Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 10:11, курсовая работа
Производственно-хозяйственная деятельность субъектов обще¬ственного питания характеризуется системой показателей, среди ко¬торых основными являются выпуск продукции собственного произ¬водства и объем товарооборота.
Введение
1. Экономическая характеристика продукции и товарооборота предприятия общественного питания
2. Экономическая характеристика предприятия
3. Основные тенденции развития товарооборота предприятий общественного питания на примере кафе «Мария»
4. Показатели товарооборота и выпуска продукции общественного питания на примере кафе «Мария»
5. Резервы увеличения выпуска продукции и товарооборота предприятий общественного питания на примере кафе «Мария»
6.Заключение
7.Список использованной литературы
Производственно-торговая деятельность предприятий питания характеризуется, прежде всего, показателями товарооборота и выпуска собственной продукции. Товарооборот подразделяется на розничный, оптовый и валовой (общий). Розничный товарооборот включает продажу продукции собственного производства и покупных товаров непосредственно населению для личного потребления. В состав оптового товарооборота входит отпуск кулинарных и кондитерских изделий, полуфабрикатов, другой продукции собственного производства предприятиям питания для последующей их доработки и реализации, а также предприятиям розничной торговли — для продажи населению. В состав оптового товарооборота не входит, а выделяют отдельно внутренний отпуск полуфабрикатов, кулинарных, кондитерских и мучных изделий собственного производства своим производственно-торговым подразделениям. Розничный и оптовый товарооборот в совокупности составляют валовой (общий) товарооборот предприятий питания.31
Анализ товарооборота и выпуска собственной продукции проводят по данным производственно-торгового плана, бизнес-плана, прогнозов, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета, контрольных проверок и других источников информации в таблице 4.2.
Анализ товарооборота предприятия питания проводят по общему его объему и составу. Товарооборот общественного питания включает розничную продажу собственной продукции и покупных товаров и оптовую реализацию полуфабрикатов, кулинарных, кондитерских изделий и другой продукции собственного производства.
Особое внимание уделяется изучению выполнения плана и динамики розничного товарооборота, являющегося основной составной частью общего объема товарооборота предприятия питания. Розничный товарооборот анализируют, подразделяя его на реализацию продукции собственного производства и продажу покупных товаров. Отдельно в нем выделяют мелкооптовый отпуск собственной продукции и покупных товаров.
В общественном питании стоимость питания значительно ниже, чем в домашних условиях (при учете всей совокупности затрат труда и средств на приготовление пищи). В то же время предприятия питания должны изыскивать и реализовывать возможности снижения цен на блюда и другую продукцию за счет производства недорогой, но ценной в питательном отношении обеденной продукции, продажи комплексных обедов и использования других внутренних и внешних резервов оптимизации цен на собственную продукцию и покупные товары.32
Рабочий план счетов ресторан "Арктика"
Раздел |
Наименование счета |
№ счета |
1. Основные средства и вложения |
Основные средства |
01 |
Износ основных средств |
02 | |
Капитальные вложения |
08 | |
2. Производственные запасы |
Материалы |
10 |
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы |
12 | |
Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов |
13 | |
3. Затраты на производство и реализацию продукции |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
19 |
Издержки обращения |
44 | |
Издержки обращения на остаток продуктов |
44.1 | |
4. Готовая продукция, товары и реализация |
Товары в розничной торговле |
41.2 |
Торговая наценка |
42 | |
Реализация продукции (работ, услуг) |
46 | |
Реализация и прочее выбытие основных средств |
47 | |
5 Денежные средства |
Касса |
50 |
Расчетный счет |
51 | |
Переводы в пути |
57 | |
6. Расчеты |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
60 |
Расчеты по внебюджетным платежам |
67 | |
Расчеты с бюджетом |
68 | |
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению |
69 | |
Расчеты с персоналом по оплате труда |
70 | |
Расчеты с подотчетными лицами |
71 | |
Расчеты по возмещению материального ущерба |
73 | |
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами |
76 | |
7. Финансовые результаты. Использование прибыли |
Прибыли и убытки |
80 |
Использование прибыли |
81 | |
8. Фонды и резервы |
Уставной фонд |
75 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
88 | |
9. Кредиты банков |
Долгосрочные кредиты банков |
92 |
В процессе анализа следует определить и изучить долю отпуска обедов в скомплектованных рационах в общем объеме выпуска блюд. Комплексность обеденной продукции в столовых характеризуется соотношением количества вторых блюд и первых, третьих блюд и вторых. Эти соотношения считаются оптимальными как один к одному. В соответствии с Инструкцией Госкомстата РФ (18) под различным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации:33
- юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и организацию общественного питания;
- физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.
Розничный товарооборот делится на товарооборот розничной торговли и общественного питания.
В розничной торговле объектами изучения являются объем товарооборота, состав товарооборота, структура товарооборота.
Состав товарооборота в свою очередь изучается по видам продаж, организационным формам, формам обслуживания, формам оплаты.
Характеристика товарооборота в свою очередь изучается по видам продаж, организационным формам, формам обслуживания, формам оплаты.
Состав товарооборота можно анализировать по другим, соответствующим специфике предприятия, признакам.
Действующая система учета и отчетности позволяет изучить внутригрупповую ассортиментную структуру, которая является источником информации для деятельности маркетинговых служб. Необходима дифференциация товарооборота соответствующих групп товаров по видам, артикулам, сортам.
Изучение внутригрупповой ассортиментной структуры возможно только на основе инвентаризации и первичной документации.
На основании товарно-денежного отчета розничный товарооборот определяется как сумма:34
а) выручки, сданной в учреждения банков, на почту или в кассу своего предприятия;
б) хозяйственных расходов, произведенных из выручки.
Ретроспективный анализ товарооборота предполагает:
- построение динамических рядов товарооборота по общему объему;
- анализ товарооборота по составу;
- анализ товарооборота по структуре ассортимента;
- анализ товарооборота
по внутригрупповой
- факторный анализ
а) анализ влияния товарного обеспечения и скорости обращения товаров на объем продаж;
б) анализ влияния обеспеченности предприятия основными средствами (торговой площадью, торговым оборудованием) и эффективности использования;
в) анализ влияния изменения численности персонала и производительности труда на товарооборот;
г) изучение стохастических зависимостей товарооборота от параметров воздействия на сбыт.
д) оценку критического объема продаж по фактическим данным о затратах и доходах от реализации.
Прогнозный анализ предполагает :
- определение критического
объема продаж с учетом предпол
- построение альтернативных
вариантов структуры
Очень важное значение в анализе имеют показатели, характеризующие качество работы предприятий общепита. К ним относятся: процент выполнения плана розничного товарооборота; показатели его ритмичности и динамики; применение прогрессивных форм и методов обслуживания населения; охват денежных доходов и покупательных фондов населения розничным товарооборотом и так далее.
Объёмные и удельные показатели широко применяются при анализе розничного товарооборота. К объёмным показателям относится розничный товарооборот в целом по системе, а к удельным – уровень товарооборота отдельных предприятий и организаций в общем объёме товарооборота отрасли производства, товарооборот на одного продавца, на один квадратный метр, товарооборот на душу населения и так далее.
В процессе анализа розничного товарооборота применяют систему показателей, на основе которых даётся характеристика выполнения плана розничного товарооборота, выявляются резервы увеличения товарооборота и улучшения качества обслуживания в общепите.35
5. Показатели товарооборота
и выпуска продукции
Сущность оперативного планирования заключается в составлении производственной программы предприятия. Вопросами планирования производственной программы занимаются заведующие производством (заместители), начальники производственных цехов, бригадиры, работники бухгалтерии.
Производственная программа – обоснованный план выпуска всех видов продукции собственного производства.
Оперативное планирование включает в себя следующие элементы:36
Расчет количества посетителей торгового зала определяется по формуле:
N=P*C*X/100,
Где: N - количество потребителей за час
P - количество мест в зале
C - процент загрузки торгового зала
X – оборот одного места за час
Пример расчета посетителей сводится в Таблицу 5.1
Таблица 5.1.
Часы работы |
Оборот одного места за час |
Процент загрузки торгового зала |
Количество потребителей за час |
12-13 |
1,5 |
60 |
67 |
13-14 |
1,5 |
70 |
73 |
14-15 |
1,5 |
90 |
100 |
15-16 |
1,5 |
90 |
100 |
16-17 |
1,5 |
70 |
78 |
17-18 |
1,0 |
60 |
44 |
18-19 |
1,0 |
60 |
44 |
19-20 |
0,8 |
50 |
30 |
20-21 |
0,8 |
100 |
59 |
21-22 |
0,6 |
100 |
44 |
22-23 |
0,6 |
100 |
44 |
23-24 |
0,4 |
70 |
21 |
24-01 |
0,4 |
60 |
18 |
Итого посетителей |
- |
- |
727 |
Расчет блюд, реализуемых за день производится по формуле:
nблюд= Nобщ* m , (5.2)
где: Nобщ – количество потребителей
m – коэфициент потребления блюд
nблюд – количество блюд реализуемых за день
nблюд = 727*3,5 = 2545(блюд)
График 5.1.
100
78 67 59 44
30 21 18 |
Количество потребителей за час | |||||||||||||||||||||||||||||||||||