Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 19:00, курсовая работа
Объект исследования: маслодельный завод. Цель работы: дать анализ деятельности предприятия, определить основ-ные направления и методы государственного регулирования в условиях в усло-виях рыночной экономики.
Методы исследования: метод статистического анализа, метод моделиро-вания социально – экономических процессов.
Методы исследования: метод статистического анализа, метод моделиро-вания социально – экономических процессов.
Полученные результаты: определена роль государства в молочной про-мышленности, дан анализ причинам изменения в формах и методах государст-венного регулирования российской экономики, дана оценка ресурсного потен-циала в Республике Мордовия.
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕРАБОТКИ МОЛОКА 6
1.1. Состав и структура молочной промышленности 6
1.2. Продукция, вырабатываемая молочной промышленностью 8
1.3. Межотраслевые связи молочной промышленности 9
1.4. Состояние и перспективы развития молочной промышленности на примере Республики Мордовия 10
2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 12
2.1. Основная характеристика предприятия 12
2.2. Основные производственные фонды молочной промышленности и улучшение их использования 13
2.3. Оборотные фонды предприятия 15
2.4. Экономическая эффективность использования основных и оборот-ных фондов и экономические показатели 17
2.5. Структура валовой и товарной продукции 20
2.6. Каналы поставок, реализации молока и молочной продукции 22
3. ПЛАНИРОВАНИЕ. РЕГУЛИРОВАНИЕ МОЛОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА, РЫНКА МОЛОКА И МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
86
270
186
11
11
21
21
Таблица 3.2 – План производства и реализации продукции по проекту в нату-ральном выражении (тонны)
Из данной таблицы мы видим какой объем продукции получит предпри-ятие в последующие годы, если установит новое оборудование. В перспективе предприятие имеет шансы на будущее стабильное развитие.[8]
В настоящее время уже не остается сомнений в том, что общая стратегия формирования рыночной экономики АПК в РФ должна исходить из сочетания саморегулирования рынка, в основе которого лежит спрос, предложение, сво-бодная конкуренция, и регулирующих рычагов.
Проведенный нами полный анализ рынка молока и молочной продукции в Республике Мордовия показал, что механизм регулирования рынка, направ-ленный на обеспечение прибылей товаропризводителей для введения расши-ренного воспроизводства, поддержания потребления населением молочных продуктов на уровне медицинских норм и по приемлемым ценам, создание ус-ловий для конкуренции и ограничения монополизма не был создан, а саморегу-лирование, на которое возлагали столько надежд, привело к негативным ре-зультатам. Аналогичная ситуация сложилась в целом по Российской Федера-ции.
За годы реформ в молочном подкомплексе сложилась ситуация, когда отсутствие государственного вмешательства и единых методических подходов к ценообразованию привело к неконтролируемому росту цен на средства про-изводства и тарифы. В тоже время переработчики молока жестко регулировали цены на молоко и молочную продукцию. Пытаясь контролировать уровень цен, государство в 1995 году ввело гарантированные цены на основные производст-венные товары, но бюджет не смог профинансировать реализацию цен, и по-этому они использовались только в качестве ориентировочных. Принимаемые правительством Республики Мордовия меры по улучшению расчетов с сель-хозпроизводителями также не решили проблемы. Политика цен на рынке моло-ка и молочной продукции должна стать ведущим направлением государствен-ного регулирования.[14]
При этом установление паритетности обмена между сельскохозяйствен-ной и промышленной продукцией требует использования следующих подхо-дов:
-
государственного
-
учета и возмещения реальных
затрат основной массы
- жесткий контроль за формированием цен предприятиями-монополистами производящими материально-технические средства для села.
Мировой опыт показывает, что в условиях диспаритета цен на сельско-хозяйственную промышленную продукцию роль государственного регулирова-ния возрастет. В развитых странах более половины средств государственной помощи селу направляют, используя политику цен. По 25 развитым странам (ОЭСР) поступления из бюджета в 9 раз превышает выплаты сельским хозяйст-вам государству.
Ситуация, складывающаяся на рынке молока и молочной продукции, требует создания гибкого и эффективного ценового механизма с целью обеспе-чения расширенного воспроизводства для сельхозпроизводителей и высокого уровня потребления молокопродуктов населением. В систему регулирования должны входить минимально гарантированные, свободные и договорные цены. Законодательную основу для внедрения системы государственного регулирова-ния рынка молока и молочной продукции на основе минимально гарантирован-ных цен создает Федеральный закон «О государственном регулировании сыро-промышленного производства».
Свободные цены призваны способствовать развитию производства мо-лока на основе устойчивого финансового положения сельских производителей, которые имеют право по своему усмотрению реализовать продукты по ценам, определяемым уровнем затрат, а также соотношением спроса и предложения.
Договорные
цены, являющиеся разновидностью свободных
цен, уста-навливают на основе предварительного
заключенных соглашений между по-ставщиками-
Особо важно обосновать уровень гарантированных цен, которые долж-ны выступать гарантом доходности и стимулировать развитие производства молока.
В базу гарантированной цены следует включать:
-
материальные затраты, исходя
из прогноза оптовых цен и
тарифов на материально-
-
прибыль, которая
-
в течение года
Чтобы повлиять на ситуацию в молочном скотоводстве, в республике выплачиваются дотации производителям молока.
Министерство
сельского хозяйства и
В соответствии с постановлением Правительства РМ выплата дотаций производится всем хозяйствам, производящим и реализующим продукцию, от-вечающую требованиям государственного стандарта, в региональные и феде-ральные продовольственные фонды на контрактной основе или по договорам поставщиков с потребителями независимо от форм собственности и учтенную органами государственной статистики в объемах закупок. Дотации по молоку выплачиваются ежемесячно при росте надоя нарастающим итогом к предыду-щему году при условии сохранения поголовья коров на начало года.
Если учитывать и выплаченные налоги самими производителями моло-ка, то суммы дотаций на наш взгляд необходимо увеличивать. Учитывая важ-ность отрасли в обеспечении продовольственного рынка, целесообразно изы-скать дополнительные резервы для этого и увеличить ставки дотаций, в боль-шей степени дифференцировав их по продуктивности. Необходимо отметить, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия РМ должно перечис-лять денежные средства районным управлениям сельского хозяйства, которые в свою очередь переводят на расчетные счета непосредственных товаропроизво-дителей. На практике ситуация складывается иначе. Министерство сельского хозяйства и продовольствия перечисляет начисленные суммы дотаций на пога-шение кредитов, в том числе товарных кредитов 1994-1995 годы в Мордовскую продовольственную корпорацию.
По-моему мнению необходимо менять порядок выплаты дотаций, а именно в целях большей заинтересованности сельскохозяйственных товаро-производителей перечислять дотации с Министерства финансов непосредст-венно на их расчетные счета.[20]
Главным условием повышения эффективности производства молока и его конкурентоспособности является рост продуктивности коров. Чем выше надои, тем ниже себестоимость молока. Поэтому перспективное развитие мо-лочного производства не столько за увеличением поголовья коров, сколько за повышением их продуктивности. В этом случае задача сокращения лучшего ге-нофонда, дальнейшего их совершенствования и создания новых более продук-тивных пород является наиболее актуальной, поэтому первоочередная финан-совая и прочая поддержка должна быть направлена ведущим племзаводам, на-учным учреждениям, осуществляющим селекционную работу.
Племенных животных в хозяйства нужно продавать по ценам как и то-варный скот, разницу компенсировать за счет бюджета. Необходимо полноцен-ное финансирование из федерального и регионального бюджетов научно-исследовательских работ по ветеринарии и кормопроизводству.
В
числе мер, направленных на преодоление
кризиса в молочном под-комплексе,
важное место принадлежит
Разорившиеся в ходе экономических реформ большинство сельскохо-зяйственных предприятий практически не могут обновлять изношенную техни-ку и старые технологии, приобретать племенной скот, осуществлять селекци-онно-племенную работу и основная роль в обеспечении вопроизводственного процесса принадлежит расширению государственных инвестиций в сельское хозяйств и молочное скотоводство, а также прямое субсидирование отраслей животноводства. Необходимо предоставление сельхозпроизводителям целевых кредитов под ставку не более 3-6 процентов. Не лучшим образом обстоят дела и в инвестиционных процессах в молочной промышленности, что особенно не-гативно учитывая, что отрасль способна к самофинансированию при благопри-ятном макроэкономическом климате. Несмотря на активизацию субъектами рынка внешнеэкономической деятельности и попытки привлечения инвестиций из-за рубежа, зарубежные производители молокоперерабатывающих техноло-гий из-за внутренней нестабильности имеющей место в нашей стране, не торо-пятся осуществлять вливание инвестиций в молочную промышленность России и республики. В этих условиях главной задачей государственной инвестицион-ной политики должно явиться формирование благоприятной среды, способст-вующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечению частных отечественных и иностранных инвестиций для перевоо-ружения перерабатывающих предприятий. С этой целью нужно ввести страхо-вание частных отечественных и иностранных инвестиций от коммерческих и политических рисков.
Необходимо
создать условия для
В современных условиях одной из наиболее жизнеспособных форм ин-вестирования в техническое переоснащение и модернизацию молочной про-мышленности может стать поставка предприятиям высокоэффективного техно-логического оборудования на основе долгосрочной аренды (лизинга) с рассроч-кой платежей на 3-5 лет.
В настоящее время в России, в условиях, когда ситуация в финансовой сфере остается сложной эта форма инвестирования становится удобной. Лизин-гополучателю не требуется мобилизовать значительный свободный капитал для первоначальных вложений. Проще решается проблема залога – им служит само оборудование, которое при нарушении договора может быть отозвано лизинго-дателем. Лизинг невозможно использовать не по назначению, как кредит, что снижает инвестиционные риски.
Государственная
поддержка для повышения
Для
стимулирования поставок по импорту
материально-технических ре-
Реализуя политику государственного регулирования, необходимо учи-тывать принцип взаимодополняемости механизмов регулирования, поскольку любой механизм имеет свои плюсы и минусы и может воздействовать на про-блемы экономики равнонаправленно.
В целом система государственного регулирования рынка молока и мо-лочной продукции должна представлять собой единый комплекс мер состоя-щий из ценового, финансово-кредитного, социального, налогового рычагов воздействия, а также мер по селективной поддержке товаропроизводителей, на-правленных на выполнение разработок, программ развития молочного подком-плекса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дан анализ ситуации молочной промышленности: в целом и на отдель-ном предприятии. Отмечены положительные сдвиги предприятия. Очерчен круг задач, которые предстоит решить в будущие годы. Названы меры по даль-нейшей стабилизации и развитию данной отрасли: увеличение бюджетных ас-сигнований, поиск инвесторов, расширение товарных закупок и интервенций, протекционизм и т.д. Особое внимание уделить обучению руководителей и специалистов вопросом управления в рыночных условиях, организации внут-рихозяйственных и договорных отношений, маркетингу. В области внешнеэко-номической деятельности следует совершенствовать механизмы защиты отече-ственных товаропроизводителей на внутреннем продовольственном рынке от импорта продукции, производителей в достаточных объемах в стране.