Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 15:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Мировой экономике".
19. Виды таможенных тарифов и их классификация.
Тариф – сбор, взимаем
с тамож ст-сти тов при
22. Сущность
и формы, причины и
ММигр-яК - процесс изъятия
части К из нац оборота в
дан стране и перемещ-е его
в тов или ден форме в производ
20. Всемирная
торговая организация (ВТО) и
ее роль в регулировании
Форм-но ВТО создана в 1995 году, фактически сущ-ет с 1947 г. Осн док-ты в рамках ВТО: 1. Многостор согл-я по торговле товарами. Осн - по тарифам и торговле (ГАТТ), а также по с/х-ву; по техническим барьерам в торговле; по инвестиционным мерам в торговле и т.п. 2. Генеральное согл-е по торг услугами (ГАТС). 3. Согл-е о торговых аспектах прав ИС (ТРИПС). 4. Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров. 5. Согл-е о либерализ-ии законод-ва по м/унар финансам (вступило в силу с марта 1999 г.), предусм упрощение открытия фин, страх компаний и банков с иностр инвестициями в присоединившихся гос-вах. + согл-я по либер-ции м/унар телекоммуникаций, о снятии огр-ий в сфере торговли информ технологиями. Секретариат ВТО находится в Женеве. Центр задача ВТО – либерализ-я мир торговли путем последоват-го сокращ ур-ня импортн пошлин и устранения разл нетарифн барьеров. Исходит из того, что расширение м/унар обмена позволит опт-но исп-ть мир ресурсы, обесп стабильность эк развития стран и сохр-е окр среды.Основопол принципы ВТО: предоставл-е режима макс благоприятствования во взаимн торговле на недискриминацион основе; взаимное предоставл-е нац режима товарам и услугам иностр происхожд-я; «прозрачность» торг политики; разреш-е торг споров путем консультаций и переговоров. Высший орган – Министерская конференция. Конференция назначает Ген директора. Между сессиями созывается Ген совет, к-ый курирует деят-сть Органа по урегулир-ю споров и Органа по обзору торг политики. Под рук-вом Генсовета: Совет по торговле товарами; по торг услугами; по торг аспектам прав Инт С-сти. В рамках Советов - комитеты по соглаш-ям и переговорн группы. В ВТО практикуется принятие решений консенсусом или больш-вом голосов. Членами ВТО являются 152 гос-ва. Около 40 государств имеют в ВТО статус наблюдателя. В том числе Россия, РБ, и другие. Членск взносы в ВТО опр-ся по доле страны в мир торговле (ср знач-е за последн 3 года). Доля РБ в мировой торговле – 0,06%, т.е. потенциально ее взнос м составить около 60 тыс. швейцарских франков в год.
21. Внешнеторговая политика Республики Беларусь. Перспективы вхождения Республики Беларусь в ВТО.
Внешнеторг пол-ка РБ осущ-ся в целях созд-я благопр усл для резидентов РБ - участников внешнеторг деят-сти, пр-лей и потр-лей товаров, заказчиков и исполнителей услуг. Осн на след принципах: -гибкость внешнеэк деят-сти.-сбалансированность (тк необх-мо снизить степ привязанности нар х-ва к рос сырью, но и – повышать эф-сть внешнеэк сотр-ва РБ с РФ как осн торг партнером). -активность позиции гос-ва в регулиров внешнеэк деят-сти. -избирательность протекционизма (гос-во обесп макс защиту наименее конкурентосп нац отраслям, более сильн отрасли м действовать в условиях конкур и по отношению к ним протекц меры не д прим-ся). -«точечного» включ-е эк-ки в МРТ т.е. на ур-не отд субъектов или регионов (в РБ 6 СЭЗ с особым, льготным режимом хоз-ния). В РБ внешнеэк сектору отводят роль эк стабилизатора, т.е. внешнеторг деят-сть д обесп устойчив сохр-е ур-ня развития, поддерж-е опт эк пропорций и макроэк равновесия. В целях обесп-я м/унар защиты торг отношений и упрощения торг процедур РБ стремится сталь полноправным участником ведущих м/унар торг орг-ций, в частности, ВТО. Процедура присоед-я к ВТО состоит из след этапов: 1. Получ-е статуса наблюдателя. РБ с дек 1992 г. 2. представление заявления о начале процедуры присоед-я. На это заявление д/б получено соглаш-е всех стран-участниц. Было напр 17 сент 1993 г. 26 окт получ согласие.3. Созд-е группы по присоед-ю (представители ЕС, США, Канада, Яп, Австрал, Швейцар, Норвег, Польш, Турц. 4. Предоставл-е страной Меморандума о торг режиме,(5 декабря 1995 г.) 5. Обсуждение Меморандума. Страна получает вопросы д предст ответы. Их перед в Секретариат ВТО, затем в раб группу, та д назнач дату начала многостор переговоров (1-ое засед по РБ 4-6 июня 1997 г. одобрен Меморандум режима торговли+ список доп вопросов. Меморандум принят и разреш переговоры двустор раб гр. 6. В ходе двустор переговоров д/б урег взаимн претензии, если они имеются. С окт 1997 г (41 страна), июнь 1997 г., в апр 1998 г., в марте 2001 г., янв 2003 г., с 26 янв по 3 февр 2004 года. Преимущества присоед-я к ВТО – стабильность, безопасность и предсказуемость в развитии торг отношений с членами ВТО, среди к-ых все осн торг партнеры РБ. + свободно и без огр торговать на осн мир рынках. +обесп доступ к правовому механизму разреш-я споров ВТО для защиты эк интересов страны.+доступ к информ базе ВТО, свозм-сть получ-я инф-ии о политике стран в обл внешн торговли, о действиях всех членов ВТО. +возм-ть исп-ть ВТО для продвиж-я своих торгово-эк интересов на рынках стран-участниц ВТО. -- откытый доступ на рынок РБ всем иностр фирмам из стран ВТО. – фикс-я предельн объемов дотир-я АПК, прекратить дотации убыточных хозяйств.
34. Проблемы
и значение привлечения
За 2007 г поступило иностранных инвестиций на сумму 5 421,9 млн. долл (по сравн-ю с аналог периодом 2006 г их объем увел-ся в 1,34 раза). В 2007 г поступило 1 313,5 млн. долл. США прямых инвестиций. что в 1,8 раза больше по сравнению с 2006 г.
Значит объемы ПИИ поступили от резидентов Швейцарии (44,2% от общего объема прямых инвестиций), России (16,7 %); Кипра (16,3%), США (2,9%), Эстонии (2,7%), Латвии (2,5%), Германии (2,1%), Нидерландов (2%). Наибольш суммы ПИИ были напр в такие отрасли как общая коммерч деят-сть по обесп-ю функц-я рынка — 623,6 млн. (47,5%), пром-сть — 227,1 млн. (17,3%), связь — 147,1 млн. (11,2%) и торговлю — 73,4 млн.. Рост ПИИ был обусл продажей крупных объектов, принадл-их гос-ву: пакета акций «Белтрансгаз» и доли правительства в уст фонде «Мобильная цифровая связь». Осн формами привлеч-я ПИИ: кредиты и займы, получ от прямых инвесторов и проч прямые инвест и реинвестир-е. Данные за 2006 год (региональное распределение) : Лидер по объему привлеченных ИИ – г.Минск. Объясн-ся тем, что Минск - регион с развитой торговой (в первую очередь внешнеторг), транспортн и информац инфрастр-рами и высоким потребительским спросом. Как и по объему привлеченных, г.Минск занял 1 место по объему накопленных ИИ. За ним последовали Минская и Гомельск обл. Низка их доля в Гродн и Витебск обл.
23. Теории ПИИ.
1. Парадигма «летящих гусей» эк развития Акамацу, 30-ег. Коджима, 78г. Озава, 95г. (3 стадии и роль инвестиций: 1) иностр пр-ция ввозится в страну; 2) с ростом внутр спроса на товар организуется отечествен пр-во; 3) страна становится пр-лем и экспортером данного товара. ТНК, размещая филиалы, ускор эк развитие развивающихся стран.) 2. П-ма цикла м/унар пр-ва товара, Вернон, 66г. (Жизн цикл товара в м/унар торговле вкл 3 фазы: 1) созд-е и пр-во нового товара; 2) перемещ-е пр-ва товара в страны с меньшим ур-нем развития и дешевыми рес; 3) страна-разработчик товара прекращ его пр-во и импортирует его из развивающейся страны.)
3. Теория транснац-ции в усл монополистич конкур-ии, Хаймер, 60 г., Киндельбергер, 69 г. (Объяснены мотивы иностр инвесторов: 1) реализ-я эф-та масштаба; 2) исп-е конкур преимуществ товара на зарубежн рынке; 3) исп-е дешевых или редких ф-ров пр-ва; 4) гос политика либерализации рынка капиталов.). 4. Прямые иностранные инвестиции и олигополист конкур-я, Никкербоккер, 73 г., Грэм, 78 г. (В олигополист отраслях сначала компании-лидеры инвестируют за рубеж, позже следуют их конкуренты на внутр рынке.) 5. Теория интернализации, Баккли, Кассон, 76 г. Ругман, 81 г. (В отраслях эк-ки с высокими затратами на НИОКР компании отмечаются самой высокой активностью в осущ-ии зарубежн инвестиций . Осн иностр инвесторы - компании, к-ые имеют лидерство и наибольшие конкур преимущ-ва на нац рынке. Они усиливают свою эк мощь и конкурентоспос-ть, создавая сеть зарубежных филиалов.). 6. Эклектическая п-гма, Даннинг, 81 г. (Объем иностр инвестиций компании зависит от 3 преимуществ: 1) преимущества собств-сти (размер компании, ноу-хау, менеджмент, квалиф-я персонала, торговые марки и др.); 2) преимущества размещ-я зарубежн пр-ва (низкие цены на ресурсы, полит стабильность, развитая инфрастр-ра, соц-культурн близость и др.); 3) степень интернализации компании (экономия издержек, экономия масштаба, преодоление торг барьеров, уменьш-е налоговых платежей). 7. Путь инвестиционного развития наций Даннинг, 81 г. (Импорт и экспорт ПИИ зав от ур-ня эк- развития , страны проходят этапы: 1) низкие объемы привлечения и экспорта К ПИИ; 2) возрастающие объемы ввоза зарубежн капитала и низкие объемы экспорта; 3) более быстрый рост экспорта ПИИ по сравн с импортом; 4) экспорт ПИИ равен или опережает по темпам роста импорт; 5) экспорт и импорт продолжают расти. Страны с трудоемкими, низкотехнологичн пр-вом, развитой добывающей пром-стью почти всегда импортируют капитал.) 8. ПИИ и конкурентное преимущество наций, Портер, 90 г. (Высокая конкурентосп-сть компаний явл-ся определяющим ф-ром для ПИИ). 9. Модель мультипликатора Дж. Кейнс, 36 г. (Эф-т мультипликатора осн на 2 закономерностях: 1)для эк-ки хар-ны повторяющиеся непрерывн потоки расходов и доходов; 2) любое изм-е дохода повлечет изм-е в потр-ии в том же направлении, что и изменение дохода. Изм-е инвестиций порождает цепную реакцию, которая хотя и затухает с каждым последующим циклом, приводит к увеличению ВВП.)
24. Международная корпорация (МНК): понятие, черты, виды, роль в мировой экономике, мировой торговле.
МНК - важнейшие действующ субъектами в соврем мир х-ве. МНК – активн участн МРТ, способств его развитию. Причины возникн-я МНК: интернационализ-я пр-ва и К на осн развития произв-ных сил, перерастающих нац границы; стремл-е к получ-ю сверхприбыли; жесткая конкур-я треб концентрации фин ресурсов с целью орг-ции высокоэф-ного пр-ва и развития множества форм освоения товарн рынка. Критерии, по к-ым компанию можно отнести к МНК: доля иностр операций в доходах фирмы д сост-ть 25% и более; число зарубежн филиалов или кол-во стран, где действует компания д/б не менее 6; величина годового оборота д/б >1 млрд. долл.; компания д иметь многонац акционерн капитал, т.е. владеть не менее чем 25% «голосующих» акций в зарубежных фирмах трех и более стран. Отличит признаки МНК: существов-е многонац руководящего центра; комплектование администрации иностр филиалов кадрами, знающими местные условия. Виды МНК: 1. Интернац-ная – в формир-ии акционерн капитала участвуют субъекты хоз-ния 2 стран 2. Многонац-ная –субъекты хоз-ния >2 стран. 3. Транснац – нац монополия с зарубежными активами. 4. Глобальн – компания, масштабы деят-сти к-ой приняли глоб хар-р и 3-4 региональных управленческих центра. 5. Финансово-пром группы – совок-сть юр лиц, действующих как осн и дочерние общ-ва, полностью либо частично объединившие свои мат и немат активы на основе договора о совместной деят-сти с целью технологич или эк интеграции. ++ деят-сти МНК: распростр-е достижений НТП в развивающихся странах; модерниз-я пр-ва; обесп-е занятости; обесп-е более высокого ур-ня з/пл и повыш-е ур-ня жизни нас-я; активное вовлечение эк-к в МРТ. – деят-сти МНК: противодействие реализации нац эк политики тех гос-в, где МНК осущ-ют свою деят-сть; наруш-е гос законов; установл-е моноп цен, диктат условий, ущемляющий интересы развивающихся стран; подавление менее конкурентосп местных фирм; загрязнение окр среды путем орг-ции и переноса вредных пр-в. Свод принципов и правил по ограничительной деловой практике, принятый Генер Ассамблеей ООН, напр против моноп-ких злоупотр-ий в обл конкуренции на мир рынках; Трехсторонняя декларация МОТ, предусм целый ряд правил поведения ТНК в сфере найма раб силы, подготовки кадров, обесп-я соотв-щих условий труда и жизни рабочих. Все они принадл к числу добровольно соблюдаемых, т.е. МНК могут не придерживаться опр в них принципов, но они же служат основой для принятия нац законодат-ных актов, обязательных для исп-я.
ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТНК
+ Для принимающей страны- Получ-е доп ресурсов (капитал, технологии, квалифиц труд); рост пр-ва и занятости; стимулир-е конкуренции; получ-е госбюджетом доп налоговых доходов.
+ Для страны, вывозящей капитал- унификация эк «правил игры» (импорт институтов), рост влияния на другие страны; рост доходов.
+ Для всего мирового хозяйства-1) стимулир-е глобализации, рост единства мир хоз-ва; 2) глобальное планир-е – созд-е предпосылок для «соц-ного мир хоз-ва»
- Для принимающей страны- внешн контроль за выбором специализации страны в мир хоз-ве; вытеснение нац бизнеса из макс привлекательных сфер; рост неустойчивости нац эк-ки; уклонение бизнеса от налогов.
- Для страны, вывозящей капитал- снижение гос контроля; уклонение бизнеса от налогов.
- Для всего мирового хозяйства- появление мощных центров эк власти, действующ в частных интересах, к-ые могут не совп с общечеловеческими
25. Понятие и структура мирового рынка ссудных капиталов (МРСК).
МРСК – совок-сть спроса и предл-я на ссудный капитал заемщиков и кредиторов разн стран. Его задача: аккумул и перераспр-е фин ресурсов во всемирн масштабе. Стр-ра упр-я МРСК: основа – проф-ные участники рынка, выступающ в роли посредников м/у заемщиками и кредиторами разных стран (фин компании, фондов биржи, крупнейшие транснац банки и др кредитно-фин учр-я и осн заемщики : гос органы, ТНК, м/унар и региональн орг-ции. Важнейший фин центр мира - Нью-Йорк (емкий рынок капитала США) – комплексн рынок цен бумаг. Нью-йоркск фондов биржа — крупнейшая в мире. В Евр ведущий фин центр - Лондон, т к он занимает 1 место по вал, депозитн и кредитн операциям. Цюрих и Франкфурт-на-Майне, Люксембург. Восток — Токио, Сингапур, Гонконг. Центр звено соврем МРСК – т/н рынок евровалют, вненациональный рынок ссудных капиталов. Кредит – ссуда в ден. или тов. форме, предоставл. на усл. возвратности, срочности и выплаты опред. % за её использ. Межд. кр. – движ. ссудного кап-ла в сфере межд. эк. отнош., и связанное с предостовл. ден. или тов. ресурсов. Формы: бановский кредит, фирменный, лизинг, факторинг (форма кредит-я связана с кредитом постащика, срок обычно не прев. 1г), форфейтинг (кредит-е внешнеэк. операций в форме покупки у эксп-ра векселей, акцептованных импор-ом). Классиф: по источнику (внутр., внеш., смеш), по назнач. (коммерческие, финансовые, промежуточные), по видам предостовл. (тов., вал), вал. кредиты по вал. займа (в ва. страны должника, в вал. страны кредитора, в вал. 3-ей страны, в межд. вал), по срокам (сверхсрочн. (до 3мес), краткоср. (до 1г), ср (1-5), долго (>5)), по обеспеченности (обеспеч., не), по субъектам (частный, правительств., част-гос.).
28. Международный рынок ценных бумаг (РЦБ): понятие, виды и характеристика.
РЦБ (фондов рынок) - сегмент фин рынка (наряду с рынками ссудного капитала, вал, страх и рынком золота), в рамках к-ого обращаются специфич фин инструменты - цб. Рынок ценных бумаг - составная обособленная часть рынка ссудных капиталов. Цен бум - особая сфера влож-я ссудного капитала, хотя сами они и не явл-ся таковым. РЦБ с сопутствующейс-мой фин институтов - та сфера, в к-ой реализ-ся отнош-я собст-сти формир-ся фин источники эк роста, распределяются инвестиц ресурсы. Осн компоненты РЦБ: - эмитенты - эк субъекты, испытывающие недост в фин ресурсах и привлекающие их на осн выпуска ц/б (юр лица); -проф-ные участники - дилеры и брокеры – (фин посредники), ч/з них осущ-ся перераспр-е свободных ден ср-в от инвесторов к эмитентам ц/б. -биржевой, внебиржевой рынки ценных бумаг; -инвесторы - эк субъекты, обладающие излишком фин ресурсов и вкладывающие их в ц/б: а) частные – нас-е; б) корпоративн инвесторы (предпр-я, обладающ свободными фин ресурсами); в) институциональные инвесторы (банки, инвестиционные фонды, страховые компании, и т.п.); -органы государственного регулирования и надзора (Минфин. Центральный банк и др.); -саморегулируемые орг-ции – объед-я проф-ных участников РЦБ, к-ым гос-вом передана часть регулируюших ф-ций; -инфрастр-ра РЦБ: а) правовая: б) информационая в) регистрационная сеть (регистратор - организация, занимающаяся регистрацией владельцев именных ценных бумаг и перехода прав собственности); г) депозитарная и расчетно-клиринговая сеть. РЦБ непоср-но склад-ся из первичного и вторичного рынков. На первичном осущ-ся эмиссия гос и др акций и облигаций. Вторичный - нецентрализ или централиз (фонд биржа) куплю-продажу эмитированных ц/б. В развитых странах с рын эк-кой масштабы эмиссии облигаций больше масштабов эмиссии акций. Это опр-ся 2 осн причинами: 1. эмитентами акций выступают только корпорации, а эмитентами облигаций - они и государство, муниципалитеты, различные некорпоративн учр-я; 2. для самих корпораций эмиссия облигаций более выгодна, поскольку обходится дешевле и дает более быстрое размещение среди инвесторов, не увеличивая при этом числа акционеров. У ц/б имеется характерн черта: обратимость, т.е. возм-сть для держателя в любой момент обратить их в деньги. Возможность обратимости ценных бумаг в зависит от ликвидности рынка к-ая тем выше, чем больше актов купли-продажи соверш с ц/б. М/унар РЦБ - это первичн рынок. Вторичный не получил адекватного развития. Сл-но МРЦБ - выпуск последних, выраженный в т/н евровалютах и осуществл эмитентами вне рамок какого-л нац регулир-я эмиссий или как совок-сть собств-но м/унар эмиссий и иностр эмиссий, т.е. выпуска ц/б иностр эмитентами на нац рынке др стран. МРЦБ вкл как рынок акций, так и рынок облигаций.