Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:08, курсовая работа
Экономические ресурсы - совокупность ресурсов, используемых в хозяйственной деятельности, включая природные, трудовые, капитальные ресурсы (капитал).
К ним относятся: фабричные и сельскохозяйственные строения, оборудование, инструменты, машины, средства транспорта и связи, разнообразные виды труда, земля и всевозможные полезные ископаемые.
Все экономические ресурсы можно разделить на:
1. материальные ресурсы (земля, капитал);
2. людские ресурсы (труд и предпринимательская способность);
3. информация.
26. Корпорация как бизнес система
Конкурентоспособная корпорация
- это эффективная бизнес-
Сегодня ни у кого не вызывает сомнение, что на рынке конкурируют не отдельные продукты, а корпорации, представляющие эти продукты. Неудачи в одной стратегической области бизнеса должны компенсироваться успехами в других и не приводить к разрушению корпорации в целом. Следует также принимать во внимание, что предприятия ОПК вынуждены конкурировать на рынке с международными корпорациями. Не с производственными площадками и исследовательскими институтами, а комплексными бизнес-системами, обеспечивающими выполнение всех, без исключения, бизнес-фукнций, необходимых для лидерства в конкурентной борьбе.
Успех корпораций в конкурентной борьбе зависит от трех базовых групп факторов:
• Внутренние компетенции
• Внешние компетенции
• Динамические способности.
Именно низкие динамические способности (низкий инновационный потенциал, неспособность быстро адаптироваться к изменениям на рынке и управлять знаниями) являются одной из наиболее значимых причин слабой конкурентной позиции российских предприятий. Для успеха в конкурентной борьбе, не столь важно какими активами обладает Ваше предприятие (продукция, оборудование, технологии, зданиями и сооружениями…) в данный момент времени. Важно то, с какой скоростью предприятие способно создавать необходимые активы и развивать их.
Под внутренними и внешними компетенциями следует понимать только такие факторы, которые обеспечивают корпорации существенные, пороговые конкурентные преимущества. Как правило, это такие факторы, для создания которых требуется значительный период времени и опыт работы в определенной отрасли. Например, к внутренним компетенциям можно отнести следующие:
• НИОКР (НОУ-ХАУ, технологии, способность создавать конкурентоспособную продукцию);
• Наличие отработанных и эффективных бизнес-процессов (управление проектами, сбыт, маркетинг, планирование, бюджетирование, мотивация персонала…);
• Наличие уникальных технологий, которые недоступны конкурентам;
• Наличие квалифицированного персонала, который нелегко может быть найден на рынке и на подготовку которого требуется значительное время.
Можно выделить три основные области деятельности, без сильных позиций в которых предприятие ОПК не имеет шансов на успех в конкурентной борьбе, а, следовательно, на выживание в долгосрочной перспективе:
• Лидерство в маркетинге
• Лидерство в НИОКР (военной науке)
• Эффективное специальное производство (низкие издержки и высокое качество).
Ключевыми факторами успеха, т. е. факторами, которые, безусловно, влияют на конкурентную позицию предприятия ОПК и его благополучия в будущем являются:
• Наличие собственной или стратегически связанной, лидирующей на рынке научной школы;
• Наличие специальных производственных активов (специальных технологий), требуемых для производства спецпродукции;
• Глубокое знание рынка, понимание изменяющихся потребностей конечных потребителей продукции;
• Способность быстро и гибко реагировать на масштабные изменения спроса, сохраняя устойчивость, несмотря на отсутствие оборонного заказа или потери экспортного контракта
• Способность финансировать предприятие, привлекать капитал, включая частный;
27. Реструктуризация
Реструктуризация бизнеса
- это совокупность средств и методов,
направленных на коренное изменение
структуры управления, финансовой (пассивов
и активов) и правовой структуры,
с применением современных
Как каждый бизнес-проект, реструктуризация движимы одной основной или несколькими ключевыми целями. В качестве шаблонных, наиболее часто возникающих целей можно привести следующее:
• создание эффективных отдельных бизнес-единиц либо единой компании с удовлетворительной структурой баланса и возможностью привлечения инвестиционных средств (потребность в дополнительных ресурсах достаточно сильно подстегивает к реформе компании), которые способны обеспечивать необходимый уровень производственной и административной деятельности на основе переданных им активов;
• избавление от убыточных активов, оптимизация управления непрофильными активами;
• снижение текущих издержек в заранее определенных затратных направлениях (управленческие расходы, налогообложение, производственные затраты, оплата труда и пр.);
• обеспечение безопасности и единства основных ресурсов организации (земля, недвижимость, нематериальные активы);
• повышение прозрачности компании.
Могут быть целью реструктуризации и весьма специфические моменты: подготовка к продаже части бизнеса, активов, к размещению облигаций, в том числе евробондов. Разумеется, цель реструктуризации оказывает непосредственное влияние на ее содержание.
Основные направления реструктуризации бизнеса
• антикризисное управление,
• сделки разделения/выделения,
• реструктуризация задолженности.
28. Организационные формы и
Унитарная форма компании (У-структура) представляет собой традиционный тип организации компании по функциональному признаку. Характеризуется высокой степенью централизации. При возрастании объема административных задач, высший менеджмент будет не в состоянии эффективно выполнять свои обязанности. Само существование У-структуры является помехой для диверсифицированного роста.
Холдинговая компания (Х-структура)
представляет собой корпорацию, владеющую
контрольными пакетами акций или
долями в паях других фирм. Размеры
холдинга могут быть намного меньше
размеров подконтрольных фирм. Бесспорно,
данные структуры имеют ряд
Мультидивизиональная форма корпорации (М-структура) характеризуется — наличием многих центров прибыли. Данная форма характеризуется серьезным перераспределением стратегических и тактических функций корпорации, что предоставляет дивизионам определенную степень самостоятельности. В отличие от Х- структуры, М-форма организации располагает возможностями стратегического планирования и распределения ресурсов и механизмом контроля над структурными подразделениями. Включая эффективное распределение финансовых ресурсов между дивизионами и дифференцированному применению инструментов внутрифирменного контроля и стимулирования.
Сетевые организации (V-структуры). Сеть связывает несколько фирм, которые являются относительно самостоятельными институциональными единицами и совместно работают на основе контрактов. Существует особая роль головной фирмы (ядра сети) в обеспечении интеграции сети. Структура представляет собой «оболочечную сеть», в которой головная фирма может быть расположена вверху или внизу производственной цепи. Не трудно заметить, что подобные структуры потенциально мене прочны, чем мультидивизиональные корпорации, но зато более гибкие и легче приспосабливаются к «превратностям судьбы» (внешней среды).
30. Преимущества и ограничения
вертикально-интегрированных
Вертикальная интеграция в нефтяной отрасли имеет как сильные, так и слабые стороны
Преимущества.
-финансовые преимущества
при интеграции “назад” к
нефтедобывающим предприятиям
- технические и технологические
преимущества достигаются на
основе дифференциации, когда компания
начинает выполнять те
• стратегические преимущества интеграции наиболее важны, т.к. именно они приводят
к росту рыночной власти корпорации и являются основой ее устойчивого развития в
долгосрочной перспективе.
При формировании финансовой стратегии ВИНК необходимо учитывать, что вертикальная интеграция имеет некоторые существенные недостатки:
1) к финансовым недостаткам
относится то, что, во-первых, возрастает
объем инвестиций, предприятие может
поставить себя в
2) технически слабой стороной
является необходимость
каждом этапе цепочки ценностей. Наиболее эффективный объем производства в каждом звене цепочки ценностей может не соответствовать потребностям связанного с ним звена. Полное соответствие в цепочке ценностей, как правило, является исключением. Если возможности внутренних поставок недостаточны для производства, недостающие компоненты должны быть куплены на стороне. Когда возможности производства в одном из звеньев превышают
потребности другого, излишки должны быть проданы. И если производятся сопутствующие товары, то также необходимо организовывать их сбыт;
3) возрастающая сложность
управления предприятием –
Информация о работе Экономические ресурсы корпоративного бизнеса