Эволюция теории налогов: классическая, кейнсианская, современная теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 11:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение фундаментальных теорий налогообложения.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- исследование становления и эволюции классической теории налогообложения;
- осмысление кейнсианского учения о налогах;
- выявление современных тенденций становления и развития налогообложения в России.

Содержание

Введение 3
1 Классическая теория налогообложения 4
1.1 Взгляды А.Смита 4
1.2 Взгляды Д.Рикардо 9
2 Кейнсианская теория налогообложения 14
2.1 Вклад Дж.М.Кейнса в экономическую теорию 14
3 Проблемы и перспективы развития налоговой системы Российской Федерации 19
3.1 Становление и развитие налогообложения в России 19
3.2 Сущность, структура и способы взимания налогов 21
3.3 Недостатки российской системы налогообложения и пути их преодоления 32
Заключение 35
Список используемой литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 2к.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

В 80-е годы начавшаяся перестройка привела к реформированию системы платежей в бюджет. 30 июня 1987 г. был принят Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», направленный на усиление централизованного начала развития народного хозяйства, повышение роли экономических методов управления, создание механизма реального хозяйственного расчета и самофинансирования на предприятиях.

Наряду с реформированием системы платежей государственных предприятий создавалась система налогов для индивидуальных предпринимателей, а также кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций.

Принимаются соответствующие нормативные документы, регулирующие процесс реформирования. Например, Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР», Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР совместных предприятий».

  В последующие годы издается множество нормативных правовых актов по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности. Впоследствии они были систематизированы в Законе СССР от 14 июня 1990  г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который установил налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт.

Самостоятельная налоговая система  Российской Федерации начала создаваться  в 1991 г. Так, законами от 11 и 18 октября 1991  г. были введены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды; 6—7 декабря приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц. Обобщающим законодательным актом, завершившим процесс формирования самостоятельной налоговой системы России как независимого государства, был принятый 27 декабря 1991 г. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Новизна налоговой системы, заложенной в 1991 г., состоит в том, что по существу вся сфера отношений хозяйствующих субъектов с государством, связанная с формированием доходов, была поставлена на твердую правовую основу законов, а не подзаконных и ведомственных актов, как было прежде.

Была создана система взаимосвязанных законов о налогах, составляющих единый комплекс, построенный по единым принципам, структуре, механизму исчисления и сбора налогов, контроля и ответственности налогоплательщиков и налоговых органов. Эта система охватывала практически всю сферу налогообложения и обязательных сборов и платежей. Она существенно изменила систему исчисления налогов, налоговых льгот и налогооблагаемой базы.

В соответствии с Законом об основах налоговой системы установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот налогоплательщикам осуществлялись Верховным Советом РФ (впоследствии Федеральным Собранием) и другими органами государственной власти. Органы государственный власти национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований имели право предоставлять дополнительные льготы по налогам только в пределах сумм, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты.

Таким образом, в 1991—1992 гг. вопросы  законодательного обеспечения налоговой системы в основном были решены, хотя этот процесс продолжается и в настоящее время в соответствии с развитием социально-экономической обстановки.

В этот период налоговая система  характеризовалась многочисленностью налогов федерального, регионального и местного уровней. В налоговое законодательство России было внесено значительное количество различных изменений и дополнений, которые во многом были связаны с необходимостью приведения его в соответствие с политическими и экономическими процессами, происходившими в стране.

С середины 90-х гг. в Российской Федерации проводится кардинальная реформа налогообложения, вытекающая из необходимости адаптации налоговых отношений к изменившимся задачам государства и местного самоуправления. Решающим шагом данной реформы стало принятие Налогового кодекса РФ (НК РФ).

Однако НК РФ не лишён определенных недостатков. Во многом это объясняется  его уникальностью, заключающейся  в том, что он призван совместить в себе решение двух задач. Являясь кодифицированным налоговым документом, НК РФ должен был объединить огромный массив нормативного материала, устранив существующие в нем недостатки. В то же время его принятие вызвано необходимостью реформирования налоговой системы в государстве, но кодификация налогового законодательства должна стать следствием установления стабильных налоговых отношений в государстве, а не быть предпосылкой их реформирования. В связи с этим проблема реформирования системы налогообложения актуальна и в настоящее время. При этом необходимо создать справедливую налоговую систему, что является наиболее трудной задачей.

 

3.2 Сущность, структура и способы взимания налогов

 

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, развитие и  изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник  доходов государства.   Кроме финансовой функции налоги используются для экономического воздействия  государства  на общественное производство, его динамику и  структуру, на  развитие  научно-технического прогресса.     

В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж. Налоги это обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью. [9, 16с.] 

Налогоплательщик обязан платить  лишь законно установленные налоги (ст. 57 Конституции РФ). В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор сведений, который позволил бы конкретно выявить: а) обязанное лицо, размер обязательства и порядок его исполнения; б) границы требований государства в отношении имущества плательщика. Другими словами, в законе должны быть определены основные характеристики данного налога и порядок его взимания.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (п.6 ст. 3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации). Только при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной.

Согласно российскому законодательству налог считается установленным лишь в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения (ст.17 Налогового кодекса Российской Федерации):

·       объект налога;

·       налоговая база;

·       налоговый период;

·       налоговая ставка;

·       порядок исчисления налога;

·       порядок и сроки уплаты налога.

Налоги могут взиматься следующими способами:

Кадастровый способ, когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить транспортный налог. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

На основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

У источника. Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. [4,47с.]

Налоговый кодекс четко закрепляет перечень налогов, установленных на территории Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина. 

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог. 

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц. 

Несмотря на довольно большое количество налогов, и иных обязательных платежей, наиболее весомую часть в доходах бюджетов всех уровней составляют налог на прибыль, НДС, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и подоходный налог с граждан. На их долю приходится свыше 4/5 всех налоговых доходов консолидированного бюджета. Для налоговой системы Российской Федерации характерна множественность налогов, но главную роль в пополнении бюджета играют всего 5 налогов, остальные, при их незначительной роли для бюджета, серьёзно усложняют счётную работу на предприятиях, отвлекают значительные силы налоговых инспекций и налоговой полиции. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Налог на доходы физических лиц является одним из  основных видов прямых налогов и взимается с доходов трудящихся. Существующий порядок налогообложения физических лиц определяется  законом  Российской  Федерации от 7 декабря 1991 года “О подоходном налоге с физических лиц».

Плательщиками НДФЛ являются физические  лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Объектом налогообложения физических лиц является доход, полученный в календарном году от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ (для налоговых резидентов Российской Федерации), а также только от источников в РФ (для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации).

Налоговая база по НДФЛ представляет собой денежное выражение доходов налогоплательщика. При определении налоговой базы учитываются все доходы, полученные как в денежной, так и в натуральной формах, а также в виде материальной выгоды.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении  которых установлены различные  ставки.

Для доходов, облагаемых по ставке 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, которые предусмотрены ст. 218-221 НК РФ. Если доходы налогоплательщика меньше вычетов, налоговая база принимается равной нулю.

Налоговый кодекс устанавливает 4 ставки по налогу на доходы физических лиц:

•  13% (облагается большинство доходов налогового резидента. К ним, в частности, относится зарплата, вознаграждения по гражданско-правовым договорам, доходы от продажи имущества и другие доходы, которые не указанные в пп. 2-5 ст.224 НК РФ.)

•  9% (в отношении доходов  от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися  налоговыми резидентами Российской Федерации, при получении процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г., а также при получении доходов учредителями доверительного управления ипотечным покрытием. Такие доходы должны быть получены на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г)

•  30% (в отношении всех доходов, которые получены физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами, за исключением доходов, для которых установлены специальные ставки в размере 13% и 15%.)

•  35% (в отношении доходов от стоимости любых выигрышей и призов, получаемых по результатам конкурсов, игр и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения 4000 рублей, процентных доходов по банковским вкладам, в части их превышения над суммой процентов, рассчитываемых по рублевым вкладам - исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 5%, а также по вкладам в иностранной валюте - исходя из 9% годовых, дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах по заемным (кредитным) средствам в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК РФ, дохода в виде платы за использование кредитным потребительским кооперативом денежных средств, внесенных пайщиками, процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых от пайщиков в форме займов.

Законом предусматривается довольно обширный перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Так, не подлежат налогообложению  государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), пособия по безработице, беременности и родам, государственные и трудовые пенсии, социальные доплаты, алименты и т.д.

НДФЛ подлежит зачислению:

80% - в бюджеты субъектов РФ;

20% - в бюджеты городских округов

Налог, уплачиваемый иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа  при осуществлении ими на территории РФ трудовой деятельности на основании  патента по нормативу 100% зачисляется  в бюджет субъектов РФ.

Лица, являющиеся источником выплаты дохода для налогоплательщика, в том числе, дивидендов, признаются налоговыми агентами. В их обязанности входит исчислить и удержать НДФЛ с налогоплательщика, после чего перечислить его в бюджет. К ним относятся:

• Российские организации;

• Индивидуальные предприниматели;

• Нотариусы, занимающиеся частной  практикой;

• Адвокаты, учредившие адвокатские  кабинеты;

Информация о работе Эволюция теории налогов: классическая, кейнсианская, современная теории