Возникновение и развитие контроллинга в России (на примере ОАО «АвтоВАЗ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить теоретические аспекты контроллинга, внедрить контроллинг на предприятии, предложить мероприятия по совершенствованию действующей практики предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю развития контроллинга
- рассмотреть предмет и сущность контроллинга
- провести анализ оперативной системы и анализ стратегической системы контроллинга
- выявить проблемы применения контроллинга на предприятии
-предложить мероприятия по совершенствованию действующей системы контроллинга

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты контроллинга 7
1.1 История развития контроллинга 7
1.2 Предмет и сущность контроллинга 10
1.3 Цели и задачи контроллинга 13
2 Внедрение контроллинга на предприятии (на примере ОАО «АвтоВАЗ») 20
2.1 Анализ оперативной системы контроллинга 20
2.2 Анализ стратегической системы контроллинга 27
3 Предложения по совершенствованию действующей практики предприятия (на примере ОАО «АвтоВАЗ») 34
3.1 Проблемы применения контроллинга на предприятии 34
3.2 Предложения по совершенствованию действующей системы контроллинга 37
Заключение 41
Список используемой литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

крусачик.docx

— 155.55 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.П. ОГАРЕВА»

 

Факультет экономический

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНТРОЛЛИНГА В РОССИИ

(НА ПРИМЕРЕ ОАО «АвтоВАЗ»)

 
 
 

Автор курсовой работы

            

 

Руководитель работы

Преп.

                     

            

 
 

 

 

Оценка

 

 


 

Саранск

2012

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им.Н.П. ОГАРЕВА»

 

Факультет  экономический

Кафедра бухгалтерского учета и  аудита

 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

 

Студентка Пивкина Елена  Ивановна

 

1Тема Возникновение и  развитие контроллинга в России(на  примере ОАО «АвтоВАЗ»)

2 Срок представления работы  к защите __________

3 Исходные  данные научно-методическая литература, данные бухгалтерского и оперативного  учета, отчетность

4 Содержание  курсовой работы

4.1 Теоретические  аспекты контроллинга

4.1.1 История  развития контроллинга

4.1.2 Предмет  и сущность контроллинга

4.1.3 Цели  и задачи контроллинга

4.2 Внедрение контроллинга  на предприятии (на примере ОАО  «АвтоВАЗ»)

4.2.1 Анализ  оперативной системы контроллинга

4.2.2 Анализ  стратегической системы контроллинга

4.3 Предложения  по совершенствованию действующей  практики предприятия (на примере  ОАО «АвтоВАЗ»)

4.3.1Проблемы  применения контроллинга на предприятии

4.3.2 Предложения  по совершенствованию действующей  системы контроллинга

5. Заключение

6.Список использованных источников

Руководитель работы ____________________________________

Задание к исполнению принял ____________________________

 

Реферат

 

Курсовая работа содержит 48 страниц, 2 рисунка, 13 таблиц, 48 использованных источников, 2 приложения.

КОНТРОЛЛИНГ, ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЛИНГ, СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЛИНГ, АВТОМАТИЗАЦИЯ

Объектом исследования является предприятие ОАО  «АвтоВАЗ».

Цель работы – изучить теоретические аспекты контроллинга, внедрить контроллинг на предприятии, предложить мероприятия по совершенствованию действующей практики предприятия.

В процессе работы использовались труды ведущих экономистов по проблеме исследования, прием сравнения, SWOT- анализ, табличный способ.

В ходе исследования изучены теоретические аспекты контроллинга, рассмотрены проблемы применения контроллинга предложены мероприятия по совершенствованию действующей системы бюджетирования.

Степень внедрения – частичная.

Область применения – в практике работы бухгалтерии и аналитического отдела ОАО «АвтоВАЗ».

Эффективность – повышение развития контроллинга на предприятиях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение                                                                                                                   5

1 Теоретические аспекты контроллинга                                                                7

1.1 История развития контроллинга                                                                      7

1.2 Предмет и сущность контроллинга                                                                10

1.3 Цели и задачи контроллинга                                                                           13

2 Внедрение контроллинга  на предприятии (на примере ОАО  «АвтоВАЗ») 20

2.1 Анализ оперативной системы  контроллинга                                                20

2.2 Анализ стратегической системы  контроллинга                                            27

3 Предложения по совершенствованию  действующей практики предприятия (на примере ОАО «АвтоВАЗ»)                                                                             34

3.1Проблемы применения контроллинга  на предприятии                                34

3.2 Предложения по совершенствованию  действующей системы контроллинга                                                                                                          37

Заключение                                                                                                             41

Список используемой литературы                                                                       42

Приложение А

Приложение Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  

В обстановке информационного общества, глобализации мировой экономики существенно усложнилось управление бизнесом, что естественно, резко сокращает период времени, необходимый для выбора правильного управленческого решения. Менеджерам необходимо располагать обработанными и систематизированными данными для принятия оптимального решения. Технические возможности информационного общества помогают решить подобную проблему, что нашло свое отражение в практике контроллинга, представляющего комплексную систему управления организацией, направленную на координацию взаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности.

Система контроллинга интегрирует учет, планирование, маркетинг в единую самоуправляемую систему, в которой четко определяются цели предприятия, принципы управления и способы их реализации. На этой основе существенно улучшается качество менеджмента. Контроллинг выступает важным фактором обеспечения конкурентоспособности предприятия, поскольку позволяет решать в совокупности целый ряд вопросов: стабильность бизнеса и его финансов, выявление и приведение в действие имеющихся внутренних резервов, оперативное и эффективное внедрение инноваций, воплощение в жизнь миссии, стратегии развития предприятия и многие другие.

Практика доказала, что без использования инструментария контроллинга промышленными предприятиями сегодня очень трудно выдерживать конкуренцию с теми компаниями, которые его успешно применяют.

Для того, чтобы предприятие имело  возможность добиться крупных успехов  и признания на рынке, необходимо внедрять в практику наиболее передовые, прогрессивные методы работы. К числу  таких новаций относится практика внедрения контроллинга.     

В настоящее время система контроля все чаще дополняется системой контроллинга, обеспечивающего более эффективное управление фирмой в целях долговременного существования ее на рынке, представляющего инструмент управления достижением высоких конечных результатов деятельности предприятия.     Чтобы в полной мере  использовать потенциал  контроллинга на российских предприятиях, необходимо перестроить планирование, учет и анализ хозяйственной деятельности в соответствии с современными требованиями. Особую роль играет внедрение стратегического планирования, на основе которого контроллинг превращается в средство будущего процветания фирмы. Именно поэтому и в российской практике контроллинг постепенно находит все более широкое применение. Данный процесс все активнее расширяется по мере развития и совершенствования производства, повышения на более качественный уровень системы управления предприятия, внедрения самых эффективных нововведений менеджмента. 

Объектом исследования курсовой работы является ОАО«АвтоВАЗ» автомобилестроительная компания, крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе.

Предыдущие названия — Волжский автомобильный завод (ВАЗ) (1966-1971), Волжское объединение по производству легковых автомобилей "АвтоВАЗ" (1971-1993). В состав производственных объектов ОАО "АвтоВАЗ" входят: производство, ремонт и обслуживания оборудования, металлургическое производство, прессовое производство, сборочно-кузовное производство, механо-сборочное производство, производство пластмассовых изделий, корпус вспомогательных цехов, опытно-промышленное производство, участок окраски кузовов. Процесс сборки автомобилей осуществляется на пяти линиях конвейера. Каждый автомобиль, выпущенный на автозаводе, проходит обкатку на автомобильном треке. Также при "АвтоВАЗе" действует научно-технический центр.

Ранее предприятие выпускало автомобили марки "ВАЗ" с наименованиями "Жигули", "Нива", "Спутник", "Самара", "Ока". В настоящее время производит автомобили под торговой маркой Lada ("Лада"), которые неофициально по-прежнему именуются ВАЗами.

На данный момент серийно выпускаются автомобили: LADA Largus (универсал 5 мест, универсал 7 мест, фургон), LADA Granta (седан), LADA Kalina (универсал, хэтчбэк, Sport), LADA Priora (седан, универсал, хэтчбек, Coupe), LADA Samara (хэтчбек, седан), LADA 4x4, LADA-21074 (не на мощностях "АвтоВАЗа").

Предметом исследования является процесс возникновение и развитие контроллинга в России.

Цель работы – изучить теоретические аспекты контроллинга, внедрить контроллинг на предприятии, предложить мероприятия по совершенствованию действующей практики предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить историю развития контроллинга

- рассмотреть предмет и сущность контроллинга

- провести анализ оперативной системы  и анализ стратегической системы контроллинга

- выявить проблемы применения контроллинга на предприятии

-предложить  мероприятия по совершенствованию действующей системы контроллинга

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты контроллинга

 

    1. История развития контроллинга

В последние годы все отчетливее прослеживается тенденция глобализации мировой экономики. В этих условиях наиболее эффективным способом обеспечения конкурентоспособности является формирование и качественное совершенствование модели стратегического управления деятельностью хозяйствующего субъекта.  Данная тенденция не обошла стороной и отечественную экономику.  Внедрение      принципов антикризисного управления потребовало глубокой трансформации существующих методик планирования,  анализа и контроля деятельности современных предприятий. Практика функционирования зарубежных и тех немногих отечественных организаций,  уже внедривших прогрессивные методы управления,  показывает,  что наиболее эффективным инструментом рыночных преобразований,  охватывающим    все аспекты деятельности предприятия,  является система контроллинга.   К сожалению,  типичной ошибкой многих отечественных руководителей на этапе внедрения такой системы является недостаточное осознание ее сущности,  роли и функций,  что зачастую приводит к дискредитации самой идеи контроллинга. В этом смысле для понимания сущности данной системы весьма актуальным и полезным становится рассмотрение исторических аспектов ее возникновения [23].

Истоки контроллинга лежат в области государственного управления и уходят своими корнями в средние века: уже в XV в. при дворе английского короля существовала должность "Countrollour", в обязанности которого входили документирование и контроль денежных и товарных потоков. Дальнейшим этапом развития контроллинга явилось учреждение в 1778 г.  в США ведомства "Controller, Auditor, Treasurer and six Commissioners of Accounts".  Его основной задачей являлся контроль за использованием государственных средств. 

В современном значении слово "контроллинг" как характеристика области задач на предприятии стало использоваться в США с конца XIX в., когда в 1880 г. должность контроллера появилась в железнодорожной компании "Atchison, Topeka and Santa Fe Railroad",  а в 1892  г. "General Electric Company"  первой из промышленных предприятий ввела в свой штат таких специалистов. В то время контроллеры преимущественно занимались проведением ревизий и другими финансово-экономическими вопросами.  До этого момента все вопросы,  связанные с управлением предприятием,  возлагались на общее собрание акционеров и совет директоров,  что само по себе было неэффективно и потребовало создание специфического управляющего органа [7].

В значительной мере на развитие контроллинга и его внедрение на предприятиях оказал влияние мировой экономический кризис.  Годы депрессии привели к осознанию того,  что успешное руководство хозяйствующим субъектом неизбежно связано с усилением внимания к внутрифирменному планированию и учету.  Это,  в свою очередь,  привело к эволюции взглядов на контроллинг.  Если вначале преобладало исторически-бухгалтерское видение контроллинга,  и контроллер выполнял функции ведения учета и ревизии уже свершившихся    хозяйственных событий,  то со временем эти функции были расширены,  что определило контроллинг как систему,  ориентированную на будущие события.  Созданный в 1931 г.  институт  "Financial  Executives Institute" (FEI)  следующим образом трактовал функции контроллинга:  составление и координация планов предприятия, ведение внутрифирменного учета и отчетности, ведение учета и отчетности для внешних пользователей,  разработка перспективных методов управления,  вопросы налогообложения и страхования,  1 ревизия,  информационное обеспечение,  оценка и консультирование.   Кроме этой организации в США для решения вопросов контроллинга с 1934  г.  издается журнал "The Financial Executive",  а в 1944  г.  был создан исследовательский институт  "Financial Executives Research Foundation".

   Перечисленные выше функции в настоящее время являются основой так называемой  «американской модели» контроллинга. В противовес этой модели существует «немецкая» концепция, основными функциями которой являются бюджетирование,  внутрипроизводственный  (управленческий)  учет,  стратегическое планирование.

Информация о работе Возникновение и развитие контроллинга в России (на примере ОАО «АвтоВАЗ»)