Анализ эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 00:29, курсовая работа

Краткое описание

Сложность и динамичность рыночного хозяйствования объективно предполагает использование системной теории для целей всестороннего и глубокого анализа практической

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Экономический эффект и эффективность коммерческой деятельности 5
1.2 Информационное обеспечение как основа анализа эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия 7
1.3 Эффективность коммерческой деятельности торговых предприятий 18
1.4 Влияние эффективности коммерческой деятельности на результаты работы предприятия 26
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛОЦКОГО РАЙПО 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика Полоцкого райпо 28
2.2 Анализ розничного товарооборота - основного показателя торгово-хозяйственной деятельности Полоцкого райпо 37
2.3 Анализ основных показателей эффективности деятельности райпо 40
2.4 Мероприятия по повышению эффективности коммерческой деятельности Полоцкого райпо 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 790.00 Кб (Скачать файл)

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  КООПЕРАЦИИ»

 

СМОЛЕНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине

 

«Организация коммерческой деятельности

на предприятии (в торговле) »

 

 

на тему: «Анализ эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия»

 

 

 

 

 

                             Выполнила:

                            научный руководитель:

                             к.э.н., доц. Гомелько Т.В.

 

 

 

 

 

 

Смоленск  2012 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сложность и динамичность рыночного  хозяйствования объективно предполагает использование системной теории для целей всестороннего и  глубокого анализа практической маркетингово–коммерческой рыночной деятельности, выработки модели её стратегии, тактических бизнес планов, процессов и управленческих решений по различным аспектам функционирования компаний и их стратегических бизнес - единиц.

Чтобы торговое предприятие успешно  функционировало, необходимо проводить  глубокий анализ его коммерческой деятельности в зависимости от постоянно меняющейся рыночной среды. Это позволит сделать предприятие устойчиво прибыльным и конкурентоспособным, обеспечить его развитие, предвидеть будущее.

Проводя систематический и глубокий анализ коммерческой деятельности, можно:

    • быстро, качественно и профессионально оценивать результативность коммерческой работы как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;
    • точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам реализуемых товаров и предоставляемых услуг;
    • определять расходы на торговую деятельность (издержки обращения) и тенденции их изменения, что необходимо для определения продажной цены и расчета рентабельности;
    • находить оптимальные пути решения коммерческих проблем торгового предприятия и получения достаточной прибыли в ближайшей и отдаленной перспективе.

Современные рыночные условия хозяйствования способствовали появлению нового типа коммерческих отношений между поставщиками и потребителями товаров. В странах с развитой рыночной экономикой в коммерческой деятельности очень высоко ценится коммерческая инициатива, предприимчивость, искусство продать товар.

Актуальность данной темы обусловлена  тем, что в процессе коммерческой деятельности все социальные и  экономические задачи должны решаться комплексно для достижения главной цели – получения прибыли в результате удовлетворения спроса потребителей, повышение объемов продаж товаров, расширение ассортимента, повышение качества обслуживания потребителей, улучшение условий труда работников, что и являются основными показателями эффективности коммерческой деятельности.

Цели, определяющие необходимость  и эффективность коммерческой деятельности, формируются с учетом состояния  макроэкономической среды рыночного  взаимодействия, реального наличия трудовых, финансовых и материальных ресурсов, систем информационного обеспечения с активным использованием средств контроля по снижению совокупных издержек в пространстве и во времени.

Цель данной курсовой работы - проанализировать эффективность коммерческой деятельности райпо. Объектом исследования курсовой работы является Полоцкое райпо.

Задачи курсовой работы:

    • рассмотреть подходы к анализу эффективности коммерческой деятельности;
    • определить показатели эффективности коммерческой деятельности;
    • рассмотреть комплексную модель оценки рыночного потенциала торговой организации;
    • дать экономическую характеристику района и объемов деятельности Полоцкого райпо;
    • проанализировать эффективность коммерческой деятельности Полоцкого райпо;
    • разработать пути совершенствования эффективности коммерческой деятельности Полоцкого райпо.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА  ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Экономический эффект и эффективность коммерческой деятельности

 

Под эффектом (от лат. effectus — действие, влияние) понимается результат какой-нибудь деятельности, следствие каких-либо причин. Поэтому экономический эффект коммерческой деятельности торгового предприятия проявляется прежде всего достижением целей, которые поставлены перед ним (повышение объемов продаж товаров, расширении ассортимента, повышение качества обслуживания покупателей, улучшение условий труда работников и др.).

Эффективность коммерческой деятельности определяется соотношением между затратами  торгового предприятия и получаемыми им результатами. Иными словами, сопоставляя отдельные виды затрат, связанных с куплей-продажей товаров, с полезным эффектом, можно рассчитать ряд показателей, характеризующих эффективность работы торгового предприятия в целом, а также отдельных его подразделений [10].

К основным финансово-экономическим  показателям, характеризующим различные аспекты деятельности торговой организации, относятся:

- товарооборот - объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени. Товарооборот делят на оптовый и розничный. Оптовый товарооборот — объем продажи товаров производителями или торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте. Розничный товарооборот - объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования, а также продажи товаров организациям (санаториям и домам отдыха, больницам, детским садам и яслям и т. п.), через которые осуществляется совместное потребление товаров; [20, с 410]

- товарная структура товарооборота - соотношение отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота, выраженное в процентах:

,     (1)

где   - товарооборот отдельных товарных групп;

- общий объем товарооборота.

- товарные запасы — количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату. В зависимости от назначения они подразделяются на запасы текущего хранения, сезонного накопления и досрочного завоза;

- товарные запасы в днях оборота - относительный показатель обеспеченности торговли товарными запасами на определенную дату, показывающий на сколько дней торговли хватит товарных запасов:

,     (2)

где   - средние товарные запасы;

- однодневный фактический товарооборот.

- товарооборачиваемостъ - время обращения среднего товарного запаса за определенный период;

- издержки обращения - денежная оценка затрат, произведенных продавцом в процессе продвижения товаров к покупателю за определенный период времени. Различают материальные, финансовые, трудовые;

- затраты торгового предприятия - денежная оценка суммарной величины затрат торгового предприятия как относимых на издержки обращения, так и не учитываемых в их составе;

- валовой доход - показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров над затратами по их приобретению за определенный период времени;

- прибыль от реализации товаров - показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение валового дохода, за вычетом обязательных платежей, над издержками за определенный период времени. Обязательным платежом является, например, налог на добавленную стоимость, акцизы:

,      (3)

где  ВД – валовый доход;

ИО – издержки обращения.

- валовая прибыль торгового предприятия - показатель, характеризующий конечный финансовый результат деятельности торгового предприятия и представляющий собой сумму прибыли от реализации товаров, услуг, имущества к сальдо доходов и расходов от внереализационных операций;

- чистая прибыль торгового предприятия - часть валовой прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль.

О том, насколько эффективно используются ресурсы торгового  предприятия, судят по такому важному показателю экономической эффективности, как рентабельность продаж (от нем. rentabel - доходный, прибыльный).

Рентабельность вычисляется как частное от деления прибыли, полученной в результате реализации товаров, на товарооборот. Этот показатель определяет, сколько рублей прибыли получено торговым предприятием в результате реализации товаров на один рубль товарооборота [20, с. 412].

1.2 Информационное обеспечение  как основа анализа эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия

 

Коммерческая информация - совокупность сведений о состоянии ситуации на рынке товаров и услуг, которые служат объектом сбора, хранения, переработки и передачи данных [17].

Информационное обеспечение коммерческой деятельности — система сбора, обработки  данных, позволяющих изучить ситуацию на рынке товаров и услуг в  статике и динамике, измерить влияние определяющих ее факторов и выявить возможности управления ею в соответствии с выбранным стратегическим направлением.

Для обоснования коммерческих решений, прогнозирования развития рыночной ситуации торговому предприятию  важно располагать достаточным объемом разнообразной информации, которую по содержанию можно разделить на пять основных групп:

    • информация о потребителях и мотивах их покупок;
    • информация о товаре;
    • информация о конкурентной среде;
    • информация о конъюнктуре рынка;
    • информация о потенциальных  возможностях торговой фирмы.

Главным источником получения коммерческой информации является комплексное изучение рынка путем проведения маркетинговых исследований, включающих как изучение рынка и его конъюнктуры, так и оценку возможностей торгового предприятия [5, с 6].

Коммерческая информация может  быть получена на основе первичных  и вторичных данных.

Первичные данные получаются в результате специально проведенных для решения  конкретной проблемы полевых маркетинговых  исследований; их сбор осуществляется путем наблюдений, опросов, экспериментальных исследований, выполняемых над частью общей совокупности исследуемых (выборкой), а также в результате устных бесед со специалистами в процессе деловых контактов, переговоров [13].

Под вторичными данными понимаются данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников информации для целей, отличных от целей проводимого маркетингового исследования. Это, главным образом, сведения статистического, справочного, обзорного, аналитического, прогностического характера.

При сборе коммерческой информации используют два основных метода:

  • метод кабинетных исследований, предполагающий изучение вторичной информации в справочниках, периодических изданиях, конъюнктурных публикациях и т. д.;
  • метод внекабинетных, или полевых, исследований, предполагающий сбор первичной информации непосредственно у покупателей и потребителей товара, получаемой путем опроса, наблюдения, эксперимента и имитации.

Часть информации, имеющая исключительное значение для фирмы, может требовать особой защиты.

Это может быть информация, обеспечивающая экономическую безопасность фирмы, содержащая «ноу-хау», сведения и документы об изобретениях и рационализаторских предложениях и др. Такая информация относится к категории коммерческой тайны.

Коммерческая тайна - преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах производственной, торговой, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности предприятия, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы [5, с 7]/

Основой эффективной коммерческой деятельности торгового предприятия  является информация об основных группах, типах покупателей, специфике их предпочтений и запросов. Информация о потребителях способствует формированию предложения товаров и услуг в соответствии с их спросом, способствует тому, чтобы нужный товар оказался в нужном месте, в нужное время и по нужной цене. Коммерческий успех зависит от способностей получать и учитывать эту информацию при принятии коммерческих решений.

Для информационного обеспечения  коммерческой деятельности необходимо иметь следующие сведения о потребителях:

    • кто является покупателем товара, и какие нужды и потребности при этом удовлетворяются;
    • численность обслуживаемого населения, его половозрастной и социальный состав, уровень доходов, покупательная способность, обеспеченность товарами, структура потребления;
    • место жительства, национальные и религиозные традиции; жизненный цикл семьи, образ жизни, особенности характера, типы покупателей, покупательское поведение, мотивы покупок, условия удовлетворения основных прав потребителей и т. д.

Информация о работе Анализ эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия