Издержки обращения предприятия торговли: анализ и экономическое обоснование (на материалах ООО "Ренессанс")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания дипломной работы является осуществление комплексного экономического анализа издержек обращения, выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия на основе их дальнейшей оптимизации.
В соответствии с поставленной целью в дипломной работе были определены и решены следующие задачи:
Рассмотрена экономическая сущность, состав, порядок формирования издержек обращения в соответствии с действующим законодательством.
Дана методика анализа и планирования издержек обращения.
Дана краткая организационно-экономическая характеристика предприятия.
Осуществлён подробный экономический анализ издержек обращения предприятия, проведена оценка влияния факторов на их изменение.
Проведено экономическое обоснование издержек обращения предприятия.
Выявлены резервы снижения отдельных видов издержек обращения и предложен ряд мероприятий по их оптимизации.

Содержание

Введение
1. Издержки обращения как основной показатель деятельности предприятий торговли
1.1 Экономическая сущность издержек обращения как экономической категории
1.2 Виды издержек обращения и их классификация
2. Анализ издержек обращения ООО "РЕНЕССАНС"
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности ООО "Ренессанс"
2.2 Характеристика основных показателей ООО "Ренессанс", определяющих величину издержек обращения предприятия
3. Экономическое обоснование издержек обращения ООО "РЕНЕССАНС" на планируемый период
3.1 Резервы повышения эффективности деятельности ООО "Ренессанс" на основе оптимизации издержек обращения
3.2 Экономическое обоснование издержек обращения по общему объему и статьям затрат, с учетом рекомендаций по оптимизации
издержек обращения
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МОЯ ТЕМА.rtf

— 1.57 Мб (Скачать файл)
 

     С 01.01.2000 и до 01.01.2004 года в соответствии с действующим законодательством был выделен такой вид расходов, как чрезвычайные расходы, которые включали в себя расходы предприятия, возникающие вследствие каких-либо чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности, т.е. пожара, аварии, стихийного бедствия и т.п. Данные расходы уменьшали сумму прибыли от обычной деятельности и участвовали в формировании чистой прибыли торгового предприятия.

     В целях налогообложения под расходами следует понимать любые обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной па получение дохода. В их составе будут выделяться расходы, снизанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), и внереализационные расходы (рис.1.2).

     В процессе доведения продукции от производителей до потребителей торговые организации совершают общественно-необходимые трудовые, материальные и денежные затраты, выступающие в форме издержек обращения. Издержки обращения имеют место везде, где происходит процесс товарного обращения.

     

     

     Рис.1.2 Структура расходов предприятий и организаций торговли в 2003 г. 

     Издержки обращения представляют собой общественно-необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач. К ним относятся: затраты на транспортировку, подработку, упаковку, хранение и реализацию товаров, а также административно-управленческие расходы торговых предприятий и организаций. В экономической литературе даются различные определения издержек обращения. Так, в учебнике "Экономика торгового предприятия", авторы Р.П. Валевич и Г.А. Давыдова, под издержками обращения понимаются "выраженные в денежной форме затраты живого и овеществлённого труда по доведению товара от производителя к потребителю, преобразованию производственного ассортимента в торговый, организации процесса купли продажи и потребления, удовлетворению спроса потребителей. Издержки обращения представляют собой общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие и задач" [31. с.367].

     В учебнике "Экономика торгового предприятия" авторским коллективом под руководством А.И. Гребнева дано следующее определение издержек обращения: "под себестоимостью операций, связанных с реализацией закупленных товаров, понимаются издержки обращения по продаже товаров" [36. с.238].

     Следует различать категории "себестоимость" и "издержки обращения". Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) материальный, трудовых ресурсов, а также затраты на производство и реализацию. Издержки обращения представляют собой денежное выражение затрат, необходимых для доведения товаров от производителей до потребителей.

     Следовательно, основным отличием издержек обращения от себестоимости является то, что в издержках торгового предприятия не учитывается стоимость закупаемых товаров.

     Таким образом, понятие "расходы" - более емкое, чем понятия "себестоимость" и "издержки обращения", и включает в себя следующие составные элементы [47. с.5-10].

     Коллектив авторов под руководством Ю.Л. Александров в своём учебном пособии "Экономика торгового предприятия", под издержками обращения как экономической категорией понимают "денежное выражение затрат, необходимых для доведения товаров от производителей до потребителей" [29. с.220].

     В учебнике Л.И. Кравченко "Анализ хозяйственной деятельности в торговле" дано следующее определение, что "расходы на продажу организаций, занятых торговой и иной посреднической деятельностью, возникающие в процессе движения товаров от продавца к потребителю, представляют собой издержки обращения" [39. с.285].

     Расходы по оплате транспортирования грузов, по погрузке и разгрузке, по содержанию помещений для хранения материальных ценностей, по оплате труда работников торговых предприятий составляют издержки обращения торговых организаций по доведению материальных ценностей от изготовителей до потребителей. Издержки обращения торговли составляют часть обще-хозяйственных издержек обращения.

     В организациях, занятых торговой и иной посреднической деятельностью, учет издержек обращения рекомендуется вести в соответствии с порядком, установленным Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов в организациях торговли и общественного питания, утвержденными Комитетом Российской Федерации по торговле 20 апреля 1995 г. N 1-550/32-2, с учетом норм, установленных Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), а также Планом счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций.

     При этом издержки обращения учитываются по следующей номенклатуре статей затрат:

     1) транспортные расходы;

     2) расходы на оплату труда;

     3) отчисления на социальные нужды;

     4) расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря;

     5) амортизация основных средств;

     6) расходы на ремонт основных средств;

     7) расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;

     8) расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;

     9) расходы на рекламу;

     10) потери товаров и технологические расходы;

     11) расходы на тару;

     12) прочие расходы.

     Торговые организации, с учетом специфики своего производства, могут использовать сокращенную или увеличенную номенклатуру статей издержек обращения [22. с.35].

     Например, разделить статью "Транспортные расходы" на две самостоятельные статьи: "Транспортные расходы по приобретению товаров" и "Транспортные расходы по отгрузке товаров". Последняя статья особенно необходима для крупных оптовых торговых организаций.

     Организация в соответствии с учетной политикой может списывать издержки обращения на себестоимость проданных товаров в полном размере либо частично. При полном списании издержек обращения их сумма ежемесячно списывается с кредита счета 44 в дебет счета 90 "Продажи".

     При частичном списании издержек обращения в торговых и иных посреднических организациях их сумма распределяется:

     в части расходов на транспортировку - между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца;

     в остальной части - ежемесячно списывается организацией на себестоимость проданных товаров в дебет счета 90 "Продажи".

     Организация ежемесячно определяет сумму издержек обращения, приходящуюся на проданные товары, как разницу между суммой издержек, числящихся на конец месяца и образованных за месяц, и их стоимостью, приходящейся на остаток непроданных товаров [39. с.286].

     Значение расходов торгового предприятия определяется их ролью в формировании и распределении прибыли: различные виды расходов предприятия прямо влияют на виды прибыли. Так, величина издержек обращения торгового предприятия (коммерческие расходы) определяет сумму прибыли от продаж; операционные и внереализационные расходы, а также проценты к уплате оказывают прямое влияние на прибыль до налогообложения; а налог на прибыль и аналогичные ему платежи непосредственно определяют размер прибыли от обычной деятельности. Таким образом, от размера затрат предприятия торговли непосредственно зависит и величина финансовых результатов его деятельности.

     Экономия издержек - существенный фактор укрепления финансового положения, повышения рентабельности предприятий торговли, служит экономической предпосылкой снижения розничных цен на потребительские товары.

     В экономике любого производства реализация продукции, товаров, работ, и услуг связана с определёнными затратами финансовых, трудовых и материальных ресурсов. В связи с этим все издержки подразделяются на два основных вида:

     Издержки производства (себестоимость), формируемые в сфере производства;

     Издержки обращения, формируемые в сфере обращения.

     Кроме того, в сфере потребления выделяют такой вид издержек, как издержки потребления, представляющие собой затраты на поиск товаров, их покупку, доставку домой, подготовку к потреблению (эксплуатации).

     В экономической литературе выделяют два подхода к оценке затрат: бухгалтерский и экономический [51. с.13].

     При первом подходе в отчётах предприятия торговли отражаются только явные (бухгалтерские) издержки обращения. При втором подходе учитываются как явные, так и неявные (экономические) издержки обращения, которые часто называют "затратами упущенных возможностей".

     Неявные издержки - альтернативные издержки, связанные с использованием ресурсов, принадлежащих самому предприятию. К неявным издержкам можно отнести те платежи, которые предприятие могло бы получить при более выгодном использовании принадлежащих ему ресурсов (издержки упущенных возможностей).

     Совокупная сумма явных (бухгалтерских) и неявных издержек представляет собой экономические издержки: 

     ЭИ = БИ + ЯИn + НИ, (1.1) 

     где ЭИ - экономические издержки, тыс. руб.;

     БИ - бухгалтерские издержки (явные), отнесённые на соответствующие статьи издержек обращения, тыс. руб.;

     ЯИn - явные издержки, оплачиваемые за счет прибыли предприятия, тыс. руб.;

     НИ - неявные издержки тыс. руб.

     В рыночной экономике экономические издержки являются альтернативными, т.е. у предприятия всегда возникает потребность и возможность в выборе того или иного направления использования ресурсов. В связи с этим издержки рассматриваются как издержки утраченных возможностей. Согласно действующему законодательству в отчётности предприятий торговли учитываются только явные (бухгалтерские) издержки обращения.

     Издержки обращения характеризуются абсолютным показателем - суммой и относительными величинами - уровнем и структурой.

     Абсолютная сумма издержек характеризует сумму затрат торговых предприятий в денежном исчислении, а стоимостная оценка сама по себе не дает полного представления о размере издержек. Поэтому торговые организации абсолютную величину своих издержек сопоставляют с объемом товарооборота, то есть исчисляют уровень издержек обращения в процентах. Уровень издержек обращения является их обобщающим показателем и основным ориентиром для предприятий торговли при установлении величины торговой надбавки в составе продажной цены товара. Иными словами, издержки обращения являются ценообразующим показателем, поэтому их снижение служит экономической предпосылкой снижения цен на товары.

     Таким образом, уровень издержек обращения является одним из важнейших качественных показателей деятельности торговли. Он может быть отнесен и к показателю экономической эффективности предприятий торговли. Уровень издержек обращения используется для учета и планирования расходов в целом и по их видам для качественной оценки хозяйственной деятельности торговых предприятий, для изучения динамики затрат торгового предприятия.

     Абсолютная сумма издержек обращения отражает объём текущих расходов по реализации товаров за определённый период и показывает необходимый размер финансовых ресурсов для покрытия затрат на воспроизводство. Рост реализации товаров, изменение материально-технической базы вызывают прямо пропорциональное изменение этой суммы. Однако абсолютная сумма издержек обращения не отражает эффективности производимых затрат.

Информация о работе Издержки обращения предприятия торговли: анализ и экономическое обоснование (на материалах ООО "Ренессанс")