Шпаргалки по Экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 12:02, шпаргалка

Краткое описание

Объектом внимания выступает хозяйственная, предпринимательская деятельность в единстве технологии, организации, экономики и управления предприятиями в конкретной природной и общественной средах.
Структура экономической теории и, соответственно, четыре раздела: основы экономической теории, микроэкономику, макроэкономику вместе с внешнеэкономическими связями.
Первая функция - познавательная.
Вторая функция - практическая.

Содержание

1. Предмет, структура и функции экономической теории.
2. Методы экономического анализа.
3. Производство, его типы и структура. Производственные возможности.
4. Экономический оборот и общественное воспроизводство.
5. Социально-экономический прогресс и периодизация экономической истории.
6. Постиндустриальное общество и роль человеческого капитала в экономике.
7. Формирование, оценка и накопление человеческого капитала.
8. Качество жизни: оценка и сравнительный анализ.
9. Собственность: экономические и правовые аспекты.
10. Чистый капитализм, командная и смешанная экономика: сравнительный анализ.
11. Основные направления перехода к рыночной экономике.
12. Товар и его свойства. Качество продукции и пути его повышения.
13. Закон стоимости и цена. Эластичность цен.
14. Анализ рынков. Спрос, предложение и факторы их изменения.
15. Конкуренция и ее роль в развитии деловой активности населения.
16. Модели рынков.
17. Индивидуальный спрос и поведение потребителей. Кардинальная и ординалистская концепции полезности.
18. Маркетинг, его концепции и назначение.
19. Предпринимательство, его принципы и формы.
20. Предприятие, его функции, организационно-правовые формы, жизненный цикл.
21. Формирование и оборот капитала предприятия. Основной и оборотный капитал.
22. Издержки предприятий в краткосрочном и долгосрочном периодах.
23. Структура затрат на производство и реализацию продукции.
24. Цена и ее функции. Ценовая политика фирмы.
25. Доходы предприятия. Прибыль, ее оценка, факторы и пути повышения.
26. Предпринимательский доход, его источники, виды, ограничения.
27. Заработная плата, принципы ее организации и регулирования.
28. Тарифная система и пути повышения заработков персонала
29. Воспроизводство индивидуального человеческого капитала.
30. Информатизация экономики и тенденции развития рынка информационных продуктов и услуг.
31. НТР и развитие венчурного капитала.
32. Инновационные технологии и инновационные предприятия. Виды инноваций.
33. Пределы и технологии природопользования. Экологизация экономики.
34. Особенности аграрно-промышленных предприятий.
35. Аграрная реформа и формирование агропромышленного комплекса.
36. Рента и ее виды. Земельная рента. Цена земли.
37. Структура национальной экономики.
38. Основные показатели развития национальной экономики.
39. Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт, методы их расчета.
40. Потребление, сбережения, инвестиции и их влияние на национальный объем производства.
41. Макроэкономическое равновесие и определяющие его факторы.
42. Необходимость, типы и факторы экономического роста. Роль научно-технического прогресса.
43. Природа и виды экономических циклов. Теории кризисов.
44. Совокупный труд и условия достижения полной и продуктивной занятости населения.
45. Безработица, виды, причины и пути снижения.
46. Денежно-кредитная система. Сущность, формы и функции кредита.
47. Банковская система России.
48. Сущность и функции финансов. Финансовые системы.
49. Госбюджет. Источники и пути преодоления дефицита госбюджета.
50. Налоги и налогообложение. Кривая Лаффера.
51. Экономическая роль государства в рыночной экономике.
52. Источники и распределение доходов населения.
53. Основные формы международных экономических отношений.
54. Международная валютно-финансовая система и устойчивость рубля.
55. Приватизация и эффект реформирования форм собственности.

Вложенные файлы: 1 файл

shpory.doc

— 413.50 Кб (Скачать файл)

Понятие предельная полезность товара выражает связь между количеством потребительной ценности и интенсивностью потребности в ней.

Синтез теорий стремится преодолеть односторонность каждой из них в отдельности. Именно постоянное сравнение полезного эффекта продукта и затрат на его производство и осуществляет рынок через действие закона стоимости.

 

 

  1. Закон стоимости и цена. Эластичность цен.

Можно выделить наиболее общие функции закона стоимости в рыночной экономике:

1. Стихийное регулирование  распределения ресурсов между  отраслями;

2. Стимулирование НТП,  роста квалификации, образования,  уровня организации труда и в итоге – повышения производительности труда (снижения издержек);

3. Санация производства, когда неэффективные предприятия  разоряются, а эффективные преуспевают;

4. Стимулирование индивидуальной  инициативы, сопротивляемость людей  неблагоприятным обстоятельствам.

Это действие закона стоимости  создает ситуации частного экономического неравновесия, диспропорциональности (банкротство части предприятий  и др.). Они служат объектом антикризисного регулирования государства на региональном и общественном уровнях.

Нужно помнить, что ключевую роль в рыночном механизме ценообразования играет спрос, который определяет структуру производства в экономике. Вследствие этого в рыночной экономике не возникает дефицит, нет излишков товаров и услуг.

Коэффициент ценовой эластичности предложения ЕL. процентное изменение количества предлагаемой продукции /процентное изменение цены

Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является фактор времени. Чем продолжительнее  время, которым располагает производитель для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены, тем больше изменяется объем производства и тем больше эластичность предложения.

При анализе влияния  фактора времени на эластичность предложения, экономисты различают  следующие рыночные периоды:

1) кратчайший – период, недостаточный для изменения объема выпускаемой продукции;

2) среднесрочный –  период, достаточный для расширения  или сокращения производства на существующих площадях;

3) долгосрочный – период, достаточный не только для  расширения или сокращения существующего производства, но и для вступления на рынок новых или ухода с него ранее действовавших предприятий.

Концепция ценовой эластичности предложения имеет важное значение для определения экономической  политики фирм и правительства.

В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается производителем, в случае неэластичного спроса - потребителем.

В случае эластичного  спроса потребители при росте  цены на данный товар будут стремиться переключить свой спрос на товары-заменители. В случае неэластичного спроса это будет сделать гораздо труднее, что учитывается правительством в осуществлении своей налоговой политики.

 

 

  1. Анализ рынков. Спрос, предложение и факторы их изменения.

Цена на рынке складывается под воздействием спроса и предложения. Спрос предъявляют потребители, предложение осуществляют производители. Цена определяется в результате конкуренции между производителями и потребителями.

Спрос показывает количество продукта, которое потребители купят по разным возможным ценам в течение определённого периода времени.

Кривая спроса выражает обратную связь между ценой яблок  и величиной спроса на них. Снижение цены на яблоки ведет к возрастанию величины спроса на яблоки и наоборот. Экономисты характеризуют эту обратную связь как закон спроса.

Кривая спроса DD имеет  форму нисходящей по следующим причинам:

1) в условиях ограниченного  дохода люди больше покупают  товаров по низкой цене, которая  увеличивает покупательную способность  потребителя;

2) потребление подвержено  действию закона убывающей предельной полезности, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше удовлетворения.

Следует различать “изменение в величине спроса“ и “изменение в спросе“.

Изменение в величине спроса выражается перемещением вдоль  кривой спроса DD от одной точки к другой, означающей комбинацию «цена-количество». Причина перемещения – изменение цены товара.

Изменение в спросе выражается в смещении кривой спроса DD под воздействием неценовых факторов: вкусы покупателей; их доходы; цены на товары-заменители; число потребителей на рынке; инфляционные ожидания.

предложение показывает, какие количества продукта будут предъявлены к продаже по разным ценам в течение определённого периода. Предложение выражает ряд альтернативных возможностей.

Кривая предложения является восходящей, так как показывает положительную или прямую связь между ценой яблок и предлагаемым их количеством. С повышением цен величина предложения возрастает, со снижением цен - уменьшается. Эта специфическая связь называется законом предложения.

Кривая предложения  восходящая:

1) более высокая цена, по которой реализуется произведенная  продукция, увеличивает выручку  и прибыль, что стимулирует  производителя расширять производство продукта;

2) производство подвержено  действию закона убывающей предельной производительности, согласно которому увеличение производства какого-либо товара в условиях ограниченности ресурсов увеличивает издержки его производства, а значит, и его цену.

Так же как и при  анализе закона спроса, следует различать “ изменение в величине предложения “ и “ изменение в предложении “.

Изменение величины предложения  вследствие изменения цены яблок  вызывает передвижение на неизменной кривой предложения SS от одной точки, выражающей комбинацию «цена-количество», к другой.

Изменение в предложении означает смещение кривой вправо-вниз, когда предложение увеличивается под влиянием неценовых факторов, или влево-вверх, когда предложение уменьшается под влиянием тех же факторов.

Неценовые факторы предложения: цены на ресурсы; технология производства; налоги и дотации; ожидания изменения цен; число продавцов на рынке.

Если величина спроса на яблоки больше величины их предложения, цена на яблоки повышается, приближаясь  к 3 рублям за 1 кг. Если величина спроса на яблоки меньше величины их предложения, цена на яблоки снижается, приближаясь к 3 рублям за 1 кг.

Колебания цен будут  продолжаться до тех пор, пока не установится  устойчивая цена, то есть цена равновесия, уравнивающая величину спроса и величину предложения яблок. Иначе говоря, равновесная цена, в нашем примере равная трем рублям за 1 кг, синхронизирует и согласует решения, интересы потребителей и производителей. На конкурентном рынке процесс установления равновесной цены осуществляется стихийно, автоматически, в результате конкуренции между производителями и потребителями.

Эти и другие случаи изменения  равновесной цены и равновесного количества продукта под влиянием изменения  спроса и предложения можно исследовать  самостоятельно, используя графический метод.

 

 

  1. Конкуренция и ее роль в развитии деловой активности населения.

Главная сфера конкурентной борьбы - это производство товаров  или конкуренция товаропроизводителей. Гонка за лидером вынуждает соперничающие фирмы разрабатывать и внедрять новшества в технологиях производства, обновлять ассортимент, искать новые каналы и формы сбыта. Так конкуренция способствует научно-техническому прогрессу, росту производительности общественного труда.

Для потребителей и общества в целом предпочтительна свободная  конкуренция, способствующая росту  качества жизни и экономическому прогрессу.

Благотворное влияние  конкуренции заключается в достижении:

  1. равновесной цены, имеющей тенденцию к снижению по мере роста производительности общественного труда;
  2. многообразия товаров и разнообразия потребностей и вкусов, что способствует улучшению качества жизни населения;
  3. экономии в расходовании ограниченных ресурсов, в нахождении более выгодных сфер и отраслей приложения капитала.

Каждый конкурент хочет  стать монополистом, и тенденция  монополизации многих отраслей бизнеса существует повсеместно.

По закону РФ "Об естественных монополиях" (1995 г.), к естественным монополиям отнесены:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги аэропортов, морских портов;
  • услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Существует также монополия, защищающая права интеллектуальной собственности в виде патентов, фирменных и товарных знаков, авторских прав на интеллектуальные продукты.

Основой экономической  состоятельности предприятий является рост деловой активности.

Под деловой активностью понимаются созидательные способности предприятия обеспечивать устойчивую конкурентоспособность и экономическую состоятельность, добиваясь роста объемов производства и сбыта продукции, поддерживая достаточную эффективность использования ресурсов, гибко адаптируясь к изменениям спроса и всей рыночной среды, прогнозируя и предупреждая угрозы спада и кризисных проявлений.

Производственная  активность заключается в своевременном обновлении основного капитала, обеспечении полной технологической загрузки оборудования, полной и продуктивной занятости персонала при лидерстве в производительности труда и капитала.

Инновационная активность предприятия заключается в опережающем жизненном цикле технологий и продукции. Выделяя достаточные средства на научные исследования и разработку новых технологий и новой продукции.

Инвестиционная  активность предприятия состоит в поиске и привлечении необходимых инвестиций на осуществление производственных, инновационных и коммерческих проектов.

Коммерческая  активность предприятия заключается в проведении активной маркетинговой стратегии, в формировании гибких сбытовых структур, в грамотной ценовой политике, в умелой практике конкурентной борьбы, в создании сервисных систем по обслуживанию потребителей, по изучению и формированию их потребностей.

 

 

  1. Модели рынков.

Монополия представляет собой рыночную структуру, в которой одна фирма является производителем (продавцом) товара, не имеющего на рынке близких заменителей. Различают естественную, открытую, закрытую и занимающуюся дискриминацией монополию.

Кривая спроса на продукт  монополии является кривой отраслевого  спроса и имеет вид нисходящей. Это свидетельствует о том, что высокие цены могут быть при небольших объёмах выпуска, а низкие цены при больших объёмах производства.

Так как монополия  может манипулировать объёмом производства и ценой продукта, для неё не существует какой–то определённой кривой предложения.

В целях получения  максимальной прибыли монополия  может осуществлять ценовую дискриминацию. При этом монополия назначает для каждой группы покупателей максимально возможную цену, которую они готовы заплатить. Политика ценовой дискриминации даёт возможность производить такой объём продукции, какой был бы в условиях конкурентного рынка.

Итак, в кратковременном  периоде нерегулируемая монополия, как правило, получает экономическую прибыль.

В долговременном периоде  прибылям монополии всех видов угрожают: во–первых, конкуренты, во–вторых, государственное регулирование цен и тарифов. Поэтому в этом периоде монополия скорее всего безубыточна или получает среднеотраслевую (или несколько выше среднеотраслевой) прибыль.

Чтобы оценить эффективность чистой монополии, необходимо сравнить данную структуру рынка с совершенной конкуренцией.

По сравнению с конкурентной фирмой монополия производит меньший  объём продукции и устанавливает  более высокую цену на свой продукт, что означает: во–первых, недоиспользование ресурсов для данного продукта; во–вторых, применение не самой передовой, ресурсосберегающей, дешёвой технологии или недогрузку производственных мощностей. Монопольная цена даёт возможность перераспределять в пользу монополий часть доходов потребителей.

Поэтому естественные монополии  подлежат государственному регулированию. По отношению к ним возможны различные  варианты государственного регулирования ценообразования:

Для монопольно–конкурентного рынка характерны: во–первых, наличие множества небольших фирм, производящих дифференцированный продукт, несколько отличающийся от продукции конкурентов; во–вторых, свободный вход и выход с рынка.

Дифференциация продукта придаёт данной структуре рынка  черты уникальности. Поэтому монопольно–конкурентные фирмы обладают некоторым контролем над ценой своих товаров, как и чистая монополия. Наличие множества небольших фирм делает данную структуру рынка похожей на чистую конкуренцию. Но в отличие от совершенной конкуренции сбыт монопольно–конкурентной фирмы ограничен и определяется такими факторами, как рыночная цена, качество продукта, величина расходов на рекламу.

Краткосрочное равновесие монопольно–конкурентной фирмы  достигается аналогично равновесию простой монополии.

В краткосрочном периоде  возможны две ситуации: во–первых, экономическая прибыль и, во-вторых, убытки.

Свободный вход на данный рынок в долгосрочном периоде  приводит к безубыточности монопольно–конкурентных  фирм.

Информация о работе Шпаргалки по Экономике