Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 22:06, курсовая работа
В сложившихся современных экономических условиях в стране проявляют себя тенденции, которые определяют «антиэкологический» природоемкий характер развития хозяйствования как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.
Здесь можно выделить ряд причин, действующих в различных сферах, на разных уровнях и с различным масштабом воздействия:
- макроэкономическая политика в целом, приводящая к экстенсивному использованию природных ресурсов;
- несбалансированная инвестиционная политика, ведущая к росту диспропорций между ресурсоэксплуатирующими и перерабатывающими, обрабатывающими и инфраструктурными отраслями экономики;
- неэффективная секторальная политика (топливно-энергетический комплекс, сельское и лесное хозяйство);
Введение.....................................................................................................................2
1 Экономическое развитие и его влияние на экологию.........................................5
Причины нечувствительности экономики к ситуации
экологического кризиса......................................................................................................5
1.2 Необходимость перехода от традиционной экономики к
экономике устойчивого развития.....................................................................................10
2 Экологическая безопасность в современных российских условиях...............17
2.1 Место и роль экологической безопасности в системе
национальной безопасности.............................................................................................17
2.1 Задачи по выходу из экологического кризиса в России и
обеспечения экологической безопасности......................................................................20
Заключение...............................................................................................................31
Библиографический список.....................................................................
Если бы сейчас большинство семей в Китае, Индии, Индонезии, Пакистане, Бангладеш, Нигерии, Бразилии, Мексике, а также в Японии и США осуществили переход на однодетную семью, то к концу XXI в. народонаселение мира могло бы уменьшиться до 3,5—3,7 млрд человек.
К сожалению, на это нельзя рассчитывать. По меньшей мере до середины столетия сохранится тенденция устойчивого, хотя и замедляющегося роста.
Сокращение потребления ресурсов и производства средств производства (А1). В этом направлении существуют большие и вполне реальные резервы. Сюда относятся5:
а) отказ от экстенсивной добычи сырья, ее интенсификация—более полная разработка месторождений и повышение коэффици
ентов добычи топлив и руд;
б) комплексная переработка сырья, полное извлечение из него всех полезных материалов, максимальное использование вторичного сырья;
в) всесторонняя экономия первичных материалов и энергоносителей на основе применения совершенных технологий;
г) ограничение торговли первичными ресурсами;
д) значительное сокращение или отказ от ряда материалоемких и энергоемких производств продукции, которая сама по себе не нужна для нормальной жизни людей (например, тяжелых вооружений: авианосцев, атомных подводных лодок, танков, баллистических ракет и т.п. Большую роль могли бы сыграть изменение отношения людей к личному транспорту и сворачивание сверх автомобилизации.
Выполнение этих требований обычно отвергается по политическим и экономическим соображениям, ссылками на необходимость сохранять баланс «сдерживания», рентабельности и занятости.
Но это верно лишь до тех пор. пока всем отходам добычи, переработки сырья, производства и их влияниям не приписывается полная отрицательная стоимость и полный вклад в экономический ущерб.
2 Экологическая безопасность в современных российских условиях
2.1 Место и роль экологической
безопасности в системе
В системе национальной безопасности на приоритетное место вышла подсистема экологической безопасности. Состояние экологической безопасности является непременным условием выживания человечества в условиях новейших экологических угроз и опасностей ХХI века.
Национальные системы безопасности становятся эффективными и надежными в том случае, если они изначально сориентированы на охрану окружающей среды и прав граждан на экологически безопасное существование при органичном взаимодействии с другими традиционными компонентами системы национальной безопасности.
Экологическая безопасность несет на себе отпечаток всех сущностных компонентов политики – политического сознания, политических отношений, политических институтов и политической деятельности.
Охватывая своим влиянием все сферы жизни общества, политика определяет условия формирования безопасной социальной среды и жизнедеятельности человека, обеспечивает сочетание прогрессивных социальных, экономических и технологических изменений с сохранением благоприятного природного окружения. Поэтому не подлежит сомнению исключительно высокая, можно сказать, уникальная эффективность политики как фактора либо укрепления, либо ослабления экологической безопасности6.
Угроза природным системам исходит от множества накапливающихся локальных воздействий человека. В свою очередь их защита и сохранение требуют понимания прямых и косвенных последствий антропогенной деятельности за длительные периоды времени и на больших территориях.
Процесс деградации окружающей природной среды, все углубляющегося экологического кризиса, принял необратимый характер.
Скорость деградации природной среды намного превышает скорость восстановления ее. и жизнь населения России из-за снижения социальных и эколого-экономических условии, сложившихся за последние 15 -20 лет при переходе к либерально-рыночной экономике, находится под угрозой ухудшения
И если эта тенденция деградации природной среды будет продолжаться так и далее, то возможно наступление тотальной экологической катастрофы уже в конце настоящего XXI столетия. Она будет проявляться через уменьшение концентрации кислорода в атмосфере, нарушение цикла по углероду, азоту, фосфору, недостатка водяных паров и других глобальных процессов7.
Сегодня Россия находится на 74 месте в мире по чистоте и занимает 3 место по выбросам загрязнителей в окружающую среду.
Темпы деградации окружающей природной среды возросли с началом внедрения в России неэффективных социально-экономических реформ, с переходом к криминально-рыночному капитализму, когда коммерсанты. олигархи стали экономить на природоохранных мероприятиях, с нарушением принципов экологизации производства и развития системы “Природа - общество”, с отбросом научно-технического развития страны на многие десятилетия назад.
Экологические проблемы по глубине негативного воздействия на человечество и катастрофическим последствиям для всего живого на Земле, несравнимы ни с какими другими проблемами.
Руководство Российской Федерации, население должны осознать, что деградация окружающей природной среды представляет собой значительно большую угрозу для будущего и болезненнее для народа, чем даже военная агрессия, ведение глобальных и малых войн.
За ближайшие несколько десятилетий человечество способно ликвидировать нищету и голод, избавиться от социальных пороков, возродить культуру,если на это появятся деньги.
Абсолютно все глобальные тенденции ухудшения экологической ситуациираспространяются на территории России. Более того.
Россия выступает как один из регионов, вносящих существенный вклад в развитие, сохранение и усиление отрицательных глобальных экологических тенденций. Этот вклад даже отрицательно выше вклада других стран, так как ресурсы и энергопотребление на единицу валового национального продукта в России в 2-3 раза выше, чем в других странах Западной Европы и в США, и в 5-6 раз выше, чем в Японии. Кроме того, природные особенности России, также в частности, как большие площади заболоченных земель, а так же вечной мерзлоты, по-видимому, способствуют усилению некоторых антропогенных воздействий, увеличивая выбросы загрязнителей в результате разрушения естественных сообществ организмов и деградации среды в этих регионах8.
К 2030 году наблюдается рост потребления первичной биологической продукции на 80-85% - на суше и 50-60% - глобальное. Рост концентрации парниковых газов в атмосфере, ускорение концентрации СО2 и СН2 за счет разрушения биоты.
Увеличение тенденции по мере разрушения биосферы, сокращение числа видов организмов на 25%) к 2050 г.
Деградация земель: рост эрозии и загрязнения. Качественное истощение вод суши. Рост бедности, нехватка продовольствия, высокая детская смертность. Расширение территории инфекционных заболеваний, появление-новых болезней и т.д.
Таким образом, перспективы сохранения окружающей среды до 2050 г. вызывают озабоченность.
Россия по разрушению системы “Природа - общество” находится в состоянии близком к критическому состоянию и невольно возникает вопрос, а возможно ли приостановить этот процесс разрушения? Безусловно, возможно, но только приостановить. Для этого необходимо обществу опереться на ясное представление о возможном будущем.
Обществу надо понять, что реально можно предпринять, вначале для стабилизации, а затем выхода из экологического кризиса усилиями всего народа и наметить определенную стратегию действий.
2.1 Задачи по выходу из экологического кризиса в России и обеспечения экологической безопасности
Сегодня много сказано, написано о загрязнении окружающей природной среды. Целью и задачей настоящей публикации является: назвать конкретные меры по предотвращению дальнейшего разрушения природной среды, экологизации производства и экономики, экологической безопасности России.
Первоочередными задачами нашего общества по выходу из экологического кризиса в России и обеспечения экологической безопасности следует считать.
1. Совершенствование законодательной природоохранной базы.
Президент, Правительство Российской Федерации, министерства и ведомства, как федерального, так и регионального уровня власти. Государственная Дума России предпринимают определенные меры по экологическому возрождению России, социально-экономическому развитию. Приняты новые, обновлены старые нормативно-правовые законы, постановления с учетом совершенствования развития рыночных отношений.
В новой редакции приняты Законы: “Об охране окружающей среды”, “Об охране атмосферного воздуха”. “О недрах”. “О животном мире”. “О плате за пользование водными объектами”. “Об особо охраняемых природных территориях” и другие. Безусловно, они окажут влияние на улучшение нормативно-правовой базы природоохранной деятельности, но не обеспечивают экологической безопасности населения России и сохранения окружающей природной среды.
На наш взгляд, в целях совершенствования экологического законодательства, экологической защиты населения и повышения качества окружающей природной среды, охраны здоровья населения назрела необходимость принятия в самое ближайшее время следующих нормативно-правовых решений (законов, кодексов):
“О социально-экономических гарантиях населения”:
“Об экологической безопасности”;
“Об охране почв”;
“Об обращении с радиоактивными отходами”:
“О питьевой воде и питьевом водоснабжении”;
“О плате за негативное воздействие на окружающую среду”;
“О газификации России”;
“О гарантиях бесплатной и качественной медицинской помощи населению”.
На реализацию этих законов, кодексов следует средства выделить из Стабфонда, и народ не надо пугать, что это вызовет инфляцию.
Принятие вышеназванных федеральных законов, кодексов явится важным фактором в совершенствовании системы управления экологического, экономического комплекса задач, в совершенствовании правовой базы обеспечения экблогической безопасности страны и создания необходимых предпосылок для повышения качества жизни людей по сравнению с другими высокоразвитыми странами Европы.
2. Сохранение национального богатства страны.
Если 1 5-20 лет назад говорили, что Россия может превратиться в сырьевой “придаток” Запада, то сегодня можно утверждать, что Россия уже превратилась в такой сырьевой “придаток”. Вначале “перестройки” - на пути к капитализму было передано частным компаниям без конкурсной основы: 64 процента разведанных запасов нефти: 63 процента газа: 86 процентов алмазов; 71 процент золота и т.д. И. конечно, бизнесмены устремились продавать добываемое сырье западным странам в ущерб развитию народного хозяйства России. Сегодня многие страны покупают сырье у России и перепродают его в третьи страны по более высоким ценам и имеют значительную прибыль. Так. Израиль, не владеющий месторождением алмазов, за счет поставок из России алмазного сырья, является крупным монополистом в мире по поставкам необработанных алмазов и бриллиантов9.
Так как цены на Западе, в долларовом исчислении, на природном сырье значительно выше, чем наши внутренние, это, безусловно, оказало влияние на рост цен на все виды продукции, производимой в России, в том числе на продукты питания, и оказало негативное влияние на снижение темпов сооружения новых объектов, реконструкции предприятий, создание новой техники из-за роста стоимости материалов, оборудования, тарифов на электроэнергию, грузоперевозки и т.д.
В ущерб народному хозяйству сегодня львиная доля сырьевых ресурсов поставляется на экспорт: нефти - более 50%. газа - более 30%. алюминия - более 90%, никеля - более 80%, меди, вольфрама, молибдена в пределах 60-70%. цинка -около 50% и т.д.
Чтобы исправить сложившееся неправильное соотношение экспорта с внутренним потреблением необходимо:
- пересмотреть имеющиеся договоры об экспорте сырья, исходя, прежде всего, из интересов народного хозяйства России, а не обогащения отдельных коммерсантов, олигархов.
- необходимо с особой осторожностью подходить к привлечению зарубежных фирм к эксплуатации природных ресурсов страны, а также к экспорту сырья без ущерба развития отечественной экономики;
- прекратить бесконтрольную передачу в аренду месторождений, продажу, раздачу земли. Она должна повсеместно передаваться без выкупа тем, кто ее обрабатывает, при категорическом запрещении перепродажи по не назначению;
- усилить экологические ограничения на хозяйственную деятельность при добыче ресурсов и их переработке.
Имеется в виду, что повсеместно на всех загрязняющих природу предприятиях, вне зависимости от форм собственности, должны быть введены ограничения годовых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ по территориям и экосистемам с учетом их поэтапного снижения и доведения в итоге до нормативного уровня.
3. Проблема обеспечения экономической и экологической безопасности.
Обеспечение экологической безопасности становится важнейшим компонентом национальной безопасности, оказывая все большее влияние на благополучие и здоровье населения, а также на экономическое развитие всех отраслей народного хозяйства. Среди важнейших составляющих экологической безопасности страны - решение проблем внедрения новых, экологически безопасных производств, машин и оборудования, экологически чистых ресурсосберегающих технологий, широкое внедрение малоотходных и безотходных производств, как в промышленности, так и в сельскохозяйственном производстве, на транспорте и в строительстве.
В условиях рыночной экономики многие заводы, рудники, фабрики, практически ликвидированы, якобы из-за нерентабельности или загружены всего на 30-40%. Это положение подорвало экономический потенциал страны, был потерян ресурс научно-технического развития, о чем свидетельствует снижение потребления сталепродукции, нефти и нефтепродукции, металлов цветной металлургии, строительных материальных на душу населения России, которое приближается к уровню Гвинеи, Эфиопии и других малоразвитых стран Африки, Азии10.
Информация о работе Экономика и экология. Проблемы экологической безопасности в российских условиях