Аттестация рабочих мест

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 23:36, реферат

Краткое описание

Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников как внутригосударственных, принятых на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации, так и судебной практики.
Целью представленной работы выступает всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования охраны труда; рассмотрение проблем применения права в области обеспечения охраны труда и правового регулирования правоотношений, возникающих в сфере обеспечения безопасных условий труда на производстве в Российской Федерации.

Содержание

Введение
1 Основы охраны труда по Российскому трудовому праву
1.1 Исторический и сравнительные аспекты развития охраны труда
1.2 Правовая организация охраны труда
1.3 Понятие и основные принципы охраны труда
1.4 Охрана труда отдельных категорий работников
2 Основы управления охраной труда в организации
2.1 Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
2.2 Обязанности работников в области охраны труда
2.3 Аттестация рабочих мест по условиям труда, сертификация охраны труда
2.4 Социальная защита работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
2.5 Организация обучения по охране труда в организации
3 Социальная защита пострадавших на производстве
3.1 Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
3.2 Порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
4 Проблемные аспекты по вопросам охраны труда
4.1 Динамика производственного травматизма и профессиональных заболеваний 2004-2008 годы
4.2 Задачи и этапы в процессе реформирования охраны труда
4.3 Государственная политика в области совершенствования обеспечения безопасных условий труда
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 128.52 Кб (Скачать файл)

В связи с этим первоочередного  внимания заслуживает ратификация  принятой МОТ в июне 2006 г. Конвенции  № 187 «Об основах, содействующих  безопасности и гигиене труда», в  которой предлагается разработка национальной системы и национальной программы  по охране труда.

Сложившаяся ситуация с состоянием охраны труда в целом по России требует выработки новых концептуальных подходов, отвечающих требованиям времени. Уделять внимание здоровью и безопасному  труду работающих необходимо сегодня, чтобы в дальнейшем не пришлось затрачивать  еще больше средств на лечение  профессиональных заболеваний и  содержание инвалидов труда.

Охрана труда на современном  этапе социально-экономического развития страны должна предусматривать не только дальнейшее совершенствование системы  государственного управления, в том  числе повышение роли основных ее звеньев – исполнительных органов  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, но и принципиально новые подходы к её оценке, как важнейшей составляющей рыночных отношений. При этом, очевидно, что состояние и перспективы развития человеческого фактора в структуре производительных сил являются реальными проблемами национальной безопасности и основополагающими условиями существования страны в настоящем и будущем.

 

4.3 Государственная политика  в области совершенствования  обеспечения безопасных условий  труда в РФ

 

Актуальной проблемой  и основополагающей целью, к которой  стремится и государство, и общество, в настоящее время является обеспечение  безопасных условий труда. Средством  достижения данной цели необходимо рассматривать  охрану труда, как систему мероприятий. Согласно ст. 209 Трудового Кодекса  Российской Федерации, охрана труда  – это система сохранения жизни  и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в  себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Состояние условий труда  как социально-экономический показатель, характеризующий уровень научно-технических  достижений и отношение государства  к сохранению жизни и здоровья своих граждан. Профзаболевания  и производственный травматизм становятся следствием опасных и вредных  условий труда и неудовлетворительной охраны труда на предприятиях.

Расследования несчастных случаев  на предприятиях свидетельствуют о  том, что основное число работников, тяжело и смертельно травмированных, пострадало в результате неудовлетворительной организации производства работ, эксплуатации неисправных машин, механизмов, оборудования и несовершенства технологических  процессов, нарушения правил дорожного  движения, грубых нарушений трудовой и производственной дисциплины.

Целенаправленная работа, выходящая за пределы непосредственно  проблем управления охраной труда  требуется для уменьшения и сведения к минимуму причин производственного  травматизма, которые носят комплексный  характер. В связи с этим, разработка эффективной системы методов  контроля качества условий труда  на предприятиях остается актуальной проблемой. И главным действующим  лицом в решении этой проблемы является государство.

Создавая систему мероприятий  в сфере охраны труда, в ст. 210 Трудового  Кодекса Российской Федерации выделены основные направления государственной  политики в области охраны труда. Которыми являются приведённые ниже мероприятия.

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников.

Принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных  правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации  в области охраны труда, а также  федеральных целевых, ведомственных  целевых и территориальных целевых  программ улучшения условий и  охраны труда.

Государственное управление охраной труда .

Государственный надзор и  контроль за соблюдением государственных  нормативных требований охраны труда .

Государственная экспертиза условий труда;

Установление Порядка  проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения  соответствия организации работ  по охране труда государственным  нормативным требованиям охраны труда.

Содействие общественному  контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области  охраны труда.

Профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников.

Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Защита законных интересов  работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей  на основе обязательного социального  страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Установление компенсаций  за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Координация деятельности в  области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической  и социальной деятельности.

Распространение передового отечественного и зарубежного опыта  работы по улучшению условий и  охраны труда.

Участие государства в  финансировании мероприятий по охране труда.

Подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации .

Организация государственной  статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях.

Обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда.

Международное сотрудничество в области охраны труда.

Проведение эффективной  налоговой политики, стимулирующей  создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Установление порядка  обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями  и устройствами, лечебно-профилактическими  средствами за счет средств работодателей.

О государственной экспертизе условий труда. Государственная  экспертиза условий труда в перечне  направлений политики государства  стоит на пятом месте, по которому можно судить о важности данного  мероприятия . Государственная экспертиза осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в Порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время Порядок  установлен постановлением Правительства  РФ от 24.04.03 № 244 (в ред. от 01.02.05) «Об  утверждении положения о проведении государственной экспертизы условий  труда в Российской Федерации».

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в  целях оценки таких мероприятий  как качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; правильности предоставления работникам компенсаций  за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда; соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения  новой техники, внедрения новых  технологий государственным нормативным  требованиям охраны труда, а также  фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно  предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений  работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования  Российской Федерации.

Первой целью государственной  экспертизы условий труда на предприятиях является оценка качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

В соответствии со ст. 212 Трудового  Кодекса РФ обязанностью работодателя по обеспечению безопасных условий  труда и охраны труда является обеспечение проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с  последующей сертификацией организации  работ по охране труда./3/

С 1 сентября 2008 года приказом Минздравсоцразвития от 31.08.07 № 569 введен в действие «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». С  введением нового документа возникло много вопросов, которые не могли  быть не замечены. Потребовались официальные  разъяснения и уточнения по работе с документом.

Проект Комментария подготавливался  ООО «НИИ охраны труда в г. Иваново» с учетом замечаний и предложений  экспертной группы Национального общества аудиторов трудовой сферы, специалистов Минздравсоцразвития России, органов  по труду субъектов Российской Федерации, научно-исследовательских организаций, представителей организаций. Комментарий  дает ответы на вопросы, но правовую сторону  обеспечения качественного проведения аттестации рабочих мест отразить не может.

Остается открытым один из таких вопросов, как норма в  отношении аттестующих организаций, который будет решен с момента  введения в действие нового нормативного правового акта об аккредитации Аттестующих  организаций.

Таким образом, в настоящее  время качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда остается не на столь высоком уровне, как  хотелось бы с введением нового Порядка.

Задачами исследования в  отношении совершенствования системы  мероприятий в сфере охраны труда  следует выделить разработку методических указаний по охране труда и аттестации рабочих мест для так называемых пользователей, которые не владеют  многолетним опытом в сфере охраны труда. Главной концепцией разработки таких методических указаний следует  назначить доскональное рассмотрение всех вопросов от создания приказа  о проведении аттестации рабочих  мест на предприятии до сдачи результатов  аттестации на государственную экспертизу с получением заключения о качестве проведенной работы, а также рассмотрения правовой стороны на всех этапах проведения работ.

С другой стороны следует  принять на рассмотрение такую задачу как разработку методических рекомендаций о порядке осуществления проверки правильности и качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях как для  лиц, осуществляющих государственную  экспертизу условий труда, так и  для лиц, выполняющих работы по проведению аттестации.

Решение этих задач во многом изнутри помогут решить одну большую  задачу совершенствования системы  мероприятий в сфере охраны труда.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении хотелось бы сделать  вывод, что вопрос охраны труда является одним из важнейших на современном  этапе жизни нашего общества, в  период когда работодатели ставят для  себя основной задачей как можно  быстрее и с минимальным вложением  средств извлечь наибольшее количество прибыли, и пользуясь возникшим  в последнее время у нас  в стране дефицитом рабочих мест, когда наши граждане готовы за мизерную оплату выполнять самую грязную  работу мало внимания уделяют, а порой  и вообще игнорируют требования безопасности труда.

Охрана труда представляет собой целый комплекс нормативно-правовых актов, гостов, санитарных норм. Для  эффективной работы в данной сфере  специалисты должны обладать большим  багажом знаний. Именно благодаря  правильной организации охраны труда  во всех сферах жизнедеятельности, а  также благодаря своевременной  разработке и внедрению нормативно правовых актов государством, мы можем  обеспечить безопасные условия труда  и сохраним здоровье нашей нации.

Анализируя рассмотренные  в данной выпускной квалификационной работе вопросы охраны труда, следует, что падение престижа ряда профессий  и специальностей из-за вредных и (или) опасных условий труда ведет  к росту дефицита кадров по рабочим  специальностям. Рабочие места с  вредными условиями труда отрицательно влияют на состояние рынка труда, на репродуктивное здоровье работающих, в т. ч. женщин, и здоровье потомства. Поэтому, как никогда ранее, остро  встает вопрос о принятии целенаправленных мер, которые позволят ослабить влияние  условий труда на процесс возрастания  такого дефицита.

В настоящее время процесс  обеспечения безопасных условий  труда в организации заключается  в выполнении определённых мероприятий, каждое мероприятие предусмотрено  нормативно-правовыми актами. В производственном комплексе страны наряду с нормами  и правилами в области охраны труда действуют своды правил, национальные стандарты безопасности, инструкции охраны труда для отдельных видов работ и профессий и ряд других организационно-распорядительных документов. Однако значительная часть действующих нормативных правовых актов, в том числе СНиПов, используемых также и в других отраслях экономики, устарела и не отвечает современному уровню производства.

На законодательном уровне поставлена задача обеспечить повышение  влияния аттестации рабочих мест по условиям труда на ускорение темпов их улучшения с последующей сертификацией  работ по охране труда. По завершении аттестации с учетом новых требований должно увеличиваться число рабочих  мест, соответствующих государственным  нормативным требованиям охраны труда. Государство планирует значительно  улучшить работу по формированию требований безопасности на каждом рабочем месте  и выработку типовых требований охраны труда – другими словами  требований безопасности к типовым  рабочим местам.

Информация о работе Аттестация рабочих мест