Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 12:02, шпаргалка
Объектом внимания выступает хозяйственная, предпринимательская деятельность в единстве технологии, организации, экономики и управления предприятиями в конкретной природной и общественной средах.
Структура экономической теории и, соответственно, четыре раздела: основы экономической теории, микроэкономику, макроэкономику вместе с внешнеэкономическими связями.
Первая функция - познавательная.
Вторая функция - практическая.
1. Предмет, структура и функции экономической теории.
2. Методы экономического анализа.
3. Производство, его типы и структура. Производственные возможности.
4. Экономический оборот и общественное воспроизводство.
5. Социально-экономический прогресс и периодизация экономической истории.
6. Постиндустриальное общество и роль человеческого капитала в экономике.
7. Формирование, оценка и накопление человеческого капитала.
8. Качество жизни: оценка и сравнительный анализ.
9. Собственность: экономические и правовые аспекты.
10. Чистый капитализм, командная и смешанная экономика: сравнительный анализ.
11. Основные направления перехода к рыночной экономике.
12. Товар и его свойства. Качество продукции и пути его повышения.
13. Закон стоимости и цена. Эластичность цен.
14. Анализ рынков. Спрос, предложение и факторы их изменения.
15. Конкуренция и ее роль в развитии деловой активности населения.
16. Модели рынков.
17. Индивидуальный спрос и поведение потребителей. Кардинальная и ординалистская концепции полезности.
18. Маркетинг, его концепции и назначение.
19. Предпринимательство, его принципы и формы.
20. Предприятие, его функции, организационно-правовые формы, жизненный цикл.
21. Формирование и оборот капитала предприятия. Основной и оборотный капитал.
22. Издержки предприятий в краткосрочном и долгосрочном периодах.
23. Структура затрат на производство и реализацию продукции.
24. Цена и ее функции. Ценовая политика фирмы.
25. Доходы предприятия. Прибыль, ее оценка, факторы и пути повышения.
26. Предпринимательский доход, его источники, виды, ограничения.
27. Заработная плата, принципы ее организации и регулирования.
28. Тарифная система и пути повышения заработков персонала
29. Воспроизводство индивидуального человеческого капитала.
30. Информатизация экономики и тенденции развития рынка информационных продуктов и услуг.
31. НТР и развитие венчурного капитала.
32. Инновационные технологии и инновационные предприятия. Виды инноваций.
33. Пределы и технологии природопользования. Экологизация экономики.
34. Особенности аграрно-промышленных предприятий.
35. Аграрная реформа и формирование агропромышленного комплекса.
36. Рента и ее виды. Земельная рента. Цена земли.
37. Структура национальной экономики.
38. Основные показатели развития национальной экономики.
39. Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт, методы их расчета.
40. Потребление, сбережения, инвестиции и их влияние на национальный объем производства.
41. Макроэкономическое равновесие и определяющие его факторы.
42. Необходимость, типы и факторы экономического роста. Роль научно-технического прогресса.
43. Природа и виды экономических циклов. Теории кризисов.
44. Совокупный труд и условия достижения полной и продуктивной занятости населения.
45. Безработица, виды, причины и пути снижения.
46. Денежно-кредитная система. Сущность, формы и функции кредита.
47. Банковская система России.
48. Сущность и функции финансов. Финансовые системы.
49. Госбюджет. Источники и пути преодоления дефицита госбюджета.
50. Налоги и налогообложение. Кривая Лаффера.
51. Экономическая роль государства в рыночной экономике.
52. Источники и распределение доходов населения.
53. Основные формы международных экономических отношений.
54. Международная валютно-финансовая система и устойчивость рубля.
55. Приватизация и эффект реформирования форм собственности.
Человеческий капитал
– это накопленный запас
Формирование человеческого капитала начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. До 7 лет идет социализация ребенка, формирование костно-мышечной системы, биохимических механизмов, всех подсистем организма как основы здоровья и силы. В этом возрасте осваиваются начала культуры - язык, речь, основные принципы поведения и общения. В этот же период формируются чувственный мир, психомоторные реакции и устойчивость нервной системы.
С 7 до 17 - 18 лет дети учатся
в школе. Цель школы, - сформировать
основы культурно-нравственного
С 16 до 25 лет через производственное обучение, профтехучилища, техникумы, высшие учебные заведения формируется трудовой капитал человека, совокупность способностей к конкретному труду.
Люди могут усилить способност, развить и закрепить
через целевое обучение, стажировки и
главное - через успешную предпринимательскую
практику. Накапливая исключительные
права на пользование землей, денежным
капиталом, другим имуществом, закрепляя
свои организационные находки и коммерческие
секреты, предприниматели (менеджеры)
формируют свой особый организационно-
Так же специфично формирование интеллектуального капитала. Его наличие связано чаще всего с развитием определенных талантов, через творческий труд. Ученый, изобретатель, конструктор, писатель, композитор при наличии склонностей и способностей развивают их до продуктивного уровня. Творческое созидание интеллектуальных продуктов: идей, изобретений, произведений культуры и искусства - характеризует зрелость и интенсивность интеллектуального капитала.
В систему показателей качества и уровня жизни включены: 1) продолжительность предстоящей жизни; 2) размеры и состав домашних хозяйств; 3) уровень профессионального образования; 4) занятия; 5) положение в занятии; 6) социально-экономические группы; 7) состав и динамика населения; 8) населенные пункты, жилье и географическое распределение населения; 9) домашние хозяйства и семьи, брачное состояние, фертильность; 10) здоровье населения; 11) медицинское обслуживание и ресурсы; 12) питание; 13) уровень образования и неграмотности; 14) педагогические кадры и расходы; 15) участие в труде и экономически неактивное население; 16) занятость и безработица; 17) вознаграждение за труд работающих по найму; 18) условия труда и подготовка кадров; 19) социально-экономические группы и социальная мобильность; 20) доходы, потребление и благосостояние; 21) уровень, рост и структура доходов домашнего хозяйства; 22) уровень, рост и структура потребления; 23) распределения доходов и потребления; 24) социальное обеспечение и социальная помощь; 25) досуг и культура, коммуникации; 26) общественный порядок и безопасность.
Существует несколько подходов:
1. Аксиологический подход. Качество жизни изучается с позиции многообразия ценностей, освоенных и используемых человеком.
2. Поведенческий подход. Только трудовая и предпринимательская активность являются основой и источником доходов, а значит, и возможностей обеспечения достойного качества жизни: деловая активность ® качество жизни.
3. Социально-бытовой подход. Для горожан прочное качество жизни обычно связывается с благоустроенной квартирой, дачей, семейным автомобилем, хорошим образованием для детей, надежной и хорошо оплачиваемой работой, нормальными отношениями с начальством, сослуживцами и соседями, согласие в семье и с родственниками, достаточным набором возможностей для отдыха и досуга, наличием любительских занятий.
Собственность - категория, раскрывающая систему экономических и юридических отношений, характеризующих социально-экономические и организационные формы владения, распоряжения и пользования имуществом.
Юридическая сторона собственности проявляется в наличии у собственника определенных прав на имущество, гарантирующих ему возможность владеть им, распоряжаться или пользоваться по своему усмотрению. Право собственности защищает имущество от посягательств других лиц, регулирует отношения, возникающие при образовании, распределении, разделе собственности, совместном обладании несколькими собственниками одним имуществом.
Право собственности является юридическим выражением, формой закрепления экономических отношений собственности.
Субъект собственности - это лицо, группа или коллектив лиц, обладающие объектами собственности. Отметим, что собственность не может быть бессубъектной, нет собственности без собственника, он - активная сторона отношений присвоения.
Объект собственности - ресурсы производства, имущество, информация, которые принадлежат целиком или частично собственнику.
Экономические отношения собственности - это отношения между людьми по поводу присвоения условий и продукта производства. Присвоение является экономической связью между людьми, которая устанавливает их отношение к факторам производства как собственников, т.е. как субъектно-субъектные отношения. Противоположными присвоению являются отношения отчуждения, например, когда какая-то часть общества владеет всеми средствами производства, и на этой основе продукты, созданные одними лицами, присваивают другие.
Особое место в структуре интеллектуального капитала занимает научный капитал, который оценивается как инвестиции, способствующие углублению и расширению знаний и ведущие к совершенствованию технологий и продуктов.
Природные ресурсы и объекты в основном не идентифицированы в качестве объектов собственности. Государственные органы регулирования природопользования не осуществляют ряд основных полномочий, необходимых для эффективной реализации правомочий собственника. Законодательство, касающееся отношений собственности на природные ресурсы, непоследовательно, не формирует механизма разграничения собственности, принципов разделения прав собственности и полномочий по управлению ею между уровнями власти.
В структуру экономических
отношений собственности
Чистый капитализм, или капитализм эпохи свободной конкуренции, характеризуется частной собственностью на средства производства и использования системы рынков и цен для координации экономической деятельности. Рыночная система функционирует в качестве механизма, посредством которого индивидуальные решения предаются гласности и координируются. Тот факт, что товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции, означает существование множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. В результате экономическая власть широко рассеяна.
Развитие экономики чистого капитализма идет стихийно, но чрезвычайно бурно, сопровождается резкими социальными сдвигами и периодическими кризисами перепроизводства, банкротством предприятий и целых отраслей.
Командная экономика. Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных директив. Все крупные решения, касающиеся объема производства, используемых ресурсов, структуры и распределения продукции, организации производства, принимаются центральным плановым органом. План конкретизирует количество ресурсов, которое должно быть выделено каждой отрасли и предприятию. Планом устанавливаются пропорции в производстве средств производства и предметов потребления. По плану осуществляется и распределение потребительских товаров.
Смешанная экономическая система сочетает преимущества рынка с использованием ограниченного государственного регулирования экономики. Экономическая активность государства ограничивается производством общественных благ, которое не может осуществляться на основе частного интереса и конкуренции.
Модель смешанной экономической системы имеет характер "социальной рыночной экономики", поскольку государство не допускает экономического поведения, которое определяется стремлением к неограниченному получению прибыли, что провоцирует социальные конфликты, подрывает общественную безопасность. Государство упорядочивает и регулирует предпринимательскую и трудовую деятельность, сохраняя социальный компромисс.
Наиболее распространенным длительным был традиционный тип хозяйствования. Его основу составляет натуральное производство, т.е. производство продукции не для продажи, а для собственного потребления. Основные черты- внутренняя замкнутость, низкий технический уровень и, низкая производительность труда, неразвитое разделение труда.
С течением времени сформировалось два решающих экономических условия возникновения рыночного механизма хозяйствования: специализация производителей и их экономическое обособление как частных собственников. При таких условиях возникает необходимость в регулярной купле–продаже продукции. Так складывается рынок как особая форма организации общественного хозяйства. Продукт производится для продажи и принимает экономическую форму товара.
Итак, рыночное хозяйство – это производство специализированных обособленных производителей, связанных куплей-продажей.
Формирование рыночного хозяйства прошло три этапа:
1. Простое товарное производство.
2. Товарное хозяйство свободной конкуренции
3. Современное социально
ориентированное рыночное
В дорыночной в натуральном хозяйстве продукт имел потребительную ценность только для самого производителя. В товарном производстве продукт создается для продажи и в этом смысле он должен иметь общественную потребительную ценность. Мерой ее выступает величина рыночного спроса. Способность товара обмениваться на другой товар в какой – либо пропорции называется меновой стоимостью товара. Таким образом, всякий товар, представляемый на рынок, должен иметь два экономических свойства: иметь общественную потребительную ценность и меновую ценность.
Трудовая теория стоимости предполагает, что рыночная ценность товара определяется затратами на его производство, которые должны быть возмещены через рыночные цены.
Согласно трудовой теории стоимости наличные две стороны товара обусловливают и две стороны труда при создании товара: потребительная ценность товара создается конкретным трудом, а его меновая ценность порождается абстрактным трудом.
Теория предельной полезности обращает внимание на то, что жизненные блага людей подразделяются на изобильные и редкие. В связи с этим имеет рыночное значение субъективная оценка блага покупателем, которая и определяет степень ценности этого блага, что влияет на его рыночную цену. Эта оценка зависит от степени полезности товара для покупателя и от степени редкости товара.