Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Национальная экономика".
В качестве барьеров выступают:
Внешние предпосылки: учет гл. тенденций развития цивил-ции, встраивание в мировые процессы глобализации и информатизации, интеграция и сотруд-ство в мировом и регион. масштабах.
Важными политическими предпосылками формирования ПМЭ являются:
Для успешного построения ПМЭ необходимы предпосылки и преобразование в действующей экономической системе страны (системные условия):
Важн. внутрисист. предпосылками построения ПМЭ явл. поддержание здоровой эк. среды, обесп-ние стабильного эк роста, повышение благосостояния населения и целенаправленное соверш-ние в связи с этим макроэк п-ки (бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, валютной, ценовой и т.д.)
Приоритетными предпосылками и направлениями преобразований долговременного характера, ориентированными на построение ПМЭ, являются:
Представление о том, что либерализация и рын. свобода быстро приведут к созданию норм. рын. отношений, оказалось глубоко ошибочным. Поэтому при переходе к рын. эк-ке в решении проблем форм-ния и функц-ния институтов рын. типа стартовая роль должна отводиться гос-ву. Его стратегич. цель в переходной период — содействие системному форм-нию новых эк отношений, создание реальных условий для дальнейшей либерал-ции и дебюрократизации эк-ки, устранение администрат. барьеров при орг-ции и ведении бизнеса. Вместе с тем гос-во должно жестко контролировать и обеспечивать соблюдение хоз. субъектами законод-ва, регламентирующего права собственности и правил поведения на рынках.
Т.обр., базовые принципы переспективной модели свидетельствуют о том, что наша страна отвергает крайности либерализма, огосударствление эк-ки, выбирает собств. путь построения будущей эк системы с сильным гос-вом, эф-ным рын. механизмом и его соц ориентацией. Определение новой роли гос-ва и общ-ва, развитие демократии и общ-ных отношений повысят эф-сть механизмов соц взаимодействия, трансформации эк-ки и соцсферы как важных предпосылок построения перспективной модели эк-ки.
37. Основные
черты и этапы соц.-
Все страны стрем. к общим целям развития общ-ва, но идут к ним своим путем (исходя из нац. интересов, тер-рии, населения, прир. рес-сов, историч. пути и др.) Путь, избран. РБ: построение соц. ориентир. рын. (смешан.) эк-ки.
Соц. ориентир. рын. эк-ка: высокоэффект. эк-ка с развитым предприним-вом и рын. инфраструктурой, действенным гос. регул-ем распред-я доходов, заинтересов-щим предпринимателей в расшир. и соверш-нии пр-ва, а наемных работников в высокопроизводит. труде.
Она гарантирует высок. ур. благосост. добросовестно раб-щим членам общ-ва, достойное соц.обеспеч. нетрудосп-ным, престарелым, инвалидам, женщинам, находящ. в отпусках по уходу за детьми, эффективн. охрану жизни, здоровья, прав и свобод всем гражданам. Бел. модель развития формир-ся с переходом от команд.-администр. сис-мы к рын. отнош., наход-ся на начальн. этапе становл., но уже сегодня ясно проступают основ. черты, кот. определ. ее общность с рыноч. и переходн. к рынку моделями эк-ки и одновременно ее специфику.
Президент страны в 1 из своих выступлений охарактеризовал бел. модель развития и подчеркнул черты этой модели:
1)сильн. и эффектив. гос.власть, обеспеч-щая полит. стабильность, безопасность, соц. справедливость и обществ. порядок;
2)равенство различн. форм собственности, в основе кот. лежит глав. критерий разв. эк-ки: эффективность ведения хоз-ва. Т.е., приватизация рассматр-ся как ср-во поиска заинтересованных инвесторов, создания эффективного собственника;
3)многовекторность внешнеэкон. пол-ки страны в усл. глобализации;
4)актив-ция интеграц. процессов со странами СНГ и РФ;
5)сильн. соц. политика гос-ва, инвестиции в здоровье, образование, проф. и культ. развитие личности, адресная соц. помощь.
Модель бел. эк-ки содерж-ся в стратегич. док-тах: Нац. стратегия устойчивого развития до 2020 г. и Концепция соц.-эк. развития РБ до 2015 г. Перспективная модель эк-ки должна обеспечивать:
1.преемственность действующей бел. модели развития и ориентация на мировой опыт;
2.единство соц. и эк., сочетание эк. эффек-ти и соц.справедливости;
3.единство частн. собств. и интересов гос-ва, ответств предпринимателя перед обществом;
4.эк. свободу чел. и свободу эк. выбора;
5.равенство гос. и частных субъектов рын.отнош.;
6.эк. и соц. партнерство;
7.ориентацию на жизн. потребности населения и рост его благосост.;
8.стабильность стратегич. курса на соц.правовое государство;
9.приоритет прав граждан;
10.ответственность гос-ва перед гражданами и соц. защиту;
11.ограничение сфер действия административ. мех-ма гос. регул-ния;
12.сочет. свобод. конкур-ции с регулир-ем;
13.взаимодействие институтов труда и капитала в рамках соц. партнерства.
Наша страна отвергает крайности и либерализма, и огосударствленной эк-ки, выбирает свой путь построения буд. эк.сис-мы с сильным гос-вом, эффект. рын. механизмом и его соц. ориентацией. Роль гос-ва в упр-нии эк-кой при переходе к рынку во многом возрастает: как политич. руководителя переходных к рынку процессов; гаранта соц. защищен. малоимущих слоев общ-ва, в т.ч. от коррупции, криминальной среды; обеспеч. роста благосост. народа, финанс. и ценовой стабильности и др.Эти основные хар-ки перспективной модели эк-ки РБ как рын. эк-кой сис-мы соц. ориентированного типа наполняются реальным жизненным содержанием в ходе реал-ции стратегич. и тактич.программ соц.-эк-ого развития страны.
Этапы построения перспективной модели эк-ки(ПМЭ): Практические
1)(2001-05)создание усл. для возобновления устойч. эк. развития, повыш. ур. жизни народа на основе роста эфф-ти реального сектора эк. Надо: завершить создание необход. законодательно-норматив. базы реформ-ия эк-ки и эффективного функционир. субъектов хоз-ния; приступить к реформир. и реструктуриз. крупных и средних п/п; осуществить санацию, перепрофилир. и закрытие бесперспектив. п/п с реализацией мер по обеспеч.занят-ти и преодол. безработицы; улучшить финан-ние п/п и орг-ций на основе гос. макроэкономич. регулир-я и полное использ-ие рыноч. мех-мов хоз-ния.
2)(до 2010)цель: создание макроэк. усл. для стабильн. соц.-эк. и экологич. развития, повыш. ур. жизни народа на основе роста эфф-сти и конкурентос-ти нац. эк-ки. Надо: заверить создание законод.-прав. базы устойч. разв-ия, заложены основы для форм-ия новой модели бел. эк-ки, обеспеч-щей эффектив-е воспроиз-во благ и услуг, обладающей потенциалом долгосроч. динамич. роста и позволяющей решать задачи стабильного повышения благосост. народа, модерн-ии производствен. аппарата, обеспечения безопасности страны, что требует усиления эк. ф-ции гос-ва в построении основ рын. эк-ки. Приоритет. направл.: технологич. перевооруж. пр-ва на базе внедрения наукоемк. ресурсосберег. технологий, стимулир. внутр. и внешн. инвестиций, гос.поддержка малого предпр-ства, укрепление и развитие матер-но-технич. базы отраслей и сфер, обеспеч-щих соверш-ние чел. потенциала и развитие науч.-инновац.деят-ти.
3)(2011-20)Цель:развитие хоз. деят. в пределах воспроизводств. возмож. биосферы и переориент. чел. ценностей с материально-веществ. на духовно-нравств. Будет форм-ся постиндустриальн. информац. общ-во с новым технологич. базисом, обеспеч-щим переход к ресурсосберег-му типу воспроиз-ва, а эк. развитие обеспеч-ся за счет функц-ния зрелых институтов рын. эк-ки, углубл. структур. преобразов., расшир. частного бизнеса, широкого внедрения достиж. науки и техники, создания экологич. чистых производств, ускорения интеграц. процессов со странами ближн. и дальнего зарубежья, сбалансир. раз-ия территорий. Соверш-ие соц. процессов должно базир-ся на принципах зрелой демократии и гражд. общества.
Опыт прошедш. лет показал, что стратегия рефор-ия, ее концептуальн. основы и практика реализации оказ-сь правильн. Но это не освобождает науч. институты и гос.стр-ры от необход-ти совершенс-ть и теоретико-методолог. основы, и программно-целев. подходы к реализац. перспектив. модели эк-ки страны.
38.Рыночные институты и рынок факторов производства.
Основ. знач. в построении рын. отнош. имеет создание адекватной законодательн. и институц. базы, организационной инфраструктуры.
Рын. эк-ка: в кот. только решения самих потреб-лей, поставщ-в рес-сов и частн. фирм определяют стр-ру распределения рес-ов.
Рынок: сов-сть институтов, обеспеч-щих орг-цию совмест. эк. деят-ти людей, эк. обмена м/у ними в форме купли-продажи товаров и услуг, основ-ого на таких принципах, как:
• частн. собств-сть.;
• добровольн. и эквивалент. взаимодействие самост. и независ. эк. субъектов;
• конкуренция.
«Рыночность» институтов опред-ся соотв-вием их хар-ра основн. принципам рын.эк-ки, таким как:
• свобода хоз.деят-ти;
• всеобщность рын. отнош.;
• плюрализм и равноправие форм собств-ти;
•саморегулир. хоз. деят-ти;
• свободн. ценообразов.;
•самофинансир. и эк. ответств-ть;
• гармонич. сочет. гос-ва и рынка.
Степень реал-ции этих принципов указ-ет на уровень зрелости рын. институтов как формальных (правовые нормы, законы и нормат. акты, и т.д.), так и неформальных (моральные нормы, традиции, обычаи, и др.). При анализе рын. институтов и видов рынков важен макро-(блоки нац. статистики) и микроуровень (сов-сть эк. субъектов: предприним-лей, наем. работников и т.д.).
Задача науч. анализа: проследить как выстраиваются институц. формы в повседневном взаимод-вии эк. субъектов. В основу структурир-ия и классифицир-ния типов рын. эк-ки, рынков и рын. институтов положим такие признаки и критерии, как эк. субъекты и объекты, отрасли и др.
Признак субъекты: |
Рынок покупателей, продавцов, госзакупок, посредников |
объекты: |
товаров и услуг, рабочей силы (труда), капитала, финансовый и т.д.; |
отрасли: |
автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.д.; |
характер продаж: |
оптовый, розничный; |
территория: |
мировой, региональный, национальный, местный. |