Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 13:26, реферат
Цель работы – выявление особенностей увеличения конкурентоспособности вуза.
Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:
Дать определение конкурентоспособности вуза, рассмотреть его варианты.
Классифицировать конкурентные преимущества вуза.
Оглавление
В работе исследуются вопросы формирования конкурентных преимуществ и конкурентоспособности вуза, проводится анализ понятия конкурентоспособности вуза и его взаимосвязь с конкурентоспособностью национальной экономики. Предлагается три подхода к классификации конкурентных преимуществ вуза: по источнику появления конкурентного преимущества, по степени материальности ресурсов, по видам функциональных потенциалов вуза.
Ученые различных научных направлений в последние годы активно исследуют проблему управления конкурентоспособностью вуза. Происходящие в стране социально-экономические преобразования, вхождение России в единое образовательное пространство, развитие сектора негосударственных высших учебных заведений в сфере отечественного высшего образования объясняют актуальность научных работ по этой проблематике. В процессе анализа литературных источников было выявлено отсутствие единого подхода к определению понятия «конкурентоспособность вуза», тем не менее терминология и единообразное понимание смысла очень важны для получения практического результата.
Исследования, проводимые в данной проблематике условно можно разделить на несколько направлений:
Именно четвертому направлению и будет посвящены предстоящие исследования.
Объектом исследований является конкурентоспособность вузов в РФ.
Предмет исследований – маркетинговые стратегии увеличения количества абитуриентов.
Цель работы – выявление особенностей увеличения конкурентоспособности вуза.
Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:
Реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников. В первой главе описываются теоретические основы конкурирования вуза на рынке образовательных услуг РФ: дается определение конкурентоспособности вуза, приводятся различные его варианты, дается определение конкурентным преимуществам вуза и их классификация.
Во второй главе описывается технология привлечения абитуриентов в вуз: на основе анализа конкурентных преимуществ дается подробное описание действий по проведению вступительной кампании, а так же маркетинговые приемы для осуществления данной деятельности.
В заключении на основании поставленных вопросов сделаны обобщающие выводы и даны рекомендации, направленные на повышение конкурентоспособности вуза.
В конце ХХ в. определение конкурентоспособности вуза по Н.И. Пащенко звучало как «...его настоящие и потенциальные способности (возможности) по оказанию соответствующего уровня образовательных услуг, удовлетворяющих потребности общества при подготовке высококвалифицированных специалистов, а также потребности по разработке, созданию и реализации научно-методической и научно-технической продукции как в настоящее время, так и в будущем»1.
Однако в условиях демократизации общественной жизни задача удовлетворения интересов личности приобретает особую социально-политическую значимость. Данная концепция отражена в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», где согласно ч. 2 ст. 8, одной из основных задач высшего учебного заведения является удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования. Данное определение конкурентоспособности вуза касается только приоритетности общесоциальных интересов. Более того, в данном определении не учитываются сравнительные преимущества вуза относительно цены оказываемых услуг, качества, имиджевых2, финансовых и других показателей. Способность оказывать образовательные услуги (создавать и реализовывать их) не гарантирует, вузу способности противостоять реальным конкурентам и обеспечивать достаточный уровень конкурентоспособности своих образовательных программ.
По определению И.Б. Романовой, «...конкурентоспособность – это свойство высшего учебного заведения, определяющее долю релевантного рынка образовательных услуг, принадлежащих данному вузу, и возможность препятствовать перераспределению рынка в пользу других субъектов»3. Из определения следует вывод, что конкурентоспособность является ведущим показателем хозяйственно-экономической деятельности вуза, данный показатель определяет его настоящее и перспективное состояние на выбранных им сегментах рынка.
Р.А. Фатхутдинов отмечает, что конкурентоспособность вуза – это «...его способность: 1) готовить специалистов, выдерживающих конкурентную борьбу на конкретном внешнем или внутреннем рынке труда; 2) разрабатывать конкурентоспособные новшества в этой области; 3) вести эффективную воспроизводственную политику во всех сферах своей деятельности»4.
В сложившейся ситуации наиболее выгодно рассматривать конкурентоспособность как комплексную характеристику вуза в определенный период времени относительно условий конкретного рынка, которая показывает превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей – финансово-экономических, материально-технических, маркетинговых, кадровых и социально-политических, а также способность вуза к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды5.
В данном определении сделан акцент на таких признаках как:
– функционирование вуза в бескризисном режиме;
– превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей;
– способность вуза адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, в том числе способность удовлетворять имеющиеся и предполагаемые требования потребителей.
Согласно Д.Ф. Закировой6, данной трактовкой наиболее полно раскрывается сущность понятия конкурентоспособности. В данном случае необходимо отметить, что финансово-экономическая конкурентоспособность отражает способность вуза функционировать в бескризисном режиме, то есть такое состояние вуза, при котором он способен удовлетворять требованиям своих контрагентов и кредиторов.
Таким образом, конкурентоспособность вуза являет собой совокупность широкого спектра факторов, связанных между собой, которыми нельзя пренебрегать при разработке бизнес-плана.
Важными понятиями в теории конкурентоспособности наравне с понятием «конкурентоспособность» являются понятия «конкурентные преимущества» и «компетенции».
Формирование конкурентных
преимуществ основывается на уровне компетенции
сотрудников. Из отсутствия квалифицированного
персонала (профессорско-
Таким образом, для формирования стратегической (долгосрочной) конкурентоспособности вуза следует управлять конкурентными преимуществами краткосрочного и долгосрочного порядка.
В основе конкурентного преимущества лежат специфические навыки и опыт работы, профессионализм персонала вуза, которыми не обладают конкуренты и для приобретения которого необходимо потратить немалое количество времени.
Согласно Е.Д. Липкиной, адаптация общего модельный подхода М. Портера к сфере образовательных услуг, может показать, что основа конкурентных преимуществ (далее КП) того или иного вуза определяется:
- позицией в факторах производства, включая наличие квалифицированных профессорско-преподавательских кадров, материально-технической базы и необходимой инфраструктуры;
- характером и динамикой спроса на конкретные виды образовательных услуг;
- наличием или отсутствием родственных и поддерживающих видов деятельности (научные исследования, информационный бизнес, маркетинговое управление);
- существованием устойчивой стратегии, структуры и степенью соперничества на рынке7.
Таким образом, КП вуза можно разделить на внешние и внутренние. Формирование внешних КП происходит благодаря факторам внешней среды: отсутствием конкуренции, благоприятным состоянием спроса, политике государства и т.п. Формирование внутренних КП происходит только при помощи внутренних ресурсов и усилий самого вуза и его составных элементов.
В соответствии с подходом Г.Л. Азоева и А.П. Челенкова к классификации КП фирмы, КП вуза можно дифференцировать относительно базовых условий, определяющих характер источника КП)8:
1. КП, основанные на экономических факторах:
- наличие более высокого платежеспособного спроса на рынках сбыта;
- дополнительное государственное финансирование или наличие других источников финансирования (спонсоры, заказчики НИОКР и т.п.);
- низкая эластичность спроса на услуги вуза (например, в связи с его высокой престижностью);
- наличие эффекта масштаба в связи с широким охватом образовательного рынка;
- наличие эффекта опыта, отражающего высокую квалификацию кадров и более низкие удельные затраты и т.п.;
2. КП, основанные на нормативно-правовых актах. Эти преимущества существуют благодаря законам, постановлениям, особым привилегиям и другим решениям органов власти, Министерства образования и науки и его структур касательно отдельных вузов.
3. КП структурного характера можно получить за счет эффективного использования возможностей вертикальной и горизонтальной интеграции вуза с его партнерами, то есть создать учебно-производственный комплекс непрерывного образования, университетские комплексы, вхождение в структуру федеральных университетов, участие в образовательных кластерах и т.п.
4. КП, вызванные административными
мерами: такие преимущества могут
возникнуть, например, у региональных
вузов по сравнению с
5. КП, определяемые уровнем
развития инфраструктуры рынка.
Развитость транспортной, коммуникационной,
информационной и других
6. КП, связанные с развитой научной
деятельностью вуза. Развитая научная
деятельность позволяет вузу привлекать
ресурсы в виде грантов и других методов
целевого финансирования НИОКР. Развитая
научная деятельность является основой
формирования высококвалифицированного
штата профессорско-
7. КП, связанные с эффективной
организацией учебно-
8. КП, основанные на географических факторах. Мы уже отмечали, что местоположение вуза является определяющим в условиях роста конкуренции. Столичные вузы имеют существенные преимущества по этому фактору в отличие от вузов региональных.
9. КП, определяемые хорошей
информированностью
Можно классифицировать КП вуза, основываясь на типологии С.В. Никифоровой и А.Н. Мамрова, выделяющих КП, основанные на материальных и нематериальных ресурсах фирмы9. В отношении вуза эти КП можно интерпретировать следующим образом (табл.1).