Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 14:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на 120 вопросов по дисциплине "Экономика".
Само название «маржинализм» происходит от французского слова «маржиналь», что означает предел, границу. Такое название оно получило потому, что сосредоточило свое внимание на изучении дополнительных (предельных) величин и категорий (предельная полезность, предельные издержки, предельный доход и др.) и выяснении их влияния на эффективность изучаемого явления или процесса.
Условия сопутствующие формированию маржинализма
БИЛЕТ 22.
Маржиналистская революция и ее направленность
Возникновение теории, берущей за основу ценности не затраты труда, а полезность, трактуется как «маржиналистская революция».
Формирование маржинализма заняло длительный период времени: от работ начала 70-х годов XIX века (К. Менгер, У. Джевонс и др.) до окончательного признания, когда в 1902 году в Кембриджском университете в Англии был впервые прочитан учебный курс новой теории «Экономикс». Этот период принято называть «маржиналистской революцией». Многие теоретические положения маржиналистов высказывались ранее их предшественниками, но не были приняты современниками. Маржиналисты использовали их и создали логическую теоретическую концепцию.
В течение последних 30 лет XIX в. классическую политическую экономию сменила маржинальная экономическая теория. Переоценку устоявшихся почти за двухсотлетнюю историю ценностей «классической школы» в экономической литературе характеризуют как «маржинальную революцию». Суть ее в следующем:
1. Маржинализм (от слова marginal,
которое означает «предел») базируется
на принципиально новых
2. Классики считали сферу
производства первичной по
3. В сравнении с классической теорией маржинальная теория широко применяет математические методы, в том числе дифференциальные исчисления. Причем математика необходима не только для анализа предельных экономических показателей, но и для обоснования принятия оптимальных решений при выборе наилучшего варианта из возможного числа состояний.
4. Методологический
Основная идея маржинализма — исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли, домохозяйства (микроэкономика), а также в масштабе всего хозяйства (макроэкономика).
Возникновение маржинализма связано с работами математиков-экономистов. Они явились предшественниками математической школы в экономической науке. К ним относятся А. Курно, И. Тюнен, Г. Госсен.
В свершении «маржинальной революции» в экономической литературе выделяют обычно два этапа.
Первый этап охватывает 70-80-е годы XIX в., когда возникли обобщения идей маржинального экономического анализа в трудах австрийца К. Менгера, а также англичанина у. Джевонса и француза Л. Вальраса.
На данном этапе теория предельной полезности объявлялась главным условием определения его ценности, а сама оценка полезности товара признавалась психологической характеристикой с позиции конкретного человека. Поэтому первый этап маржинализма принято называть «субъективным направлением» политической экономии.
Второй этап «маржинальной революции» приходится на 90-е годы XIX в. С этого времени маржинализм становится популярным во многих странах. Главное достижение маржиналистов на этом этапе — отказ от субъективизма и психологизма. В результате представители «новых» маржинальных идей стали расцениваться в качестве преемников классической политэкономии и называться неоклассиками, а их теория соответственно получила название «неоклассической». На этом этапе наибольший вклад внесли англичанин А. Маршалл, американец Дж. Б. Кларк и итальянец В. Парето.
После маржиналистской революции господствующая экономическая (точнее, микроэкономическая) теория становится значительно более похожей на современную, чем до нее. В этом смысле можно сказать, что именно с этого периода берет начало история современной микроэкономической теории, тогда как раньше можно было говорить лишь о ее предыстории. К началу маржиналистской революции господствующими в экономической мысли являлись классическая и историческая школы.
Причины победы маржиналистской революции лежат скорее внутри самой экономической науки. Решающее значение здесь имела «экономность» маржиналистской теории, применяющей одинаковые принципы исследования и аналитический инструментарий к любым хозяйственным (и, как окажется впоследствии, не только хозяйственным) явлениям и проблемам. Эта универсальность метода и инструментов анализа, формирование единого языка экономической теории -- предельного анализа, возможность ее формализации безусловно сыграли огромную роль в прогрессе и профессионализации нашей науки и привели к образованию мирового научного сообщества экономистов. Не случайно именно к периоду после маржиналистской революции относятся создание национальных экономических ассоциаций и профессиональных журналов в Англии, США и других странах. Однако не следует забывать, что ценой, заплаченной за достижение этой цели, стал более абстрактный уровень анализа, чем у классической и исторической школ, радикальное упрощение образа человека (как рационального максимизатора) и образа мира (как равновесного состояния).
Маржиналистская революция 70-х годов прошлого века получила известность в истории экономической мысли главным образом благодаря опровержению преобладавшей в ту пору теории ценности, основанной на производственных издержках (обычно определяемых посредством объективных показателей трудозатрат). Кроме того, именно в результате этой революции произошла замена старой теории совершенно новой концепцией, согласно которой цена зависит от субъективных индивидуальных выборов, выраженных в предельных величинах. Под воздействием работ Джевонса, Вальраса и Менгера внимание было перенесено с долгосрочных исторических факторов в сфере производства, задающих направление экономического развития на которых делался упор в классической политэкономии) на разработку системы законов, определяющих, каким образом данные ресурсы распределяются для удовлетворения потребностей атомизированных и анонимных агентов.
БИЛЕТ 23.
Карл Менгер: основатель австрийской школы и творец маржиналистской революции.
Менгер наряду с Уильямом Стенли Джевонсом и Леоном Вальрасом считается «творцом» маржиналистской революции.
Творцы австрийской версии маржиналистской революции: Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926) и Евгений фон Бём-Баверк (1851-1914).
БИЛЕТ 24.
А. Маршалл о цене равновесия. Цена равновесия и рыночная цена.
Равновесная цена – цена товара при равенстве спроса и предложения. Это наиболее оптимальная цена, при которой обмениваются товары на рынке.
Так как классическая школа утверждает, что при равенстве спроса и предложения товар продается по стоимости (затраты труда), то цена равновесия в этом случае является денежным выражением стоимости товара. Эта цена характеризуется тем, что весь произведенный товар продан, все ресурсы использовались рационально, и данная цена равновесия является характеристикой эффективного использования ресурсов. Цена равновесия называется ценой частного равновесия, которое наступает при равенстве спроса и предложения на данный товар. Это равенство известно под названием «крест Маршалла».
На рынке цены отклоняются от цены равновесия (вверх или вниз). Если цена выше рыночной, то предложение превышает спрос. Если цена ниже рыночной, то спрос превышает предложение. В том и другом случае наступает реакция покупателей и продавцов. А.Маршалл рассматривает рыночную цену как результат пересечения цены спроса, определяемой предельной полезностью, и цены предложения, определяемой предельными издержками.
Концепция равновесной цены. Одной из важных заслуг А.Маршалла является обобщение положений ранних маржиналистов о функциональной зависимости таких факторов, как цена, спрос и предложение. Он показал, что с понижением цены спрос растет, а с ростом цены – снижается и с понижением цены предложение падает, а с ростом цены – растет. Устойчивой или равновесной ценой Маршалл считал такую цену, которая установлена в точке равенства спроса и предложения.
Вывод: на рынке, где существует свободная конкуренция, цена товара не может длительное время превышать его издержки. В конце концов, предложение возрастет, и цена вновь понизится до уровня издержек. Спрос и предложение уравновесятся.
Равновесная цена складывается по причинам:
Цена спроса совпадает с ценой предложения в случае равновесного объёма спроса и предложения.
Равновесная цена или сбалансированная цена —это такая цена, при которой объем спроса равен объему предложения, и этот объем соответственно является равновесным объемом. Равновесная цена, это:
Ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов к изменению ситуации на рынке в случае установления равновесия, то есть имеет место баланс. В случае формирования любой другой цены, отличной от равновесной, продавцы и покупатели получают эффективный стимул к трансформации положения на рынке.
Объяснение рыночной цены у А. Маршалла опирается как на теорию издержек производства, так и на положения теории предельной полезности. Иначе говоря, ученый предложил «компромиссный» подход, при котором цена определяется двумя факторами: предельной полезностью и издержками производства.
Цена, которую согласен уплатить потребитель, определяется степенью полезности товара, цена же, которую назначает производитель, не может быть — по крайней мере — ниже издержек производства. Между продавцами и покупателями достигается компромисс, в результате которого цена устанавливается на равновесном уровне.
Рыночная цена в ходе колебаний может достичь устойчивого состояния, стать равновесной ценой, при которой спрос на данный товар уравнивается с его предложением. Маршалл показал и обратную зависимость, при которой величина цены определяется соотношением спроса и предложения. Цена, превышающая уровень равновесия, стимулирует расширение предложения. Предложение, обгоняя спрос, заставляет цену перемещаться обратно, к отметке равновесия. Если же рыночная цена оказывается ниже цены равновесия, то она подталкивает вверх спрос. Он увеличивается, опережая предложение, что влечет за собой повышение цены в сторону точки равновесия.
24. А.Маршалл о цене равновесия. Цена равновесия и конкурентно-рыночная цена. (А)
Равновесная цена – цена товара при равенстве спроса и предложения. Это наиболее оптимальная цена, при которой обмениваются товары на рынке.
Так как классическая школа утверждает, что при равенстве спроса и предложения товар продается по стоимости (затраты труда), то цена равновесия в этом случае является денежным выражением стоимости товара. Эта цена характеризуется тем, что весь произведенный товар продан, все ресурсы использовались рационально, и данная цена равновесия является характеристикой эффективного использования ресурсов. Цена равновесия называется ценой частного равновесия, которое наступает при равенстве спроса и предложения на данный товар. Это равенство известно под названием «крест Маршалла».