Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 11:21, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение фундаментальных теорий налогообложения.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- исследование становления и эволюции классической теории налогообложения;
- осмысление кейнсианского учения о налогах;
- выявление современных тенденций становления и развития налогообложения в России.
Введение 3
1 Классическая теория налогообложения 4
1.1 Взгляды А.Смита 4
1.2 Взгляды Д.Рикардо 9
2 Кейнсианская теория налогообложения 14
2.1 Вклад Дж.М.Кейнса в экономическую теорию 14
3 Проблемы и перспективы развития налоговой системы Российской Федерации 19
3.1 Становление и развитие налогообложения в России 19
3.2 Сущность, структура и способы взимания налогов 21
3.3 Недостатки российской системы налогообложения и пути их преодоления 32
Заключение 35
Список используемой литературы 36
Классическая школа не просто совокупность принципов и постулатов. Подобная оценка школы носила бы слишком общий, во многом формальный характер. Классическая теория – это «строительные леса» и вместе с тем фундаментальная основа науки, открытая для развития и углубления, уточнения и расширения тематики, совершенствования методологии, обоснования новых выводов и заключений.
С позиции классиков, налог - это обязательный, индивидуально эквивалентный платеж индивида государству, осуществляемый с целью покрытия расходов государства на общественную оборону и поддержания достоинства верховной власти, взимание которого должно осуществляться с соблюдением принципов справедливости, определенности, удобности и экономии.
2 Кейнсианская теория налогообложения
2.1 Вклад Дж.М.Кейнса в экономическую теорию
Мировой экономический кризис 1929-1933гг.,
обрушившийся как на развитые, так
и на неразвитые в экономическом
отношении страны, продемонстрировал
несостоятельность
Выдающийся английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883–1946) уловил назревшую проблему и внес огромный вклад в развитие экономической теории вообще и теории налогов в частности. Он уловил назревшую проблему в своей работе «Общая теория занятости, процента и денег»(1936), тем самым сформулировав принципиально новую теорию государственного регулирования экономики.
Система рыночных экономических отношений
не является совершенной и
Кейнс рассматривал вопросы государственного регулирования экономики на базе анализа макроэкономических величин (национальный доход, капитальные вложения, занятость, потребление, сбережения и т.д.) с точки зрения количественных закономерностей в соотношениях между ними. Основными задачами своих исследований Кейнс провозгласил поддержание эффективного спроса и полной занятости. Его экономическая программа включала: всемерное увеличение расходов государства, расширение общественных работ, инфляционную и циклическую налоговую политику, циклическое балансирование бюджета, ограничение роста зарплаты, регулирование занятости.
Центральная идея теории Кейнса, заключалась в том, что стихийное развитие рыночной экономики не является идеальной системой саморегулирования, механизм обратных связей которой обеспечивает полное и рациональное использование материальных и человеческих ресурсов, а также беспрепятственные условия непрерывного роста экономики. Отрицание у экономики способности стихийно обеспечивать наиболее полное и рациональное использование ресурсов – основной критерий, разделяющий экономистов кейнсианского направления от сторонников экономики свободного предпринимательства.
После приведенной общей
Кейнс считал, что экономический рост зависит от денежных сбережений только в условиях полной занятости. Но ее практически невозможно достичь. В этих условиях большие сбережения тормозят экономический рост, так как они не направляются в производство и представляют собой пассивный источник дохода. Избежать негативные последствия можно изымая излишние сбережения посредством налогов. А для этого требуется государственное вмешательство, направленное на изъятие с помощью налогов доходов, помещенных в сбережения, и финансирование за счет этих средств инвестиций, а также текущих государственных расходов.
В кейнсианской теории налогов важное место занимают вопросы подоходного обложения. Кейнс настаивал на прогрессивном обложении доходов. По его мнению, излишние сбережения возможно и необходимо изымать при помощи налогов. Он утверждал, что роль подоходного налога, особенно когда им устанавливается дискриминация в отношении «незаработанных» доходов, налога на прибыль от капитала, налога с наследств и т. п. не меньше, чем роль нормы процента.
Прогрессивная налоговая система, по мнению Кейнса, стимулирует принятие риска производителя относительно капитальных вложений.
Настаивая на особом месте налогов в регулировании пропорций воспроизводства, Кейнс называл налоги «встроенными механизмами гибкости». Исследуя значение налогов как регулятора экономики, он отмечал позитивное влияние относительно высоких налогов, аргументируя это тем, что снижение их ставок ведет к сокращению бюджетных доходов, что порождает экономическую неустойчивость. Прогрессивные ставки налогов оказывают оздоравливающее влияние на бюджет, через него и на общую экономическую сбалансированность. Действительно, сокращение поступлений налогов снижает размеры бюджета, а потому обостряется неустойчивость экономики.
Налоги, выполняя функции встроенного
стабилизатора сглаживают этот процесс:
при подъеме экономики
Проще говоря, государство, будучи заинтересовано в ликвидации приведенных выше негативных последствий, прибегает к методам активного регулирования экономическими процессами, в том числе посредством увеличения или, напротив, уменьшения налогового бремени через налоговые ставки и налоговые льготы. Это приводит к возрастанию платежеспособного спроса населения и устранению тем самым дисбаланса между спросом и предложением (объемом производства).Государство восполняет недостающий спрос населения увеличивая свой собственный спрос (свои расходы) за счет налогов. Одновременно происходит стимулирование различными средствами роста инвестиций частного сектора.
Спрос со стороны государства, обеспеченный налогами и государственными займами, должен по Кейнсу мультиплицировать производство, обмен и занятость. Им предложена формула: «сбережения + налоги = инвестиции + государственные расходы».
Государство на каждом цикле экономического развития прибегает к различным приемам реагирования. Так, при подъеме экономики оно увеличивает налоги, изымая излишние деньги из обращения и оберегая тем самым экономику от перепроизводства. При экономическом спаде, напротив, налоговое бремя уменьшают; в результате - повышается платежеспособный спрос населения и возрастают инвестиционные возможности компаний, а это неизбежно приводит к разрешению кризиса и подъему экономики. Кейнс считал, что принцип стабильности налоговой системы не столь значим – он вторичен по отношению к принципу подвижности.
Основной вклад Кейнса в теорию
налогообложения заключается
Представители кейнсианства считали, что налог на потребление, введенный по прогрессивной ставке с применением льгот и скидок для отдельных видов товаров (на предметы повседневного пользования), более справедлив, чем фиксированный налог с продаж, для людей с низкими доходами. Этот налог не облагает сбережения, необходимые для будущего инвестирования, стимулирует их рост.
Кейнс и его последователи
Хрестоматийным стал тезис кейнсианства: «Если налоговая политика преднамеренно используется в качестве инструмента, с помощью которого должно быть достигнуто более справедливое распределение доходов, она будет, конечно, оказывать еще более сильное влияние на увеличение склонности к потреблению».
Практическое использование
Мир основан на том, что в нем ничто не вечно. Со второй половины 1930-х годов кейнсианство становится доминирующей экономической доктриной в развитых странах Запада. Век кейнсианства длился с 1940-х до первой половины 1970-х годов. Кейнсианство разрешило многие проблемы Великой депрессии, периода, когда наличествующие ресурсы использовались крайне слабо и непродуктивно, и существовала возможность для искусственного увеличения совокупного спроса. Рекомендации этой теории были довольно успешно использованы президентом США Рузвельтом для нейтрализации последствий Великой депрессии, а также в послевоенный период. Кейнсианские рецепты приносили оздоровление в условиях стагнации, когда производство почти не росло.
Кейнсианская система регулирования была подорвана по следующим причинам. Во-первых, когда инфляция стала приобретать хронический характер в виду изменений в условиях производства, а не реализации, стало необходимо такое вмешательство, которое улучшило бы предложение, а не спрос на них. Во-вторых, с развитием экономической интеграции произошло повышение зависимости каждой страны от внешних рынков. Стимулирование же спроса государством зачастую оказывало положительное воздействие на иностранные инвестиции.
Положительный эффект использования на практике кейнсианства достигался далеко не всегда и не везде. Ограниченность этой концепции обнаружилась вскоре. Политика государства на достижение эффективного спроса путем прямого вмешательства в хозяйственную жизнь перестала отвечать требованиям экономического развития. Среди причин этого фиаско обычно указывают на следующее:
• на хронический характер инфляции, вызванной превышением спроса над предложением. В этих условиях характер государственного регулирования следовало диаметрально изменить: необходимо было вмешательство, обеспечивающее предложение ресурсов, а не спрос на них;
• на развитие в современном мире интеграционных процессов и, соответственно, на серьезную зависимость национальной экономики от внешнего рынка. Как следствие, эффект государственного стимулирования спроса нередко перемещался за границу, собственная же экономика не получала от этой политики намечаемого результата.
Вывод: данная теория доказывает, что для обеспечения реализации произведенной продукции, а следовательно для стимулирования производства, которое приведет к экономическому росту страны, необходимо создание «эффективного спроса». А управлять динамикой совокупного спроса Дж. Кейнс предлагал посредством активного государственного вмешательства. Государство должно с помощью не только кредитно-денежной, но и посредством бюджетной политики, осуществить свое руководящее влияние на склонность к потреблению путем соответствующей системы налогов. Когда экономика в стадии упадка, занятость падает, а следовательно расходы государства на пособие по безработице велики, налоги надо увеличивать, так государство будет увеличивать спрос, а в период подъема налоги следует соответственно понижать.
Экономический рост зависит от величины
денежных сбережений. В условиях отсутствия
полной занятости большие сбережения
мешают экономическому росту, поскольку
они не вкладываются в производство и
представляют собой пассивный источник
дохода. Чтобы устранить негативные последствия,
необходимо снизить предельную норму
сбережения, или, что то же самое, повысить
предельную норму потребления. Это можно
осуществить с помощью налогов, благодаря
которым будут изъяты излишние сбережения.
В связи с этим Дж. Кейнс был сторонником
прогрессивного налогообложения, поскольку
считал, что прогрессивная налоговая система
стимулирует принятие риска производителем
относительно капитальных вложений.
3 Проблемы и перспективы
развития налоговой системы Рос
3.1 Становление и развитие налогообложения в России
Начиная с 1991 г. в области налоговых отношений складываются благоприятные условия, способствующие применению в Российской Федерации теоретических разработок и передового практического опыта ведущих стран мира. Предпосылками для их появления стали переход экономики от командно-административной системы к рыночной системе хозяйствования, принятие ряда основополагающих законов по налогам и др.
Информация о работе Эволюция теории налогов: классическая, кейнсианская, современная теории