Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 23:36, реферат
Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников как внутригосударственных, принятых на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации, так и судебной практики.
Целью представленной работы выступает всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования охраны труда; рассмотрение проблем применения права в области обеспечения охраны труда и правового регулирования правоотношений, возникающих в сфере обеспечения безопасных условий труда на производстве в Российской Федерации.
Введение
1 Основы охраны труда по Российскому трудовому праву
1.1 Исторический и сравнительные аспекты развития охраны труда
1.2 Правовая организация охраны труда
1.3 Понятие и основные принципы охраны труда
1.4 Охрана труда отдельных категорий работников
2 Основы управления охраной труда в организации
2.1 Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
2.2 Обязанности работников в области охраны труда
2.3 Аттестация рабочих мест по условиям труда, сертификация охраны труда
2.4 Социальная защита работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
2.5 Организация обучения по охране труда в организации
3 Социальная защита пострадавших на производстве
3.1 Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
3.2 Порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
4 Проблемные аспекты по вопросам охраны труда
4.1 Динамика производственного травматизма и профессиональных заболеваний 2004-2008 годы
4.2 Задачи и этапы в процессе реформирования охраны труда
4.3 Государственная политика в области совершенствования обеспечения безопасных условий труда
Заключение
Список использованных источников
При установлении предварительного
диагноза - острое профессиональное заболевание
(отравление) - учреждение здравоохранение,
в которое обратился или
Полномочные представители
работодателя обязаны в течение
10 дней с даты получения извещения
об установлении работнику заключительного
диагноза о профессиональном заболевании
создать комиссию по расследованию
случая профессионального заболевания.
В состав такой комиссии входят представитель
работодателя, специалист по охране труда
либо лицо, отвечающее за охрану труда
в организации, представитель учреждения
здравоохранения, профсоюзного или
иного уполномоченного
Члены комиссии по расследованию
случая профессионального заболевания,
которые не согласны с ее выводами,
могут приложить особое мнение к
составленному акту, но они обязаны
его подписать. При возникновении
разногласий при составлении
акта они разрешаются вышестоящим
органом санитарно-
4 Проблемные аспекты по
вопросам охраны и
4.1 Динамика производственного
травматизма и
Безопасный труд на современном
этапе социально-экономического развития
страны требует дальнейшего
Действующим Трудовым кодексом Российской Федерации четко определены основные направления государственной политики в области охраны труда, обязанности и ответственность работодателей по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 157- ФЗ ужесточены требования к федеральным и региональным органам исполнительной власти в части государственного управления охраной труда.
Однако общая обстановка
с охраной и условиями труда
в Российской Федерации остается
напряженной, несмотря на позитивные изменения
по отдельным показателям. В целом
по стране в результате трудовой деятельности
гибнет 12 работников ежедневно. Если рассматривать
проблему по видам экономической
деятельности, то наиболее высокий
уровень производственного
Охрана труда требует не только совершенствования системы государственного управления, но и принципиально новых подходов к её оценке со стороны руководителя организации, как важнейшей составляющей бизнес-плана.
Нельзя считать
Много нерешенных проблем
по условиям труда и обеспечению
его безопасности накопилось в сфере
малого бизнеса, где действуют свыше
миллиона юридических лиц и занято
почти 9 млн. чел. или 16,3% общей численности
экономически активного населения.
В 2008 году коэффициент частоты
Серьезное внимание к разработке мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников предприятий всех форм собственности и видов экономической деятельности должно способствовать формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Анализ причин заболеваемости
в России показывает, что до 40% профессиональных
заболеваний прямо или косвенно
связано с
Структура профессиональной заболеваемости в России с начала 90-х годов не претерпела существенных изменений. В 2008 году в этой структуре ведущие места занимали заболевания, связанные с воздействием: физических факторов – около 43 %, промышленных аэрозолей- более 20% , физических перегрузок и перенапряжения отдельных органов и систем – 19%.
Статистика производственного травматизма в первом квартале 2009 года представлена в Приложении Б и Г, по отраслям и причинам производственных травм соответственно.
4.2 Задачи и этапы в
процессе реформирования
Падение престижа ряда профессий и специальностей из-за вредных и (или) опасных условий труда ведет к росту дефицита кадров по рабочим специальностям. Рабочие места с вредными условиями труда отрицательно влияют на состояние рынка труда, на репродуктивное здоровье работающих, в т. ч. женщин, и здоровье потомства. Поэтому, как никогда ранее, остро встает вопрос о принятии целенаправленных мер, которые позволят ослабить влияние условий труда на процесс возрастания такого дефицита.
Поставлена задача обеспечить
повышение влияния аттестации рабочих
мест по условиям труда на ускорение
темпов их улучшения с последующей
сертификацией работ по охране труда.
По завершении аттестации с учетом
новых требований должно увеличиваться
число рабочих мест, соответствующих
государственным нормативным
Важным рычагом экономического
механизма в системе управления
охраной труда становится обязательное
социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний. Число страхователей
по обязательному социальному
Для работодателя самым дешевым способом защиты работников от вредных и опасных производственных факторов является своевременное их обеспечение качественной спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ. Общая сумма затрат на приобретение этих средств в России в 2008 году составила свыше 180 млн.. руб. и в среднем на их приобретение в расчете на одного работника будет израсходовано более 2000 руб. (в странах Евросоюза на обеспечение работника СИЗ тратится от 500 до 800 евро). Приложение В.
Следующий шаг, который предполагается сделать в процессе реформирования - это совершенствование схемы предоставления компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда. Различные компенсации и льготы в настоящее время получают более 40% работников. Это по существу стало основной причиной сдерживания проведения профилактических и защитных мероприятий по охране труда и сохранения порядка финансирования на эти цели по остаточному принципу.
Кроме перечисленных мер по реформированию системы управления охраной труда намечается совершенствовать также информационное обеспечение, систему непрерывного образования и обучения специалистов и руководителей организаций а также социально – трудовые отношения между работником и работодателями и др.
И, конечно, одной из главных задач является формирование единой концепции развития действующего законодательства Российской Федерации, в которой необходимо найти место экономическим механизмам заинтересованности работодателей в сохранении здоровья своих работников.
В настоящее время в
производственном комплексе страны
наряду с нормами и правилами
в области охраны труда действуют
своды правил, национальные стандарты
безопасности, инструкции охраны труда
для отдельных видов работ
и профессий и ряд других организационно-
В организациях должны получить достойное развитие и применение локальные нормативные акты, тем более, что законодатель определил условия и порядок их подготовки, согласования и принятия. Этим вопросам отведено достаточно внимания в действующем Трудовом кодексе, в том числе в статьях 8, 372 и других.
На первый план выдвигается
сегодня задача поиска экономических
механизмов, заставляющих работодателей
вкладывать средства в улучшение
условий труда и прежде всего
на обеспечение техники
Прежде всего, надо любыми
имеющимися у нас и заимствованными
у наших иностранных партнеров
средствами и методами добиться признания
работодателями приоритета сохранения
жизни и здоровья работников, как
это предусмотрено ст. 210 Трудового
кодекса Российской Федерации. В
условиях рыночной экономики это
может быть реализовано даже не путем
установления новых обязательных норм
или принуждения к строгому соблюдению
существующих норм, а достижением
четкого понимания
Система управления охраной
труда может стать эффективной
только тогда, когда будут введены
в действие все ее составляющие,
включая главную –
В последние годы сформировались региональные системы управления охраной труда, а во многих субъектах – и муниципальные. В рамках этих систем разрабатываются и выполняются программы улучшения условий и охраны труда, утверждаемые руководителями регионов, главами администраций муниципальных образований, законодательными органами в форме территориальных законов.
Назрела необходимость разработки и реализации федеральной целевой программы по улучшению условий и охраны труда, направленной на реформирование системы управления охраной труда с учетом экономических и социальных интересов субъектов трудовых отношений, в которой главными критериями оценки эффективности мероприятий по обеспечению безопасности производства станут показатели состояния здоровья работающего населения.
При расчете экономической отдачи от реализации федеральной целевой программы следует исходить из продекларированного в программе Всемирного банка посыла, о том, что каждый вложенный доллар в улучшение условий труда и сохранение здоровья работников предполагает рост прибыльности производства на 4,56 доллара США./2/