Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 14:15, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 120 вопросов по дисциплине "Экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_po_istorii_ekonomicheskikh_ucheny.doc

— 783.50 Кб (Скачать файл)

Само название «маржинализм» происходит от французского слова «маржиналь», что означает предел, границу. Такое название оно получило потому, что сосредоточило свое внимание на изучении дополнительных (предельных) величин и категорий (предельная полезность, предельные издержки, предельный доход и др.) и выяснении их влияния на эффективность изучаемого явления или процесса.

 

Условия сопутствующие формированию маржинализма

  • предприятия работали не зная будет ли реализован товар, по какой цене – это определялось только на рынке – острой проблемой становится проблема реализации произведенного продукта.

 

  • В 1825 г. произошел первый экономический кризис: перепроизводство товара, невозможность его реализации, сокращение производства, рост безработицы, инфляция. Кризисы повторялись периодически через 8-10 лет и разрушали нормальный процесс воспроизводства.
  • рыночные отношения стали господствующей, всеобщей формой в каждой стране и между странами, кризисы часто принимали мировой характер и охватывали все страны.

 

 

 

 

 

 

 

БИЛЕТ 22.

Маржиналистская революция и ее направленность

Возникновение теории, берущей за основу ценности не затраты труда, а полезность, трактуется как «маржиналистская революция».

Формирование маржинализма заняло длительный период времени: от работ начала 70-х годов XIX века (К. Менгер, У. Джевонс и др.) до окончательного признания, когда в 1902 году в Кембриджском университете в Англии был впервые прочитан учебный курс новой теории «Экономикс». Этот период принято называть «маржиналистской революцией». Многие  теоретические положения маржиналистов высказывались ранее их предшественниками, но не были приняты современниками. Маржиналисты использовали их и создали логическую теоретическую концепцию.

В течение последних 30 лет XIX в. классическую политическую экономию сменила маржинальная экономическая теория. Переоценку устоявшихся почти за двухсотлетнюю историю ценностей «классической школы» в экономической литературе характеризуют как «маржинальную революцию». Суть ее в следующем:

1. Маржинализм (от слова marginal, которое означает «предел») базируется  на принципиально новых методах  экономического анализа, позволяющих определять предельные величины для характеристики происходящих изменений в явлениях. В классической же политической экономии авторы довольствовались характеристикой сущности экономического явления, выраженной в средней или суммарной величине. Например, по классической концепции, в основе определения цены лежит затратный принцип, увязывающий ее величину с затратами труда. По концепции маржиналистов формирование цены увязывается с потреблением продукта, т.е. с учетом того, насколько изменяется потребность в оцениваемом продукте при добавлении единицы этого блага.

2. Классики считали сферу  производства первичной по отношению  к сфере обращения, а стоимость  — исходной категорией всего  экономического анализа. Маржиналистами  экономика рассматривалась как система взаимозависимых хозяйствующих субъектов, распоряжающихся хозяйственными благами. Поэтому благодаря маржинальной теории проблемы равновесия и устойчивого состояния стали предметом анализа.

3. В сравнении с классической  теорией маржинальная теория широко применяет математические методы, в том числе дифференциальные исчисления. Причем математика необходима не только для анализа предельных экономических показателей, но и для обоснования принятия оптимальных решений при выборе наилучшего варианта из возможного числа состояний.

4. Методологический инструментарий  маржинализма позволил в конце  концов снять вопрос о первичности  и вторичности экономических  категорий, считавшийся столь важным  у классиков. Это произошло благодаря  предпочтению причинно-следственному подходу функционального, ставшего важнейшим средством анализа, превращения экономической теории в точную науку.

Основная идея маржинализма — исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли, домохозяйства (микроэкономика), а также в масштабе всего хозяйства (макроэкономика).

Возникновение маржинализма связано с работами математиков-экономистов. Они явились предшественниками математической школы в экономической науке. К ним относятся А. Курно, И. Тюнен, Г. Госсен.

В свершении «маржинальной революции» в экономической литературе выделяют обычно два этапа.

Первый этап охватывает 70-80-е годы XIX в., когда возникли обобщения идей маржинального экономического анализа в трудах австрийца К. Менгера, а также англичанина у. Джевонса и француза Л. Вальраса.

На данном этапе теория предельной полезности объявлялась главным условием определения его ценности, а сама оценка полезности товара признавалась психологической характеристикой с позиции конкретного человека. Поэтому первый этап маржинализма принято называть «субъективным направлением» политической экономии.

Второй этап «маржинальной революции» приходится на 90-е годы XIX в. С этого времени маржинализм становится популярным во многих странах. Главное достижение маржиналистов на этом этапе — отказ от субъективизма и психологизма. В результате представители «новых» маржинальных идей стали расцениваться в качестве преемников классической политэкономии и называться неоклассиками, а их теория соответственно получила название «неоклассической». На этом этапе наибольший вклад внесли англичанин А. Маршалл, американец Дж. Б. Кларк и итальянец В. Парето.

После маржиналистской революции господствующая экономическая (точнее, микроэкономическая) теория становится значительно более похожей на современную, чем до нее. В этом смысле можно сказать, что именно с этого периода берет начало история современной микроэкономической теории, тогда как раньше можно было говорить лишь о ее предыстории. К началу маржиналистской революции господствующими в экономической мысли являлись классическая и историческая школы.

Причины победы маржиналистской революции лежат скорее внутри самой экономической науки. Решающее значение здесь имела «экономность» маржиналистской теории, применяющей одинаковые принципы исследования и аналитический инструментарий к любым хозяйственным (и, как окажется впоследствии, не только хозяйственным) явлениям и проблемам. Эта универсальность метода и инструментов анализа, формирование единого языка экономической теории -- предельного анализа, возможность ее формализации безусловно сыграли огромную роль в прогрессе и профессионализации нашей науки и привели к образованию мирового научного сообщества экономистов. Не случайно именно к периоду после маржиналистской революции относятся создание национальных экономических ассоциаций и профессиональных журналов в Англии, США и других странах. Однако не следует забывать, что ценой, заплаченной за достижение этой цели, стал более абстрактный уровень анализа, чем у классической и исторической школ, радикальное упрощение образа человека (как рационального максимизатора) и образа мира (как равновесного состояния).

Маржиналистская революция 70-х годов прошлого века получила известность в истории экономической мысли главным образом благодаря опровержению преобладавшей в ту пору теории ценности, основанной на производственных издержках (обычно определяемых посредством объективных показателей трудозатрат). Кроме того, именно в результате этой революции произошла замена старой теории совершенно новой концепцией, согласно которой цена зависит от субъективных индивидуальных выборов, выраженных в предельных величинах. Под воздействием работ Джевонса, Вальраса и Менгера внимание было перенесено с долгосрочных исторических факторов в сфере производства, задающих направление экономического развития на которых делался упор в классической политэкономии) на разработку системы законов, определяющих, каким образом данные ресурсы распределяются для удовлетворения потребностей атомизированных и анонимных агентов.

 

 

 

 

БИЛЕТ 23.

Карл Менгер: основатель австрийской школы и творец маржиналистской революции.

  • Товары ценны, потому что они удовлетворяют различные потребности разной важности.
  • Использовал свое открытие для решения парадокса вода-бриллиант, выдвинутого Адамом Смитом. (Парадокс А. Смита: почему, несмотря на то что вода для человека Намного полезнее, чем алмаз, цена на алмаз намного выше? Чем вызван этот парадокс? Вспомним, что блага, удовлетворяющие второстепенные потребности (алмазы, золото, бриллианты), сравнительно редки. По сравнению с благами, удовлетворяющими насущные потребности (водой, хлебом, одеждой), они менее важны для потребителя, их полезность ниже. И тем не менее цена алмаза или золота по сравнению со второй группой благ намного выше. Чем это объясняется? Тем, что конкретная полезность благ обусловливается соотношением между их реальным количеством и потребностью в этих благах. Алмаз по сравнению с наличием источников воды крайне редок, и ценность его оказывается высокой. Это не полезность вообще, а конкретная полезность блага. Данное различие вытекает из понятия субъективной полезности, введенной австрийской школой (К. Менгером, Е. Бем-Баверком) в отличие от объективной оценки полезности на основе трудовой теории стоимости классиков (А. Смита, Д. Рикардо). По мнению представителей австрийской школы, к оценке полезности следует подходить как бы с двух сторон. Одно дело общая полезность (хлеба, алмазов, бензина) в соответствии с их свойствами и приносимой ими пользой, другое дело полезность конкретного товара, в котором нуждается данный потребитель. Конкретная полезность первого кувшина воды весьма высока. Если нет хотя бы одного кувшина воды, можно истомиться от жажды. Полезность пятого или шестого кувшина намного меньше: вода пойдет на полив цветов или на мытье пола. Предельная полезность убывает по мере насыщения потребности. На цену (и на спрос) влияет именно предельная полезность. Если воды много, цена ее снижается; если алмазы редки, их чрезвычайно мало, цена алмазов взлетает вверх. Проблема, связанная с парадоксом стоимости алмаза и воды, послужила одной из предпосылок анализа проблемы предельных величин. Стремясь найти ответ на вопрос, почему самые нужные человеку блага отнюдь не самые ценные, один из основателей австрийской школы Карл Менгер (1840-1921) приходит к выводу, что ценность зависит от субъективной оценки людей, которые наиболее высоко ценят относительно наиболее редкие товары и услуги. Менгер предложил составить шкалу различных благ в соответствии с их конкретной полезностью. Такая шкала полезностей получила название "таблица Менгера" (табл. 1). Вертикальный ряд показывает различные способы употребления тех или иных благ (А, В, С - разные блага, удовлетворяющие три разные потребности, например А - потребность в хлебе, В - потребность в сыре, С - потребность в бананах). Цифры обозначают постепенное снижение конкретной потребности по мере увеличения запаса благ. Они выражают также неодинаковую остроту потребностей в благах.)
  • Он поставил трудовую теорию ценности с ног на голову. Если ценность товаров определяется важностью удовлетворяемых потребностей, то ценность труда и прочих факторов производства (он назвал их "товарами более высокого порядка") вытекает из их способности производить эти товары. Экономисты магистрального направления до сих пор соглашаются с этой теорией.
  • На основе своей "субъективной теории ценности" пришел к одному из самых значительных выводов экономической науки: от обмена выигрывают обе стороны, или обмен есть игра с положительной суммой. Люди обменивают то, что они ценят меньше, на то, что ни ценят больше. Поскольку так делают обе торгующие стороны, то обе они получают выгоду. Это привело его к выводу, что посредники приносят большую пользу: они способствуют осуществлению сделок, приносящих выгоду и тем, кто покупает, и тем, кто продает.

Менгер наряду с Уильямом Стенли Джевонсом и Леоном Вальрасом считается «творцом» маржиналистской революции.

Творцы австрийской версии маржиналистской революции: Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926) и Евгений фон Бём-Баверк (1851-1914).

 

 

 

БИЛЕТ 24.

А. Маршалл о цене равновесия. Цена равновесия и рыночная цена.

Равновесная цена – цена товара при равенстве спроса и предложения. Это наиболее оптимальная цена, при которой обмениваются товары на рынке.

Так как классическая школа утверждает, что при равенстве спроса и предложения товар продается по стоимости (затраты труда), то цена равновесия в этом случае является денежным выражением стоимости товара. Эта цена характеризуется тем, что весь произведенный товар продан, все ресурсы использовались рационально, и данная цена равновесия является характеристикой эффективного использования ресурсов. Цена равновесия называется ценой частного равновесия, которое наступает при равенстве спроса и предложения на данный товар. Это равенство известно под названием «крест Маршалла».

На рынке цены отклоняются от цены равновесия (вверх или вниз). Если цена выше рыночной, то предложение превышает спрос. Если цена ниже рыночной, то спрос превышает предложение. В том и другом случае наступает реакция покупателей и продавцов. А.Маршалл рассматривает рыночную цену как результат пересечения цены спроса, определяемой предельной полезностью, и цены предложения, определяемой предельными издержками.

Концепция равновесной цены. Одной из важных заслуг А.Маршалла является обобщение положений ранних маржиналистов о функциональной зависимости таких факторов, как цена, спрос и предложение. Он показал, что с понижением цены спрос растет, а с ростом цены – снижается и с понижением цены предложение падает, а с ростом цены – растет. Устойчивой или равновесной ценой Маршалл считал такую цену, которая установлена в точке равенства спроса и предложения.

Вывод: на рынке, где существует свободная конкуренция, цена товара не может длительное время превышать его издержки. В конце концов, предложение возрастет, и цена вновь понизится до уровня издержек. Спрос и предложение уравновесятся.

Равновесная цена складывается по причинам:

 

  • влияния превышения цены спроса над ценой предложения (когда объём предложения находится ниже уровня равновесия) — реакция продавцов заключается в повышении объёма предложения
  • влияния превышения цены предложения над ценой спроса (когда объём предложения находится выше уровня равновесия) — реакция продавцов выражается в снижении объёма предложения

Цена спроса совпадает с ценой предложения в случае равновесного объёма спроса и предложения.

Равновесная цена или сбалансированная цена —это такая цена, при которой объем спроса равен объему предложения, и этот объем соответственно является равновесным объемом. Равновесная цена, это:

 

    • цена, при которой спрос и предложение равны;
    • цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;
    • цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов к изменению ситуации на рынке в случае установления равновесия, то есть имеет место баланс. В случае формирования любой другой цены, отличной от равновесной, продавцы и покупатели получают эффективный стимул к трансформации положения на рынке.

Объяснение рыночной цены у А. Маршалла опирается как на теорию издержек производства, так и на положения теории предельной полезности. Иначе говоря, ученый предложил «компромиссный» подход, при котором цена определяется двумя факторами: предельной полезностью и издержками производства.

 

Цена, которую согласен уплатить потребитель, определяется степенью полезности товара, цена же, которую назначает производитель, не может быть — по крайней мере — ниже издержек производства. Между продавцами и покупателями достигается компромисс, в результате которого цена устанавливается на равновесном уровне.

Рыночная цена в ходе колебаний может достичь устойчивого состояния, стать равновесной ценой, при которой спрос на данный товар уравнивается с его предложением. Маршалл показал и обратную зависимость, при которой величина цены определяется соотношением спроса и предложения. Цена, превышающая уровень равновесия, стимулирует расширение предложения. Предложение, обгоняя спрос, заставляет цену перемещаться обратно, к отметке равновесия. Если же рыночная цена оказывается ниже цены равновесия, то она подталкивает вверх спрос. Он увеличивается, опережая предложение, что влечет за собой повышение цены в сторону точки равновесия.

 

 

24. А.Маршалл о цене равновесия. Цена равновесия и конкурентно-рыночная цена. (А)

 

Равновесная цена – цена товара при равенстве спроса и предложения. Это наиболее оптимальная цена, при которой обмениваются товары на рынке.

Так как классическая школа утверждает, что при равенстве спроса и предложения товар продается по стоимости (затраты труда), то цена равновесия в этом случае является денежным выражением стоимости товара. Эта цена характеризуется тем, что весь произведенный товар продан, все ресурсы использовались рационально, и данная цена равновесия является характеристикой эффективного использования ресурсов. Цена равновесия называется ценой частного равновесия, которое наступает при равенстве спроса и предложения на данный товар. Это равенство известно под названием «крест Маршалла».

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"