Шпаргалки по мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 15:24, шпаргалка

Краткое описание

ответы на 50 вопросов.

Вложенные файлы: 13 файлов

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 21-24.doc

— 71.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 01-04.doc

— 82.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 05-08.doc

— 76.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 09-12.doc

— 125.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 13-16.doc

— 75.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 17-20.doc

— 87.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 25-28.doc

— 80.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 29-32.doc

— 87.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 33-36.doc

— 77.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 37-40.doc

— 92.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 41-46.doc

— 82.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 47-50.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)
 

47. НИС

  Вплоть  до середины 60-х гг., даже после деколонизации, экономисты Запада не особенно учитывали  специфические социально-экономические  проблемы развивающихся стран. Скорректированная  в 70-80-е гг. концепция помощи основывается на предположении, что развитые страны Запада служат определенной моделью развивающихся стран, поскольку получаемая ими помощь состоит исключительно из образцов западной культуры: материальных благ, технологии, образования и культуры, норм политического и социального поведения и т.д.

  Процессы  дифференциации, протекающие во всех подсистемах мировой экономики, следовательно, и в развивающихся странах, привели к выделению особой группы стран, получивших название «новые индустриальные страны» (НИС). Данные государства отличаются более высоким экономическим ростом, чем промышленно развитые страны, и существенно более высоким уровнем развития хозяйства по сравнению с основной группой развивающихся стран.

  Обычно  НИС подразделяют на 4 поколения. К первому относят Республику Корею, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Аргентину, Бразилию, Мексику; ко второму - Малайзию, Таиланд, Индию, Чили; к третьему - Кипр, Тунис, Турцию, Индонезию; и, наконец, к четвертому - Филиппины, южные провинции Китая и т.д.

  Статус  «НИС» страна приобретает по следующим критериям, установленными по методике ООН:

  • размер ВВП на душу населения; • среднегодовые темпы его прироста ; • удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (он должен быть не более 20%); • объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе; • объем прямых инвестиций за рубежом.

  По  некоторым показателям НИС зачастую превосходят подобные показатели ряда промышленно развитых стран. На протяжении 30 лет с 1960 по 1990 гг. темпы развития экономики азиатского региона в целом составляли более 5% в год, в то время как в европейских странах - 2%  Развивающиеся страны, вступившие на индустриальный путь развития, начинают привлекать иностранные инвестиции и стимулировать рост внешней торговли. Доходы от экспорта используются для развития наиболее перспективных отраслей. В 60-е гг. на такой путь вступили страны Восточной Азии и Латинской Америки. В Восточной Азии капитал направлялся главным образом в обрабатывающую промышленность и сырьевые отрасли. В Латинской Америке - в торговлю, сферу услуг, обрабатывающую промышленность. Особо нужно выделить Восточную Азию.

  В 21 в., как отмечают многие специалисты, покажет свою силу азиатско-тихоокеанский регион. В 1989 г. 18 государств образовали форум азиатско-тихоокеанского сотрудничества (АТЭС): США, Канада, Китай, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея и т.д. Целями этой интегральной группировки стало упразднение торговых препятствий во взамоторговле и движении капитала. Однако, в силу того, что страны, входящие в АТЭС, различны, были установлены сроки для достижения этих целей: до 2010 - для развитых стран, до 2020 г. - для развивающихся стран. АТЭС не является закрытым блоком. В ноябре 1998 г. на очередной конференции в столице Малайзии Куала-Лумпуре в состав организации приняты еще 3 страны: Вьетнам, Перу, Россия.

Экономическая стратегия Латинской Америки  ознаменована тремя финансовыми  волнами. С середины 70-х гг. Чили, Уругвай и Аргентина декларировали переход к новой стратегии развития - либеральной. Это означало резкое сокращение вмешательства государства в инвестиционные, кредитные, валютные и внешнеторговые операции и сужение его участия в предпринимательской деятельности. Ключевой реформой стала приватизация, призванная расширить пространство для частной инициативы. Но, как результат, реформы в Чили были полууспешными, а в Аргентине и Уругвае не удались. Дело в том, что реформы проводились преимущественно в рамках воено- 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

48.Общая  характеристика современного  состояния развивающихся  стран.

Резкое  повышение цен на нефть, другие энергоресурсы и на промышленное сырье в 1973—1974гг. способствовало быстрому обогащению стран-нефтеэкспортеров. В результате к концу 70-х годов выделились три группы развивающихся стран, существенно различающихся по экономическому уровню, отраслевой и технологической структуре, степени и профилю участия в международном разделении труда, внутренним и внешним условиям воспроизводственного процесса.

В первую группу вошли страны, которые по структурным параметрам и объему ВВП на душу населения ближе всего подошли к нижней границе развитых стран, а то и превысили ее. Это прежде всего «новые индустриальные страны». К этой же группе достаточно развитых стран следует отнести страны-экспортеры нефти и других энергоносителей, расположенные на Ближнем Востоке.

Ко второй группе развивающихся стран относят, как правило, страны со средним уровнем  доходов. Это самая многочисленная и неоднородная группа. Сюда относятся  такие крупные государства, как  Индия, Пакистан, Турция, Египет, ЮАР, нефтедобывающие  страны — Иран, Алжир, Венесуэла, Ливия, Габон, Нигерия; аграрно-сырьевые страны Азии, Африки и Латинской Америки.

К третьей  группе относятся наименее развитые страны (НРС), включающие 48 государств Африки, Азии, Карибского бассейна и  Ближнего Востока, в том числе такие многонаселенные страны, как Бангладеш, Республика Конго (бывший Заир) Мьянма, Танзания, Судан и Эфиопия.

Основные  тенденции в экономике  развивающихся стран  в конце XX в.

В 70-х  годах наступил исторический перелом  в динамике разрыва между индустриально развитыми  и развивающимися странами. Внутриэкономические реформы и упорядочение законодательной базы, ускорившие развитие свободного частного предпринимательства,   способствовали   привлечению   иностранного капитала. По развивающимся странам в целом с 1986 г. наметился перелом в динамике чистого притока прямых иностранных инвестиций.

По прогнозам  западных экономистов, приток иностранных  капиталов в развивающиеся страны в ближайшие 15 лет увеличится. Повышательная  динамика прямых иностранных инвестиций во многом объясняется постепенным перемещением трудоемких, ресурсо- и энергоемких, а также вредных для окружающей среды производств из развитых стран в развивающиеся. Неуклонный рост уровня жизни в высокоразвитых странах, повышение заработной платы, во многих случаях опережающее рост производительности труда, обострение экологических проблем приводят к удорожанию производимых в этих странах товаров и услуг и снижению их международной конкурентоспособности. Все это заставляет предпринимателей переносить трудоемкие и экологически неблагоприятные производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила, уникальные климатические условия, богатые недра. Что касается требований к защите окружающей среды, то здесь они значительно мягче, а следовательно, издержки производства существенно ниже. Хотя уровень образования населения в развивающихся странах явно недостаточен для освоения новейших технологий, однако он позволяет освоить некоторые технологические процессы, перемещаемые из индустриальных стран в развивающиеся.

Перемещение трудо-материало-энергоемких, а также  экологически опасных отраслей экономики  в развивающиеся страны постепенно способствует повышению квалификации рабочей силы принимающей страны, развитию финансовой, транспортной, информационной и прочей инфраструктуры, достижению правовой и политической стабильности.

Особая  роль в этом процессе принадлежит  ТНК, поскольку именно они вкладывают прямые иностранные инвестиции  в развивающиеся страны. Если интересы транснационального капитала  объективно   совпадают с национальными интересами «принимающих стран», то ТНК могут обеспечить им решающие;, преимущества в конкуренции на мировом рынке. Если же сугубо экономические интересы ТНК противоречат национальным интересам развивающихся государств, то ТНК используют защиты своих интересов международные организации (МВФ, Всемирный банк, ЮНЕСКО, ФАО, МОТ и др.), методы информационного давления, экономические и даже силовые методы воздействия с использованием военный мощи международных   полицейских   сил Тем не менее положительное влияние деятельности ТНК на экономический прогресс в развивающемся мире несомненно, Быстрое развитие ранее отсталых регионов увеличивает их спрос на потребительские и инвестиционные товары индустриальных стран.

. При  сохранении нынешних темпов роста ВВП развивающегося мира к 2010 г. он будет поглощать более 1/3 экспорта высокоразвитых гос-в. К тому же перемещение трудоизбыточных ресурсов и энергоемких, экологически загрязняющих производств в развивающиеся страны помогает развитым странам сохранять социальную и политическую стабильность, повышать благосостояние общества.

  Внешняя задолженность

Острейшей проблемой  развивающихся стран на рубеже XX и XXI вв. остается внешняя задолженность.Утечка национального дохода в виде процентов  по внешней задолженности приводит к снижению темпов экономического роста, развитию инфляционных процессов и, следовательно, к усугублению долгового бремени, снижению уровня жизни значительной части населения и нарастанию социальной и политической нестабильности. Большинство развивающихся стран в 80-е и 90-е годы оказались неспособными обслуживать свои внешние долги. Падение цен на нефть, продолжавшееся вплоть до второй половины 1999 г., и на другие сырьевые ресурсы, а также отсутствие внутреннего механизма модернизации наиболее отсталых экономик сводили на нет усилия по преодолению долгового кризиса развивающихся стран. Проблема внешней задолженности усугубляется ошибками во внутренней политике развивающихся государств.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

49.результаты  экономических преобразований стран с переходной экономикой

•Успех  проведенных рыночных реформ следует  оценивать с позиций выхода стран  на траекторию экономического роста. В  странах, где реформы должны были преодолеть кризис и инфляцию, наиболее быстро справились со своими задачами (Польша, Венгрия, Чехия и Словакия, Хорватия). Румынии помогло наличие нефтяных ресурсов, продажа которых позволила осуществить менее болезненно стабилизационные процессы. В Польше, Чехии, Венгрии и Словакии краткость стабилизационного периода во многом предопределялась реформами, проведенными в период рыночного социализма.

Однако  были страны, где спад не прекращался. Стабилизация вела лишь к его замедлению. Зачастую это было вызвано непоследовательностью  в проведении рыночных реформ. Такая  ситуация характерна прежде всего для России, Украины, Белоруссии, Болгарии.

В странах, развивающихся по эволюционному  пути, наибольших успехов достигли Китай и Вьетнам, в которых  ход реформ сопровождался ростом. У Китая за последнее десятилетие  ВВП почти удвоился, что создало образ «китайского чуда».

В экономической  литературе часто противопоставляют  шоковый и эволюционный варианты, при этом предпочтение дается пути, по которому пошел Китай. Предполагается, что выбор стран так называемого  шокового варианта был неудачным.

Ценой реформ шокового варианта является потеря ВВП от 1/3 до половины.

Шоковый вариант реформирования экономики  — есть плата страны за запаздывание с рыночными преобразованиями, что  привело к потере государственного контроля за ходом воспроизводства. Плавное вхождение в рынок возможно при своевременности рыночных реформ и применения сформированной комплексной программы рыночных преобразований. Такая программа должна была:

• четко  разграничить функции рынка и  «плана», характерные для смешанной  экономики (иной она и не могла быть в силу невозможности сразу уйти от всесилия государственной собственности);

• усиленно поддерживать новый альтернативный сектор экономики, и прежде всего  малый и средний бизнес. Только при достижении успехов альтернативной экономики следует проводить постепенную приватизацию;

• определиться в понятии эффективный собственник, рождению которого должен быть подчинен приватизационный процесс;

• активно  проводить структурную политику, содействуя формированию новой пропорциональности в национальном хозяйстве;

• ограничить всевластие спекулятивного капитала, который особенно разрастался на

. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

50. проблемы вхождения  России в систему  современного МХ

  Проблема  интеграции России в мировую экономику  имеет огромную актуальность. По мнению многих специалистов, эти страны обладают рядом специфических черт и преимуществ, позволяющих с успехом интегрироваться в мировое хозяйство. К ним относятся:

  • огромные сырьевые богатства;
  • квалифицированная и сравнительно дешевая рабочая сила;
  • большие масштабы накопленных основных фондов;
  • мощный научно-технический потенциал.

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА ВОПРОСЫ.doc

— 32.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалки по мировой экономики