Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 11:25, шпаргалка
Предмет, структура и функции экономической теории.
Экономические категории и экономические законы. Позитивная и нормативная экономическая теория.
Методы экономической науки. Использование общенаучных, математических, статистических методов.
Возникновение и развитие экономической науки. Меркантилизм.
Развитие классической школы экономической науки.
Экономические идеи марксизма и маржинализма.
Основные направления современной экономической мысли.
Потребности, их классификация. Закон возвышения потребностей.
Проблема выбора в экономике. Граница производственных возможностей. Альтернативные издержки.
Ресурсы и факторы производства. Значение информационных ресурсов.
Функции Центрального банка:
► разработка и реализация денежно-кредитной политики;
► эмиссия и изъятие из обращения денег (центральный банк имеет монопольное право выпуска банкнот);
► хранение золотовалютного резерва страны;
► выполнение кредитных и расчетных операций для правительства;
► оказание услуг коммерческим банкам и кредитно-финансовым учреждениям (предоставление ссуд, хранение обязательных резервов и т.д.).
Денежно-кредитнаяполитика — стратегия страны в денежно-кредитной сфере с целью достижения устойчивого роста национального производства, стабильности цен, высокого уровня занятости и равновесного уровня платежного баланса
Инструменты денежно-кредитной политики:
Операции на открытом рынке — покупка центральным банком государственных облигаций у коммерческих банков и населения или продажа им. При возникновении «излишка» денег в обращении Центральный банк активно предлагает государственные ценные бумаги банкам и населению. Предложение ценных бумаг увеличивается, следовательно их цена падает, а процентные ставки по ним растут, что повышает их привлекательность. Население и банки активно скупают правительственные ценные бумаги, что приводит к сокращению предложения денег и росту банковского процента.
Изменение резервной нормы — размеры депозитов коммерческих банков, которые последние должны хранить в виде беспроцентных вкладов в ЦБ. Обеспечивает увеличение или уменьшение способности банков к кредитованию и позволяет регулировать предложение денег.
Изменение уровня учетной ставки (рефинансирования) — это процент, под который ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам. Увеличение учетной ставки приводит к сокращению банковских резервов коммерческих банков и снижению денежной массы.
Типы денежно-кредитной политики – политика «дешевых» и «дорогих» денег. Если в экономике наблюдается спад, безработица и целью государства является расширение производства, то центральный банк увеличивает предложение денег, что ведет к их «удешевлению» и одновременно к падению нормы процента, расширению совокупного спроса и объема производства. Напротив, во время инфляции центральный банк проводит политику «дорогих» денег, т.е. снижает их предложение, что способствует росту процентной ставки и, следовательно, сдерживанию инвестиций и совокупного спроса.
51.. Теория монетаризма. Политика «дорогих» и «дешевых» денег.
Денежно-кредитнаяполитика — стратегия страны в денежно-кредитной сфере с целью достижения устойчивого роста национального производства, стабильности цен, высокого уровня занятости и равновесного уровня платежного баланса
Теоретической основой
денежно-кредитной политики
► деньги в экономике играют первостепенную роль. Деньги — главный, центральный элемент хозяйственной системы, определяющий состояние хозяйственной конъюнктуры и весь ход воспроизводственного процесса;
► ценовая стабильность, устойчивость денежной единицы — залог благополучного развития экономики;
► основным параметром, влияющим на состояние экономики, является денежное предложение; изменения в денежном предложении сказываются на совокупном спросе, объеме производства и доходах, занятости и ценах;
► все нарушения макроэкономического равновесия — следствие неправильно проводимой денежно-кредитной политики;
► денежное предложение — экзогенная (задаваемая извне) величина;
► рыночная экономика способна к саморегулированию, поэтому вмешательство государства должно быть ограничено регулированием количества денег в обращении;
► фискальная политика малоэффективна и основной упор должен делаться на монетарную политику;
► рост денежной массы должен происходить в соответствии с основным монетарным правилом,согласно которомуденежное предложение должно расширяться ежегодно в том же темпе, что и ежегодный темп роста реального ВНП.
Теория монетаризма
лежала в основе
Монетарная политика — это действия правительства, влияющие на количество денег в обращении, т.е. на денежное предложение. Ключевое звено монетарной политики — деятельность центрального банка — организатора и контролера денежного обращения.
Основой монетарной политики являются следующие положения:
► в краткосрочном периоде рост денежной массы приводит к росту объема реального ВНП;
► в долгосрочном периоде рост денежной массы влечет за собой рост цен, не оказывая влияния на объем ВНП.
52.. Госбюджет и его функции. Расходы и доходы бюджета.
Государственный бюджет — это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства на определенный период времени. Функции государственного бюджета:
Доходные статьи бюджета:налоговые поступления (прямые и косвенные) – до 90% поступлений; неналоговые доходы (доходы от использования и продажи государственного имущества, целевые перечисления государству; поступления от выпуска и продажи государственные ценных бумаг).
Расходные статьи бюджета:
– финансирование социально-
– мероприятий финансирование народного хозяйства (промышленность, энергетика, транспорт, сельское хозяйство, выдача предприятиям различного вида дотаций – возмещения разницы в ценах, помощи малорентабельным и убыточным хозяйствам и т.д.);
– расходы на оборону (закупка
вооружений и военной техники,
финансирование научно-
– содержание органов внутренних дел (в том числе внутренних войск);
– государственное управление;
– обслуживание государственного долга.
53.. Бюджетный дефицит и государственный долг. Фискальная политика государства.
Бюджетный дефицит — превышение расходов над доходами бюджета (профицит – превышение доходов над расходами). Причины бюджетного дефицита:
Различают структурный и циклический дефицит. Структурным называют дефицит, возникающий при данном уровне государственных расходов, налогов и естественном уровне безработицы. Реальный дефицит может превышать структурный в случае спада производства (в результате сокращаются доходы, уменьшаются налоговые поступления в казну, росту государственных расходов на пособия и социальные программы). Разность между реальным и структурным дефицитом называют циклическим дефицитом бюджета.
Уровень дефицита государственного бюджета – отношение абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВНП (финансовое положение нормальное, когда бюджетный дефицит не превышает 4-5% от ВНП).
Варианты финансирования
дефицита государственного
– увеличение налогов (рост государственных налогов);
– эмиссия нужного количества денег;
– выпуск государственных займов;
– привлечение внешних займов;
– продажа государственной собственности (в переходный период).
Существуют различные подходы (концепции) балансирования дефицита государственного бюджета:
– Ежегодного балансирования доходов и расходов — каждый финансовый год доходы должны равняться расходам (ограничивается возможность бюджетно-налогового регулирования в зависимости от состояния экономики, что приводит к дефициту бюджета или к его излишку).
– Экономического цикла — в период спада производства правительство увеличивает расходы и рост дефицита, а в период подъема — сокращает расходы, что увеличивает излишки доходов, которые по окончании промышленного цикла покроют дефицит.
– Функциональных финансов — обеспечение макроэкономического равновесия, даже если это приведет к дефициту государственного бюджета.
Постоянный бюджетный
дефицит приводит к росту
Внутренний долг – задолженность правительства резидентам данной страны (владельцам ценных бумаг). Составляют займы, вклады населения, банкноты, лотерейные билеты, краткосрочные обязательства. Проблемы внутреннего долга:
– выплата процентов по долгу увеличивает неравенство в доходах (ценные бумаги покупают наиболее обеспеченные граждане, а финансирование процентов идет из налогов, которые платят все);
– для погашения долга и выплаты процентов поднимают ставки налогов, а это снижает стимулы к инвестициям, замедляет развитие экономики, вызывает социальную напряженность в стране;
– выпуск в обращение новых государственных бумаг приводит к повышению ставки ссудного процента, что негативно сказывается на процессе инвестирования капиталов;
– большой внутренний долг отпугивает иностранных инвесторов и вызывает у населения страны неуверенность в будущем.
Внешний долг составляет задолженность государства другим странам, иностранным компаниям, банкам, международным организациям (МВФ, МБРР). Его оценивают по таким показателям, как доля его в ВНП, отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год (не должно превышать 25 %). Проблемы внешнего долга связаны с необходимостью увеличения экспорта и сокращения импорта, при этом увеличение выручки используется не на цели развития, а на погашение долга, что снижает темпы развития и уровень жизни населения.
С государственным
бюджетом связан такой
Фискальная политика – меры правительства в области налогообложения и государственных расходов для достижения определенных социально-экономических целей. Основные задачи фискальной политики – обеспечение устойчивого экономического роста;увеличение занятости; снижение инфляции.
Методы фискальной политики:
► прямые – государственные закупки; государственные инвестиции; субсидии – пособия в денежной или натуральной форме; субвенции – денежное пособие государства местным органам;
► косвенные – меры государства по воздействию на производителей и население через спрос, а именно: налогообложение — изменение размеров ставок налогов, необлагаемого минимума и т.д.;политика ускоренной амортизации в фондо- и наукоемких отраслях;процентная (дисконтная) политика.
Основными элементами
фискальной политики являются
система государственных
Фискальная политика
в зависимости от механизмов
ее реагирования на изменение
экономической ситуации
Дискреционная политика — это регулирование экономики с помощью манипулирования налогами и правительственными расходами. Увеличение (уменьшение) государственных расходов вызывает соответствующие изменения в величине совокупных расходов и оказывает расширяющее (сокращающее) воздействие на объем валового продукта. Связана с осуществлением правительственной политики занятости, социальной политики. Проблема состоит в том, что они вводятся при спаде экономики, а в период ее подъема их сложно отменить.
Политика встроенных стабилизаторов означает, что они работают в системе саморегулирования. Прежде всего – изменения налоговых отчислений, которые происходят автоматически с ростом чистого национального продукта. Частично – регулирование пособий по безработице и социальных выплат, а также индексация доходов в связи с инфляцией. Пособия растут при увеличении числа безработных, а фонд пособий — при увеличении числа занятых. Если резерва нет, то эффект от увеличения пособий снижается. Однако политика встроенных стабилизаторов только уменьшает колебания цикла, но не может их устранить. Поэтому политика встроенных стабилизаторов дополняется дискреционной политикой.
Фискальная политика при
дефиците бюджета способствует
уменьшению или устранению