Возникновение и развитие контроллинга в России (на примере ОАО «АвтоВАЗ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить теоретические аспекты контроллинга, внедрить контроллинг на предприятии, предложить мероприятия по совершенствованию действующей практики предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю развития контроллинга
- рассмотреть предмет и сущность контроллинга
- провести анализ оперативной системы и анализ стратегической системы контроллинга
- выявить проблемы применения контроллинга на предприятии
-предложить мероприятия по совершенствованию действующей системы контроллинга

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты контроллинга 7
1.1 История развития контроллинга 7
1.2 Предмет и сущность контроллинга 10
1.3 Цели и задачи контроллинга 13
2 Внедрение контроллинга на предприятии (на примере ОАО «АвтоВАЗ») 20
2.1 Анализ оперативной системы контроллинга 20
2.2 Анализ стратегической системы контроллинга 27
3 Предложения по совершенствованию действующей практики предприятия (на примере ОАО «АвтоВАЗ») 34
3.1 Проблемы применения контроллинга на предприятии 34
3.2 Предложения по совершенствованию действующей системы контроллинга 37
Заключение 41
Список используемой литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

крусачик.docx

— 155.55 Кб (Скачать файл)

   Возникновение контроллинга  в Германии можно отнести ко  второй половине XX в.  Предпосылкой  явилось появление и последующее  внедрение принципиально новой  системы управления по центрам  ответственности на многих немецких  предприятиях в середине 60-х гг.  Это обусловило необходимость  улучшения существующего инструментария  управления,  а также привлечения  для решения данных проблем  квалифицированных специалистов,  способных критически оценить  действия руководителей организации.  В результате возник целый  ряд научных и образовательных  учреждений, занимающихся  подготовкой  кадров в сфере производственного  планирования и учета.  Основными  из них являются: "Институт  контроллеров по вопросам образования  в области планирования предприятия  и учета", "Академия контроллеров" (1971  г.), "Союз контроллеров" (1975 г.). С 1989 г. в Германии издается журнал "Controller" [7].

По мнению большинства отечественных исследователей, при формировании системы контроллинга на предприятиях РФ предпочтительнее использовать именно  «немецкую»  концепцию.  Такое положение дел можно объяснить воздействием нескольких факторов. Во-первых,  исторически российская теория и практика управления развивалась в тесном общении с европейской,  в первую очередь с немецкой,  в части схожести используемой терминологии и методик.  Во-вторых,  включение бухгалтерского,  налогового учета и других дополнительных функций «американской модели» в систему контроллинга может внести путаницу в данные и  существенно усложнить и без того сложный документооборот отечественных предприятий.

На наш взгляд, схему контроллинга, существующую в Германии, нельзя в точности перенести в наши условия.  Несмотря на общие черты,  аналитические школы опираются на собственные традиции и опыт,  отличается и менталитет сотрудников экономических служб и руководителей.  Однако на нынешнем этапе развития рынка без контроллинга отечественным хозяйствующим субъектам уже не обойтись, и исследование положительного мирового опыта в данной области может существенно помочь российским руководителям в формировании такой системы на своих предприятиях.  

    1. Предмет и сущность контроллинга

 

Контроллинг — это комплексная система управления организацией, направленная на координацию взаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности. Контроллинг может обеспечивать информационно-аналитическую поддержку процессов принятия решений при управлении организацией (предприятием, корпорацией, органом государственной власти) и может быть частью прописывающей принятие определённых решений в рамках определённых систем менеджмента.

Современный контроллинг включает в себя управление рисками (страховой деятельностью предприятий), обширную систему информационного снабжения предприятия, систему оповещения путём управления системой ключевых («финансовых») индикаторов, управление системой реализации стратегического, тактического и оперативного планирования и систему менеджмента качества.

Понятие контроллинга в зарубежной литературе достаточно широко и разнообразно. В одном из современных немецких экономических словарей контроллинг определяется как концепция информации и управления. Не следует путать "контроль" и "контроллинг", т.к. контроль является одной из функций контроллинга.

М.Мескон и Ф.Хедоури понимают конроллинг как процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей. В отечественной литературе чаще всего контроллинг определяют как систему учёта и контроля на предприятии, однако это слишком упрощённое понятие.

По мнению Э.Майера контроллинг – это руководящая концепция эффективного управления фирмой и обеспечения ее долгосрочного существования.

Р. Герсне и П.Хорват  определяют контроллинг как функцию в поддержку менеджмента, руководства.

В последнее время усиливается акцент определения контроллинга как системы информационного обеспечения эффективного управления фирмой.

Наиболее точным является следующее понятие контроллинга как концепции системного управления и способа мышления менеджеров, в основе  которых лежит стремление обеспечивать долгосрочное эффективное функционирование организации.

Понятие "контроллинг" включает в себя 2 аспекта:

1)  контроллинг как процесс интеграции методов учёта, анализа, планирования, нормирования и контроля в единую систему получения, обработки и обобщения информации и принятия на её основе управленческих решений;

2) контроллинг как система, которая управляет экономикой предприятия, будучи сориентирована не только на достижение текущих целей в виде получения прибыли или минимизации убытков, но также и на обеспечение платёжеспособного состояния предприятия, направлена на достижение глобальных стратегических целей, например, выживание предприятия в условиях конкуренции, сохранение рабочих мест как социального фактора, обеспечение экологичности производства и т.д.

Говоря о предмете контроллинга, выделяют общие рекомендации по организации процесса производства и управления. Среди рекомендаций основными являются те, которые направлены на регулирование отклонений.

Сущность контроллинга заключается в целостном экономическом управлении, при котором информационные системы, планирование и контроль неразрывно связаны между собой.

Следует подчеркнуть, что контроллинг – это не та система, которая автоматически обеспечивает успех предприятия. Освобождая менеджеров от функций управления. Это – лишь инструмент менеджмента, но весьма эффективный инструмент.

Узловыми компонентами концепции контроллинга являются:

  • ориентация на эффективную работу организации в относительно долговременной перспективе на основе философии доходности и формирование организационной структуры, ориентированной на достижение стратегических и тактических целей;
  • создание информационной системы, адекватной задачам эффективного управления; 
  • разбиение задач контроллинга на циклы, что обеспечивает итеративность (цикличность) планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений.

Функции и задачи контроллинга. Контроллинг как концепция системы управления послужил ответом на изменения внешних условий функционирования организаций (предприятий). К началу XXI века произошло эволюция функций управления организацией. Планирование по отдельным аспектам трансформировалось в комплексное программно-целевое планирование, управление сбытом и продажами – в маркетинг, бухгалтерский и производственный учет – в систему контроля и регулирования. В целом наблюдаемая эволюция функций управления организацией с их интегрированием в систему контроллинга отражает основную тенденцию комплексного (системного) подхода к управлению.

Контроллинг ориентирован, прежде всего, на поддержку процессов принятия решений. Он должен обеспечить адаптацию традиционной системы планирования, учета и контроля на предприятии к информационным потребностям должностных лиц, принимающих решения, то есть в функции контроллинга входит создание, обработка, проверка и представление системной управленческой информации. Контроллинг также поддерживает и координирует процессы планирования, обеспечения информацией, контроля и адаптации.

Цели контроллинга, как направления деятельности, непосредственно вытекают из целей организации могут выражаться в экономических терминах, например, в увеличении объемов продаж и расширении доли рынка, в достижении определенного уровня прибыли, рентабельности или производительности организации при заданном уровне ликвидности.

Функции контроллинга определяются поставленными перед организацией целями и включают те виды управленческой деятельности, которые обеспечивают достижение этих целей. Сюда относятся: учет, поддержка процесса планирования и принятия решений, контроль за реализацией планов, оценка протекающих процессов, выявление отклонений, их причин и выработка рекомендаций для руководства по устранению причин, вызвавших эти отклонения.

Контроллинг подразумевает сравнительный анализ плановых и фактических показателей и, как следствие, расчёт хозяйственных результатов. Контроллинг подразделяется на оперативный и стратегический. Стратегический контроллинг направлен на координацию и выполнение долгосрочных целей предприятия. Качественные показатели плана или разрабатываемые стратегии дополняются конкретным цифровым материалом оперативного контроллинга. Контроллинг на современных отечественных предприятиях определяется как система управления прибылью предприятия, как управление расходами и доходами. При этом необходимо реализовать систему управления издержками предприятия. Это следует из причинно–следственной связи между прибылью и издержками. Этот принцип в контроллинге означает, что виды затрат должны быть сгруппированы таким образом, чтобы чётко прослеживалась зависимость от определённых решений по затратам на результат деятельности предприятия. Контроллинг часто выполняет функции внутреннего контроля, но в отличие от ревизии он ориентирован на текущие результаты и не связан с документальной проверкой.

Механизм контролинга основан на четырех основополагающих принципах: движения и торможения; своевременности; стратегического сознания; документирования.

1. Принцип движения  и торможения. Принцип движения  и торможения в контролинге  создает объективные условия  для постоянного выявления и  внедрения нового прогрессивного  и эффективного в практику  конкретного предприятия с учетом  его специфики и возможностей. При этом материал для инноваций  вовсе не обязательно находится  только в сфере конкретного  бизнеса. Важно, чтобы он подходил  для данного предприятия и  обеспечивал быстрый и высокий  результат.

2. Принцип своевременности. Контролинг как функция, ориентированная  на будущее, служит раннему выявлению  новых возможностей и рисков  для предприятия. Способность компании  к своевременному реагированию  на рыночные изменения зависит  от временного интервала между  возникновением нового шанса  или риска и конкретным действием, а также от затраты времени  на изменение плана и внедрение  новинки.

3. Принцип стратегического  сознания. Принцип стратегического  сознания реализуется только  тогда, когда любое решение и  действие оценивается, в первую  очередь, с позиций его соответствия  стратегическим программам.

Стратегическое сознание, следовательно, представляет собой фильтр, предотвращающий реализацию оперативных, сиюминутных решений, либо модифицирующий их, чтобы они соответствовали стратегическому плану.

4. Принцип документирования. Целью этого принципа является  создание условий для проверки: соблюдались ли цели и задачи  стратегического контролинга в  действительности. Благодаря принципу  документирования решения по  оперативным вопросам принимаются  с учетом стратегической позиции  фирмы, стимулируя тем самым первоочередную  реализацию стратегических целей. Принцип документирования является  также инструментом для контроля  за соблюдением других принципов контроллинга

Контроллинг выполняет роль внутреннего консультанта, которая реализуется в том, что контроллер должен в первую очередь проконсультировать службу маркетинга относительно способности принести прибыль теми или иными конкретными решениями при составлении договоров путём определения эффективности принимаемых решений.

 

    1. Цели и задачи контроллинга

 

Системный подход в менеджменте предполагает исследование организации как  совокупности взаимозависимых элементов, которые ориентированы на достижение целей, единых в условиях меняющейся внешней среды. Система – определенная целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Одним из  признаков  системы является наличие совокупности относительно самостоятельных элементов, которые играют роль подсистем. Элементы бывают  рабочие и защитные. Всегда есть системообразующий элемент (качество, отношение), которое обеспечивает единство всех остальных. В результате воздействия системообразующего элемента у остальных элементов формируются общесистемные качества, т.е. признаки свойственные каждому из них в отдельности и системе в целом

Контроллинг представляется как система, интегрирующая стратегический и оперативный контроллинг, а также контроллинг направлений деятельности: маркетинга, обеспечения ресурсами, инвестиций, инноваций, затрат, логистики, финансов.

Характеристика содержания и особенностей данных видов контроллинга общепризнанна и не требует дополнительного анализа. Большой разброс мнений существует по поводу целей и задач контроллинга. Ряд из них представлен в таблице 1.

 

 Таблица 1 – Цели и  задачи контроллинга

Автор

Цели

Задачи

Е.А.Ананькина,

Н.Г.Данилочкина

[1,с.7-8]

Ориентация управленческого процесса на достижение всех целей,стоящих перед предприятием

Выделяются по каждой стадии процесса управления; планирование; контроль и регулирование; анализ решений, информационные потоки.

Ю.П.Анискин

[2.с.143-149]

Предупреждение возникновения кризисных ситуаций

Выявление проблем и корректировка деятельности

организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис; контроль и регулирование; информационное сопровождение процесса планирования.

А.К.Андронова,

Е.Д.Печатнова

[3,с.10-12]

Осуществление вторичной координации

наиболее полной признается управленческая концепция контроллинга, в которой задачи рассматриваются в разрезе планирования, контроля, анализа.

Е.Л.  Попченко, Н.Б. Ермасова.

[4, с.18-26]

вытекают из целей организации и могут выражаться в экономических терминах, например,  в достижении определенного уровня прибыли, рентабельности при заданном уровне ликвидности.

выделяются по каждой технико-

экономической функции.

А.М.Карминский, Н.И.Оленев,

А.Г.Примак,

С.Г.Фалько

[5, с.9-15]

К. Рассел,

Л. Левин

[6,с.5-6]

выделяются в разрезе функций: учет, планирование, контроль и  регулирование, информационно-аналитическое обеспечение, спец. функции.

И.В.  Бородушко,

Э.К.Васильева [7,с.158-164]

определяются целью деятельности предприятия, контроллинг имеет способность создавать предпосылки для успешного функционирования предприятия в долгосрочной перспективе

информационное  обеспечение управления; координация в организационной сфере и в функциональной сфере;  обеспечение единства и  взаимосвязи различных функций управления; комплекс аналитических задач.

П.  Хорват  [8,с.

17-23]

координация систем планирования, контроля и  информационного обеспечения

«сортировка» имеющихся составных элементов  целого, проверка их на пригодность, доработка и объединение в систему.

Информация о работе Возникновение и развитие контроллинга в России (на примере ОАО «АвтоВАЗ»)