Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 18:47, курсовая работа
Олигополия – это такая рыночная структура, при которой существуют несколько продавцов и доля каждого из них в общих продажах на рынке настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены [14, с.364].
Олигополия – это такая ситуация, при которой число фирм на рынке настолько мало, что каждая при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Олигополию можно определить как рыночную структуру, при которой на рынках товаров и услуг господствует относительно небольшое число фирм, производящих однородные или дифференцированные продукты
Рассмотрение экономических
основ конкуренции, ее основных видов
и роли в рыночной экономике невозможно
без краткого определения правовых
основ конкурентной среды. В 1991 году
Россия взяла курс на построение конкурентной
среды, на разрушение полной государственной
монополии. Законодательная база создания
конкурентной среды при этом практически
отсутствовала. Сегодня существует
достаточно много нормативно-правовых
актов, определяющих правила поведения
и функционирования на рынке, правила
взаимоотношений предприятий и
организаций между собой. Однако
среди всего множества
Вышеуказанный закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.(11) Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным органом исполнительной власти - федеральным антимонопольным органом. Данный федеральный закон запрещает действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как:
- изъятие товаров из
обращения, целью или
- навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.);
- включение в договор
дискриминирующих условий,
- согласие заключить договор
лишь при условии внесения
в него положений, касающихся
товаров, в которых контрагент
(потребитель) не
- создание препятствий
доступу на рынок (выходу с
рынка) другим хозяйствующим
- нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
- установление монопольно высоких (низких) цен и так далее.
Более того, данным Законом запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на:
- установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
- повышение, снижение
или поддержание цен на
- раздел рынка по
- ограничение доступа
на рынок или устранение с
него других хозяйствующих
- отказ от заключения
договоров с определенными
Этим же федеральным законом было введено само понятие недобросовестной конкуренции, в которую было включено:
- распространение ложных,
неточных или искаженных
- введение потребителей
в заблуждение относительно
- некорректное сравнение
хозяйствующим субъектом
- продажа товара с незаконным
использованием результатов
- получение, использование,
разглашение научно-
Федеральный закон «О конкуренции
и ограничении
Однако несмотря на переход России к рыночной экономике, построение конкурентной среды полностью уйти от монополий практически невозможно. Вплоть до сегодняшнего дня в России существенную роль играют естественные монополии (РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром» и так далее). Дробление этих монополистов является нецелесообразным в настоящее время, хотя это вопрос достаточно жарко обсуждается на федеральном уровне. Естественные монополии в России функционируют сегодня в соответствии с федеральным законом «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года №149-ФЗ.(25) Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий, определяет роль государственного регулирования в процессе управления ими и так далее.
Безусловно, это далеко не все нормативно-правовые акты, составляющие законодательную базу построения конкурентной среды в России. Однако все нормативно-правовые акты. Определяющие основы построения и развития конкуренции в России основываются именно на двух вышеупомянутых федеральных законах.
Стоит заметить, что антимонопольное законодательство в России еще только формируется. Причем его формирование происходит в нестабильных условиях, что накладывает свой отпечаток.
Антимонопольное законодательство
устанавливает цели, приоритеты и
место демонополизации
Целью антимонопольного законодательства
является повышение эффективности
общественного производства на основе
рыночного регулирования
Основной задачей
Реализация этой задачи предусматривает:
анализ сложившихся товарных рынков, поведения на них предприятий и различных их объединений, не являющихся субъектами естественной монополии;
формирование необходимых
организационно-экономических
создание системы
создание правовых и организационно-
учет структуры рынка
при приватизации предприятий в
целях повышения
Антимонопольное законодательство и развитие конкуренции на рынках Российской Федерации взаимосвязаны с финансовой стабилизацией, антиинфляционными мерами, а также инвестиционной и экспортно-импортной политикой. Прямая защита конкурентной среды и хозяйствующих субъектов от монополистической деятельности осуществляется в большинстве своем на основании Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многие западные экономисты
утверждают, что олигополистическая структу
К тому же участники олигополии обладают значительным объемом прибыли, которая является результатом существования барьеров для вхождения в отрасль и их способности избегать ценовой конкуренции.
Итак, можно сделать следующие выводы:
1. Несовершенная конкуренция на рынках содержит элементы как чистой монополии, так и совершенной конкуренции. На таких рынках у фирм есть определенный контроль над ценой. Они, однако, в действительности сталкиваются с конкуренцией со стороны существующих либо потенциальных продавцов.
2. На рынках с монополистической
конкуренцией множество фирм
продают товар, который
3. Реклама и прочая
деятельность по продвижению
товара на рынок являются
4. На олигополистических рынках есть только несколько продавцов, а вход на рынок для новых затруднен или невозможен. Продукт у разных продавцов может быть и стандартизирован и дифференцирован. Отдельные фирмы осознают свою взаимозависимость с другими фирмами-конкурентами.
5. Равновесие на
6. При анализе
7. У олигопольных фирм есть стимулы к сговору, чтобы избежать неблагоприятного воздействия ценовой войны на прибыли. Картель является группой фирм, действующих совместно, чтобы скоординировать выпуск или контролировать цену, как если бы они были единой монопольной фирмой. Картели обычно оказываются нестабильными из-за того, что максимизация групповых прибылей при монопольной цене несовместима с максимизацией индивидуальных прибылей при этой цене.
Информация о работе Экономические теории олигопольного ценообразования