Экономика Республики Мордовии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: маслодельный завод. Цель работы: дать анализ деятельности предприятия, определить основ-ные направления и методы государственного регулирования в условиях в усло-виях рыночной экономики.
Методы исследования: метод статистического анализа, метод моделиро-вания социально – экономических процессов.
Методы исследования: метод статистического анализа, метод моделиро-вания социально – экономических процессов.
Полученные результаты: определена роль государства в молочной про-мышленности, дан анализ причинам изменения в формах и методах государст-венного регулирования российской экономики, дана оценка ресурсного потен-циала в Республике Мордовия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕРАБОТКИ МОЛОКА 6
1.1. Состав и структура молочной промышленности 6
1.2. Продукция, вырабатываемая молочной промышленностью 8
1.3. Межотраслевые связи молочной промышленности 9
1.4. Состояние и перспективы развития молочной промышленности на примере Республики Мордовия 10
2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 12
2.1. Основная характеристика предприятия 12
2.2. Основные производственные фонды молочной промышленности и улучшение их использования 13
2.3. Оборотные фонды предприятия 15
2.4. Экономическая эффективность использования основных и оборот-ных фондов и экономические показатели 17
2.5. Структура валовой и товарной продукции 20
2.6. Каналы поставок, реализации молока и молочной продукции 22
3. ПЛАНИРОВАНИЕ. РЕГУЛИРОВАНИЕ МОЛОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА, РЫНКА МОЛОКА И МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Вложенные файлы: 1 файл

экономика мордовии.docx

— 54.54 Кб (Скачать файл)

86

270

186

11

11

21

21

Таблица 3.2 – План производства и реализации продукции по проекту в нату-ральном выражении (тонны)

Из  данной таблицы мы видим какой объем продукции получит предпри-ятие в последующие годы, если установит новое оборудование. В перспективе предприятие имеет шансы на будущее стабильное развитие.[8]

В настоящее время уже не остается сомнений в том, что общая стратегия  формирования рыночной экономики АПК  в РФ должна исходить из сочетания  саморегулирования рынка, в основе которого лежит спрос, предложение, сво-бодная конкуренция, и регулирующих рычагов.

Проведенный нами полный анализ рынка молока и  молочной продукции в Республике Мордовия показал, что механизм регулирования  рынка, направ-ленный на обеспечение прибылей товаропризводителей для введения расши-ренного воспроизводства, поддержания потребления населением молочных продуктов на уровне медицинских норм и по приемлемым ценам, создание ус-ловий для конкуренции и ограничения монополизма не был создан, а саморегу-лирование, на которое возлагали столько надежд, привело к негативным ре-зультатам. Аналогичная ситуация сложилась в целом по Российской Федера-ции.

За  годы реформ в молочном подкомплексе сложилась ситуация, когда отсутствие государственного вмешательства и единых методических подходов к ценообразованию привело к неконтролируемому росту цен на средства про-изводства и тарифы. В тоже время переработчики молока жестко регулировали цены на молоко и молочную продукцию. Пытаясь контролировать уровень цен, государство в 1995 году ввело гарантированные цены на основные производст-венные товары, но бюджет не смог профинансировать реализацию цен, и по-этому они использовались только в качестве ориентировочных. Принимаемые правительством Республики Мордовия меры по улучшению расчетов с сель-хозпроизводителями также не решили проблемы. Политика цен на рынке моло-ка и молочной продукции должна стать ведущим направлением государствен-ного регулирования.[14]

При этом установление паритетности обмена между сельскохозяйствен-ной и промышленной продукцией требует использования следующих подхо-дов:

- государственного регулирования  цен и тарифов естественных  монопо-лий;

- учета и возмещения реальных  затрат основной массы сельских  товаро-производителей с учетом уровня общественно необходимых затрат;

- жесткий контроль за формированием цен предприятиями-монополистами производящими материально-технические средства для села.

Мировой опыт показывает, что в условиях диспаритета цен на сельско-хозяйственную промышленную продукцию роль государственного регулирова-ния возрастет. В развитых странах более половины средств государственной помощи селу направляют, используя политику цен. По 25 развитым странам (ОЭСР) поступления из бюджета в 9 раз превышает выплаты сельским хозяйст-вам государству.

Ситуация, складывающаяся на рынке молока и  молочной продукции, требует создания гибкого и эффективного ценового механизма с целью обеспе-чения расширенного воспроизводства для сельхозпроизводителей и высокого уровня потребления молокопродуктов населением. В систему регулирования должны входить минимально гарантированные, свободные и договорные цены. Законодательную основу для внедрения системы государственного регулирова-ния рынка молока и молочной продукции на основе минимально гарантирован-ных цен создает Федеральный закон «О государственном регулировании сыро-промышленного производства».

Свободные цены призваны способствовать развитию производства мо-лока на основе устойчивого финансового положения сельских производителей, которые имеют право по своему усмотрению реализовать продукты по ценам, определяемым уровнем затрат, а также соотношением спроса и предложения.

Договорные  цены, являющиеся разновидностью свободных  цен, уста-навливают на основе предварительного заключенных соглашений между по-ставщиками-товаропроизводителями и заказчиками или их посредниками. При определении уровня договорных цен следует учитывать платежеспособный спрос населения на реализуемую продукцию.

Особо важно обосновать уровень гарантированных  цен, которые долж-ны выступать гарантом доходности и стимулировать развитие производства молока.

В базу гарантированной цены следует  включать:

- материальные затраты, исходя  из прогноза оптовых цен и  тарифов на материально-технические  ресурсы и предоставляемые услуги  и оплату труда работников;

- прибыль, которая закладывается  в цены на молоко, рентабельность, обеспечивающую расширенное воспроизводство;

- в течение года гарантированные  цены необходимо индексировать  в со-ответствии показателями инфляции.

Чтобы повлиять на ситуацию в молочном скотоводстве, в республике выплачиваются дотации  производителям молока.

Министерство  сельского хозяйства и продовольствия Республики Мор-довия ежегодно разрабатываются ставки дотаций на животноводческую про-дукцию.

В соответствии с постановлением Правительства  РМ выплата дотаций производится всем хозяйствам, производящим и реализующим  продукцию, от-вечающую требованиям государственного стандарта, в региональные и феде-ральные продовольственные фонды на контрактной основе или по договорам поставщиков с потребителями независимо от форм собственности и учтенную органами государственной статистики в объемах закупок. Дотации по молоку выплачиваются ежемесячно при росте надоя нарастающим итогом к предыду-щему году при условии сохранения поголовья коров на начало года.

Если  учитывать и выплаченные налоги самими производителями моло-ка, то суммы дотаций на наш взгляд необходимо увеличивать. Учитывая важ-ность отрасли в обеспечении продовольственного рынка, целесообразно изы-скать дополнительные резервы для этого и увеличить ставки дотаций, в боль-шей степени дифференцировав их по продуктивности. Необходимо отметить, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия РМ должно перечис-лять денежные средства районным управлениям сельского хозяйства, которые в свою очередь переводят на расчетные счета непосредственных товаропроизво-дителей. На практике ситуация складывается иначе. Министерство сельского хозяйства и продовольствия перечисляет начисленные суммы дотаций на пога-шение кредитов, в том числе товарных кредитов 1994-1995 годы в Мордовскую продовольственную корпорацию.

По-моему  мнению необходимо менять порядок выплаты  дотаций, а именно в целях большей  заинтересованности сельскохозяйственных товаро-производителей перечислять дотации с Министерства финансов непосредст-венно на их расчетные счета.[20]

Главным условием повышения эффективности  производства молока и его конкурентоспособности  является рост продуктивности коров. Чем  выше надои, тем ниже себестоимость  молока. Поэтому перспективное развитие мо-лочного производства не столько за увеличением поголовья коров, сколько за повышением их продуктивности. В этом случае задача сокращения лучшего ге-нофонда, дальнейшего их совершенствования и создания новых более продук-тивных пород является наиболее актуальной, поэтому первоочередная финан-совая и прочая поддержка должна быть направлена ведущим племзаводам, на-учным учреждениям, осуществляющим селекционную работу.

Племенных животных в хозяйства нужно продавать  по ценам как и то-варный скот, разницу компенсировать за счет бюджета. Необходимо полноцен-ное финансирование из федерального и регионального бюджетов научно-исследовательских работ по ветеринарии и кормопроизводству.

В числе мер, направленных на преодоление  кризиса в молочном под-комплексе, важное место принадлежит регулированию  и обеспечению нор-мального воспроизводства на предприятиях этого подкомплекса.

Разорившиеся  в ходе экономических реформ большинство  сельскохо-зяйственных предприятий практически не могут обновлять изношенную техни-ку и старые технологии, приобретать племенной скот, осуществлять селекци-онно-племенную работу и основная роль в обеспечении вопроизводственного процесса принадлежит расширению государственных инвестиций в сельское хозяйств и молочное скотоводство, а также прямое субсидирование отраслей животноводства. Необходимо предоставление сельхозпроизводителям целевых кредитов под ставку не более 3-6 процентов. Не лучшим образом обстоят дела и в инвестиционных процессах в молочной промышленности, что особенно не-гативно учитывая, что отрасль способна к самофинансированию при благопри-ятном макроэкономическом климате. Несмотря на активизацию субъектами рынка внешнеэкономической деятельности и попытки привлечения инвестиций из-за рубежа, зарубежные производители молокоперерабатывающих техноло-гий из-за внутренней нестабильности имеющей место в нашей стране, не торо-пятся осуществлять вливание инвестиций в молочную промышленность России и республики. В этих условиях главной задачей государственной инвестицион-ной политики должно явиться формирование благоприятной среды, способст-вующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечению частных отечественных и иностранных инвестиций для перевоо-ружения перерабатывающих предприятий. С этой целью нужно ввести страхо-вание частных отечественных и иностранных инвестиций от коммерческих и политических рисков.

Необходимо  создать условия для заинтересованности самих предпри-ятий промышленности в инвестициях и в новых технологиях, для этого полно-стью освободить от налогообложения прибыль направляемую на капитальные вложения и укрепления сырьевой базы молокоперерабатывающих предпри-ятий.[11]

В современных условиях одной из наиболее жизнеспособных форм ин-вестирования в техническое переоснащение и модернизацию молочной про-мышленности может стать поставка предприятиям высокоэффективного техно-логического оборудования на основе долгосрочной аренды (лизинга) с рассроч-кой платежей на 3-5 лет.

В настоящее время в России, в  условиях, когда ситуация в финансовой сфере остается сложной эта форма  инвестирования становится удобной. Лизин-гополучателю не требуется мобилизовать значительный свободный капитал для первоначальных вложений. Проще решается проблема залога – им служит само оборудование, которое при нарушении договора может быть отозвано лизинго-дателем. Лизинг невозможно использовать не по назначению, как кредит, что снижает инвестиционные риски.

Государственная поддержка для повышения технического уровня про-изводства в перерабатывающих отраслях АПК должна осуществляться в виде целевого выделения финансовых средств на лизинговые операции для приобре-тения продукции машиностроения. Это позволит осуществить единую техниче-скую политику в молочной отрасли, проводить высокоэффективную модерни-зацию отдельных приоритетных производств и технологических процессов.

Для стимулирования поставок по импорту  материально-технических ре-сурсов (тароупаковочные материалы, запасные части и узлы к импортному оборудованию) необходимых для производства молочной продукции на отече-ственных предприятиях, целесообразно осуществлять их с минимальными размерами пошлин. Таможенные пошлины должны обеспечить 10-15 процен-тов превышение уровня цен импортной продукции над стоимостью аналогич-ной отечественной продукции. Одна из важных задач регулирования рынка мо-лока и молочной продукции – увеличение ее потребления населением, а следо-вательно покупательского спроса населения на эту продукцию. В подъеме мо-лочного производства – существенную роль играет развитие федеральной и республиканской системы поддержки доходов населения и значит его платеже-способного спроса. Малоимущим и пенсионерам бюджет должен обеспечивать пособия и пенсии не ниже прожиточного минимума, как это в развитых странах мира.

Реализуя  политику государственного регулирования, необходимо учи-тывать принцип взаимодополняемости механизмов регулирования, поскольку любой механизм имеет свои плюсы и минусы и может воздействовать на про-блемы экономики равнонаправленно.

В целом система государственного регулирования рынка молока и  мо-лочной продукции должна представлять собой единый комплекс мер состоя-щий из ценового, финансово-кредитного, социального, налогового рычагов воздействия, а также мер по селективной поддержке товаропроизводителей, на-правленных на выполнение разработок, программ развития молочного подком-плекса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дан анализ ситуации молочной промышленности: в целом и на отдель-ном предприятии. Отмечены положительные сдвиги предприятия. Очерчен круг задач, которые предстоит решить в будущие годы. Названы меры по даль-нейшей стабилизации и развитию данной отрасли: увеличение бюджетных ас-сигнований, поиск инвесторов, расширение товарных закупок и интервенций, протекционизм и т.д. Особое внимание уделить обучению руководителей и специалистов вопросом управления в рыночных условиях, организации внут-рихозяйственных и договорных отношений, маркетингу. В области внешнеэко-номической деятельности следует совершенствовать механизмы защиты отече-ственных товаропроизводителей на внутреннем продовольственном рынке от импорта продукции, производителей в достаточных объемах в стране.

Информация о работе Экономика Республики Мордовии