Шпаргалка по "Национальная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Национальная экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

Natsionalka.docx

— 477.86 Кб (Скачать файл)

В качестве барьеров выступают:

  • несовершенство законодательно-нормативной базы, сохраняющей преобладание администрат. рычагов и бюрократ. препон в упр-нии экономикой;
  • недостаточное развитие конкурентной среды на внутр. рынке Т и У, капиталов, раб. силы;
  • критич. ур-нь износа активной части осн. произв. фондов и устаревшие в большей части произв. технологии, неразвитость инновац- и информационно-коммуникационной инфраструктур;
  • недостат. ур-нь менеджмента, подготовки и переподготовки кадров для работы в рын. условиях;
  • чрезмерное налоговое бремя на товаропроизводителей;

Внешние предпосылки: учет гл. тенденций развития цивил-ции, встраивание в мировые процессы глобализации и информатизации, интеграция и сотруд-ство в мировом и регион. масштабах.

Важными политическими предпосылками формирования ПМЭ являются:

  • построение социального правового демократического государства;
  • эволюция обществ. стр-р в напр-нии институтов соврем.гражданского общ-ва;

Для успешного построения ПМЭ необходимы предпосылки и  преобразование в действующей экономической  системе страны (системные условия):

  • в реальном секторе — создание эффект. и кокурентоспособной эк-ки на основе структурной перестройки, модернизации и обновления технологич. базы пр-ва, выпуска высокотехнологич. наукоемкой продукции, развитие сферы услуг;
  • в фин. секторе — форм-е фин. стр-р и механизмов, ориентир-ных на выживание (быстроокупаемые проекты), на долгоср. крупные проекты нац и м/н масштабов;
  • в институц-правовой сфере — построение системной законодат основы, закрепляющей в правовом пространстве принципы и институты социально ориентированной рыночной эк-ки;
  • внешнеэк. сфере — ориентация на принципы открытости нац эк-ки внешнему миру, многовекторности внешней п-ки, учитывающей первичность суверенитета нации и гос-ва, влияние процессов глобализации, регионализации, информатизации, глубоких перемен в мировом геополитическом пространстве;
  • области упр-ния и регул-ния соц-эк процессов — гибкое сочетание прямых и косвенных методов регул-ния, решение текущих и перспективных задач на основе новых информац технологий, совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров.

Важн. внутрисист. предпосылками  построения ПМЭ явл. поддержание  здоровой эк. среды, обесп-ние стабильного эк роста, повышение благосостояния населения и целенаправленное соверш-ние в связи с этим макроэк п-ки (бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, валютной, ценовой и т.д.)

Приоритетными предпосылками  и направлениями преобразований долговременного характера, ориентированными на построение ПМЭ, являются:

  •   построение структурного и институционального каркаса ПМЭ;
  •   создание национальной инновационной системы;
  •   реформирование отношений собственности, развитие рын. институтов, малого и среднего предпринимательства;
  •   развитие человеческого потенциала;
  •   оптимизация роли государства в регулировании и реформировании экономики и социальной сферы;

Представление о том, что  либерализация и рын. свобода  быстро приведут к созданию норм. рын. отношений, оказалось глубоко ошибочным. Поэтому при переходе к рын. эк-ке в решении проблем форм-ния и функц-ния институтов рын. типа стартовая роль должна отводиться гос-ву. Его стратегич. цель в переходной период — содействие системному форм-нию новых эк отношений, создание реальных условий для дальнейшей либерал-ции и дебюрократизации эк-ки, устранение администрат. барьеров при орг-ции и ведении бизнеса. Вместе с тем гос-во должно жестко контролировать и обеспечивать соблюдение хоз. субъектами законод-ва, регламентирующего права собственности и правил поведения на рынках.

Т.обр., базовые принципы переспективной модели свидетельствуют  о том, что наша страна отвергает  крайности  либерализма, огосударствление эк-ки, выбирает собств. путь построения будущей эк  системы с сильным гос-вом, эф-ным рын. механизмом и его соц ориентацией. Определение новой роли гос-ва и общ-ва, развитие демократии и общ-ных отношений повысят эф-сть механизмов соц взаимодействия, трансформации эк-ки и соцсферы как важных предпосылок построения перспективной модели эк-ки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37. Основные  черты и этапы соц.-перспективной модели эк-ки.

Все страны стрем. к общим целям развития общ-ва, но идут к ним своим путем (исходя из нац. интересов, тер-рии, населения, прир. рес-сов, историч. пути и др.) Путь, избран. РБ: построение соц. ориентир. рын. (смешан.) эк-ки.

 Соц. ориентир. рын. эк-ка: высокоэффект. эк-ка с развитым предприним-вом и рын. инфраструктурой, действенным гос. регул-ем распред-я доходов, заинтересов-щим предпринимателей в расшир. и соверш-нии пр-ва, а наемных работников  в высокопроизводит. труде.

Она гарантирует высок. ур. благосост. добросовестно раб-щим членам общ-ва, достойное соц.обеспеч.  нетрудосп-ным, престарелым, инвалидам, женщинам, находящ. в отпусках по уходу за детьми, эффективн. охрану жизни, здоровья, прав и свобод  всем гражданам.   Бел. модель развития формир-ся с переходом от команд.-администр. сис-мы к рын. отнош., наход-ся на начальн.  этапе становл., но уже сегодня ясно проступают основ. черты, кот. определ. ее общность с рыноч. и переходн. к рынку моделями эк-ки и одновременно ее специфику.

Президент страны в 1 из своих выступлений  охарактеризовал бел. модель развития и  подчеркнул черты этой модели:

1)сильн. и эффектив. гос.власть, обеспеч-щая полит. стабильность, безопасность, соц. справедливость и обществ. порядок;

2)равенство различн. форм собственности, в основе кот. лежит глав. критерий разв. эк-ки: эффективность ведения хоз-ва. Т.е., приватизация рассматр-ся как ср-во поиска заинтересованных инвесторов, создания эффективного собственника;

3)многовекторность внешнеэкон. пол-ки страны в усл. глобализации;

4)актив-ция интеграц. процессов со странами СНГ и РФ;

5)сильн. соц. политика гос-ва, инвестиции в здоровье, образование, проф. и культ. развитие личности, адресная соц. помощь.

Модель бел. эк-ки содерж-ся в стратегич. док-тах: Нац. стратегия устойчивого развития до 2020 г. и Концепция соц.-эк. развития РБ до 2015 г. Перспективная модель эк-ки должна обеспечивать:

1.преемственность действующей бел. модели развития и ориентация на мировой опыт;

2.единство соц. и эк., сочетание эк. эффек-ти и соц.справедливости;

3.единство частн. собств. и интересов гос-ва, ответств предпринимателя перед обществом;

4.эк. свободу чел. и свободу эк. выбора;

5.равенство гос. и частных субъектов рын.отнош.;

6.эк. и соц. партнерство;

7.ориентацию на жизн. потребности населения и рост его благосост.;

8.стабильность стратегич. курса на соц.правовое государство;

9.приоритет прав граждан;

10.ответственность гос-ва перед гражданами и соц. защиту;

11.ограничение сфер действия административ. мех-ма гос. регул-ния;

12.сочет. свобод. конкур-ции с регулир-ем;

13.взаимодействие институтов труда и капитала в рамках соц. партнерства.

Наша страна отвергает крайности  и либерализма, и огосударствленной  эк-ки, выбирает свой путь построения буд. эк.сис-мы с сильным гос-вом, эффект. рын. механизмом и его соц. ориентацией. Роль гос-ва в упр-нии эк-кой при переходе к рынку во многом возрастает: как политич. руководителя переходных к рынку процессов; гаранта соц. защищен. малоимущих слоев общ-ва, в т.ч. от коррупции, криминальной среды; обеспеч. роста благосост. народа, финанс. и ценовой стабильности и др.Эти основные хар-ки перспективной модели эк-ки РБ как рын. эк-кой сис-мы соц. ориентированного типа наполняются реальным жизненным содержанием в ходе реал-ции стратегич. и тактич.программ соц.-эк-ого развития страны.

Этапы построения перспективной модели эк-ки(ПМЭ): Практические

1)(2001-05)создание усл. для возобновления устойч. эк. развития, повыш. ур. жизни народа на основе роста эфф-ти реального сектора эк. Надо: завершить создание необход. законодательно-норматив. базы реформ-ия эк-ки и эффективного функционир. субъектов хоз-ния; приступить к реформир. и реструктуриз. крупных и средних п/п; осуществить санацию, перепрофилир. и закрытие бесперспектив. п/п с реализацией мер по обеспеч.занят-ти и преодол. безработицы; улучшить финан-ние п/п и орг-ций на основе гос. макроэкономич. регулир-я и полное использ-ие рыноч. мех-мов хоз-ния.

2)(до 2010)цель: создание макроэк. усл. для стабильн. соц.-эк. и экологич. развития, повыш. ур. жизни народа на основе роста эфф-сти и конкурентос-ти нац. эк-ки. Надо: заверить создание законод.-прав. базы устойч. разв-ия, заложены основы для форм-ия новой модели бел. эк-ки, обеспеч-щей эффектив-е воспроиз-во благ и услуг, обладающей потенциалом долгосроч. динамич. роста и позволяющей решать задачи стабильного повышения благосост. народа, модерн-ии производствен. аппарата, обеспечения безопасности страны, что требует усиления эк. ф-ции гос-ва в построении основ рын. эк-ки. Приоритет. направл.: технологич. перевооруж. пр-ва на базе внедрения наукоемк. ресурсосберег. технологий, стимулир. внутр. и внешн. инвестиций, гос.поддержка малого предпр-ства, укрепление и развитие матер-но-технич. базы отраслей и сфер, обеспеч-щих соверш-ние чел. потенциала и развитие науч.-инновац.деят-ти.

3)(2011-20)Цель:развитие хоз. деят. в пределах воспроизводств. возмож. биосферы и переориент. чел. ценностей с материально-веществ. на духовно-нравств. Будет форм-ся постиндустриальн. информац. общ-во с новым технологич. базисом, обеспеч-щим переход к ресурсосберег-му типу воспроиз-ва, а эк. развитие обеспеч-ся за счет функц-ния зрелых институтов рын. эк-ки, углубл. структур. преобразов., расшир. частного бизнеса, широкого внедрения достиж. науки и техники, создания экологич. чистых производств, ускорения интеграц. процессов со странами ближн. и дальнего зарубежья, сбалансир. раз-ия территорий. Соверш-ие соц. процессов должно базир-ся на принципах зрелой демократии и гражд. общества.

Опыт прошедш. лет показал, что стратегия рефор-ия, ее концептуальн. основы и практика реализации оказ-сь правильн. Но это не освобождает  науч. институты и гос.стр-ры от необход-ти совершенс-ть и теоретико-методолог. основы, и программно-целев. подходы к реализац. перспектив. модели эк-ки страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38.Рыночные  институты и рынок факторов  производства.

Основ. знач. в построении рын. отнош. имеет создание адекватной законодательн. и институц. базы, организационной инфраструктуры.

Рын. эк-ка: в кот. только решения самих потреб-лей, поставщ-в рес-сов и частн. фирм определяют стр-ру распределения рес-ов.

Рынок: сов-сть институтов, обеспеч-щих орг-цию совмест. эк. деят-ти людей, эк. обмена м/у ними в форме купли-продажи товаров и услуг, основ-ого на таких принципах, как:

• частн. собств-сть.;

• добровольн. и эквивалент. взаимодействие самост. и независ. эк. субъектов;

• конкуренция.

«Рыночность» институтов опред-ся соотв-вием их хар-ра основн. принципам рын.эк-ки, таким как:

• свобода хоз.деят-ти;

• всеобщность рын. отнош.;

• плюрализм и равноправие форм собств-ти;

•саморегулир. хоз. деят-ти;

• свободн. ценообразов.;

•самофинансир. и эк. ответств-ть;

• гармонич. сочет. гос-ва и рынка.

Степень реал-ции этих принципов  указ-ет на уровень зрелости рын. институтов как формальных (правовые нормы, законы и нормат. акты, и т.д.), так и  неформальных (моральные нормы, традиции, обычаи, и др.). При анализе рын. институтов и видов рынков важен  макро-(блоки нац. статистики) и микроуровень (сов-сть эк. субъектов: предприним-лей, наем. работников и т.д.).

Задача науч. анализа: проследить как выстраиваются институц. формы в повседневном взаимод-вии эк. субъектов. В основу структурир-ия и классифицир-ния типов рын. эк-ки, рынков и рын. институтов положим такие признаки и критерии, как эк. субъекты и объекты, отрасли и др.

Признак

субъекты:

Рынок

покупателей,  продавцов, госзакупок, посредников

объекты:

товаров и услуг, рабочей  силы (труда), капитала, финансовый и т.д.;

отрасли:

автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.д.;

характер продаж:

оптовый, розничный;

территория:

мировой, региональный, национальный, местный.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальная экономика"