Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 18:21, курсовая работа
Разработка стратегии предприятия начинается с определения основных ориентиров предпринимательской деятельности, так называемой его философии, которая в сочетании с мотивационной идеей определяет основные направления развития предприятия и устанавливает цели фирмы. Важным источником информации для информирования стратегических целей является информация о внутренней и внешней среде, анализ которой позволяет оценить реальность поставленных целей, спрогнозировать возможные изменения и выбрать наиболее эффективную стратегию предприятия.
Раздел 1. Теоретические основы современного стратегического анализа. 2
1.1. Место стратегического анализа в менеджменте 2
1.2. Методологические проблемы и особенности современного стратегического анализа. 4
1.3. Основные разделы и методы стратегического анализа 7
Раздел 2. Стратегический анализ внешней среды. 11
2.1. Понятие внешней среды. Группировка факторов. 11
2.2. Краткая характеристика объекта исследования. 17
2.3. Анализ макросреды. STEEP-анализ. 19
2.4. Анализ микросреды. Определение рынка. Матрица М. Портера 25
2.5. Ранжирование внешних стратегических задач. Матрица управления стратегическими неопределенностями внешней среды. 34
Раздел 3. Стратегический анализ внутренней среды. 39
3.1. Анализ производственного потенциала. 40
3.2. Экономическая эффективность реализации продукции 42
3.3. Интенсивность производства 46
3.4. Жизненный цикл отрасли и организации ООО Озеры 47
3.5. Направления совершенствования системы управления. 48
3.6. Анализ портфеля продукции 51
Раздел 4. Обоснование стратегических позиций. 63
4.1. SWOT-анализ. 63
4.2. Миссия и цель ЗАО Озеры. 68
4.3. Обоснование стратегии развития ЗАО Озеры. 70
Выводы и предложения 74
Список используемых источников 75
Наибольшие баллы набрал квадрат
«Благоприятные возможности – сильные
стороны», который отражает, за счет
чего предприятие может использовать
возможности внешней среды. Партнерские
отношения, как с поставщиками, так
и с клиентами оказывают
Вторым по сумме баллов оказался квадрат «Сильные стороны – Угрозы». Данный квадрат показывает, за счет каких сильных сторон ЗАО Озеры может справиться с внешними угрозами. Наличие своих хранилищ и новой техники делают продукцию конкурентоспособной и обеспечивают круглогодичные поставки товара на рынок, что является преимуществом перед другими компаниями, как и высокое качество продукции.
Квадрат «Слабые стороны –
Меньшее количество баллов набрал квадрат «Слабые стороны-угрозы». Он показывает какие слабые места предприятия могут еще больше усугубить его позицию при угрозах. В данном случае это зависимость от импортной техники.
Проведенный анализ показал, что наиболее значимыми отрицательными факторами являются - зависимость от импортной техники, минусы организационной структуры и обязательства перед агрохолдингом. Но в данной ситуации, последний фактор является и положительным. Он «выручает» предприятие в трудный момент, предоставляет надежные связи предприятий, формирует и усиливает «имя» предприятия, и приносит больше плюсов, чем минусов.
На основе выше проведенного стратегического анализа можно определить миссию, которая и является смыслом существования фирмы и её генеральной целью.
В миссии обычно детализируются статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации. Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы. В целом она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными.
Миссия ЗАО Озеры звучит как: «Обеспечение населения полезной и качественной продукцией».
Целью является стабильность и дальнейшее развитие предприятия, а также производство продукции высокого качества для удовлетворения запросов потребителей.
Дерево целей – это
Основными целями ЗАО Озеры являются - повышение производительности труда и эффективности производства, а также увеличение доли рынка и лидерство в отрасли и регионе.
Для повышения эффективности
Для того чтобы увеличить долю рынка и занять лидирующее положение в отрасли и регионе необходимо провести мероприятия по продвижению своей продукции на рынке, а также активный поиск покупателей. Первостепенным является создание маркетинговой службы и службы логистики. Им необходимо повысить узнаваемость марки, усилить конкурентные преимущества продукции, делая упор на её высоком качестве, а также использовать предпродажную подготовку продукции, повышая тем самым ассортимент, эстетичность и удобство продукции.
Анализ нужен не ради самого анализа, а для того, чтобы моделировать развитие бизнеса, конкретной ситуации на неделю, месяц, год. Чтобы понимать, на какой продукт изменять объемы выпуска, а какого снижать, какие продукты производить. Как мы позиционируем себя на рынке. На этом этапе важно выстроить реальную экономическую модель предприятия с правильными пропорциями, разрабатывать на ее основе различные сценарии развития. Моделирование вариантов развития бизнеса — это действенный инструмент, помогающий сделать управление предприятием эффективным и результативным. Его применение на практике помогает специалистам изменить способ взаимодействия между службами, говорить на одном языке и вырабатывать совместное (не общее и не единое для всех) понимание и решение проблем.
Внешняя среда предприятия подвержена сильным изменениям, особенно это касается настоящего периода, поэтому, чтобы избежать больших ошибок в будущем и снизить риски, уменьшив неопределенность, необходимо сократить сроки планирования. Следовательно, рассмотрение дальней перспективы нецелесообразно.
При разработке сценариев необходимо учитывать устойчивое финансовое и производственное состояние предприятия и разрабатывать их исходя из реальных возможностей.
Рассмотрим возможные сценарии развития ЗАО Озеры.
Первый сценарий развития ЗАО Озеры предполагает увеличение объемов производства, и налаживание каналов сбыта в соседние области, насыщение их рынков своей продукцией. У предприятия есть возможность соответствовать потребностям растущего рынка и необходимо использовать такую возможность. Для этого необходимо провести перечень мероприятий, направленных на достижения поставленной цели: увеличить объём производства и реализации товарной продукции (повысить урожайность культур, увеличить количество орошаемых посевов, использовать современные системы хранилищ и транспортировки), проводить поиск новых каналов сбыта, поддерживать высокое качество выпускаемой продукции, заключить долгосрочные договора с покупателями, поддерживать имидж надежной компании. Мы можем столкнуться с увеличением затрат на приобретение семенного материала и удобрений, с нехваткой площадей для хранения продукции и её предпродажной переработки, а также с нехваткой кадров для обслуживания увеличившегося объема продукции и работ. Это решается наймом дополнительных работников, необходимые средства возможно взять в кредит с использованием государственных субсидий, и возведением новых хранилищ или арендой помещений у складского комплекса «Малино» предприятия, также входящего в агрохолдинг «Малино».
Второй сценарий дальнейшего развития предприятия - «лидерский». Он предполагает увеличение доли рынка, усиление позиций общества среди сельских товаропроизводителей. Для этого следует решить следующие задачи: увеличить объемы производства продукции, использовать возможности расширения производства, отслеживать новые технологии и обновлять оборудование по мере его физического и морального износа, привлекать новых покупателей, расширять ассортимент продукции и уделить внимание предпродажной подготовке, как важному составляющему конкурентного преимущества. У ЗАО Озеры имеется достаточная возможность стать лидером на рынке овощной продукции овощного грунта. Необходимо привлечение инвестиций для расширения масштабов производства, чтобы занять более серьезные позиции на рынке. Затем, обеспечить выпуск конкурентоспособной и качественной продукции, а также расширить рынок сбыта продукции, поддерживать надежные партнерские отношения. Проведение рекламы продукции, мониторинг рынка, отслеживание действий конкурентов также дадут положительные результаты в получении преимущества ЗАО среди товаропроизводителей. Возможен дальнейший переход с 3го места по объемам производства картофеля на 1-е или 2-е, а по овощам с 7-го места на 3-е. таким образом, предприятие оттеснит главных конкурентов и займет крупную нишу на растущем рынке. Этот сценарий также имеет свои сложности, такие как, необходимость создания полноценного отдела маркетинга, направленного на создание узнаваемого «бренда», разработку нового вида товара, исследование рынка и отслеживания действий конкурентов. Необходимо усилить стратегический отдел для правильного планирования и прогнозирования динамики развития предприятия.
3й
вариант развития событий
Поскольку предприятие занимает достаточно сильную позицию и у него есть возможность для захвата рынка ему нужно наращивать обороты производства продукции, внедрять новые технологии, увеличивать ассортимент продукции и устанавливать партнерские отношения с клиентами поставщиками.
Предлагаю использовать стратегии концентрированного роста для ЗАО Озеры. В случае следования этим стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли. Что касается рынка, то фирма ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо же перехода на новый рынок. Считаю наилучшим - использование стратегии усиления позиции на рынке, при которой фирма делает все, чтобы с данным продуктом завоевать лучшие позиции и возможно также попытаться провести горизонтальную интеграцию, при которой фирма пытается установить контроль над своими конкурентами; помимо этого Озерам подходит и стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта.
В данной курсовой работе был рассмотрен стратегический анализ ЗАО Озеры и разработка сценариев развития. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. В современных российских условиях просто необходимо использование стратегического менеджмента, поскольку разработка стратегии развития способствует формированию новых целевых установок и интересов предприятия и его работников, а также обеспечивает всеобщее понимание целей предприятия.
2. Проведенный анализ предприятия выявил благоприятные возможности и угрозы внешней седы, а также сильные стороны и слабости предприятия. В дальнейшем эти факторы учитывались при разработке сценариев развития.
3. Использование стратегического менеджмента в организациях АПК является необходимым условием успешного развития предприятия, так как ни одна организация не может получить конкурентное преимущество, если она не имеет четко определенных направлений, которые задают ритм и определение, к чему она стремится.
5. После проведения анализа ЗАО Озеры, основываясь на полученных результатах были рассмотрены возможные сценарии развития предприятия и мероприятия для их реализации. Мною выбрана стратегия развития предприятия -концентрированный рост. Кроме того, была предложена программа задач, выполнение которых должно привести к достижению поставленной цели и реализации стратегии.
Оглавление
Раздел 1. Теоретические основы современного стратегического анализа. 2
1.1. Место стратегического анализа в менеджменте 2
1.2. Методологические проблемы и особенности современного стратегического анализа. 4
1.3. Основные разделы и методы стратегического анализа 7
Раздел 2. Стратегический анализ внешней среды. 11
2.1. Понятие внешней среды. Группировка факторов. 11
2.2. Краткая характеристика объекта исследования. 17