Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 15:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Мировой экономике".
39. Экономическая
интеграция: понятие, предпосылки,
признаки, формы, преимущества, экономические
последствия. Эффекты
МЭИ — объективно обусл, но регулир-мый и направл-мый процесс сближ-я, взаимн адаптации, переплетения и «срастания» нац эк с-м отд интегрирующихся стран в единое эк-кое целое. Хар-ные черты: 1. высок ур-нь МРТ. (развив-ся интенсивн обмен тов, усл, капиталами и ТР). 2. Согласов-е и координ-я внутр и внешн политики в торговле, с/х-ве, тр-те, в вал и др сферах. 3. сотр-во стран становится разнообр, реализ-ся общие проекты, организ-ся совместн предпр-я, банки, вал союзы и т.д. Развитие интегр процессов – закономерн рез-т м/унар моб-сти товаров и ф-ров их пр-ва, потребовавш более надежн пр-но-сбытов связей м/у странами и устран-я многочисл препятствий на пути м/унар торговли. Это ок возм-ым в рамках межгос интегр объед-ий на осн многостор соглаш-ий. Предпосылки: 1.Экономико-геогр-ие: терр близость гос-в, ресурсн, производств и научно-технич взаимодоп-сть и спос-сть к взаимн адаптации. 2.Культ-этнич близость (м/у нас-ем нет существ различий в языке, традициях и обыч). 3.Общие историч корни народов. 4.Соц-полит. Необх-мо стремл-е к объед-ю подавляющ части нас-я стран и полит воля рук-ва. Формир-е: 1 этап – заключ-е преференциальные торг соглаш-ий, т/е они предост более благопр режим др др-у, чем 3-им стр. 2 этап – созд-е зоны своб торг, предусм постеп отмену тамож тарифов во взаимн торг при сохр их для 3-их стран (м возникн межгос секретариат). 3 этап – обр-е тамож союза (ТС), предпол согласованную отмену нац тамож тарифов и введ-е общего тамож тарифа и единой с-мы нетарифн регулир-я торговли в отнош 3их стран. + беспошлинн своб торг-ля внутри объед-я.Треб-ся созд-н развитой смы межгос органов, координирующ провед-е внешнеторг политики. 4 этап — общего рынка (ОР) — договор о свободе движ-я ф-ров пр-ва — кап и раб силы. 5 этап – созд-е эк союза (ЭС)т/е+корд-я макроэк политик и унификация законод-ва в вал, бюдж, ден обл. 6 этап –полит союз. Для конкурентосп-ных нац отраслей и предпр-ий интегр приносит значит выгоды за счет: новых рынков сбыта (наращ-е пр-ва и за счет эф-та масшт сниж изд-ки); доступ к более дешевым рес; ослабл-е моноп власти нац фирм с приходом иностр конкур; большая динамич-сть нац рынка, к-ый адаптир-ся к мир; Неизбежн потери, св с повыш-ем давления конкур среды и необх-стью перегрупп-ки ресурсов (потеря раб мест), негативн реакция у части нас-я, усил-е давления на эколог среду. Увел-е затрат на поддерж-е здоровой среды жизнеобитания = рост налогов. Страны со схожим ур-нем развития получают след выгоды: 1. потери перехода ок-ся наименьш. 2. распред-ны равномерно. 3. Близость интересов = проще согласов-е. 4. Ниже потр-сть стран в тамож защите товаров. Становл-е теории эк интегр-и обычно св с именем канад Вайнера: рез-т созд-я тамож союза – 2 типа эфф-тов: статич эф-ты – эк последств, проявляющ-ся сразу после созд-я тамож союза (Наибольш знач-е имеют эф-ты: Созд-е торг-ли – переориент-я местн потр-лей с менее эф-ного внутр источника поставки товара на более эф-ный внешн источник (импорт), ставшая возм-ной в рез-те устран-я импортн пошлин в рамках тамож союза. Отклонение торг-ли – переориент-я местн потр-лей с закупки товара у более эф-ного внеинтегр источникана менее эф-ный внутриинтегр, произошедш в рез-те устранения импортн пошлин в рамках тамож союза.) -динамич эф-ты – эк посл-я, проявл на более поздн стадиях функц-я тамож союза.
40. Теории интеграции.
1. Неоклассич школа (Аллэ, Гальперин, Биллей, Баласса и др.) связывает интеграц развитие с либерализ-ей внешнеэк барьеров, ограничивающих движ-е товаров, капитала и раб силы. Полн либерализ-я создает единое эк простр-во, своб от всех огранич-ий на передвиж-е товаров и ф-ров пр-ва. Следст-е: увел кол-ва конкурирующих фирм и повыш-е эф-сти МРТ. Развитие либер школы прих-ся на 60-е годы (начало интегр процессов в Евр). Осн сод-е было св с отменой количеств и тамож огранич-й и внешне имело хар-р возврата к нерегулир рын отнош-ям до 1ой мир войны. Интегр-я, утв неоклассики, - объед-е неск-их гос пространств в единое х-во, где обесп свобода рын сил. 2. Кейнсианск, или дирижистск, школа, св с концепц-ми макроэк анализа, анализируя развитие интегр процессов (Мюрдаль, Соланд, Тинберген, Хаас) дел упор не на частн капитал, а на институц-но-полит мех-зм, к-ый созд-ся в рамках интеграц стр-ры. Особое внимание необх-сти постоянного регулир-я интегр процессов. Иинтегр меропр-я де на 2 гр: Негативн интегр-я св-ся с процессом ликвидац нац администр и стоимостн барьеров., но простая либерализ-я не приводит к выравн-ю ур-ней эк развития стран (более развит ок-ся в привилегир положении и развив-ся быстрее чем др регионы. Позитивн интегр-я –процесс передачи права прин-я реш-я от нац-ных межгос органам. 3 направл-е св интегр-ю с развитием межгос-го внутрифирм пространства, внутри к-ого своб перемещ-ся товары, раб сила, капитал, технология (Хаймер, Барнет и др.), т/е созд-е внутрикорпоративн интегрир-ых стр-р в отд монополиз отраслях пр-ва. Объективн основа - тот факт, что интегр-я развив-ся неодинаково, концентрируясь в отд екторах. Микроур-нь ок-ся более значимым по сравн с гос макроурнем. Внутри транснац-ной компании свободно обращ-ся ф-ры пр-ва и товары, а упр-е этими потоками концентрир-ся в штаб-квартире ТНК. Сторонники этой теории подменяют меж- и наднац-ное рег-е глобальным надгос-ным упр-ем, осуществ-мым фирмой. Формально представ-ли близки к стор-кам 1 (идеи либерализ-и). Но жестк с-ма иерархич власти штаб-квартиры имеет мало общего со своб передвиж-ем ф-ров пр-ва. Во внешне либер-ной концепции скрыв-ся жестк централиз с-ма рег-я интегр потоков внутри интегрир-ой зоны. Ср-ва такого рег-я: с-ма централиз-го распред-я финансов, кадров и технологич потоков штаб-квартирой ТНК.
42. Североамериканская модель интеграции (НАФТА).
Наиб развитой интегр группировкой на ам континенте явл-ся Североам зона своб торг-ли (“North American Free Trade Area” – НАФТА), образован в янв 94 года США, Канадой и Мексикой. НАФТА предст собой в наст время крупнейш в мире региональн зону своб торг-ли. Её созд-е было обусл рядом ф-ров: 1. географ близостью стран-участниц и эл-тами взаимодоп-сти стр-р нац эк-к; 2. тесными торг связями м/у ними и расширяющимся произв-ным кооперир-ем;3. растущей сетью подконтрольн предпр-ий америк ТНК в Канаде и Мексике и Канадск ТНК в США 4. Усил-е позиций ЕС, Японии и новых индустр стран на мир рынке. Стр-ра НАФТА имеет свои ос-сти, главн отлич-е – асимметричность эк зав-сти США, Канады и Мексики. Взаимод-е хоз стр-р Мексики и Канады уступает канадо-амер и мексикано-амер интегрир-сти. Канада и Мексика - скорее конкуренты на амер рынке товаров и раб силы, соперники по привлеч-ю капитала и технологий амер корпораций, чем партнеры по интегр процессу. Др ос-сть - участники нах-ся в разных стартов усл-ях. Соглаш-е о созд-и НАФТА сод-ит след полож-я: о разл аспектах предприним деят-сти в пределах Сев Ам: доступ к рынкам; инвестиции; гарантии; услуги, права ИС-сти; гос закупки; меры, св с соблюд-ем стандартов; временный въезд для бизнесменов; разрешение споров.
41. Интеграция в Западной Европе. Европейский Союз (ЕС): этапы эволюции, механизм функционирования.
Наиб развитая в мире интегр группировка ЕС (с 6 до 27 стран), образовался из 3 интегр сообщ-в — Европ объед-я угля и стали, Европ сообщ-ва по атомн энергии и Европ эк сообщ-ва. Европ интегр-я прошла след этапы: Этап зоны своб торг-ли. В соотв с Римск договором были постеп отмен тамож пошлины и количеств огр-я на взаимн торг-лю, установлен общий тамож тариф и введена общ тамож политика в отнош 3их стран. В 65г. 3 европ сообщ-ва приняли реш-е о слиянии своих исполнительн органов. Этап тамож союза — активн развитие преимуществ тамож союза и внешнеторг пол-ки по отнош к 3им странам в рамках расширяющегося ЕС (вступл-е Дании, Ирланд и Beликобр, Греции, Португ и Исп. Целенапр единая с/х политика + един пол-ка в обл охраны окр среды и в обл исследов и технологич развития, единая вал с-ма. Этап общего рынка. ЕС ликвидировали все барьеры на пути передвиж-я товаров и ф-ров пр-ва + единая пол-ка в отд отраслях — энергетике, транспорте, по соц и регион развитию. 4ая Ломейск конвенция расширила стран в ассоциации с ЕС до 69. Этап эк союза (по наст время). Усил-е полит интегр-и и форсированное развитие вал союза на осн. договора о Европ союзе 1992 г. На 1 этапе (1990-1993) валюты всех стран ЕС включ-ся в совместн плавание в рамках европ вал с-мы и устраняются вал огранич-я; на 2м этапе (1994-1998) созд-ся Европ вал институт и усилив-ся корд-я макроэк пол-ки; на третьем этапе (с 1999 г.) взаимно фиксир-ся курсы валют, затем вводится един валюта и созд-ся единый европ центр банк + вступает в силу соглаш-е о едином эк пространстве м/у 15 странами ЕС и 3 странами ЕАСТ (Исланд, Норвег и Лихтенштейн). Крупн достиж-е ЕС – созд-е единого внутр рынка (к нач 93 г. м/у странами ЕС были устран все тарифн и нетарифн огр-я во взаимн торговле товарами и услугами, вкл транспортн и фин услуги; ликвидиров все огранич на межгос передвиж-е капитала внутри ЕС, введено взаимн признание фин лицензий; нац огранич-я импорта пром товаров из 3их стран замен едиными для ЕС механизмами кол-ных огранич-ий на имп; введены мин технич требов-я к стандартам, взаимн признание рез-тов испытаний и сертификации; открыты рынки гос закупок для фирм др стран ЕС. Управл-е ЕС: Европ парламент — представит-ный и консультативн орган, приним реш-я совм-но с Евро Советом по вопросам внутр рынка, бюджета ЕС, принятия нов членов, заключ-я соглаш-ий об ассоциации с разв-ся странами и сотр-ве со странами с перех эк-кой. Имеет право вето в опр обл (охрана окр среды, к-ра, образ-е, молодежн пол-ка). Евр Совет — директивн орган, собирающийся на периодическ засед-я (не реже 2 раз в год) в составе глав гос-в и правительств стран-членов ЕС и председателя Комиссии ЕС (смен кажд 6 мес). Совет ЕС — межправительств орган. Засед-я по мере необх-сти и собир-ся, в зав-сти от обсуждаемых вопросов, на уровне министров иностр дел, финансов, эк-ки, с/х-ва, тр-рта и т.д. Комиссия ЕС — надгос-ный исполнительн орган. Сост из членов, назнач прав-вами стран на 5 лет. Комиссия упр-ет повседневн деят-стью, готовит предл-я на рассмотр-е Совета, осущ-ет контроль за вып-ем реш-ий Совета нац прав-вами и осущ-ет все отнош-я от лица ЕС с 3ми странами, Местопреб — Брюссель. Суд ЕС — верховн судебн инстанция ЕС, сост из 13 судей, назнач на 6 лет по взаимн соглаш-ю м/у прав-вами стран, набл-ет за единообр-ем прим-я правов док-тов, опр-ет соотв-вие законод-ву правовых актов Комиссии и Совета. Любая страна ЕС и Комиссия имеют право возбудить дело в Суде. Эк развитие в усл европ эк и вал союза неоднозначно. Макроэк динамика развития стран в ЕС различна. Ден политика эф-на, евро стабилен, менее эф-на инновац поли-ка, невысоки темпы эк роста, есть пробл безр-цы др соципроблемы.
43.Интеграция
в Азиатско-тихоокеанском
Ос-ть интегр процессов в Аз-Тихоок регионе (АТР): формир-е субрегион очагов интегр-и, степ интегрир-сти внутри к-ых различна и имеет специфику. В регионе целый ряд локальных зон из 2 или неск-ких стран. В Юго-Вост Азии - довольно развитая стр-ра — Ассоциация стран Юго-Вост Азии (АСЕАН), в к-ую входят Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней, Вьетнам, Мьянма и Лаос. Каждая из стран-членов АСЕАН св с эк-кой Японии, США и с новыми индустр-ными странами Азии. Значит часть азиатско-тихоок торг-ли (в т/ч внутри АСЕАН) прих-ся на торг-лю м/у местн филиалами яп, америк, канадск, тайваньск и южнокорейск корпораций. Растет знач-е Китая, ос-но в странах конфуцианск к-ры. Помимо АСЕАН в АТР действует еще неск самост-ных эк объед-ий – Азиатско-Тихоок эк сообщ-во (АТЭС), представленное вначале 18 странами (Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Китай, Кирибати, Малайзия, Маршалловы острова, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Республика Корея, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили), присоединились Россия, Вьетнам и Перу.Деят-сть АТЭС напр на стимулир-е взаимн торг-ли и развитие сотр-ва в таких напр, как техническ стандарты и сертиф-я, тамож гармониз-я, развитие сырьевых отраслей, тр-та, энергетики, малого бизнеса. Предпол, что к 2020 г. в рамках АТЭС будет образована крупнейш в мире зона своб торг-ли без внутр барьеров и таможен. Для развитых стран эта задача д/б реш к 2010 г.
49. Валютная система: понятие, элементы, виды и их характерные черты.
Мир вал с-ма - истор сложившаяся форма орг-ции м/унар ден отнош-ий, закрепл межгос-ными договоренностями. МВС предст собой совок-сть способов, инструментов и межгос-ных органов, с пом к-ых осущ-ся платежно-расчетн оборот в рамках мир хоз-ва. Нац вал с-ма - форма орг-ции вал отнош-ий в стране, опред-мой нац законод-вом. Осн задача ВС – опоср-е м/унар платежей. ВС – совок-сть 2 эл-тов – вал мех-зма и вал отнош-ий. Вал отнош-я – повседневн связи, в к-ые вступают частн лица, фирмы, банки на вал и ден рынках в целях осущ-я м/унар расчетов, кредитн и вал операций. Вал мех-зм правов нормы, с пом к-ых рег-ся вал отнош-я как на нац, так и на м/унар ур-не. Вал с-ма ок-ет непоср влияние на темпы роста пр-ва и м/унар обмена, цены, з/пл, т.е. на ф-ры, опред-щие эк полож-е страны. Осн составляющ ВС: 1. Валюта (в нац с-ме – нац-ная, в м/унар – резервн валюты и м/унар счетн ед-цы, а в рег-ной – валюты стран-участниц интегр группир-ки). 2. Конвертация валюты (В нац с-ме – степ конвертир-сти нац валюты, в м/унар и рег-ной – условия взаимн конвертир-сти). 3. Хар-р вал курса. В нац – режим курса нац валюты, в м/унар – регламентация режимов вал курсов. 4. Вал огранич-я. В нац – их состав и законод-но установл порядок прим-я, в м/унар и региональн – режим функц-я вал отнош-ий. 5. Орг-ция вал расчетов. В нац – порядок их провед-я, в м/унар и рег – унификация и регламентация. 6. Учрежд-я, обесп-щие функц-е вал с-мы. В нац с-ме – нац-ные банковск учрежд-я, в м/унар – м/унар и региональн валютно-фин орг-ции.
44. Развитие
интеграционных процессов в
Барьер для формир-я единого эк пространства - глубокие различия в эк ситуации в отд странах СНГ, различн алгоритмы провед-я эк реформ, разноскоростн движ-е к рынку, незавершенность рын преобр-ий. Но важнейш ф-р – полит-кий. Юрид основа формир-я с-мы интегр сотр-ва бывших сов респ - Договор о созд-и Эк союза СНГ (Москва 24 сентя 93). Стороны признали необх-мым согласов-е пол-ки в обл труд отнош-ий и обесп-ии безвизового режима перемещ-я граждан в пред терр-ии эк союза. Речь в согл идет о поэтапном углубл-и интегр-и путем созд-я ассоциации своб торг-ли, Тамож союза и Общего рынка. Док-т закреплял стремл-е гос-в создать мощное эк объед-е по типу ЕС. При всех недост созд-е Тамож союза РФ и РБ еще в 94 г. гарантир им надежн защиту от внешн конкур-ии по сравн-ю с Зоной своб торг-ли. В рамках Тамож союза предусм унификация хоз-х законод-в и выравнив-е усл хоз деят-сти Прав-ва отд стран СНГ стали подпис двустор док-ты по прим-ю разл огр-ий и запретов во внешн торг-ле, не учитывая интересы др членов СНГ, нарушая правов осн режима своб торг-ли. В рез-те не оформ ни зона своб торг-ли, ни един тамож тер-я с общ с-мой упр-я. Развитие интегр процесса в СНГ противоречиво. Различные эк интересы стран-участниц Тамож союза не позв им созд общий перечень тарифн и нетариф методов рег-я своб торг-ли, унифицировать полож-я 2стор соглаш-ий о своб торг-ле. Следствие : свертыв-е взаимн деловой активности. 10 окт 2000 г. РФ, РБ, Казахстан, Киргизия и Таджикистан подпис Договор о созд-ии Евразийск эк сообщ-ва. В Еэк сообщ-ве 5 стран переходят на стандартн м/унар процедуру прин-я реш-ий. Суть ее: число голосов, принадл 1 стране, д соотв-ть доле, к-ую она внесла в бюджет Евразэс. Взносы пропорц-ны эк потенциалу кажд страны. Число голосов у РФ-40 , РБ и Казахст-по 20, Киргиз и Таджикист-по 10. Наряду с «Договором пяти» на постсов простр-ве функц-ет «Договор двух». РФ и РБ 2 апр 1996 г. подписали Договор об образовании Сообщ-ва, а в след году — Дог-р о союзе России и Беларуси. М/о предп что развитие эк интегр-и стран СНГ, скор всего, будет протекать за счет движ-я регион-ных эк группировок в сторону совместн реализ-и целей, объявленных в Договоре о созд-и Эк союза.
45. Платежный баланс: понятие, принципы составления.
ПБ – системати ч перечень всех эк операций, осущ за опр период м/у резидентами данной страны и нерезидентами (резид др стран). Основа ПБ – группир-ка всех видов сделок , рез-ты к-ых св с ростом потр-стей в товарах или услугах (отток валюты из страны) или с поступлением иностр вал-ты за счет экспорта (приток в страну). Виды сделок, учитыв ПБ: 1. Экспорт/импорт тов; в него вкл-ся все товары, пересекающ тамож границу страны. 2. Экспорт/имп услуг (платежи за ок-е тр-тных услуг, туризм и др). 3. Односторонние перевды или трансферты (вкл все переводы, к-ые не прудусм-ют обратн потока ресурсов в обмен на полученные ср-ва, т/е переводы пенсий, помощь иностр гос-вам, ден переводы родственникам) 4. %ы и дивиденды, к-ые вылач владельцам акций за границу 5. Долгоср займы и инвестиции (покупка земельн участков, недвиж-сти). 6. Краткоср кредиты и займы. 7. Золотовалютн и иные резервы страны. В м/унар практике прим-ся метод двойной записи, т/е каждая внешнеэк операция , подлежащая вкл-ю в ПБ заносится в него дважды (1 отр изм-я в пассивах и активах страны, к-ые она вызывает, 2 уравновешивает 1, какими ср-ми регулир-ся взаимн требов-я и обязат-ва), соотв-но все статьи ПБ подразд на осн и балансирующие. Осн: 1. Торг б-с (рез-т сделок 1го вида), 2. Б-с услуг, 3. Б-с трансфертов (итог сделок 3 и 4вида, хар-ет место страны в м/унар расчетов), 4. Б-с по текущ операциям (общ рез-т сделок 1-4 видов, эк полож-е страны) ; 5. Б-с движ-я капиталов (сумма сд 5 и 6 вида, пок-ет роль страны на м/унар рынке каиталов) 6. Статья ошибки и пропуски (для приведения к нулю разницы А-П). 7. Б-с офиц расчетов – итогов с-до по вышеназв осн разделам ПБ. 8. Балансирющ статьи вкл гос официальн резервы, резервн квоты МВФ. Роль резервов: поддерж-е курса валюты, обесп-е кредитосп-сти нации, страх-е от потерь при стих бедствиях. Текущие оперции и движ-е капитала – осн статьи, резервы гос-ва и движ-е краткоср капитала – балансирующ.