Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 14:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на 120 вопросов по дисциплине "Экономика".
Прусский - через крестьянскую общину, американский - фермерский. Ленин создал теорию империализма как высшей стадии капитализма, которая выражается в переходе от существования свободного рынка к монополизму. Основой монополизма является концентрация производства и капитала.
В 80-е годы Плеханов, анализируя на большом статистическом материале факты хозяйственной жизни России, пришел к заключению, что в стране уже развивается капитализм, что реален факт разрушения общины, и упования народников на общину как на средство избежать капиталистического уклада, таким образом, несостоятельны. Он полагал, что внутренние, фундаментальные причины разрушения общины - развитие товарного хозяйства. Г. В. Плеханов описал этапы превращения натурального хозяйства в товарное, показал процесс возникновения классов капиталистического общества - капиталистов и наемных рабочих, выступил против распространенной тогда теории бесклассовости русского общества.
Плеханов исследовал положение
рабочих в России и их роль в социально-экономической
жизни. Он утверждал, что пролетариат представляет
собой самую могущественную силу в историческом
развитие страны.
Одновременно Плеханов отрицал революционные возможности крестьянства,
говорил о его реакционности и не отождествлял
крестьян, занимающихся отхожими промыслами,
с рабочими.
Известный русский экономист Михаил Иванович Туган-Барановский (1865- 1919) также большое внимание уделяет проблемам экономического и социально-политического развития России. Этой проблеме посвящена его известная работа "Социализм как положительное учение" (1918). В отличие от представителей народничества Туган-Барановский считает, что Россия уже встала на путь развития капитализма и весь вопрос заключается в том, что несет капитализм - гибель или "с ним загорается заря надежды". В традициях русской социально-экономической мысли он критикует капиталистическую систему хозяйства, отмечая, что при данном строе огромное большинство населения обречено постоянно служить средством для увеличения благосостояния других общественных классов, несравненно менее многочисленных. Поэтому неизбежен переход к социалистическому обществу.
Билет 15. Неоклассическое направление экономической теории. Школы.
Неоклассическая экономическая теория возникла в 1870-е годы.
Представители: Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Эйген фон Бём-Баверк (австрийская школа), У. С. Джевонс и Л. Вальрас (лозаннская школа), Дж. Б. Кларк (американская школа), Ирвинг Фишер, А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа).
Неоклассическое направление исследует поведение т. н. экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Основные категории анализа — предельные величины (Маржинализм).
Экономисты неоклассического направления разработали теорию предельной полезности и теорию предельной производительности, теорию общего экономического равновесия, согласно которой механизм свободной конкуренции и рыночного ценообразования обеспечивает справедливое распределение доходов и полное использование экономических ресурсов, экономическую теорию благосостояния, принципы которой положены в основу современной теории государственных финансов (П. Сэмуэльсон), теорию рациональных ожиданий и др.
Во второй половине XIX века наряду с марксизмом возникает и развивается неоклассическая экономическая теория.
Неоклассическая экономическая теория так же, как и классики исходит из принципа экономического либерализма, принципа свободной конкуренции. Но в своих исследованиях неоклассики больший акцент делают на исследовании прикладных практических проблем, в большей степени используют количественный анализ и математику, чем качественный (содержательный, причинно-следственный). Наибольшее внимание уделяется проблемам эффективного использования ограниченных ресурсов на микроэкономическом уровне, на уровне предприятия и домашнего хозяйства. Неоклассическая экономическая теория является одной из основ многих направлений современной экономической мысли.
Исходными для неоклассического направления стали четыре научных школы конца ХIХ — начала ХХ века:
Ее представители – Карл Менгер (1840-1921), Фридрих Визер (1851-1926), Евгений Бем-Баверк (1851-1914) – сторонники теории предельной полезности. Их историческими предшественниками. положившими начало математическому анализу экономических закономерностей, были немецкие ученые Г.Госсен, И.Г. фон Тюнен, а также французы Ж.Дюпюи и О.Курно. Бем-Баверк считал, что в основе ценности благ лежит редкость и закон убывающей предельной полезности. Ценность средств производства, свою очередь, определяется предельной полезностью тех товаров, которые производятся с их помощью.
Доход на капитал “австрийцы” объясняли тем, что процент на капитал возникает в результате отказа от настоящих благ во имя будущих. Представители этой школы считали капитализм системой, соответствующей естественной природе человека, а производство ради прибыли — производством ради удовлетворения общественных потребностей на основе автоматического рыночного саморегулирования.
Наследница этого направления в двадцатом веке — неоавстрийская школа – представлена Фридрихом фон Хайеком и Людвигом фон Мизесом. “Неоавстрийцы” подвергают резкой критике государственное регулирование экономики, социалистические и кейнсианские теории. Идеи, близкие к позиции австрийской школы, высказывал английский экономист Уильям Стенли Джевонс (1835-1882).
Американская школа
Ее лидер Джон Бейтс Кларк (1847-1938) стремился приблизить экономическую теорию к точным наукам. Кларк соединил принципы предельного анализа с теорией трех факторов производства и факторных доходов Ж.-Б.Сэя, создав теорию предельной производительности. Идеи Кларка легли в основу современных производственных функций, самой известной из которых является функция Кобба-Дугласа.
В.Парето старался очистить теорию равновесия от психологизма и гедонизма, характерных для теории предельной полезности. Для этого он использовал такой инструмент как кривые безразличия, заимствованные им у Ф.Эджуорта. Парето — автор Закона Парето. Это зависимость, выражающая соотношение между величиной дохода и количеством получающих его лиц. Выявлена она на основе изучения статистики ряда стран в различные эпохи.
“Парето-оптимум” или “Парето эффективность” — состояние, при котором наиболее полно удовлетворяются потребности общества при заданных ограниченных ресурсах, когда невозможно увеличить благосостояние хотя бы одного члена общества, не ухудшая положения другого. Большинство современных экономистов неоклассического направления видят важнейшую цель экономической политики государства в достижении Парето-оптимального состояния.
В конце XIX века эти четыре научные школы доминировали в экономической науке, образуя неоклассическое направление. В трактовке стоимости они стояли на позициях маржинализма (теории предельной полезности и предельной производительности), а в области политики – на позициях либерализма (невмешательства государства в экономическую жизнь).
Билет 16. Лозаннская школа.
Лозаннская школа маржинализма — одна из научных школ неоклассического направления в экономике конца XIX — начала XX века.
Основные представители: Леон Вальрас (1834 - 1910), Вильфредо Парето (1848 - 1923).
Из всех направлений маржинализма лозаннская школа сыграла наибольшую роль в формировании неоклассической школы. По сути, неоклассическое направление в значительной мере можно трактовать в качестве соединения учения лозаннской школы с находками Д. Б. Кларка и А. Маршалла.
Именно представители лозаннской школы, наряду с английскими маржиналистами У. С. Джевонсом и Ф. И. Эджуортом, оказались инициаторами внедрения в экономическую науку математических методов, особенно методов дифференциального исчисления.
Другой важной характеристикой подхода лозаннцев к анализу экономики было ее уподобление механическим системам. В этом они резко отличались от австрийцев и были близки к экономистам-классикам; более того, можно сказать, что по механистичности своего анализа они пошли гораздо дальше последних. Для классиков, как уже упоминалось, уподобление экономики механическим объектам имело значения с точки зрения выдвижения идеи о том, что ей внутренне присущи универсальные и объективные законы. Что же касается представителей лозаннской школы, то для них такое уподобление было важно потому, что позволяло представлять экономику как равновесную систему.
Это ещё одна, быть может, самая значительная характеристика подхода лозаннцев. Они впервые осуществили анализ хозяйства с точки зрения общего равновесия; впоследствии моделирование на основе идеи общего равновесия стало одной из характерных черт магистрального направления современной экономической теории. Не случайно главный труд основателя лозаннской школы и одного из творцов Маржиналистской революции Л. Вальраса был назван Й. Шумпетером «Великой Хартией точной экономической науки», а Т. Нэгиси «библией современной неоклассической экономической теории».
Билет 17. Теория потребностей К. Менгера и её связь с предельной полезностью.
К. Менгер первым изложил теорию предельной полезности и предпринял попытку показать зависимость полезности от редкости предметов потребления. Он
утверждал, что истинным исходным пунктом исследования являются человеческие
потребности. Эти потребности Менгер определял как разновидность неудовлетворённых желаний или неприятных ощущений, которые проистекают из нарушения своеобразного физиологического равновесия. Далее он утверждал, что при ограниченности ресурсов перед индивидом возникает проблема, как наилучшим образом распределить свои средства для удовлетворения потребностей. Для ответа на этот вопрос он построил схему, в которой римскими цифрами обозначал потребности человека в различных предметах от I до X в зависимости от их значения для благополучия субъекта, от насущной к наименее важной. Арабские цифры должны в этой таблице показывать, как хозяйствующий субъект расценивает первую, вторую и т. д. единицы блага, удовлетворяющего ту или иную
потребность.
Таблица Менгера
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||