Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:49, реферат
Проблема качества продукции носит в современном мире универсальный характер.
От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни страны. Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой это качество создаваемой и выпускаемой продукции.
· факторы состояния рынка:
Внешние факторы - социально-экономические
и организационные отношения, позволяющие
организации создать продукцию,
которая по ценовым и неценовым
характеристикам более
Внутренние факторы - это объективные критерии, которые определяют возможности организации по обеспечению собственной конкурентоспособности.
Факторы преимуществ во внешней
среде и факторы преимуществ
в привлекательности рынка
Факторы могут оказывать положительное
или отрицательное влияние на
конкурентоспособность
Конкурентное преимущество организации
- выигрышное состояние фактора влияния
(или по сравнению с конкурентами
и/или максимально возможное
Преимущества низшего порядка
определяются возможностью использовать
дешевую рабочую силу, материалы,
сырье, энергию и другие ресурсы,
т.е. факторами, обусловленными преимущественным
положением предприятия на рынке. Их
называют низшими, так как они
не обеспечивают стабильности и устойчивости,
легко утрачиваются или становятся
доступными конкурентам в связи
с инфляцией, ростом цен, изменением
системы налогообложения, введением
или отменой протекционной
Преимущества высшего порядка
включают в себя: оригинальную продукцию,
уникальную технологию и квалифицированных
специалистов, репутацию фирмы и
др. Эти преимущества достигаются
с помощью уникальных технологий,
«ноу-хау», повышения квалификации
кадров, специализации товаров, производств
и организаций с целью
Причем конкурентное преимущество может быть получено как предложением покупателям товаров с более высокими техническими характеристиками, так и предложением потребителям новых свойств товара, имеющим для них важное значение.
Естественные конкурентные преимущества
создаются во внешней среде (например,
наличие природных запасов
Созданные конкурентные преимущества возникают во внешней и внутренней среде в результате действия субъектов. Например, во внешней среде - эффективная система налогообложения, государственные меры по развитию Интернет, льготная политика кредитования и т.д. Во внутренней среде - эффективная система управления конкурентоспособностью на предприятии, сертификация продукции и систем менеджмента качества по международным стандартам ИСО 9000, наличие патента на технологию производства продукта, высококвалифицированные кадры и т.д.
Тактическое преимущество - это фактор внешней или внутренней среды организации, который будет использован организацией в конкурентной борьбе в краткосрочный период - не более 1 года (например, временные льготы по налогам, аренде, благоприятная рыночная конъюнктура, активная рекламная кампания и др.).
Стратегическое преимущество - это фактор внешней или внутренней среды организации, который будет использован организацией в конкурентной борьбе в долгосрочный период - более одного года (например, наличие патента, имиджевой товарной марки, квалифицированных кадров и т.д.).
Оценка конкурентоспособности
производителя является важным инструментом
принятия управленческих решений различными
субъектами рынка. В первую очередь
высшему руководству
· установления целей по конкурентоспособности;
· анализа достижения целей;
· выбора стратегии конкуренции;
· выявления конкурентных преимуществ
и разработки программы повышения
конкурентоспособности
· принятия решения об инвестировании.
Для внешних субъектов - инвесторов и кредиторов, результаты оценки конкурентоспособности позволяют принять правильное решение по инвестированию и кредитованию.
Для органов государственного управления
оценка конкурентоспособности
В настоящее время общепринятой методики оценки конкурентоспособности организации не существует. Обзор существующих подходов к оценке конкурентоспособности организаций позволил объединить их в следующие группы.
Первая группа включает подход к
определению
Вторая группа ученых предлагает оценку
конкурентоспособности с
Другие ученые (третья группа) - Беляев
С.Г., Кошкин В.И. предлагают рейтинговую
оценку конкурентоспособности
Четвертая группа ученых предлагает
оценивать
Разновидностью четвертого подхода
является метод, предложенный Фатхутдиновым
Р.А., который предлагает оценивать
конкурентоспособность
Пятая группа авторов предлагает подход,
основанный на взвешенной оценке факторов
конкурентоспособности
Внутренняя
Структура конкурентного потенциала организации включает такие частные потенциалы как маркетинг, менеджмент, финансы, производство, инновации, кадры. Частные потенциалы соответствуют функциональной области управления организацией, которые в организационной структуре управления находят выражение в соответствующих целевых подсистемах и одновременно, соответствуют факторам конкурентных преимуществ организации.
Частный потенциал «Маркетинг» характеризуется следующими показателями: средневзвешенная конкурентоспособность товара, оценка эффективности маркетинга, доля нереализованной продукции.
Потенциал в области менеджмента оценивается показателями: качество планирования, качество управления, система мотивации работников.
Потенциал в области финансов оценивается
показателями: доля собственных средств,
коэффициент текущей
Потенциал в области производства
- коэффициент использования
Инновационный потенциал оценивается следующими показателями: использование Интернет-технологий, доля инновационных товаров, количество авторских свидетельств и патентов, поданных изобретателями, «ноу-хау», премий дизайнерам на конкурсах.
Потенциал в области кадров - коэффициент текучести кадров, коэффициент опережения производительности труда по отношению к заработной плате.
Внешняя конкурентоспособность
Определение конкурентного статуса организации с целью оценки эффективности реструктуризации может осуществляться посредством построения конкурентной карты рынка.
4. Конкурентоспособность товара: факторы и методы оценки
В условиях рынка удовлетворенность
конкретного потребителя
Информация о работе Качество продукции. Конкурентоспособность организации и товара