Конкурентоспособность ВУЗов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 13:26, реферат

Краткое описание

Цель работы – выявление особенностей увеличения конкурентоспособности вуза.
Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:
Дать определение конкурентоспособности вуза, рассмотреть его варианты.
Классифицировать конкурентные преимущества вуза.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат в аспирантуру.docx

— 69.07 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Ведение.

В работе исследуются вопросы формирования конкурентных преимуществ и конкурентоспособности вуза, проводится анализ понятия конкурентоспособности вуза и его взаимосвязь с конкурентоспособностью национальной экономики. Предлагается три подхода к классификации конкурентных преимуществ вуза: по источнику появления конкурентного преимущества, по степени материальности ресурсов, по видам функциональных потенциалов вуза.

Ученые различных научных направлений в последние годы активно исследуют проблему управления конкурентоспособностью вуза. Происходящие в стране социально-экономические преобразования, вхождение России в единое образовательное пространство, развитие сектора негосударственных высших учебных заведений в сфере отечественного высшего образования объясняют актуальность научных работ по этой проблематике. В процессе анализа литературных источников было выявлено отсутствие единого подхода к определению понятия «конкурентоспособность вуза», тем не менее терминология и единообразное понимание смысла очень важны для получения практического результата.

Исследования, проводимые в данной проблематике условно можно разделить на несколько направлений:

  1. Исследования конкурентоспособности выпускников вузов, как основного показателя конкурентоспособности вузов.
  2. Финансово-экономическая составляющая конкурентоспособности вуза.
  3. Оптимизация и организация учебного процесса.
  4. Поиск способов увеличения количества абитуриентов.

Именно четвертому направлению и будет посвящены предстоящие исследования.

Объектом исследований является конкурентоспособность вузов в РФ.

Предмет исследований – маркетинговые стратегии увеличения количества абитуриентов.

Цель работы – выявление особенностей увеличения конкурентоспособности вуза.

Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:

    1. Дать определение конкурентоспособности вуза, рассмотреть его варианты.
    2. Классифицировать конкурентные преимущества вуза.
    3. Обосновать необходимость привлечения дополнительного числа абитуриентов для увеличения конкурентоспособности вуза.
    4. Выявить эффективные способы привлечения дополнительного количества абитуриентов в вуз.

Реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников. В первой главе описываются теоретические основы конкурирования вуза на рынке образовательных услуг РФ: дается определение конкурентоспособности вуза, приводятся различные его варианты, дается определение конкурентным преимуществам вуза и их классификация.

Во второй главе описывается технология привлечения абитуриентов в вуз: на основе анализа конкурентных преимуществ дается подробное описание действий по проведению вступительной кампании, а так же маркетинговые приемы для осуществления данной деятельности.

В заключении на основании поставленных вопросов сделаны обобщающие выводы и даны рекомендации, направленные на повышение конкурентоспособности вуза.

 

Глава 1. Понятие конкурентоспособности вуза.

    1. Определение конкурентоспособности вуза.

 

В конце ХХ в. определение конкурентоспособности вуза по Н.И. Пащенко звучало как «...его настоящие и потенциальные способности (возможности) по оказанию соответствующего уровня образовательных услуг, удовлетворяющих потребности общества при подготовке высококвалифицированных специалистов, а также потребности по разработке, созданию и реализации научно-методической и научно-технической продукции как в настоящее время, так и в будущем»1.

Однако в условиях демократизации общественной жизни задача удовлетворения интересов личности приобретает особую социально-политическую значимость. Данная концепция отражена в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», где согласно ч. 2 ст. 8, одной из основных задач высшего учебного заведения является удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования. Данное определение конкурентоспособности вуза касается только приоритетности общесоциальных интересов. Более того, в данном определении не учитываются сравнительные преимущества вуза относительно цены оказываемых услуг, качества, имиджевых2, финансовых и других показателей. Способность оказывать образовательные услуги (создавать и реализовывать их) не гарантирует, вузу способности противостоять реальным конкурентам и обеспечивать достаточный уровень конкурентоспособности своих образовательных программ.

По определению И.Б. Романовой, «...конкурентоспособность – это свойство высшего учебного заведения, определяющее долю релевантного рынка образовательных услуг, принадлежащих данному вузу, и возможность препятствовать перераспределению рынка в пользу других субъектов»3. Из определения следует вывод, что конкурентоспособность является ведущим показателем хозяйственно-экономической деятельности вуза, данный показатель определяет его настоящее и перспективное состояние на выбранных им сегментах рынка.

Р.А. Фатхутдинов отмечает, что конкурентоспособность вуза – это «...его способность: 1) готовить специалистов, выдерживающих конкурентную борьбу на конкретном внешнем или внутреннем рынке труда; 2) разрабатывать конкурентоспособные новшества в этой области; 3) вести эффективную воспроизводственную политику во всех сферах своей деятельности»4.

В сложившейся ситуации наиболее выгодно рассматривать конкурентоспособность как комплексную характеристику вуза в определенный период времени относительно условий конкретного рынка, которая показывает превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей – финансово-экономических, материально-технических, маркетинговых, кадровых и социально-политических, а также способность вуза к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды5.

В данном определении сделан акцент на таких признаках как:

– функционирование вуза в бескризисном режиме;

– превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей;

– способность вуза адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, в том числе способность удовлетворять имеющиеся и предполагаемые требования потребителей.

Согласно Д.Ф. Закировой6, данной трактовкой наиболее полно раскрывается сущность понятия конкурентоспособности. В данном случае необходимо отметить, что финансово-экономическая конкурентоспособность отражает способность вуза функционировать в бескризисном режиме, то есть такое состояние вуза, при котором он способен удовлетворять требованиям своих контрагентов и кредиторов.

Таким образом, конкурентоспособность вуза являет собой совокупность широкого спектра факторов, связанных между собой, которыми нельзя пренебрегать при разработке бизнес-плана.

 

    1. Конкурентные преимущества.

 

Важными понятиями в теории конкурентоспособности наравне с понятием «конкурентоспособность» являются понятия «конкурентные преимущества» и «компетенции».

Формирование конкурентных преимуществ основывается на уровне компетенции сотрудников. Из отсутствия квалифицированного персонала (профессорско-преподавательского состава и сотрудников), и развитой управленческой и организационной инфраструктуры следует, что вуз не может обладать конкурентными преимуществами, а, следовательно, не может иметь высокие показатели результативности в долгосрочном периоде по сравнению с конкурентами.

Таким образом, для формирования стратегической (долгосрочной) конкурентоспособности вуза следует управлять конкурентными преимуществами краткосрочного и долгосрочного порядка.

В основе конкурентного преимущества лежат специфические навыки и опыт работы, профессионализм персонала вуза, которыми не обладают конкуренты и для приобретения которого необходимо потратить немалое количество времени.

Согласно Е.Д. Липкиной, адаптация общего модельный подхода М. Портера к сфере образовательных услуг, может показать, что основа конкурентных преимуществ (далее КП) того или иного вуза определяется:

- позицией в факторах производства, включая наличие квалифицированных профессорско-преподавательских кадров, материально-технической базы и необходимой инфраструктуры;

- характером и динамикой спроса на конкретные виды образовательных услуг;

- наличием или отсутствием родственных и поддерживающих видов деятельности (научные исследования, информационный бизнес, маркетинговое управление);

- существованием устойчивой стратегии, структуры и степенью соперничества на рынке7.

Таким образом, КП вуза можно разделить на внешние и внутренние. Формирование внешних КП происходит благодаря факторам внешней среды: отсутствием конкуренции, благоприятным состоянием спроса, политике государства и т.п. Формирование внутренних КП происходит только при помощи внутренних ресурсов и усилий самого вуза и его составных элементов.

В соответствии с подходом Г.Л. Азоева и А.П. Челенкова к классификации КП фирмы, КП вуза можно дифференцировать относительно базовых условий, определяющих характер источника КП)8:

1. КП, основанные на экономических факторах:

- наличие более высокого платежеспособного спроса на рынках сбыта;

- дополнительное государственное финансирование или наличие других источников финансирования (спонсоры, заказчики НИОКР и т.п.);

- низкая эластичность спроса на услуги вуза (например, в связи с его высокой престижностью);

- наличие эффекта масштаба в связи с широким охватом образовательного рынка;

- наличие эффекта опыта, отражающего высокую квалификацию кадров и более низкие удельные затраты и т.п.;

2. КП, основанные на нормативно-правовых актах. Эти преимущества существуют благодаря законам, постановлениям, особым привилегиям и другим решениям органов власти, Министерства образования и науки и его структур касательно отдельных вузов.

3. КП структурного характера можно получить за счет эффективного использования возможностей вертикальной и горизонтальной интеграции вуза с его партнерами, то есть создать учебно-производственный комплекс непрерывного образования, университетские комплексы, вхождение в структуру федеральных университетов, участие в образовательных кластерах и т.п.

4. КП, вызванные административными  мерами: такие преимущества могут  возникнуть, например, у региональных  вузов по сравнению с филиалами  столичных на их территории  благодаря использованию административного (местного) ресурса.

5. КП, определяемые уровнем  развития инфраструктуры рынка. Развитость транспортной, коммуникационной, информационной и других подсистем инфраструктуры региона позволяет вузам получать преимущества при ее использовании. Очевидно, что наиболее развитая инфраструктура характерна для столичных и крупных российских городов, что дает преимущества в ее использовании находящимся там вузам. Так, Московские и Питерские вузы традиционно имеют более развитую систему взаимоотношений с иностранными партнерами. Они же традиционно являются центрами сосредоточения интеллектуальных, информационных ресурсов и развития определенных научных направлений, центрами проведения семинаров, конференций и симпозиумов.

6. КП, связанные с развитой научной деятельностью вуза. Развитая научная деятельность позволяет вузу привлекать ресурсы в виде грантов и других методов целевого финансирования НИОКР. Развитая научная деятельность является основой формирования высококвалифицированного штата профессорско-преподавательского состава и качества учебно-методической работы, напрямую влияющих на качество образовательной услуги.

7. КП, связанные с эффективной  организацией учебно-методической  работы и высоким качеством  образовательных услуг: современные  технологии обучения, регулярное  повышение квалификации профессорско-преподавательского  состава, высокое качество учебно-методической  работы, оснащенность компьютерами, использование современных информационных  технологий в учебном процессе  и т.п.

8. КП, основанные на географических факторах. Мы уже отмечали, что местоположение вуза является определяющим в условиях роста конкуренции. Столичные вузы имеют существенные преимущества по этому фактору в отличие от вузов региональных.

9. КП, определяемые хорошей  информированностью руководства  вуза. Информация о возможных  изменениях в законодательстве, в деятельности конкурентов, в  образовательных технологиях и  т.п. помогают вузу быстрее адаптироваться к новым условиям, что способствует росту его конкурентоспособности.

Можно классифицировать КП вуза, основываясь на типологии С.В. Никифоровой и А.Н. Мамрова, выделяющих КП, основанные на материальных и нематериальных ресурсах фирмы9. В отношении вуза эти КП можно интерпретировать следующим образом (табл.1).

Информация о работе Конкурентоспособность ВУЗов