Анализ себестоимости продукции и выявление резервов её снижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 02:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является проведение анализа себестоимости продукции ОАО ГЛЗ «Центролит» и выявление резервов ее снижения.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

а) рассмотрение возможных методик анализа себестоимости продукции;

б) проведение анализа структуры и динамики себестоимости продукции;

в) анализ затрат на рубль товарной продукции;

г) проведение анализа прямых материальных и трудовых затрат;

д) разработка путей снижения себестоимости продукции.

Содержание

Введение …………………………………………………………………... 3

1 Теоретические основы анализа себестоимости продукции …………. 5

1.1 Понятие, сущность, виды себестоимости продукции …………….... 5

1.2 Значение, задачи и источники информации анализа себестоимости продукции ………………………………………………………………………... 8

1.3 Методика анализа себестоимости продукции …………………….. 13

2 Анализ себестоимости продукции ОАО ГЛЗ «Центролит» ………... 17

2.1 Технико-экономическая характеристика организации …………… 17

2.2 Анализ структуры и динамики себестоимости продукции ………. 22

2.3 Анализ затрат на рубль товарной продукции ……………………... 26

2.4 Анализ прямых материальных и трудовых затрат ………………... 31

3 Выявление резервов снижения себестоимости продукции ………… 37

Заключение ……………………………………………………………… 44

Список использованных источников ………………………………….. 45

Вложенные файлы: 1 файл

Мой курсач.docx

— 663.49 Кб (Скачать файл)

 

     

     1.2  Значение, задачи и источники  информации анализа себестоимости  продукции 
 

     Себестоимости реализованной продукции является одним из основных факторов формирования прибыли. Если она за отчетный период повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшится за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величин прибыли и себестоимости существует обратная функциональней зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Это видно из формулы исчисления размера прибыли (П), где себестоимость (С) вычитается из выручки от реализации (РП): П = РП - С. Себестоимость является одной из составных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов этого объекта управления. Анализ, выполняя одну из основных управленческих функций, входит управляющую подсистему, и недостаточное его функционирование в этом звене приводит к снижению эффективности систем; управления себестоимостью в целом.

     В себестоимости находят выражение  все затраты предприятия, связанные  с производством и реализацией  продукции, показатели отражают степень  использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства  в целом. 

     От  уровня себестоимость зависят финансовые результаты деятельности организаций, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов  хозяйствования. Анализ себестоимости  продукции, работ и услуг имеет  большое значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного  показателя, выполнения плана по его  уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы  и дать оценку работы организации  по использованию возможностей снижения себестоимости продукции [3, с. 236].

     Планирование  и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным  статьям расходов.

       Элементы затрат: материальные затраты (сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия и т.д.), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги, включаемые в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фонды и др.).

     Группировка затрат по элементам необходима для  того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается и в том случае, если увеличивается доля покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, что свидетельствует о повышении уровня кооперации и специализации.

     Группировка затрат по назначению, т.е. по статьям  калькуляции, указывает, куда, на какие  цели и в каких размерах израсходованы  ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов  изделий в многономенклатурном  производстве, установления центров  сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.

     Основные  статьи калькуляции: сырье и материалы, возвратные отходы (вычитаются), покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, основная и дополнительная зарплата производственных рабочих, отчисления на социальное и медицинское страхование производственных рабочих, расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, потери от брака, прочие производственные расходы, коммерческие расходы.

     Различают также затраты прямые и косвенные. Прямые затраты связаны с производством определенных видов продукции (сырье, материалы, зарплата производственных рабочих и др.). Они прямо относятся на тот или иной объект калькуляции. Косвенные расходы связаны с производством нескольких видов продукции и относятся на объекты калькуляции путем распределения пропорционально соответствующей базе (основной и дополнительной зарплате рабочих или всем прямым расходам, производственной площади и т.д.). Примером косвенных расходов являются общепроизводственные и общехозяйственные расходы, затраты на содержание основных средств и др.

     В рыночной экономике издержки классифицируют на явные и неявные (имплицитные). Явные издержки - это альтернативные (вмененные), принимающие форму прямых платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входит зарплата рабочих, менеджеров, служащих, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых и материальных услуг, оплата транспортных расходов и многое другое.

     Неявные (имплицитные) издержки - это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы или находящихся в собственности фирмы как юридического лица. Такие издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и не отражаются в бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся менее реальными. Например, фирма использует помещение, принадлежащее ее владельцу, при этом она никому ничего не платит. Следовательно, имплицитные издержки будут равны возможности получения денежных платежей за сдачу этого здания кому-либо в аренду.

     В зависимости от объема производства все затраты предприятия можно  разделить на постоянные и переменные.

     Постоянные  расходы (амортизация, аренда помещений, налог на имущество, повременная оплата труда рабочих, зарплата и страхование административно-хозяйственного аппарата) остаются стабильными при изменении объема производства, а переменные (сдельная зарплата производственных рабочих, сырье, материалы, технологическое топливо, электроэнергия) изменяются пропорционально объему производства продукции [4, с. 273].

     Для анализа уровня и динамики изменения  стоимости продукции используется ряд показателей себестоимости. К ним относятся: смета затрат на производство, себестоимость товарной и реализуемой продукции, снижение себестоимости сравнимой товарной продукции и затраты на один рубль  товарной (реализованной) продукции.

     Смета затрат на производство - наиболее общий  показатель, который отражает всю  сумму расходов предприятия по его  производственной деятельности в разрезе  экономических элементов. В ней  отражены: во-первых, все расходы  основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском товарной и  валовой продукции; во-вторых, затраты  на работы и услуги непромышленного  характера; в-третьих, затраты на освоение производства новых изделий независимо от источника их возмещений. Эти  расходы исчисляют, как правило, без учета внутризаводского оборота.

     В себестоимость товарной продукции  включают все затраты предприятия  на производство и сбыт товарной продукции  в разрезе калькуляционных статей расходов. Себестоимость реализуемой  продукции равна себестоимости  товарной за вычетом повышенных затрат первого года массового производства новых изделий, возмещаемых за счет фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость продукции, реализованной из остатков прошлого года. Затраты, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники, включаются в себестоимость товарной, но не входят в себестоимость реализуемой  продукции. Они определяются как  разница между плановой себестоимостью первого года массового производства изделий и себестоимостью, принятой при утверждении цен.

     Затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции - наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции  в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Он широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности. Данный показатель используется в практике для оценки эффективности текущих затрат. Однако он не отражает эффективности использования всего капитали, собственных средств [5, с. 189].

     Так, при анализе показателей себестоимости  продукции в динамике наиболее целесообразно  использовать показатель затрат на один рубль товарной продукции, несмотря на все его недостатки, и через этот показатель рассматривать изменение себестоимости товарной продукции. При этом важно обеспечить сопоставимость товарной продукции и ее себестоимости по методам исчисления, ценам на сырье, материалы, топливо, тарифам на энергию и грузоперевозки.

     Показатель  снижения себестоимости сравнимой  товарной продукции применяется  для анализа изменения себестоимости  во времени при сопоставимом объеме и структуре товарной продукции  на тех предприятиях, которые имеют  устойчивый по времени ассортимент  изделий. Под сравнимой понимают такую продукцию, которая производилась серийно или массово в предшествующем году. К ней относится и частично модернизированная продукция, если эти изменения не привели к введению новых моделей, стандартов и технических условий.

     Показатель  себестоимости единицы продукции  можно широко использовать для сравнения  уровня затрат одинаковых изделий на разных предприятиях, что оказывает  положительное воздействие на поиск  резервов снижения затрат.

     Следует обратить внимание еще на два показателя себестоимости, которые очень мало используются в практике: проектная  себестоимость изделия и о  необходимость планирования себестоимости  на единицу полезного эффекта, производительности, мощности [6, с. 331].

     Анализ  себестоимости продукции и направлен  на выявление возможностей повышения  эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта  продукции. Изучение себестоимости  продукции позволяет дать более  правильную оценку уровню показателей  прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятиях.

     Объектами анализа себестоимости продукции  являются следующие показатели:

     - полная себестоимость товарной  продукции;

     - затраты на рубль товарной  продукции;

     - себестоимость сравнимой товарной  продукции;

     - себестоимость отдельных изделий;

     - отдельные элементы и статьи  затрат [7, с.272].

     Основными задачами анализа себестоимости  продукции  являются:

  • выявление резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции;
  • объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплин;
  • выявление и количественное измерение факторов, повлиявших на отклонение фактических показателей себестоимости от плана, а также их динамики;
  • оперативное воздействие на формирование показателей себестоимости;
  • анализ затрат на рубль товарной продукции;
  • анализ себестоимости отдельных видов продукции;
  • обеспечение центров ответственности по затратам необходимой аналитической информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;
  • анализ себестоимости отдельных видов продукции;
  • содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции.

     Характер  этих задач свидетельствует о  большой практической значимости анализа себестоимости продукции в хозяйственной деятельности предприятия [2, с. 236-237].

     Основные  источники информации:

     -  бухгалтерская отчетность: форма  №2 «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение А);

     - статистическая отчетность: форма  №4-ф «Отчет о затратах на  производство продукции (работ,  услуг)» (приложение Б);

     - ж/о № 10 (Приложение В), ж/о № 10/1, ведомость № 12 «Учет затрат цехов основного производства/ вспомогательного производства» (Приложение Г), ведомость № 15 «Общезаводские расходы (Приложение Д). Расходы будущих периодов и коммерческие расходы» и др. и в необходимых случаях первичные документы;

     - данные бизнес-планов, сметы затрат (приложение Е), плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции (Приложение Ж), данные на счетах синтетического и аналитического учета, отраженные на счетах учета затрат (20, 23, 25, 26, 28, 29), а также 96 «Резервы предстоящих расходов» и 97 «Расходы будущих периодов» и др. [7, с.273]. 
 
 

 

     

     1.3  Методика анализа себестоимости  продукции 
 

     Первым  этапом проводимого анализа затрат на производство является изучение их состава и структуры. Анализ состава  затрат позволяет определить, из чего они складываются, анализ структуры  дает возможность установить тип  производства, дать оценку рациональности такой структуры затрат, а также  сделать вывод о необходимости  и возможности ее изменения с  целью изыскания путей и источников снижения затрат и увеличения прибыли.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции и выявление резервов её снижения