Доходы предприятий торговли: экономическая сущность, анализ, пути их увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является пути увеличения доходности ОАО «Омскхлебопродукт».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
дать определение понятия доходность предприятия, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
рассмотреть систему показателей доходности в соответствии с их классификацией на показатели доходности хозяйственной деятельности;
провести анализ уровня и динамики доходности хозяйственной деятельности ОАО «Омскхлебопродукт»
дать оценку уровня и динамики доходности финансовой деятельности анализируемого предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и содержание финансового результата деятельности предприятия
1.1 Доходы предприятия, его сущность и значение 5
1.2 Классификация доходов торгового предприятия 12
1.3 Характеристика валовой прибыли как основного элемента доходов торгового предприятия, источники её формирования 16
2. Анализ финансового результата доходности предприятия «Омскхлебопродукт»
2.1 Общая характеристика предприятия «Омскхлебопродукт» 23
2.2 Анализ динамики доходов и источников их формирования на предприятии «Омскхлебопродукт» 24
2.3 Оценка динамики, состава и структуры доходов предприятия. Факторный анализ доходов предприятия 28
3. Мероприятия направленные на повышение доходов предприятия «Омскхлебопродукт»
3.1 Основные проблемы формирования доходов «Омскхлебопродукт» 35
3.2 Пути решения проблем связанных с формированием доходов и повышением эффективности их использования 40
Заключение 44
Список литературы 46
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 113.18 Кб (Скачать файл)

Доходы  предприятия служат обобщающим показателем  результата деятельности торгового  предприятия, обеспечивают создание материальной заинтересованности работников в улучшении  результатов деятельности, выступают  источником производственного и  социального развития предприятия.

Источниками валовой прибыли в предприятиях торговли являются:

- реализованные торговые надбавки;

- доходы от прочей торговой  деятельности.

Основной  источник валовой прибыли в розничной  торговле - торговые надбавки. А точнее, валовая прибыль — это сумма  реализованных торговых надбавок. Торговые надбавки устанавливаются предприятием торговли самостоятельно в процентах  к свободным отпускным ценам. /8/

Торговые надбавки устанавливаются  предприятием торговли самостоятельно в процентах к свободным отпускным  ценам. Размер торговой надбавки зависит  от следующих факторов:

- характера торговых услуг и  специфики деятельности торгового  предприятия;

- ценовой стратегии предприятия;

- степени развития конъюнктуры  рынка;

- государственного регулирования  цен;

- уровня издержек обращения  торгового предприятия;

- спроса и предложения на  реализуемые товары и т. д. (рис. 2). [19]









 

Рис. 2 - Факторы, определяющие уровень торговых надбавок в предприятиях торговли

          Размер реализованной торговой надбавки должен не только покрывать издержки обращения предприятия торговли, но и обеспечивать получение предприятием определенного размера прибыли (рис. 3) [8]

 


 

 

 

Рис. 3 - Состав реализованной торговой надбавки предприятия торговли

 

Торговые надбавки устанавливаются  предприятием торговли самостоятельно в процентах к свободным отпускным  ценам. Размер торговой надбавки зависит  от следующих факторов:

- характера торговых услуг и  специфики деятельности торгового  предприятия;

- ценовой стратегии предприятия;

- степени развития конъюнктуры  рынка;

- государственного регулирования  цен;

- уровня издержек обращения  торгового предприятия;

- спроса и предложения на  реализуемые товары и т. д.

К обоснованию размера торговых надбавок предъявляются следующие  требования. Они должны:

1) создавать условия для получения  оптимального размера прибыли  предприятия;

2) отражать специфику реализации  отдельных товаров и их издержкоемкость;

3) стимулировать эффективное использование  ресурсов предприятия;

4) учитывать пути товароснабжения  и звенность. [8]

Чтобы избежать резкого взлета цен  в условиях снижения платежеспособности покупателя, высшими органами управления рекомендовано, торговым предприятиям при формировании торговых надбавок исключить случаи роста уровня рентабельности за счет более высокого размера торговой надбавки. Повышение уровня рентабельности должно обеспечиваться за счет роста оборота розничной торговли, ускорения товарооборачиваемости и интенсивных факторов развития торговых предприятий. В дальнейшем с осуществлением коренных рыночных преобразований предполагается полностью отменить государственное регулирование цен, а тем самым и уровня торговых надбавок на отдельные виды товаров. [17]

Реализация  товаров торговыми предприятиями  осуществляется преимущественно по свободным розничным (продажным) ценам. Однако ценовую политику на рынке  в значительной степени формируют  производители или зарубежные поставщики, избирая ту или иную маркетинговую стратегию. Роль торговых предприятий в формировании цен не идет ни в какое сравнение с ролью производителей или зарубежных поставщиков товаров. Поэтому каждому торговому предприятию просто необходимо учитывать ценовую политику производителей товаров.

Вместе  с тем розничные торговые предприятия  и другие юридические лица, осуществляющие продажу товаров (услуг), устанавливают  окончательную розничную (рыночную) цену в соответствии с конъюнктурой рынка (сложившимся спросом и  предложением в данном регионе), количеством  и потребительскими свойствами товаров  и предоставляемых услуг, исходя из свободной отпускной цены предприятия- изготовителя или цены другого поставщика (цены закупки) и торговой надбавки (наценки).

Торговая  надбавка (наценка) определяется продавцом  исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения). В торговую надбавку включают расходы на продажу, в том числе транспортные и другие расходы розничных торговых организаций и предприятий.

Торговые  надбавки (доход от торговой деятельности)- ими пользуются предприятия для  возмещения расходов на продажу и  других затрат, связанных с осуществлением его хозяйственной деятельности и образования прибыли от продаж. Тем самым предприятия обеспечивают самоокупаемость текущей хозяйственной  деятельности и создают условия  для самофинансирования в предстоящем  периоде (создавая фонды развития материально-технической  база пополняя собственные оборотные средства и т. п.).

Органы  исполнительной власти на местах могут  регулировать размеры торговых надбавок (наценок) путем установления предельных величин, предельных уровней рентабельности, другими методами, а также принимать  решения о самостоятельном установлении предприятиями торговли размеров торговых наценок на реализуемые товары (продукции)

Ценовая политика является не только одной  из главных составляющих системы  управления доходами торгового предприятия, но и важнейшим механизмом, обеспечивающим многие приоритеты его экономического развития. Она существенно влияет на объемы хозяйственной деятельности торгового предприятия, формирование его имиджа у покупателей, уровень финансового состояния. Кроме того, ценовая политика торгового предприятия представляет собой действенный инструмент его конкуренции на потребительском рынке. [17]

При установлении цен предложения производителем оптовыми посредниками, торговой надбавки, рыночных цен на товары в розничной  торговле учитывают одни и те же факторы: уровень потребительского спроса на тот или иной товар (продукцию), эластичность спроса, сложившегося на товарном рынке; реакцию рынка на изменение выпуска пред приятием определенной продукции или на увеличение объема продаж товаров; уровень цен  на аналогичные товары конкурентов; меры государственного регулирования  цен или торговых (оптовых) надбавок.

Так снижение уровня издержек обращения (т.е. их размера  в цене каждого товара) может быть обеспечено за счет роста объема продажи  товаров, реализации внутренних резервов их экономии и других направлений  хозяйственной деятельности. Снижение суммы и уровня налоговых платежей, входящих в цену товара, может быть обеспечено за счет совершенствования  ассортиментной политики предприятия, отказ от импорта ряда товаров, осуществления  более эффективной налоговой  политики (более полного использования  системы налоговых льгот) и других мероприятий. Снижение уровня первых двух элементов в цене товаров позволяет  формировать в рамках диапазона  торговой надбавки более высокий  размер прибыли (уровень рентабельности), т.е. осуществлять более эффективную  ценовую политику. [21]

Необходимо  отметить и значение ценовой конкуренции, та конкуренция связана с непосредственным использованием цен для завоевания рынка и достижения лучших экономических  условий реализации товаров (маневрирование ценами, использование системы скидок для тех или иных групп покупателей, занижение цен, использование одинаковых цен для товаров разного качества и т. д.). Выработав ценовую политику, предприятие должно приступить к формированию системы скидок, постоянно проводить финансовый анализ вариантов ценовых решений. [17]

Сумма реализованных торговых надбавок рассчитывается по следующим формулам:

 

(1)

 

где - сумма реализованных торговых надбавок (валовой прибыли), тыс. руб.

– уровень торговой надбавки по i-той товарной группе, %

– оборот розничной торговли в отпускных  ценах по i-той товарной группе, тыс. руб.

Сумму валовой прибыли можно  также рассчитать как разницу  между выручкой от реализации товаров, работ, услуг и себестоимостью проданных  товаров (согласно форме № 2 «Отчета  о прибылях и убытках»). [8]

 

(2)

 

где Р – оборот розничной торговли, тыс. руб.;

С/с – себестоимость проданных  товаров, тыс. руб.

Также сумму  валовой прибыли можно рассчитать прибыли исходя из объема оборота  в розничных ценах и уровня торговых надбавок по отдельным товарным группам:

 

  (3)

 

где – оборот розничной торговли в розничных ценах по i-той товарной группе. [15]

Возможен расчет валовой прибыли  на основе оборота в розничных  ценах и уровня реализованных  торговых надбавок:

 

   (4)

 

где – уровень реализованной торговой надбавки (валовой прибыли) по i-той товарной группе, %. [17]

Конкретный метод расчета валовой  прибыли торговое предприятие выбирает исходя из наличия необходимой для  расчета информации и действующего на предприятии порядка учета  и анализа оборота розничной  торговли.

 

 

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДОХОДНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ «ОМСКХЛЕБОПРОДУКТ»

 

2.1 Общая  характеристика предприятия

 

ОАО "Омскхлебопродукт" (ранее "Кировск - Омский элеватор") было организовано в 1943 году. В настоящее время "Омскхлебопродукт" - это Открытое акционерное общество (ОАО "Омскхлебопродукт"), созданное в соответствии с действующим законодательством путем добровольного решения его учредителей, внесших в оплату акций общества имущественные и денежные средства.

Открытое  акционерное общество "Омскхлебопродукт" расположено на территории Кировского Административного округа, города Омска, по адресу - ул. Бетховена, 1.

Предприятие осуществляет: закупку и реализацию зерна и продуктов его переработки; выработку круп (перловая, ячневая, горох целый и колотый); хранение и реализация зерноотходов; оптовую  и розничную торговлю: крупы, мука, комбикорма.

Целью ОАО "Омскхлебопродукт" является объединение  финансовых, трудовых и материальных ресурсов, более рационального их использования и в конечном итоге  получения прибыли для удовлетворения потребностей участников производства и населения.

Миссией предприятия является удовлетворение материальных и культурных потребностей работников и покупателей и предоставления полного пакета услуг.

На ОАО "Омскхлебопродукт" на начало 2012 г. работают - 138 человек.

Профессиональный  состав, квалификационный и образовательный  уровень кадров ОАО "Омскхлебопродукт" высок.

Генеральный директор ОАО "Омскхлебопродукт" имеет звание доцента, кандидата  экономических наук.

Виды  деятельности ОАО "Омскхлебопродукт":

- услуги по хранению сельскохозяйственной продукции;

- работы по сушке, очистке сельскохозяйственной продукции;

- производство собственной сельскохозяйственной продукции;

- переработка сельскохозяйственной продукции;

- производство комбикормов;

- розничная торговля;

- общественное питание.

Производственная  структура ОАО «Омскхлебопродукт» подробно изображена в приложении 1. (Приложение 1)

Для ОАО "Омскхлебопродукт" характерна комбинированная  структура управления с функциональной системой управления. Суть ее состоит  в том, что функции управления выполняет генеральный директор, которому подчиняются специалисты  и руководители служб, которые также  могут выполнять функции управления. Специалисты выполняют руководство  какой-либо одной областью работы, а  исполнитель имеет одновременно несколько функциональных руководителей. (Приложение 2)

 

2.2 Анализ  динамики доходности и источников  их формирования на предприятии «Омскхлебопродукт»

 

Доход и прибыль как  главные результаты предпринимательской  деятельности обеспечивают потребности  самого предприятия и государства  в целом. Поэтому, прежде всего важно  определить состав доходов предприятия, охарактеризовать эффективность финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, его развитие и успешность на потребительском  рынке Анализ доходов торгового  предприятия дает предпосылки для  увеличения источников возмещения всех текущих затрат, связанных с, осуществлением продажи товара, для увеличения источников формирования прибыли, за счет которой  осуществляется производственное и  социальное развитие. Основным источником дохода торгового предприятия является валовой доход, или, иначе, валовая прибыль.

Таблица 2.1

Экономические показатели торгово-хозяйственной  деятельности ОАО «Омскхлебопродукт» в динамике за 2011-2012 гг.

Информация о работе Доходы предприятий торговли: экономическая сущность, анализ, пути их увеличения