Экономические теории олигопольного ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

Олигополия – это такая рыночная структура, при которой существуют несколько продавцов и доля каждого из них в общих продажах на рынке настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены [14, с.364].
Олигополия – это такая ситуация, при которой число фирм на рынке настолько мало, что каждая при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Олигополию можно определить как рыночную структуру, при которой на рынках товаров и услуг господствует относительно небольшое число фирм, производящих однородные или дифференцированные продукты

Вложенные файлы: 1 файл

Воробьева Экономические теории олигопольного ценообразования (6).docx

— 269.25 Кб (Скачать файл)

Олигополия при определении  цены и объема производства учитывает  не только поведение потребителей (как  это делается при других рыночных структурах), но и реакцию своих  конкурентов. Зависимость поведения  каждой фирмы от реакции конкурентов  называется олигополистической взаимосвязью [11, с.195].

Взаимосвязь субъектов олигополии особенно четко проявляется в  ценовой политике. Если одна из фирм снизит цену, другие немедленно отреагируют  на подобное действие, ведь в противном  случае они потеряют покупателей  на рынке. Взаимозависимость в действиях  выступает универсальным свойством  олигополии.

Фирмы взаимосвязаны в  отношении определения своих  объемов продаж, объемов производимой продукции, размера инвестиций, затрат на ведение рекламной деятельности. Например, если фирма хочет запустить  новый продукт или новую модель продукта, то она прилагает максимум усилий к рекламированию этого продукта. Но в то же время фирма должна понимать, что за ней наблюдают  другие фирмы-олигополисты. И в случае проведения рекламных компаний, конкуренты аналогично начнут вести себя. Они также создадут схожий продукт или модель.

Такая ситуация определяется тем, что все фирмы понимают, что  цели, задачи, решения конкурирующих  компаний определяются поведением других фирм. И при принятии решений необходимо это понимать и ожидать ответных действий со стороны конкурента.

В то же время олигополистическая взаимозависимость носит и положительный, и отрицательный характер. Фирмы-олигополисты могут объединить свои усилия в борьбе против других, превращаясь в подобие чистой монополии, добиваясь полного исчезновения конкурентов на рынке, либо же бороться против друг друга, превращая рынок в подобие рынка совершенной конкуренции [17, с.87].

Последний вариант чаще всего  реализуется в форме ценовой  войны – постепенного снижения существующего  уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического  рынка. Если одна фирма снизила цену, то ее конкуренты, почувствовав отток  покупателей, в свою очередь, тоже снизят свои цены. Этот процесс может проходить  в несколько этапов. Но снижение цен имеет свои пределы: оно возможно до тех пор, пока у всех фирм цены не сравняются со средними издержками. В этом случае исчезнет источник экономической  прибыли и на рынке воцарится  ситуация, близкая к совершенной  конкуренции. От подобного исхода в  выигрышном положении, естественно, остаются потребители, в то время как производители  все до одного никакого выигрыша не получают. Поэтому чаще всего конкурентная борьба между фирмами приводит к принятию ими решений с учетом возможного поведения своих соперников. В этом случае каждая из фирм ставит себя на место конкурентов и анализирует, какова была бы их реакция [7, с.265].

Механизму ценообразования  при олигополии присущи две взаимосвязанные  черты. Это, во-первых, жесткость цен, которые изменяются реже, чем в  других рыночных структурах, и, во-вторых, согласованность действий всех фирм в области ценообразования.

Ценовая политика в условиях олигополии проводится с помощью  следующих основных методов (некоторые  экономисты считают их принципами): ценовая конкуренция; тайный сговор о цене; лидерство в ценах; ценовая  накидка [11, с.196].

Ценовая конкуренция в  условиях олигополии носит сдержанный характер. Это связано, во-первых, со слабыми надеждами на достижение рыночных преимуществ по сравнению  с конкурентами, а во-вторых, с  риском развязывания ценовой войны, которая чревата негативными  последствиями для всех ее субъектов.

Тайный сговор в области  ценообразования позволяет олигополистам уменьшить неопределенность, получать экономическую прибыль и препятствовать проникновению в отрасль новых конкурентов. Олигополии согласны в ограниченных масштабах максимизировать прибыль, иногда даже сводить ее к нулевому значению с тем, чтобы блокировать вторжение в отрасль новых товаропроизводителей.

Лидерство в ценах складывается в ситуации, когда повышение или  понижение цен фирмой, доминирующей в олигополии, поддерживается всеми  или большинством компаний на рынке. В условиях олигополии, как правило, имеется крупная фирма, выступающая  в роли ценового лидера. Изменение цен происходит только в том случае, если имеют место заметные отклонения в стоимости тех или иных факторов производства или изменения в условиях функционирования предприятия либо выпуска продукции.

Ценовая накидка (обычно в  размере определенного процента) прибавляется к средним общим  издержкам производства. Она призвана учитывать действительную или возможную  конкуренцию, финансово-экономическую  и рыночную конъюнктуру, стратегические цели и др. Этот принцип известен под названием "издержки плюс". Накидка обеспечивает получение  прибыли, определяет поведение и  действия фирмы.

Олигополии имеют позитивные и негативные последствия. В качестве положительных можно отметить следующие моменты [11, с.196]:

-          крупные фирмы имеют значительные финансовые возможности для научных разработок, технических нововведений;

-          конкурентная борьба между фирмами, входящими в олигополии, способствует развитию научно-технического прогресса.

Эти положительные стороны  отмечали И. Шумпетер и Дж. Гэлбрейт, которые утверждали, что крупные олигополистические фирмы способны быть технически прогрессивными и финансировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы для достижения высоких темпов научно-технического прогресса.

По мнению других экономистов, преимуществами олигополии являются отсутствие разрушительной силы конкуренции, которая  существует в условиях свободного рынка, более низкие цены и более высокое  качество продукции, чем в условиях монополии; трудность проникновения  посторонних фирм в олигополистические структуры благодаря эффекту  масштаба.

Наконец, экономистами отмечается и то обстоятельство, что в целом  олигополистические монополии необходимы обществу. На них возлагается исключительная роль в ускорении научно-технического прогресса, так как они в состоянии  финансировать дорогостоящие научные  проекты.

Негативные моменты олигополии сводятся к следующему [7, с.267]:

-          олигополии не столь опасаются конкурентов, так как проникнуть в отрасль практически невозможно. Поэтому они не всегда торопятся с внедрением новых техники и технологий;

-          заключая тайные соглашения, олигополии стремятся извлечь выгоду за счет покупателей (например, повышают цены на продукцию), что снижает уровень удовлетворения потребностей людей;

-          олигополии сдерживают научно-технический прогресс. Пока не будет достигнута максимизация прибыли на ранее вложенный крупный капитал, они не спешат с внедрением новшеств. Это препятствует моральному износу машин, оборудования, технологий и продуктов.

Разработано множество моделей  олигополии. Наиболее распространены модели Курно, модель изгибающейся кривой спроса, модель на основе теории игр, модель ценового лидерства.

В рамках нашей работы мы не ставим перед собой задачу изучения этих моделей, но нужно отметить, что  в экономической литературе они  достаточно полно изложены. Рассмотрим например модель Курно.

Статический анализ взаимоотношения  двух фирм в условиях дуополии был  предложен в 1838 г. французским экономистом  Антуаном Курно (1801-1877). Курно исходил из следующих предпосылок. Обе фирмы (А и Б) производят однородный товар. Им известна кривая рыночного спроса. Обе фирмы принимают решения о производстве одновременно, самостоятельно и независимо друг от друга. Каждая из фирм предполагает выпуск конкурента постоянным, продавцы не могут иметь точной информации о своих ошибках (действуют "с завязанными глазами"). При этом возможны различные варианты.

Допустим, одна из фирм (например, Б) принимает решение о приостановке производства. Тогда рыночный спрос  полностью обеспечивается выпуском фирмы А. Ее кривая спроса полностью совпадает с кривой рыночного спроса D1(0) (рис.1)

                 Рис. 1 Оптимизация объема производства фирмы А в зависимости от объема производства фирмы Б

При выборе максимизирующего прибыль объема производства фирма А решит производить 180 единиц товара, так как именно при этих условиях сравняются предельный доход MR1(0) и предельные издержки МС1. Если теперь фирма Б будет производить 40 единиц, то фирма А отреагирует на это сдвигом кривой спроса до положения D (40), а ее производство сократится до 40 (именно в этом случае MR1(40) = МС1. Соответственно, когда фирма Б производит 60 единиц, фирма А уменьшает свой выпуск до 20 единиц, а когда фирма Б расширит производство до 120 единиц, фирма А вообще остановит свое производство. Отмечая на графике (рис.2), как меняется выпуск фирмы А в зависимости от изменения выпуска фирмой Б, мы получаем кривую реакции фирмы А–QA(QБ). Аналогичный анализ можно осуществить и в отношении фирмы Б, получив в результате еще одну кривую реакции — QБ(QA). Пересечение кривых реагирования этих двух фирм (точка Е) показывает равновесие Курно: каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает оптимальное для себя решение, ни одна из фирм не имеет стимула изменять свой объем производства.

 

Рис. 2 Равновесие Курно

Модель равновесия Курно предполагает, что фирмы-дуополисты конкурируют друг с другом. Ситуация принципиально изменится, если дуополисты договорятся друг с другом и будут коллективно намечать объем производства. Рассмотрим этот случай, предполагая идентичность обеих фирм и линейную кривую спроса (рис. 3).

Рис.3 Равновесие Курно, договорное равновесие и конкурентное равновесие

Равновесие Курно достигается, когда Q1 = Q2 = 40, а суммарный выпуск составляет 80 единиц. Если фирмы договорятся максимизировать совокупную прибыль, чтобы затем разделить ее пополам, то множество возможных решений этой задачи будет ложиться на контрактную кривую. При этом суммарный выпуск Q + Q2 = 60. Сравнение показывает, что при равновесии Курно общий объем производства выше, чем при дуополистическом сговоре (40 > 30), но ниже, чем он был бы при конкурентном равновесии (40 < 60).

В настоящее время все  большее значение для анализа  олигополистических ситуаций получает теория игр. Теория игр – наука, исследующая  математическими методами поведение  участников в вероятностных ситуациях, связанных с принятием решений. Предметом этой теории являются игровые  ситуации с заранее установленными правилами (типа игры в карты или  в домино). В ходе игры возможны различные  совместные действия – коалиции игроков, конфликты и т. д. Стратегия игроков  определяется целевой (платежной) функцией, которая показывает выигрыш или проигрыш участника Формы этих игр многообразны. Наиболее простая разновидность – игры с двумя участниками. Если в игре участвуют не менее трех игроков, возможно образование коалиций, что усложняет анализ. С точки зрения платежной суммы игры делятся на две группы – с нулевой и ненулевой суммами. Игры с нулевой суммой называют еще антагонистическими: выигрыш одних в точности равен проигрышу других, а общая сумма выигрыша равна нулю. По характеру предварительной договоренности игры делятся на кооперативные (когда образуются коалиции игроков) и некооперативные (когда каждый играет за себя против всех).

Наиболее известный пример некооперативной игры с нулевой  суммой является как раз таки модель Курно.

Таким образом, сделаем ряд  выводов по первой главе курсовой работы:

-          олигополия это такая рыночная структура, где малому числу фирм принадлежит большая доля рынка;

-          олигополистическому рынку присуще следующие черты – это малое количество фирм, барьеры для входа на рынок, контроль над ценой, неценовая конкуренция, взаимозависимость производителей;

-          по концентрации производителей олигополию разделяют на плотную (2-3 производителя) и расплывчатую (6-8 производителей), по характеру предлагаемой продукции однородную и дифференцированную;

-          рынку олигополии присуще такое качество как взаимозависимость производителей. Взаимозависимость в действиях выступает универсальным свойством олигополии;

-          для регулирования ситуации на рынке олигополисты могут заключать тайные соглашения картельного типа, тайные джентльменские соглашения; согласовывать свое поведение на рынке с поведением лидера в отрасли.

-          ценовая политика в условиях олигополии проводится с помощью следующих основных методов: ценовая конкуренция; тайный сговор о цене; лидерство в ценах; ценовая накидка.

 

1.2. Типы олигополистических  структур

Оценивая значения олигополистических структур,  необходимо  отметить,

во-первых,  неизбежность  их   формирования   как   объективного   процесса,

вытекающего из открытой  конкуренции  и стремления предприятий  к  достижению

оптимальных   масштабов   производства.   Во-вторых,    несмотря   как    на

положительную,  так   и   негативную   оценку   олигополий   в   современной

экономической   жизни,   следует   признать   объективную   реальность    их

существования. Положительная  оценка олигополистических структур  связывается

прежде всего с достижениями научно-технического прогресса. Действительно,  в

последние   десятилетия   во   многих   отраслях   с   олигополи-зированными

структурами достигнуты значительные успехи в   развитии  научно-технического

  прогресса    (аэрокосмическая,   авиационная,   электронная,   химическая,

нефтяная  промышленность).  Олигополии  обладают  значительными  финансовыми

ресурсами, а также  заметным отличием в политических и  экономических  кругах

Информация о работе Экономические теории олигопольного ценообразования