Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 13:58, курсовая работа
Цель работы – изучить теоретические аспекты контроллинга, внедрить контроллинг на предприятии, предложить мероприятия по совершенствованию действующей практики предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю развития контроллинга
- рассмотреть предмет и сущность контроллинга
- провести анализ оперативной системы и анализ стратегической системы контроллинга
- выявить проблемы применения контроллинга на предприятии
-предложить мероприятия по совершенствованию действующей системы контроллинга
Введение 5
1 Теоретические аспекты контроллинга 7
1.1 История развития контроллинга 7
1.2 Предмет и сущность контроллинга 10
1.3 Цели и задачи контроллинга 13
2 Внедрение контроллинга на предприятии (на примере ОАО «АвтоВАЗ») 20
2.1 Анализ оперативной системы контроллинга 20
2.2 Анализ стратегической системы контроллинга 27
3 Предложения по совершенствованию действующей практики предприятия (на примере ОАО «АвтоВАЗ») 34
3.1 Проблемы применения контроллинга на предприятии 34
3.2 Предложения по совершенствованию действующей системы контроллинга 37
Заключение 41
Список используемой литературы 42
Контроллинг — это комплексная система управления организацией, направленная на координацию взаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности. Контроллинг может обеспечивать информационно-аналитическую поддержку процессов принятия решений при управлении организацией (предприятием, корпорацией, органом государственной власти) и может быть частью прописывающей принятие определённых решений в рамках определённых систем менеджмента.
Современный контроллинг включает в себя управление рисками (страховой деятельностью предприятий), обширную систему информационного снабжения предприятия, систему оповещения путём управления системой ключевых («финансовых») индикаторов, управление системой реализации стратегического, тактического и оперативного планирования и систему менеджмента качества.
Понятие контроллинга в зарубежной литературе достаточно широко и разнообразно. В одном из современных немецких экономических словарей контроллинг определяется как концепция информации и управления. Не следует путать "контроль" и "контроллинг", т.к. контроль является одной из функций контроллинга.
М.Мескон и Ф.Хедоури понимают конроллинг как процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей. В отечественной литературе чаще всего контроллинг определяют как систему учёта и контроля на предприятии, однако это слишком упрощённое понятие.
По мнению Э.Майера контроллинг – это руководящая концепция эффективного управления фирмой и обеспечения ее долгосрочного существования.
Р. Герсне и П.Хорват определяют контроллинг как функцию в поддержку менеджмента, руководства.
В последнее время усиливается акцент определения контроллинга как системы информационного обеспечения эффективного управления фирмой.
Наиболее точным является следующее понятие контроллинга как концепции системного управления и способа мышления менеджеров, в основе которых лежит стремление обеспечивать долгосрочное эффективное функционирование организации.
Понятие "контроллинг" включает в себя 2 аспекта:
1) контроллинг как процесс интеграции методов учёта, анализа, планирования, нормирования и контроля в единую систему получения, обработки и обобщения информации и принятия на её основе управленческих решений;
2) контроллинг как система, которая управляет экономикой предприятия, будучи сориентирована не только на достижение текущих целей в виде получения прибыли или минимизации убытков, но также и на обеспечение платёжеспособного состояния предприятия, направлена на достижение глобальных стратегических целей, например, выживание предприятия в условиях конкуренции, сохранение рабочих мест как социального фактора, обеспечение экологичности производства и т.д.
Говоря о предмете контроллинга, выделяют общие рекомендации по организации процесса производства и управления. Среди рекомендаций основными являются те, которые направлены на регулирование отклонений.
Сущность контроллинга заключается в целостном экономическом управлении, при котором информационные системы, планирование и контроль неразрывно связаны между собой.
Контроллинг подразумевает сравнительный анализ плановых и фактических показателей и, как следствие, расчёт хозяйственных результатов. Контроллинг подразделяется на оперативный и стратегический. Стратегический контроллинг направлен на координацию и выполнение долгосрочных целей предприятия. Качественные показатели плана или разрабатываемые стратегии дополняются конкретным цифровым материалом оперативного контроллинга. Контроллинг на современных отечественных предприятиях определяется как система управления прибылью предприятия, как управление расходами и доходами. При этом необходимо реализовать систему управления издержками предприятия. Это следует из причинно–следственной связи между прибылью и издержками. Этот принцип в контроллинге означает, что виды затрат должны быть сгруппированы таким образом, чтобы чётко прослеживалась зависимость от определённых решений по затратам на результат деятельности предприятия. Контроллинг часто выполняет функции внутреннего контроля, но в отличие от ревизии он ориентирован на текущие результаты и не связан с документальной проверкой.
Стратегическое сознание, следовательно, представляет собой фильтр, предотвращающий реализацию оперативных, сиюминутных решений, либо модифицирующий их, чтобы они соответствовали стратегическому плану.
4. Принцип документирования.
Целью этого принципа является
создание условий для проверки:
соблюдались ли цели и задачи
стратегического контролинга в
действительности. Благодаря принципу
документирования решения по
оперативным вопросам
Контроллинг выполняет роль внутреннего консультанта, которая реализуется в том, что контроллер должен в первую очередь проконсультировать службу маркетинга относительно способности принести прибыль теми или иными конкретными решениями при составлении договоров путём определения эффективности принимаемых решений.
Автор |
Цели |
Задачи |
Е.А.Ананькина, Н.Г.Данилочкина [1,с.7-8] |
Ориентация управленческого процесса на достижение всех целей,стоящих перед предприятием |
Выделяются по каждой стадии процесса управления; планирование; контроль и регулирование; анализ решений, информационные потоки. |
Ю.П.Анискин [2.с.143-149] |
Предупреждение возникновения кризисных ситуаций |
Выявление проблем и корректировка деятельности организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис; контроль и регулирование; информационное сопровождение процесса планирования. |
А.К.Андронова, Е.Д.Печатнова [3,с.10-12] |
Осуществление вторичной координации |
наиболее полной признается управленческая концепция контроллинга, в которой задачи рассматриваются в разрезе планирования, контроля, анализа. |
Е.Л. Попченко, Н.Б. Ермасова. [4, с.18-26] |
вытекают из целей организации и могут выражаться в экономических терминах, например, в достижении определенного уровня прибыли, рентабельности при заданном уровне ликвидности. |
выделяются по каждой технико- экономической функции. |
А.М.Карминский, Н.И.Оленев, А.Г.Примак, С.Г.Фалько [5, с.9-15] К. Рассел, Л. Левин [6,с.5-6] |
выделяются в разрезе функций: учет, планирование, контроль и регулирование, информационно-аналитическое обеспечение, спец. функции. | |
И.В. Бородушко, Э.К.Васильева [7,с.158-164] |
определяются целью деятельности предприятия, контроллинг имеет способность создавать предпосылки для успешного функционирования предприятия в долгосрочной перспективе |
информационное обеспечение управления; координация в организационной сфере и в функциональной сфере; обеспечение единства и взаимосвязи различных функций управления; комплекс аналитических задач. |
П. Хорват [8,с. 17-23] |
координация систем планирования, контроля и информационного обеспечения |
«сортировка» имеющихся составных элементов целого, проверка их на пригодность, доработка и объединение в систему. |
Информация о работе Возникновение и развитие контроллинга в России (на примере ОАО «АвтоВАЗ»)