Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 19:44, курсовая работа
Сегодняшние рыночные условия требуют от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.
Введение
1. Теоретические аспекты ассортимента продукции и его роль на предприятии.
1.1. Ассортиментная политика предприятия. Виды стратегий........................6
1.2. Основные понятия об ассортименте продукции и товаров........................9
1.3 Основные показатели анализа ассортимента и структуры продукции..13
2. Анализ ассортимента продукции и ее структуры на примере ООО "Север"
2.1 Анализ ассортимента продукции в ООО "Север"..................................17
2.2 Анализ структуры продукции.................................................................24
3. Рекомендации по улучшению ассортимента и структуры продукции на предприятии....................................................................................................29
Заключение.....................................................................................................32
Список использованной литературы.............................................................34
Товары классифицируют и по таким признакам, как частота спроса на товары, а также стабильность и характер предъявляемого спроса.
По частоте спроса товары подразделяются на три группы:
повседневного спроса — наиболее часто и даже ежедневно приобретаемые населением товары;
периодического спроса — товары, покупка которых осуществляется периодически;
редкого спроса — предметы длительного пользования, срок службы которых обычно превышает пять лет.
Кроме того, имеется группа сезонных товаров, реализация которых осуществляется в определенные периоды (сезоны) года. Спрос на товары может быть стабильным (устойчивым) или подвергаться определенным (в том числе и резким) колебаниям. С учетом этого товары делят на следующие группы: стабильного спроса; товары, спрос на которые подвержен резким колебаниям; твердо сформулированного спроса; альтернативного спроса; импульсного спроса. Для рационального формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети большое значение имеет группировка товаров по комплексности спроса покупателей, когда в состав комплексов входят товары различных групп, предназначенные для комплексного удовлетворения спроса. В основу разработки таких комплексов может быть положен половозрастной признак ("Товары для женщин" и т.д.), особенности образа жизни и проведения досуга ("Товары для садовода". "Товары для туриста" и т.д.), а также другие признаки. Потребительские комплексы делятся на микрокомплексы.
1.3 Основные
показатели анализа
Ассортимент - перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду. Ассортимент бывает:
- полный;
- групповой;
- внутригрупповой.
При формировании ассортимента
и структуры выпуска продукции
предприятие должно учитывать, с
одной стороны, спрос на данные виды
продукции, а с другой - наиболее
эффективное использование
- определение текущих и перспективных потребностей покупателей:
-оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
- изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Основными причинами, влияющими на невыполнение плана по ассортименту продукции, являются внутренние и внешние причины.
Внутренние причины:
- недостатки в организации производства;
- плохое техническое состояние оборудования;
- простои;
- аварии;
- недостаток средств;
- недостатки в системе управления и материального стимулирования.
Внешние причины:
- конъюнктура рынка;
- изменение спроса на отдельные виды продукции;
- состояние материально-технического обеспечения;
-несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам.[3, 208]
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту). Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т. е. соотношения отдельных изделий, в общем, их выпуске. Выполнить план по структуре производства - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов. Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели:
- объем выпуска в стоимостной оценке;
- материалоемкость;
- себестоимость товарной продукции;
- прибыль;
- рентабельность.
Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.[7, 301]
Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
ВПпл = Vпл * УДпл * Цпл
ВПусл1 = Vф * УДпл * Цпл
ВПусл2 = Vф * УДф * Цпл
ВПф = Vф * УДф * Цф
DВПDV = ВПусл1 - ВПпл
DВПDУД = ВПусл2 - ВПусл1
DВПDЦ = ВПф - ВПусл2
DВП = DВПDV + DВПDУД + DВПDЦ = ВПф - ВПпл
Также расчет можно произвести способом абсолютных разниц:
ВП = V * УД * Ц
DВПDV = DV * УД * Ц пл
DВПDУД = Vф * DУД * Ц пл
DВПDЦ = Vф * УДф * DЦ
DВПDV + DВDУД + DВПDЦ = DВП
Где:
DВП - изменение валовой продукции,
DV - Изменение объема производства,
DЦ - изменение цены на продукцию.
Расчет влияния структурного
фактора на изменение выпуска
продукции в стоимостном
Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции, определяют потери от брака.
Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификация рабочих, аритмичность производства и др.
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т. е. соотношения отдельных изделий, в общем, их выпуске. Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Таким образом,
изменение структуры
2. Анализ ассортимента продукции и ее структуры на примере ООО "Север".
2.1 Анализ ассортимента продукции в ООО "Север".
Проведем анализ ассортимента продукции на примере ООО "Север" ООО "Север", именуемое в дальнейшем "Общество", создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и действует на основании Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон), иного законодательства Российской Федерации.
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности ООО "Север" оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции ООО "Север" должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:
- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
- оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
- изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
В соответствии с действующими Правилами продажи отдельных видов товаров, ассортимент предлагаемых к продаже товаров и перечень оказываемых услуг определяются продавцом (магазином и т.п.) самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией его деятельности. Однако, принимая во внимание необходимость постоянного регулирования ассортимента товаров с учетом изменений конъюнктуры рынка и других факторов, в магазинах, как и на предприятиях оптовой торговли, могут быть использованы ассортиментные перечни товаров, которые устанавливают для каждого конкретного магазина в зависимости от его типа, размера торговой площади, места расположения и других факторов. Наличие таких перечней позволяет не только рационально регулировать ассортимент товаров, но и систематически контролировать его полноту и стабильность. Под полнотой ассортимента понимают возможность широкого выбора их разновидностей, а под стабильностью — постоянное наличие товара соответствующего вида в продаже. Они могут быть определены с помощью коэффициентов полноты и стабильности ассортимента.
Коэффициент полноты ассортимента (Кп) можно определить по формуле
где Qф — фактическое количество разновидностей товаров в момент обследования (проверки);
Qп — количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.
Коэффициент стабильности, или устойчивости, ассортимента (Ку) определяется по формуле
где Qф1 Qф2 … Qфп — фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;
QП — количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;
n — число проверок.
Коэффициент устойчивости ассортимента определяется за конкретный период (месяц, квартал, год).[5, 320]
В условиях перехода к рыночным отношениям работа по формированию ассортимента в магазинах значительно усложняется. Широта и глубина ассортимента реализуемых товаров во многом зависят от квалификации работников магазинов и коммерческих служб торговых фирм и организаций, которые должны располагать обширной информацией о спросе покупателей, источниках возможного поступления товаров, ценах на товары и другой коммерческой информацией.
Обобщающую характеристику изменений ассортимента продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется отношением объема производства продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, к плановому (базовому) выпуску продукции. При этом в выполнение плана по ассортименту засчитывается фактический выпуск продукции каждого вида, но не более запланированного.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
Таблица 2.1 Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах за 2007 г.
Квартал |
Объем производства продукц., руб. |
Темпы роста, % |
Объем реализации, руб. |
Темпы роста, % | ||
Базисные |
Цепные |
Базисные |
Цепные | |||
I |
100500 |
100 |
100 |
100500 |
100 |
100 |
II |
70600 |
70,2 |
70,2 |
70500 |
70,1 |
70,1 |
III |
87000 |
85,6 |
123,2 |
85200 |
84,8 |
120,8 |
IV |
70000 |
69,6 |
80,5 |
68600 |
68,2 |
80,5 |
Информация о работе Экономический анализ ассортимента продукции