Диверсификация производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в поиске путей решения диверсификации производства как реальной возможности выживания в рыночных условиях. Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
изучить сущность диверсификации производства, ее целей и мотивов;
изучить диверсификацию и неценовую конкуренцию;
дать рекомендации по развитию диверсификации на Белорусском рынке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 4
1.1.СУЩНОСТЬ, ПРЕДРОСЫЛКИ И КРИТЕРИИ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА 4
1.2 ВИДЫ, ТИПЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА 7
1.3. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ 15
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА 21
2.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ 21
2.2. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ РАСЧЕТА И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ 23
2.3.ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 208.47 Кб (Скачать файл)

Кроме того, этот результирующий показатель должен быть чувствительным к неравномерности значений исходных показателей — ситуация, когда  показатели деятельности предприятия  имеют сбалансированные значение, является более желательной, чем когда  один из них имеет очень высокое  значение, а другой — очень низкое, даже если их среднее значение при  этом остается одинаковым. Для этого  целесообразно сделать результирующим показателем среднее геометрическое, а не среднее арифметическое исходных показателей. Поскольку важность для  предприятия прибыли и объемов  реализации можно считать равной, то весовые коэффициенты при данных показателях не используются.

Тот факт, что под знаком квадратного корня представлены именно частные от деления, объясняется  необходимостью обеспечить сопоставимость результатов оценки потенциала диверсификации производства с текущими результатами деятельности предприятия, а также  возможности сравнения значений показателя, рассчитанных для различных  предприятий и различных периодов времени.

Показатель DP может принимать значения в диапазоне от 0 до бесконечности. У данного показателя нет какого-либо оптимального значения — желательным (хотя и недостижимым на практике) является бесконечное увеличение данного показателя. При DP = 1 можно сделать вывод о том, что предприятие при прочих равных условиях имеет возможность полностью компенсировать ситуацию, если вся производимая в настоящее время продукция перестанет пользоваться спросом.

Таким образом, данный показатель, полученный в результате реализации оптимизационной модели, представляет собой результат комплексного подхода  к оценке потенциала диверсификации производства, который затрагивает  различные аспекты данного явления  применительно к деятельности предприятия. В частности, он будет пропорционален:

— способности предприятия  производить продукцию, которая  пользуется спросом на рынке;

— наличию у предприятия  производственных и финансовых ресурсов;

— уровню спроса на продукцию, которую предприятие может производить;

— выгодности производства потенциальных видов продукции.

 Экономический смысл  показателя потенциала диверсификации  производства состоит в том,  что он мерой способности предприятия  может изменить ассортимент выпускаемой  продукции без ущерба для показателей  его финансово-хозяйственной деятельности. Данный показатель обратно пропорционален  степени риска, которому предприятие  подвергается в связи с вероятностью  сокращения спроса на производимую  продукцию. Перспективы практического  использования показателя потенциала  диверсификации производства лежат  в области создания возможностей  принятия управленческих решений  не только на основе сиюминутной  экономической выгоды, но и с  учетом необходимости развития  потенциала диверсификации производства. В том числе, сюда входят:

— организация мониторинга  способности предприятия приспосабливаться  к потере существующих рынков сбыта;

 — определение направлений  инвестирования в расширение  производственных возможностей;

 — оценка влияния  рыночной динамики (изменения спроса  и цен на отдельные виды  продукции) на потенциал диверсификации  производства.

 Таким образом, был  предложен подход к оценке  потенциала диверсификации производства  промышленного предприятия, основанный  на расчете возможностей предприятия  производить с помощью имеющихся  производственных ресурсов отличные  от уже производимых виды продукции,  с учетом влияния диверсификации  производства на результаты финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, что  позволяет принимать во внимание  риски потери существующих рынков  сбыта при обосновании управленческих  решений. Кроме того, показатель  может использоваться для обоснования  решений, связанных с расширением  производственных возможностей  предприятия.[13]

Пример:

Беларуськалий решил диверсифицировать  свое производство, тем что откроет  производство азотно-фосфорных-калийных удобрений. Предприятие выпускает 4 различных видов продукции. В то время предприятие может выпускать 10 различных видов продукции, если провести модернизацию и увеличение производственных мощностей. Количество производственных ресурсов (J) составляет 40. А потребление ресурсов при старом производстве составляет:

J1=5, J2=6, J3=14, J4=15.

При новом:

J*1=5, J*2=6, J*3=1, J*4=3, J*5=2, J*6=1, J*7=2, J*8=12, J*9=4, J*10=4.

Общий объём денежных средств, которые могут быть потрачены на производство составляет 100 ден.едениц. Себестоимость одной единицы продукции составляет:

с1 =5, с 2=20, с3 =45, с4 =30;

с*1 =5, с* 2=12, с*3 =2, с*4 =9, с*5 =6, с* 6=1, с*7 =10, с*8 =27, с*9 =8, с* 10=10.

Для подготовки нового производства необходимо 40 денежных едениц.

z*1 =5, z* 2=1, z*3 =2, z*4 =3, z*5 =12, z* 6=1, z*7 =0, z*8 =10, z*9 =1, z* 10=5.

Цена реализации i-ого вида продукции:

p1 =35, p 2=21, p3 =55, p4 =39;

p*1 =40, p* 2=15, p*3 =20, p*4 =50, p*5 =12, p* 6=41, p*7 =11, p*8 =50, p*9 =18, р* 10=30.

А объём реализации продукции  будем считать, что реализуется  весь. Эффективность диверсификации.   

Решение:

150 ден. ед.

 

S*=287 ден.ед.

P*=197 ден.ед.

DP=2,745

Все ограничения выполняются.

Показатель диверсификации больше 1, следовательно диверсификация производства является целесообразной и эффективной.

 

 

2.3.ОСНОВЫЕ  ТЕНДЕНЦИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.

 

На данный момент в РБ установлен курс на диверсификацию как производства, так и рынков сбыта.

Так планам правительства Беларуси, нужно провести диверсификацию в первую очередь предприятий, производящих продукты питания. Согласно мониторингу данной отрасли, белорусские продовольственные предприятия неактивно выполняют требования руководства страны по переориентации поставок, в частности, продукции молочных комбинатов на рынки стран, на которых Беларусь ещё не отметилась. По-прежнему сохраняется абсолютная зависимость от уровня спроса на рынке восточной соседки.

 Акцентуируется внимание на модернизации организаций агропромышленного комплекса и перерабатывающей отрасли. Т.е. Беларусь должна выпускать конкурентную продукцию, которая будет востребована на многих рынках( например, азиатский рынок).

Диверсификация агропромышленного  комплекса и перерабатывающей отрасли  позволит, по планам, Беларуси к 2015 году иметь ежегодно от экспорта продовольствия $7 миллиардов. [18]

Что можно сказать, о результатах  диверсификации на конкретном предприятии  так это пример Беларуськалия.

 

ОАО "Беларуськалий", один из крупнейших в мире производителей калийных удобрений, активно взялся за реализацию проектов по диверсификации производства и освоение новых видов продукции.Чтобы лучше укрепится на рынке.

 ОАО “Беларуськалий”  с апреля нынешнего года уже  запустило производство сложных  азотно-фосфорно-калийных удобрений  (NPK). Этот завод обошелся предприятию  в 400 млрд рублей. Сейчас его  мощности составляют 240 тыс. тонн  удобрений. Первая тысяча тонн  уже выпущена – ее отгрузят  сельхозпредприятиям страны и  продолжат отработку технологии  выпуска сложных удобрений различных  марок. А пока "Беларуськалий"  будет постепенно наращивать  производство NPK-удобрений. В мае  планируется выпустить 5 тыс. тонн, в июне – 10 тыс., в июле –  выход на проектную мощность 20 тыс. тонн в месяц. 

Также на "Беларуськалии" планируется строительство еще трех линий по производству сложных удобрений общей мощностью 720 тысяч тонн.

В результате на "Беларуськалии" будут извлекать из руды не только калий, но и хлор. Проектом предусматривается  переработка хлорида калия и  получение гидроксида калия мощностью 10 тыс. тонн (продукт будут выпускать  как в жидком, так и в чешуированном  виде), раствора соляной кислоты (вопрос по мощностям прорабатывается, эта  продукция может быть востребована и за пределами Беларуси, хотя, отметил  главный инженер, могут быть сложности  с ее транспортировкой). После запуска  и оценки возможностей продаж гидроксида калия планируется увеличение мощностей  до 25 тысяч (в течение следующих  лет) и далее до 50 тысяч тонн.[19]

Как видно в Беларуси идет быстрыми темпами курс на диверсификацию, внедрение и использования методов  оценки эффективности диверсификации, что позволяет быть белоруской экономике  более конкурентно способной  на мировом рынке.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что диверсификация - хороший способ роста конкурентоспособности и удачный способ реабилитации фирмы (например, после кризиса).

Стратегия диверсификации производства как основное направление стратегического  развития предприятия

Диверсификация производства представляет собой развитие нескольких видов производства одним предприятием, увеличение ассортимента выпускаемой продукции. Это залог успешной и продуктивной деятельности любой организации, а также курс на создание многопрофильного производства. Она помогает снизить риски, увеличить круг потребителей продукции предприятия, повысить отдачу от имеющихся фондов компании, и в целом, увеличить эффективность финансово-хозяйственной деятельности. Комплексный анализ финансовых и внешних возможностей позволяет выбрать оптимальный вид и стратегию диверсификации производства, учитывая плюсы и минусы.

Также ретроспективный анализ диверсификации производства позволяет  основываться на прошлый опыт и синтезировать  новые методы диверсификации.

Как видно в Беларуси идет быстрыми темпами курс на диверсификацию, внедрение и использования методов  оценки эффективности диверсификации, что позволяет быть белоруской экономике  более конкурентно способной  на мировом рынке.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Словарь терминов. Ассоциация региональных банков. [Электронный ресурс] - 2004. Режим доступа:. http://www.asros.ru/ru/financial/fin9/?c=%C4. Дата доступа: 29 04 2013.
  2. Александров С.С. Стратегия диверсификации производства как основное направление стратегического развития предприятия – М: Ростов н/Д: 2004. – 759 с.
  3. Деловое планирование (Методы, Организация, Современная практика): уч. пособие, под редакцией В.М. Попова - М: Финансы и статистика, 1997 - 368 с.
  4. Забелин П.В., Моисеева Н.К., Основы стратегического управления: уч. пособие - М: Информационно внедренческий центр «Маркетинг», 2001 - 195 с.
  5. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. Пер с англ. под общ. ред. КЭН Г.Б. Кочеткова. М: 2003. - 395 с.
  6. Проблемы теории и практики управления. Журнал № 1/03-2010. с. 89-100 c.
  7. Проблемы теории и практики управления. Журнал № 1/03- 2010 с. 97-101, 107-113 c.
  8. Современная экономика: Общедоступный учебный курс. - Ростов-на-Д.: изд-во «Феникс», 2001. - 608 с.
  9. Gorecki P. K. The Measurement of Enterprise Diversification / P. K. Gorecki // The Review of Economics and Statistics. — 1974. — Vol. 56. — No. 3. — P. 399 — 401.
  10. Varadarajan P. Diversification and performance: areexamination using a new two-dimensional conceptualization of diversity in firms / P. Varadarajan,V. Ramanujam // Academy of Management Journal. — 1987.— Vol. 30 — P. 380 — 397.
  11. Wind Y. Designing product andbusiness portfolios / Y. Wind, V. Mahajan // Harvard BusinessReview. — 1981. — Vol. 59 (1). — P. 155 — 165.
  12. Немченко Г. Диверсификация производства: цели и направления деятельности / Г. Немченко, С. Донецкая, К. Дьяконов //Проблемы теории и практики управления. — 1998. — №1.— С. 110 — 113.
  13. Оценка потенциала диверсификации производства на промышленных предприятиях. Экономический вестник Донбаса. [Электронный ресурс] - 2010. Режим доступа:. http://archive.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/evd/2010_3/22.pdf. Дата доступа: 29 04 2013.
  14. Калинка, А. А. Экономика предприятия : учеб. пособие / А. А. Калинка. ─ Минск : Ураджай, 2001. ─ 256 с.
  15. Основные элементы теории диверсификации. Менеджемент. [Электронный ресурс] - 2011. Режим доступа:. http://menedzhmenti.ru/page266/page341/index.html. Дата доступа: 26.05.2013.
  16. Диверсификация деятельности предприятия: стратегия, методы, эффективность. [Электронный ресурс] - 2011. Режим доступа: http://dengifinance.ru/part-xi/diferenciacya-deyatelnosti-predpryatya-strategya-metody.html. Дата доступа: 26.05.2013.
  17. Баумунг Э. В. Этапы развития диверсификации производства [Журнал] / Э. В. Баумунг // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 144-150.
  18. Выход – диверсификация рынков сбыта. [Электронный ресурс] - 2012. Режим доступа: http://www.day.by/?p=10604 Дата доступа: 26.05.2013
  19. "Беларуськалий" активно взялся за диверсификацию: уже выпущена первая тонна сложных удобрений. [Электронный ресурс] - 2013. Режим доступа: http://news.tut.by/economics/345435.html Дата доступа: 26.05.2013

 


Информация о работе Диверсификация производства