают универсальные магазины с широким ассортиментом магазинам сниженных цен с аналогичным ассортиментом.

 

  1. Эластичность спроса по доходу. Кривые Энгеля.

Важную роль в экономической деятельности играет эластичность спроса по доходу. Эластичность спроса по доходу (греческая буква µ «мю») - это процентное изменение объема спроса (Q), поделенное на процентное изменение дохода потребителя (/). 
В данном случае объем запрашиваемой продукции по-прежнему является зависимой переменной, однако вместо цены независимой переменной становится доход. Что касается цены, то она переходит на положение одного из условий линия спроса dd (ceteris paribus - демонстрирует ситуацию, при которой только одна фирма изменяет цену, а цены прочих фирм фиксированы). 
Запишем формулу эластичности спроса по доходу:  
µ=(∆Q/Q)/(∆I/I)= ∆Q/∆I*I/Q()  
либо (для точечной эластичности): 
µ=dQ/dI*I/Q()  
Эта формула полезна при определении эффекта, оказываемого на спрос, для определенного блага при изменении только дохода. Если данный коэффициент положителен (µ>0), то мы имеем дело с «нормальным», «стандартным», или «качественным», товаром. Если коэффициент отрицателен (µ<0), то такой товар условно называют «некачественным». 
 
Если µ>1, то говорят, что эластичность спроса по доходу высока. Спрос на эти товары опережает рост доходов. Для них не существует пределов насыщения. Товары с высокой эластичностью спроса по доходу принято условно называть «предметами роскоши» («luxuries»). Это название часто условно, так как помимо собственно драгоценностей сюда относят товары длительного пользования. 
 
С другой стороны, если µ<1, то считается, что эластичность спроса по доходу низка. 
 
Стандартные товары бывают трех видов:

  • товары первой необходимости. Коэффициент эластичности 0<µ<1; спрос на такие товары растет медленнее роста доходов (это продукты питания, топливо, сырье);
  • товары второй необходимости (µ=1);
  • предметы роскоши (µ>1).

 
Дифференциация товаров в зависимости от эластичности спроса по доходу приведена в таблице . 
Таблица - Дифференциация товаров в зависимости от эластичности спроса по доходу

Вид товара

Величина эластичности по доходу

1. Некачественные (низкокачественные)

µ<0

2. Нормальные (стандартные):

µ>0

а) первой необходимости

0<µ<1

б) второй необходимости

µ=1

в) предметы роскоши

µ>1


 
Зависимость между объемом спроса на определенные товары и уровнем дохода потребителей можно проиллюстрировать при помощи кривых Энгел (рисунок 1). По оси абсцисс отложим величину спроса, а по оси ординат - величину дохода. Очевидно, что в данном случае спрос на продукт растет медленней увеличения дохода, т.е. - это товар первой необходимости. 
 
 
 
Рисунок - Кривая Энгеля для товаров первой необходимости 
Допустим, мы желаем измерить эластичность спроса по доходу для определенного продукта в точке А (рисунке ). Для этого проведем к кривой Е в точке А касательную, до пересечения последней с осью абсцисс в точке Т. Из точки А опустим перпендикуляр к оси абсцисс и точку пересечения обозначим буквой М. Наклон касательной определяется отношением AM / ТМ. Отношение дохода к спросу выражается отношением AM/ОМ. Поэтому эластичность спроса по доходу (формула ) может быть выражена следующим образом: 
µ=dq/ dl q/ l= TM/AM*AM/OM=TM/OM()  
Посмотрим теперь, какой вид имеют кривые Энгеля для предметов роскоши (рисунок ) и некачественных товаров (рисунок ). 
 
Рисунок - Кривая Энгеля для предметов роскоши 
 
 
Рисунок - Кривая Энгеля для некачественных товаров 
Значение коэффициента эластичности по доходу трудно переоценить. Экономисту он говорит о многом. Чем выше коэффициент эластичности по доходу, тем быстрее развивается данная отрасль экономики, тем перспективней она считается. Более того, от этой, с виду рядовой и скромной, категории порой зависит судьба. 
 
Страны, которые специализируются на производстве товаров первой необходимости (например, сельскохозяйственная продукция), а также на добыче полезных ископаемых, топлива и электричества, в процессе международной торговли оказываются в заведомо проигрышной ситуации по сравнению со странами, специализирующимися на производстве «предметов роскоши»: автомобилей, компьютеров, товаров длительного пользования. В самом деле, с ростом доходов мирового общества цены на товары первой необходимости закономерно все более отстают от цен «предметов роскоши». Именно в этом кроется одна из главных причин дифференциации мировой экономики на бедные и богатые страны.

 

  1. Перекрестная эластичность и группы товаров.

Интересным случаем является перекрестная эластичность спроса, когда можно измерить, насколько чувствителен потребительский спрос на один продукт к изменению цены какого-то другого продукта. 
Формула перекрестной эластичности спроса идентична формуле простой ценовой эластичности, с той разницей, что надо взять отношение процентного изменения объема потребления продукта Х к процентному изменению цены продукта Y. 
 
Ex,у=

, (3.4) 
где: Qx – величина спроса на товар Х, 
dQx – изменение спроса на товар Х, 
Py – цена товара Y, 
dPy – изменение цены товара Y. 
 
Для товаров-субститутов коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, т.е. количество спрашиваемой продукции Х варьирует в прямой зависимости от изменения цены продукта Y. Например, падение цены на масло заставляет потребителей покупать меньше маргарина и наоборот. Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень заменяемости двух данных товаров. 
Для взаимодополняемых товаров коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение. Так, рост цен на автомобили приведет к сокращению количества покупаемого бензина. Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше взаимозаменяемость двух данных товаров. 
Нулевой или почти нулевой коэффициент свидетельствует о том, что два продукта не связаны между собой, т.е. являются независимыми товарами. Вряд ли рост цен на автомобили приведет к падению цен на сливочное масло. 
Эластичность спроса по доходу определяет степень изменения величины спроса на товар при изменении доходов потребителей при прочих равных условиях. Измерения эластичности по доходу подразумевает, что цена данного товара в данный конкретный момент времени не меняется. 
Коэффициент точечной эластичности по доходу считается по формуле: 
 
E =

, (3.5) 
где I – доход потребителя, 
Q – величина спроса на товар. 
Коэффициент дуговой эластичности по доходу считается по формуле: 
 
E=

; (3.6) 
 
где dQ – изменение спроса потребителя; 
dI – изменение дохода потребителя. 
К числу факторов, влияющих на эластичность по доходу, относятся: 
– принадлежит ли данный товар к предметам первой необходимости; 
– значимость данного товара для семьи; 
– консерватизм спроса: чем он выше, тем эластичность ниже; 
– временной интервал: для большинства товаров и услуг длительного пользования кратковременная эластичность спроса по доходу больше, чем долговременная (например, приобретение телевизора). Для товаров и услуг кратковременного потребления эластичность спроса по доходу больше на долговременном отрезке (например, продукты питания). 
Эластичность спроса по доходу позволяет выделить три группы товаров: 
1. С отрицательной эластичностью (от 0 до бесконечности). К ним относятся товары низкого качества. Чем выше доход потребителя, тем меньше он потребляет подобные товары, например, ливерную колбасу. Потребитель, став богаче, считает возможным и необходимым заменить данный товар другим, более качественным. Например, снизить потребление маргарина, заменив его маслом, отказаться от потребления части картофеля, заменив его другими овощами (фасолью, помидорами и т.д.). 
2. Качественные неэластичные товары. Потребление таких товаров обычно мало зависит от размеров доходов потребителя, а чаще определяется степенью его привычки к потреблению данного товара, например, кофе для отдельных категорий граждан. Эластичность таких товаров находится в диапазоне от 0 до 1. Сюда же мы можем отнести такие товары как зубная паста, соль. Их эластичность по доходу равна 0. 
3. Нормальные товары, характеризующиеся положительной эластичностью в диапазоне от 1 до + бесконечности. 
Положение, что для каждого бала с эластичностью спроса по доходу, меньше единицы (0 < ЕI 1 для конкретного потребителя, называется законом Энгеля. Коэффициент эластичности по доходу позволяет судить о том, какая именно отрасль имеет шанс на процветание в будущем, а какую ожидает сокращение производства. 
Отрицательный коэффициент или коэффициент с очень небольшим положительным значением подсказывает, что отрасль ожидает сокращение производства в будущем. 
Положительный коэффициент говорит о том, что вклад данной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики, что очень благоприятно для отрасли.

Информация о работе Шпаргалка по «Микроэкономике»