Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 02:31, лекция
Оптимальное налогообложение и распределение доходов. Правило Рамсея. Выбор наиболее приемлемой структуры налогов предполагает, что если одно из требований принимается в качестве критерия оптимизации, то другие должны учитываться в форме ограничений. Реальная налоговая система, не будучи идеальной, с точки зрения какого-либо отдельного критерия, рассматриваемого изолированно, может приближаться к оптимуму с позиций баланса требований в рамках имеющихся возможностей.
- выплаты по
договорам гражданско-
От уплаты взносов в ФСС освобождены:
- Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба контрразведки РФ, Федеральная пограничная служба, Федеральное агентство связи и информации, Служба военной разведки, Главное управление охраны РФ, Служба безопасности Президента РФ, другие воинские образования, Департамент налоговой полиции;
- общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций, а также предприятия и организации, созданные для осуществления их уставных целей.
Страховые взносы в ФСС регулируются постановлением Правительства РФ и уплачиваются:
- бюджетными учреждениями - один раз в месяц в срок, установленный для выплаты заработной платы за вторую половину месяца;
- всеми предприятиями и внебюджетными организациями - два раза в месяц в сроки, установленные для получения заработной платы, как за первую, так и вторую половину месяца;
- лицами, нанимающими
отдельных граждан по
- крестьянским хозяйствам с 1 января 1995 г. - один раз в год не позднее 1 апреля следующего года.
Законодательство РФ предусматривает применение к работодателям и другим плательщикам страховых взносов финансовых санкций в виде взыскания всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в ФСС суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере.
Средства фонда направляются на:
- выплату пособий
по временной нетрудоспособнос
- санаторно-курортное
лечение и оздоровление
- создание резерва
для обеспечения финансовой
- обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда;
- проведение НИР по вопросам социального страхования и охраны труда;
- осуществление
иных мероприятий в
Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных выше. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных. Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20%) , являются базой развития ФСС. Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в региональных отраслевых отделениях - аппараты органов ФСС. При ФСС образуется Правление, при региональных отделениях - координационные советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его Председателем, который назначается Правительством РФ.
15. Теоретические основы бюджетного федерализма. Горизонтальное и вертикальное выравнивание. Значительная часть общественных средств в любой стране сосредоточена в руках центральных органов законодательной и исполнительной власти. Решения, принимаемые на общественном уровне, влияют на бюджетную политику регионов. Между бюджетами разного уровня имеется сложная система взаимоотношений, которые объясняет теория бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм как термин используется странами, которые не являются федерациями.
Не существует унифицированной модели бюджетного федерализма, однако при построении модели бюджетного федерализма используются общие принципы:
1) способность межбюджетных
связей эффективно
2) обеспечение консолидированных
доходов бюджетов всех уровней,
3) возможность государственного бюджета выполнять свои обязательства перед региональными и местными бюджетами, и возможность выполнения обязательств во встречном направлении;
4) межбюджетные отношения
должны обеспечивать
5) повышение эффективности
использования межбюджетных
Теоретическая модель бюджетного федерализма предполагает соответствие налоговых полномочий и расходных обязательств. В реальности в бюджетных системах между поступлениями и расходами существует разрыв, в результате чего возникает вертикальная несбалансированность, которая приводит к проблеме вертикального и горизонтального бюджетного выравнивания.
Бюджетное выравнивание осуществляется по трем направлениям:
1) распределение расходных функций связано с тем, что определяются обязательства по выполнению функций управления в рамках одного государства;
2) распределяются функции
по обеспечению бюджетных
3) межбюджетные финансовые
расходы определяют какие
Вертикальное выравнивание осуществляется одновременно с горизонтальным для того, чтобы укрепить единство государства, предотвратить вынужденную миграцию населения, уменьшить налоговую нагрузку на бедные регионы. Идея федерализма может быть рассмотрена как территориальная форма демократии.
16. Дефицит государственного бюджета и методы его покрытия
Бюджетный дефицит представляет собой превышение расходов органов государственной власти и местного самоуправления над доходами.
Возникает устойчивый бюджетный дефицит по следующим причинам:
1) рост общественных
расходов в различных
2) циклические спады развития экономики;
3) дефицит может возникнуть в результате крупных вложений в развитие экономики;
4) дефицит может быть связан с неэффективностью финансово-кредитных отношений;
5) сокращение налогов
в целях стимулирования
6) усиление влияния популярной макроэкономической политики, связанной с увеличением расходов и снижением налогов перед очередными выборами;
7) повышение долгосрочной
напряженности в бюджетно-
Бюджетный дефицит, представляя разницу между доходами и расходами, чаще всего оценивается количественно, при этом выделяются следующие виды бюджетных дефицитов или профицитов:
1. фактическая констатация
дефицита или профицита
2. структурный бюджетный дефицит или бюджетный дефицит полной занятости. Структурный дефицит представляет собой разницу между бюджетными доходами, которые бы поступили при полной занятости и бюджетными расходами.
3. Циклический бюджетный дефицит или профицит – это разница между величиной фактического и структурного дефицита.
Правительство использует следующие способы финансирования бюджетного дефицита:
1) Заем в Центральном Банке;
2) Правительство через
посредство Центрального Банка
осуществляет продажу долговых
обязательств населению и
17. Характеристика бедности, методы определения бедности.
В любой стране разрабатываются стратегии по борьбе с бедностью. При выборе программ борьбы с бедностью учитывают масштаб и природу бедности, спектр существующих социальных программ, факторы ограничения экономического роста, проведение политических реформ и развитие инфраструктуры.
Существуют следующие характери
Бедность может быть определена разными методами:
- нормативный;
- статистический (в качестве бедных рассматривается 10-15% населения по минимальному уровню дохода);
- эвристический;
- экономический (связан с возможностями государства в поддержании бедных);
- стратификационный (по
этому методу к бедным
Коэффициент глубины бедности характеризует среднее отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума, и выражается величиной суммарного дефицита дохода по отношению к общему числу обследуемых.
Коэффициент остроты бедности характеризует средневзвешенное отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума, и выражается величиной суммарного квадратического дефицита доходов по отношению к общему числу обследуемых семей. Показатель остроты бедности рассчитывается с учетом веса семей, имеющих высокий размер дефицита дохода для оценки чрезмерных величин бедности.
Дефицит дохода оценивается в сумме дополнительных средств, которые необходимы для доведения доходов малоимущих групп населения до уровня прожиточного минимума.
Существуют разные подходы к определению социальной помощи:
Определить минимальный доход можно, ориентируясь на наличие официальной черты бедности, на наличие доходов ниже уровня бедности и при определении социальной помощи в целях устранения разрыва между официальной чертой бедности и действительным доходом. Для оценки уровня дохода доход ниже черты бедности является необходимым, но не достаточным условием для получения помощи, которая чаще всего рассматривается как временная поддержка и не ставит своей задачей устранение разницы между уровнем бедности и минимальным доходом.
На выбор программ с бедностью влияют:
- рынки труда;
- демографические
- региональные характеристики;
- доходы и расходы;
- показатели качества жизни.
Выделяют также различные целев
1) способные трудиться,
но обладающие низкими или
нерегулярными доходами (для таких
программа борьбы с бедностью
связана с уровнем повышения
квалификации и переподготовки)
2) неспособные обеспечить себя трудом (долгосрочная помощь);
3) группы способных получать доход, но неспособных это делать в силу исключительных обстоятельств (краткосрочная помощь).
Программы по борьбе с бедностью должны быть доступны, иметь адресный характер, стимулировать к труду и учитывать соображения политического характера.
18.
Институциональные структуры
Общественные расходы направляются не только для оказания социальной помощи, общественного страхования, но и для производства как общественных, так и частных благ. Производство может осуществляться как на государственных предприятиях, так и на предприятиях, работающих с государством по контракту. Существует 4 основных типа организаций, которые могут рассматриваться в качестве структурных подразделений общественного сектора или в качестве его поставщиков:
1) Частные предприятия выступают по отношению к общественному сектору как объекты налогообложения и как поставщики товаров и услуг. Контракты на поставку общественному сектору товаров и услуг со стороны частного бизнеса осуществляются, если удается точно определить требования по отношению к этим товарам и услугам. Коммерческие предприятия в случае нахождения в конкурентной среде эффективнее, чем государственные предприятия справляются с задачами по снижению затрат.
2) Государственные предприятия заинтересованы в подписании контрактов на поставку общественных благ ввиду того, что имеются большие возможности использования нерыночных рычагов воздействия. В этом случае важным является определение административного вмешательства государственных органов в хозяйственную деятельность предприятий. Подобные контракты заключаются, если изъяны рынка велики и невозможно точно установить все требования. Государство, используя свои права собственника, не позволяет государственному предприятию ориентироваться только на получение прибыли, поэтому деятельность предприятия начинает приобретать черты некоммерческой организации.