Экономика общественного сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 02:31, лекция

Краткое описание

Оптимальное налогообложение и распределение доходов. Правило Рамсея. Выбор наиболее приемлемой структуры налогов предполагает, что если одно из требований принимается в качестве критерия оптимизации, то другие должны учитываться в форме ограничений. Реальная налоговая система, не будучи идеальной, с точки зрения какого-либо отдельного критерия, рассматриваемого изолированно, может приближаться к оптимуму с позиций баланса требований в рамках имеющихся возможностей.

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii_po_ekonomike_obschestvennogo_sektora_1.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

1) они могут изменить  структуру, интенсивность продаж, покупок, производства;

2) с другой стороны,  налогоплательщики перемещают свое  налоговое бремя на контрагентов.

И в том, и в другом случае речь идет о замещении налогооблагаемых видов деятельности (продуктов, ресурсов) менее налогооблагаемыми. Последствия налогообложения связаны не только с выполнением налоговых обязательств, но и с возможностью сместить налоговое бремя на контрагентов. Такое смещение связано с потерей полезности. Поэтому потери эффективности можно связывать с искажающим действием налогов. Часто предоставляемая полезность налоговых поступлений бывает ниже, чем просто сумма налоговых поступлений. Однако она может быть и выше,  и при этом возникает потребительский излишек. Понятие потребительского излишка имеет отношение не только к частным, но и к общественным благам. Поэтому важно добиваться уменьшения избыточного налогового бремени. Т.к. общественные блага удовлетворяются с помощью налогообложения, важно минимизировать избыточную часть налогового бремени с тем, чтобы оптимизировать налоговые поступления. Если возможен выбор между несколькими вариантами налогообложения, то предпочтение отдается менее искажаемым налогам, т.к. им характерна меньшая величина избыточного бремени и поэтому они более эффективны.

 

5. Сферы  действия налогов и общее равновесие.

Очень важно анализировать  последствия налогообложения, особенно если речь идет о монополиях. Монополист при уменьшении выпуска продукции вынужден целиком принимать на себя налоговое бремя. Если будет увеличен доход монополиста, а не прибыль, то бремя налога частично переместится на потребителей. Главным с точки зрения практики является вопрос о последствиях унифицированного налогообложения прибыли в разных отраслях. В краткосрочном периоде эластичность предложения капитала в корпоративном секторе невысока, т.к. при изменении налога на прибыль для изъятия ранее вложенного капитала необходимо время.

В долгосрочном периоде эластичность предложения капитала высока, поэтому налогообложение приводит к тому, что уменьшается предложение капитала, происходит перемещение налогового бремени на работников и потребителей.

В среднесрочном периоде  налог на прибыль перемещается на владельцев капитала, в т.ч. и в некорпоративном секторе. Однако эластичность предложения капитала не может стремиться к бесконечности. При некоторых соотношениях эластичности спроса и предложения капитала и труда, а также эластичности спроса на продукцию корпоративного и некорпоративного секторов бремя налогов может лечь на владельцев капитала или может быть разделено с работниками и потребителями.

В конечном счете, сферы действия налогов определяются:

1) функциями спроса  и предложения на каждом из рынков, которые вовлекаются в процесс перераспределения налогового бремени;

2) мерой взаимозаменяемости  товаров и услуг, реализуемых  на этих рынках;

3) соответствующими производственными  функциями.

Анализ сфер действия налогов показывает, что несхожие налоговые обязательства иногда приводят к одним и тем же экономическим последствиям. Если два налога равнозначны как по величине порождаемого ими бремени, так и сточки зрения его фактического распределения, они называются эквивалентными налогами. Налогообложение потребления и налогообложение заработков принципиально друг от друга не отличаются, поэтому можно говорить о том, что налогообложение потребления лежит в основе косвенных налогов. Различия же связаны с рынками капитала, которые действуют в той или иной стране.

 

6. Налоговые  обязательства и перемещение  налогов. 

Налоговое бремя распределяется между плательщиками как с  позиций эффективности алокации ресурсов, так и с позиций представлений  о справедливости принятых в обществе. Налоговые обязательства устанавливаются законодательно, но при этом налогоплательщики стараются переложить часть налогов на других индивидов. При этом может быть использовано два легальных пути:

1) сокращение налоговых  обязательств за счет изменения  структуры и интенсивности своей экономической деятельности;

2) перемещение налогового  бремени на других лиц.

В любом случае в центре налоговых обязательств оказываются  взаимоотношения двух сторон, а именно: государство и налогоплательщик. Если речь идет о перемещении налогового бремени, то взаимоотношения возникают между государством, налогоплательщиком и рыночными контрагентами налогоплательщика.

Если покупатель смещает  налоговое бремя на продавцов, это  называется перемещением назад. Если продавцы смещают налоговое бремя на покупателей, это называется перемещением вперед. В конечном счете, налоговое бремя распределяется между совокупностью индивидов, и при этом различают номинальные налоговые ставки, которые определяют налоговые обязательства, и действительные ставки, которые характеризуют налоговое бремя.

Перемещение налогового бремени на одном рынке влечет за собой перемещение налогового бремени на других рынках, поэтому  сфера действия налогов должна определяться в контексте общего равновесия. Способность  налогоплательщиков перемещать свои налоги на контрагентов зависит от характера рынков, на которых они взаимодействуют. Так, если рынок конкурентный, то возможности перемещения налогового бремени зависят от эластичности спроса и предложения.

Если налог устанавливается  в фиксированной сумме, то он называется специфическим, и он характеризует рынок с абсолютно эластичным спросом и предложением; на практике подобный налог используется редко. Стоимостные налоги определяются исходя из стоимости объекта налогообложения, и они чаще всего встречаются на практике. На конкурентном рынке отдельных товаров или услуг, включая труд, переместить налоговое бремя удается той стороне, которая обладает преимуществом в эластичности объема сделок по цене.

Распределение налогового бремени в конечном итоге не зависит от того, на какую из сторон возлагаются налоговые обязательства. Если рассматривать налоги в различных периодах, то можно дифференцировать перемещение налогового бремени по интервалам времени. На практике перемещение налогового бремени не происходит мгновенно. И часто снятие сливок происходит в краткосрочном периоде. Перемещение налога может привести к сокращению предложений на рынке труда.

7. Общественное  страхование. Масштабы и характер социальной помощи определяются представлениями о справедливости, а расходы осуществляются в рамках перераспределения программ. Накопление фондов общественного страхования обеспечивается за счет маркированных налогов. Принудительное налоговое страхование объясняется существенными изъянами рынка, а также потребностью в страховании страхуемого. Потребность в страховании связана с неприятием риска.

Если индивид ценит  гарантии, то они обладают для него полезностью и здесь важно  выяснить, кто может выступить  в роли гаранта в предоставлении благ и может ли государство, обладая правом принуждения, способствовать предоставлению этой гарантии. Общественное страхование осуществляется в том случае, если это удается обеспечить. Однако некоторые виды рисков невозможно предотвратить, поэтому они осуществляются без участия государства.

Частные страховые компании объединяют всевозможные риски, в результате чего осуществляется возмещение потерь при наступлении страховых случаев. Для страховых ситуаций характерна значительная экономия на масштабах. Увеличение числа застрахованных ведет к снижению административных издержек. При этом страхование, которое обеспечивает государство, имеет преимущество перед частными.

Важно различать в  понятии рисков, связанных со страхованием, неопределенность, т.е. отсутствие данных, которые позволяют судить о вероятности. Важно в случае отсутствия знания о вероятности наступления данных о случае, необходимо учитывать социальные риски, т.е. риски, с которыми сталкивается общество в целом, а не отдельный индивид. При страховании социальных рисков государство в отличие от частных страхований имеет возможность застраховать все население страны благодаря своей способности дополнительно привлекать средства с помощью увеличения налогов.

У государства есть возможность  восполнить дефицит средств за счет принудительных отчислений в соответствующие фонды или уменьшить свои обязательства, изменив законодательство. Еще один фактор, связанный с участием государства в страховании, связан с неблагоприятным отбором. Участие государства в страховании объясняется и проблемой морального риска, которая состоит в том, что страхование снижает заинтересованность в предотвращении страхового случая.

Т.о. можно говорить, что  частное страхование не всегда эффективно, а общественный сектор в подобных случаях за счет масштабности может выступать как более эффективный страхователь за счет того, что оно может объединять риски, может использовать принудительный характер увеличения размеров страховых платежей, исходя из принципов эффективности и справедливости, принятыми в обществе. Социальная помощь выплачивается за счет работающих граждан и связана с нагрузкой на работающее население.

8. Перемещение  выгод и сферы действия программ  общественных расходов. Общественные расходы можно рассматривать как отрицательные налоги, поэтому на них распространяются положения, связанные собственно с самими налогами. Также как сфера налогов не совпадает с непосредственными плательщиками, программа общественных расходов связана не только с непосредственными реципиентами.

Реципиент – это тот, кто получает какие-либо блага или денежные средства непосредственно из общественного сектора. Лица, на которых распространяются выгоды общественных программ, образуют сферу действия программ общественных расходов. Если результатом общественных расходов является создание чистого общественного блага, то в роли реципиентов выступают все члены общества и проблема перемещения выгод не возникает.

Побочным результатом  программы общественных расходов является перераспределение частных благ, и при этом возникают, как правило, позитивные экстерналии. Средства, которые передаются нуждающимся на основе действия программы общественных расходов, приводят к увеличению спроса, прежде всего, на продовольственные товары, и происходит перемещение выгод от реципиентов программы в пользу производителей и продавцов продовольствия. Это можно утверждать не только применительно к налогам, но и в отношении программы общественных расходов. Для того чтобы определить реальную сферу действия мероприятий общественного сектора необходимо проанализировать характер рынков, на которых действует получатель средств и непосредственный плательщик.

Перемещение выгод – это основная причина, по которой сфера действия программы общественных расходов не всегда отвечает интересам избирателей. Анализ, базирующийся на изучении фактического положения и ожиданий реципиентов, исследовании рынков, позволяет определить целенаправленность программы. В последние годы большое распространение получили контракты с частными фирмами на поставку товаров и услуг, ответственность за которую несет сектор.

В условиях контрактации партнерами общественного сектора становятся предприятия и организации частной собственности. Кроме того, внутри самого общественного сектора часто формируются квази-рынки. Главным вопросом, связанным с идеями квази-рынка и контрактацией является вопрос об эффективности заключения договора и пользе, которую получают налогоплательщики, избиратели, потребители.

Контрактация и квази-рынки  имеют следующие преимущества:

- удается сформировать  рыночные структуры, которые действуют в интересах потребителя;

- эти интересы полно  отражаются в контрактах между  заказчиком и исполнителем;

- гарантируется точное  выполнение контракта.

Введение контрактации квази-рынков связано с высокими трансакционными издержками. Иногда эти издержки могут приводить к снижению эффективности использования общественных расходов, если договор заключается с монополистом. При этом государство должно четко зафиксировать в контрактах все требования по выполнению услуг. Однако на контрактной основе или квази-рынков рекомендуется создавать лишь отдельные факторы и условия достижения результатов. Если речь идет об услугах, которые потребляются индивидуально, то обеспечить качество можно за счет привлечения самих конечных потребителей в рыночных или квази-рыночных отношениях.

 

9. Формы  общественных расходов. Общественные расходы представляют собой целенаправленное использование ресурсов общественного сектора для удовлетворения потребностей в общественных благах и реализации перераспределения с позиций справедливости. Важно, чтобы общественные средства использовались в соответствии с интересами и предпочтениями основной массы налогоплательщиков при минимальном уровне затрат и потерь. Поэтому общественные расходы формируются в соответствии с различными общественными программами.

Общественные программы  связаны:

1) с оказанием социальной  помощи тем, кто не имеет  возможности обеспечивать себя  самостоятельно;

2) с обеспечением обязательного  страхования на случай болезни.  В этом случае речь идет  о накоплении средств, которые в случае необходимости могут быть выплачены;

3) с производством и приобретением  материальных благ и услуг,  ответственность за удовлетворение  потребностей в которых берет  на себя государство. 

Общественные расходы  осуществляются в формах финансирования расходов организаций общественного сектора, закупок товаров и услуг, а также в форме денежных выплат и натуральных выдач лицам, включенным в программы социальной помощи страхования. Рациональный выбор той или иной формы расходования средств должен обеспечивать экономию и результативность их использования. Поэтому расходы необходимо связывать с конкретными целями и задачами.

Информация о работе Экономика общественного сектора