Экономическая природа таможенных правонарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – освещение правовой базы, регулирующей вопросы, связанные с одним из основных направлений деятельности таможенных органов Российской Федерации – борьбе с незаконным перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России и ТС, понятие и виды административных правонарушений в данной сфере.
Задача курсовой работы - изучение правовых основ административной ответственности за нарушение норм в области таможенного права и административно-правовой статус субъектов административной ответственности в области таможенного прав.

Вложенные файлы: 1 файл

Основной курсовик.docx

— 66.66 Кб (Скачать файл)

Введение

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических  интересов Российской Федерации  принадлежит Федеральной таможенной службе - одному из базовых институтов экономики.

Участвуя  в государственном регулировании  внешнеторговой деятельности и осуществляя  фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный  бюджет и тем самым способствует подъему экономики страны и повышению  благосостояния населения.

В соответствии со статьей 1(«Таможенное регулирование в таможенном союзе») Таможенного кодекса Таможенного Союза:

1. Таможенное  регулирование в таможенном союзе  в рамках Евразийского экономического  сообщества (далее - таможенный союз) - правовое регулирование отношений,  связанных с перемещением товаров  через таможенную границу таможенного  союза, их перевозкой по единой  таможенной территории таможенного  союза под таможенным контролем,  временным хранением, таможенным  декларированием, выпуском и использованием  в соответствии с таможенными  процедурами, проведением таможенного  контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений  между таможенными органами и  лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными  товарами.

2. Таможенное  регулирование в таможенном союзе  осуществляется в соответствии  с таможенным законодательством  таможенного союза, а в части,  не урегулированной таким законодательством,  до установления соответствующих  правоотношений на уровне таможенного  законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством  государств -членов таможенного союза.

В связи  с введением в действие с 1 июля 2010 года Таможенного кодекса Таможенного  Союза1 (далее – ТК ТС), и введением в действие с 1 июля 2002 года Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях2 (далее – КоАП РФ) вопросы возбуждения, производства и рассмотрения дел об административных правонарушениях в области таможенного дела до сих пор является актуальными.

Но  так как Государственной Думой  был принят «Федеральный закон Российской Федерации от 6 декабря 2011 года № 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации"», вступивший в силу  7 декабря 2011года3, изменения вошли, в частности и в главу 16 КоАП РФ («Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)).

“Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения  соблюдения мер таможенно-тарифного  регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с  законодательством Российской Федерации, Беларуси и Казахстана о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза.”

Цель курсовой работы – освещение правовой базы, регулирующей вопросы, связанные с одним из основных направлений деятельности таможенных органов Российской Федерации – борьбе с незаконным перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России и ТС, понятие и виды административных правонарушений в данной сфере.

Задача курсовой работы - изучение правовых основ административной ответственности за нарушение норм в области таможенного права и административно-правовой статус субъектов административной ответственности в области таможенного прав.

Глава 1. Понятие  и основание административной ответственности  в области таможенного дела.

 

1.1 Правовые основы  административной ответственности  за нарушение норм в области  таможенного дела.

Под ответственностью в широком  смысле слова понимается “категория, отражающая объективный, исторически  конкретный характер взаимоотношений  между личностью, коллективом, обществом  с точки зрения осуществления  предъявляемых к ним взаимных требований”.

В юридической науке под  ответственностью понимается форма  воздействия на лицо, нарушившее установленные  правила и нормы, выражающаяся в  обязанности лица, совершившего противоправные действия, претерпеть определенные неблагоприятные  последствия.

Отличительный признак юридической  ответственности – государственное  принуждение нарушителя к исполнению требований права.

Различают четыре основных вида юридической ответственности, которые соответствуют основным видам правонарушений: уголовная  ответственность; административная ответственность; дисциплинарная ответственность; гражданско-правовая ответственность.

Основанием административной ответственности конкретного лица является совершение им деяния, содержащего  все признаки состава административного  правонарушения4.

Административную ответственность  за правонарушения в области таможенного  дела можно определить как форму  воздействия государства на лицо, совершившее деяние, обладающее всеми  признаками состава административного  правонарушения, посягающее на установленный  законодательством РФ порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного  оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, выражающуюся в возложении на нарушителя обязанности претерпеть определенные неблагоприятные последствия.

  Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16 лет.

Борьба с административными  правонарушениями, в частности –  в области таможенного дела (нарушениями  таможенных правил), является одним  из важнейших направлений в правоохранительной деятельности государства. При совершении таможенных правонарушений наносится  вред экономическим интересам государства, что недопустимо для нормального  развития российской экономики.

Для защиты экономической  безопасности государства необходимо пресечение совершаемых и готовящихся  к совершению таможенных правонарушений и привлечение к ответственности  лиц, их совершивших. Количество совершаемых  таможенных правонарушений в год  достаточно велико и, уже на протяжении нескольких лет, держится примерно на одном уровне.

Согласно  пункта 5.12 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 № 429 “О Федеральной таможенной службе” Федеральная таможенная служба (далее ФТС) “осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;”5

Анализ  результатов работы по линии административных расследований показывает, что в  первом полугодии 2010 года общее количество возбужденных дел об административных правонарушениях (АП) составило 39552, и это число с каждым годом, к сожалению не уменьшается, что обосновывало существование в Таможенном кодексе целого раздела, посвященного таможенным правонарушениям и производству по делам о них.

Со вступлением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  Таможенный кодекс Российской Федерации  утратил одну из своих основных составляющих – нормы, устанавливающие ответственность  за нарушения таможенных правил и  регламентирующие порядок производства по делам о них.

   КоАП РФ содержит в себе большое количество новелл, коренным образом изменивших положения о привлечении к административной ответственности за нарушения таможенных правил, установленные Таможенным кодексом Таможенного Союза.

Систематизация административного  и административно процессуального  законодательства является важным шагом  на пути развития российского законотворчества6.

 

1.2 Особенности производства по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного законодательства.

В соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ «Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события  административного правонарушения;

2) отсутствие состава  административного правонарушения, в том числе не достижение  физическим лицом на момент  совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного  настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии  крайней необходимости; 

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение  административного наказания; 

5) отмена закона, установившего  административную ответственность; 

6) истечение сроков давности  привлечения к административной  ответственности;

7) наличие по одному  и тому же факту совершения  противоправных действий (бездействия)  лицом, в отношении которого  ведется производство по делу  об административном правонарушении, постановления о назначении административного  наказания, либо постановления  о прекращении производства по  делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении  уголовного дела;

8) смерть физического  лица, в отношении которого ведется  производство по делу об административном  правонарушении.7

Дела об административных правонарушениях регистрируют в  таможенных органах на уровне не ниже таможни.

В таможенном органе ведется  один журнал учета, в котором регистрируют все дела об АП.

Все заведенные дела об АП подлежат представлению для регистрации  в Отделе административных расследований (далее – ОАР) таможни.

 Дела об АП, возбужденные  уполномоченными должностными лицами  таможенных органов, подлежат  обязательной регистрации в день  их возбуждения. В случае возбуждения  дел об АП в выходные или  праздничные дни они должны  быть зарегистрированы в первый  рабочий день, следующий за днем  возбуждения таких дел. В случае  возбуждения дел вне времени  работы ОАР таможни они должны быть зарегистрированы в первый рабочий день, следующий за днем возбуждения таких дел8.

 

1.3 Административная  ответственность в области таможенного  дела.

        Законодательство РФ предусматривает различные виды юридической ответственности за нарушения в сфере таможенного дела: административную, уголовную, дисциплинарную, материальную. Этим самым, закон различает посягательства различной степени тяжести на таможенное дело - преступления и проступки, которые, по сути, являются нарушениями таможенных правил, разграничением служит степень причиняемого вреда.

  Правонарушения представляющие наибольшую степень общественной опасности, приобретают характер преступлений. Привлечение к ответственности за их совершение регулируется нормами Уголовного права (УК РФ).

     Под административными   правонарушениями  в области таможенного дела  понимаются - нарушения  таможенного  законодательства таможенного  союза  и  законодательства Сторон, контроль за  соблюдением которого  возложен  на  таможенные  органы, за  совершение  которых предусмотрена административная  ответственность законодательством Сторон.

 Фактически это действия (бездействие), посягающие на установленный порядок перемещения, таможенного контроля и таможенного оформления, обложения таможенными пошлинами и налогами, предоставления таможенных льгот.

      Административная ответственность - вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, наступает в тех случаях, когда эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

     Объективная сторона правонарушений заключается в нарушении норм таможенного законодательства, устанавливающих порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Субъектами административной ответственности могут быть юридические лица, физические лица, частные предприниматели, должностные лица.               

 

     Перечень административных правонарушений в области таможенного дела установлен главной 16 КоАП РФ (ст.16.1-.16.24).9 Помимо главы 16 в КоАП РФ предусмотрены и иные административные правонарушения, по которым дела могут возбуждаться должностными лицами таможенных органов, которые относятся к несоблюдению мер нетарифного регулирования, уплаты таможенных платежей (ст. ст. 15,6-15,9 КоАП РФ), валютного контроля (ст. 15.25) и другие.      Протокол  об административных правонарушениях в сфере таможенного дела составляется должностными лицами таможенных органов, уполномоченных рассматривать данные дела в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах своей компетенции (п.12 ч.2 ст.28.3).

Информация о работе Экономическая природа таможенных правонарушений