Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 18:21, курсовая работа
Разработка стратегии предприятия начинается с определения основных ориентиров предпринимательской деятельности, так называемой его философии, которая в сочетании с мотивационной идеей определяет основные направления развития предприятия и устанавливает цели фирмы. Важным источником информации для информирования стратегических целей является информация о внутренней и внешней среде, анализ которой позволяет оценить реальность поставленных целей, спрогнозировать возможные изменения и выбрать наиболее эффективную стратегию предприятия.
Раздел 1. Теоретические основы современного стратегического анализа. 2
1.1. Место стратегического анализа в менеджменте 2
1.2. Методологические проблемы и особенности современного стратегического анализа. 4
1.3. Основные разделы и методы стратегического анализа 7
Раздел 2. Стратегический анализ внешней среды. 11
2.1. Понятие внешней среды. Группировка факторов. 11
2.2. Краткая характеристика объекта исследования. 17
2.3. Анализ макросреды. STEEP-анализ. 19
2.4. Анализ микросреды. Определение рынка. Матрица М. Портера 25
2.5. Ранжирование внешних стратегических задач. Матрица управления стратегическими неопределенностями внешней среды. 34
Раздел 3. Стратегический анализ внутренней среды. 39
3.1. Анализ производственного потенциала. 40
3.2. Экономическая эффективность реализации продукции 42
3.3. Интенсивность производства 46
3.4. Жизненный цикл отрасли и организации ООО Озеры 47
3.5. Направления совершенствования системы управления. 48
3.6. Анализ портфеля продукции 51
Раздел 4. Обоснование стратегических позиций. 63
4.1. SWOT-анализ. 63
4.2. Миссия и цель ЗАО Озеры. 68
4.3. Обоснование стратегии развития ЗАО Озеры. 70
Выводы и предложения 74
Список используемых источников 75
Под внешней деловой окружающей средой понимается
совокупность социально-эколого-
Уровень динамизма внешней деловой
окружающей среды связан со скоростью
и частотой изменений. Сложность
ее, в свою очередь, может быть результатом
воздействия различных
Анализ динамизма и сложности
внешней деловой окружающей среды
очень важен при выборе методов
исследования. Очевидно, что с увеличением
динамизма и сложности
Внешнюю деловую окружающую среду обычно подразделяют на общую (дальнюю) и специфическую (ближнюю).
Анализ общей окружающей среды включает в себя экономические, социополитические и технологические прогнозы (так называемая система PEST) для определения долгосрочных возможностей предприятия в условиях прогнозируемых возмущений среды. За рубежом прогнозы разрабатываются государственными учреждениями, общественными (неприбыльными) организациями и частными фирмами, занимающимися консалтинговой деятельностью. Наличие нескольких прогнозов по определенной теме исследования, выполняемых независимо друг от друга разными организациями, позволяет предприятию получить более полную информацию и принять более достоверное решение.
В нашей стране организация таких
центров консалтинговой помощи, связанных
с разработкой указанных
Экономическая среда
Экономическая среда является первым
и важнейшим компонентом
Совмещение полученных данных с характеристикой цикла развития отрасли и предприятия позволит выбрать наиболее эффективную стратегию, учитывающую не только потенциальные возможности самого предприятия, но и аспект экономических факторов, влияющих на его развитие.
Цикл деловой активности (дно экономического цикла, расширение, пик, спад деловой активности) является предметом пристального изучения западных экономистов. Кроме цикла деловой активности для предприятия важным является выяснение государственной экономической политики в разрезе совершенствования хозяйственного механизма, особенно в области налогов и кредита, госзаказов на продукцию и государственных инвестиций.
Уже отмечалось, что стратегическое планирование возможно лишь в условиях относительно стабильного хозяйственного механизма. Аналогично, в условиях большой экономической неопределенности прогнозы экономической среды не могут быть достаточно надежными и это должно учитываться при принятии стратегических решений.
Социо-политическая среда
Политическая стабильность государства является одним из ключевых факторов, позволяющих снизить риск развития предприятия в рамках выработанных стратегических решений. От законотворческих органов требуется создание полной и непротиворечивой системы законов по вопросам экономической деятельности, не подвергающихся коренному пересмотру несколько раз в течение года.
Кроме прогноза политической обстановки в стране предприятие заинтересовано в получении информации о перспективах государственного регулирования в таких областях, как:
В последнее время большое
Усиление конкуренции между товаропроизводителями и соответственно дифференциация товаров по группам потребителей требуют более детального изучения последних. Очевидно, что на потребительские вкусы накладывают отпечаток не только экономические соображения, но и национальные, образовательные, демографические и климатические признаки. Именно они становятся объектами изучения, анализа и прогнозирования.
С другой стороны, инвестирование, направленное на расширение производства, создание новых заводов и сервисных центров, также напрямую связано с социокультурными факторами, так как зависит от образовательного уровня населения, национальных особенностей с точки зрения общественного разделения труда, а также других факторов.
В связи с этим предлагаются следующие характеристики, изучаемые как социокультурный аспект.
Данные характеристики обычно трудно
поддаются количественному
Технологическая среда
Технологическая среда анализируется при помощи научно-технического прогноза, который на данном этапе преследует три цели:
При проведении технологического анализа и составлении прогноза общей (дальней) окружающей среды используются следующие характеристики:
1) государственные расходы на НИОКР;
2) выбор приоритетов государства
и финансово-промышленных
3) новые открытия и изобретения (национальные и мировые);
4) скорость передачи технологий (длина цепочки «исследование - производство»);
В условиях жесткого централизованного управления и директивного планирования анализ окружающей среды не требовался, так как предприятию при помощи спущенного сверху плана определялись и условия производства продукции, и сама номенклатура производимой продукции, и способы ее реализации. В условиях рыночной экономики анализ окружающей среды позволяет предприятию действовать более эффективно, заранее готовясь к возможным негативным изменениям и стремясь максимально использовать положительные тенденции народнохозяйственного развития.
ЗАО «Озеры» образовано в 1992 году путем акционирования на базе совхоза «Озеры», существующего с 1939 года. В 1999 году контрольный пакет акций приобрело ОАО «Малино» и хозяйство стало составной частью агрохолдинга ОАО «Малино»- крупного поставщика картофеля и овощей для правительства Москвы и Московской области.
Расположено на юго-востоке Московской области, вдали от крупных промышленных центров и вредных производств. Хозяйство расположено рядом с районным центром г. Озеры, на расстоянии 1,5км от железнодорожной станции Озеры, с близлежащими городами и поселками связано дорогами с твердым покрытием. Расстояние от Москвы 140 км.
Хозяйство занимается реализацией
картофеля, семян картофеля, лука-севка,
овощей круглогодично крупным и
мелким оптом, навалом и в фирменной
таре по 5 - 35кг, в мешках и контейнерах
по 800кг. Доставка покупателю может
производиться транспортом
Также хозяйство предлагает услуги :
- автотранспортные, тракторные транспортные,
- услуги по ремонту тракторов, сельхозмашин, электрооборудования,
- услуги по хранению
сельскохозяйственной
- консультационные услуги
по технологии выращивания
- консультационные услуги
по ремонту и эксплуатации
импортных машин и
- консультационные услуги
по особенностям
Общая площадь
Среднегодовая численность работников 340 человек, из них рабочих 300 человек, ИТР 40 человек.
Выращивание картофеля
и овощей производится на
Расположение производственной
зоны в пойме р. Оки позволило
создать надежную систему
Для производства
и хранения продукции
Благоприятные
почвенно-климатические
Говоря о макросреде, мы имеем
в виду то широкое окружение, которое
находится вне сферы сельского
хозяйства и рынка его продукции.
Как правило, макросреда находится
за пределами влияния самих