Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Цельработы: рассмотрение теоретически хосновконкурентоспособности организаций и изучение методов, с помощью которых определяют конкурентоспособность организации.
Задачи: анализ и оценка конкурентоспособности на примере ООО «Дива»; рассмотрение организационно - правовой характеристики предприятия; анализ организационной среды предприятия ООО «Дива» разработка проекта повышения конкурентоспособности предприятия ООО «Дива».

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 451.34 Кб (Скачать файл)

Обеспечения конкурентоспособности организации - это система управления ею. Другими словами, все существующие системы управления организациями, независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности, можно назвать системой обеспечения конкурентоспособности, поскольку целью большинства организаций должно быть обеспечение конкурентоспособности выпускаемого товара (выполняемой услуги) на внешнем или внутреннем рынках. Компонентами СОК будут стратегический маркетинг (стратегический менеджмент), инновационный менеджмент, организация производства, тактический маркетинг и др. Системы исследования рынка, управления качеством, ресурсосбережения, комплексного развития производства могут быть только целевыми подсистемами СОК.

Таким образом, система управления конкурентоспособностью предприятия – это организация его бизнес-процессов, позволяющих обеспечить эффективную деятельность предприятия на рынках товаров, труда, капитала и информации при любых изменениях внешней и внутренней среды.

К внешней среде организации относятся международные, политические, экономические, правовые, экологические, природно-климатические, научно-технические, культурные факторы. Эти факторы макросреды оказывают влияние на устойчивость и эффективность функционирования организации косвенно, так как управлять ими организация сама не имеет возможности.

К факторам микросреды (или ближнего, непосредственного окружения) организации  отнесем ее непосредственных конкурентов  по выпускаемым товарам, всех конкурентов  поставщиков, маркетинговых посредников, контактные аудитории (общество потребителей, контролирующие органы, профсоюзы, пресса).

Для повышения конкурентоспособности  любых объектов необходимо сделать  отбор наиболее важных показателей и факторов макросреды и микросреды организации, осуществлять регулярный учет и анализ этих параметров. Главная задача анализа - выявить пропорциональность состояния компонентов внешней среды СОК организации, разработать и внедрить мероприятия по повышению качества компонентов и обеспечению их пропорциональности. В настоящее время этой работой занимаются бессистемно и эпизодически.

К важнейшим объектам СОК, относятся: управление экономикой; анализ объектов; прогнозирование; планирование; экономическое  обоснование; рационализация структур; рационализация процессов; управление персоналом; управление качеством; ресурсосбережение; оценка конкурентоспособности.

Основные методы управления конкурентоспособностью - методы анализа, прогнозирования, управления персоналом, управления качеством, организации  процессов.

Составляющими слова «управление» в понятии «конкурентоспособность» являются нахождение и разработка, поддержание и использование, а так же развитие конкурентного преимущества.

В качестве «субъектов»  могут быть любые социальные, производственные или биологические системы.

Конкурентные преимущества субъектов могут быть наследственными, технологическими, квалификационными, управленческими, природно-климатическими и др.

В качестве целей системы  могут быть: выполнение миссии организации; победа в творческих конкурсах, поддержание достигнутого уровня; выживание и т. д.

Потребности могут быть: объективными (заданными природой или обществом) или субъективными (заданными субъектом управления); отрицательными или положительными; индивидуальными или общественными и т. д.

В систему законодательства входят: конкурентное право, экологическое право, Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, таможенная система, трудовое право и др.

Для того чтобы организация  могла обеспечить себе выживание  в долгосрочной перспективе, ей необходимо сделать так, чтобы ее товар (услуга) был интересен покупателю настолько, что он готов отдать за него деньги, а также он должен быть интересен покупателю более чем аналогичный или схожий по потребительским качествам продукт (услуга), производимый другими фирмами. Если продукт обладает этими 2-я свойствами, то говорят, что продукт имеет конкурентные преимущества, а фирма, которая его выпускает, является конкурентоспособной на рынке.

Следовательно, фирма успешно  существовать и развиваться может  только в том случае, если ее продукт обладает конкурентными преимуществами.

Вообще, конкурентные преимущества неразрывно связаны с конкуренцией. Они возникают тогда, и там, где возникает и развивается конкуренция.

Их особенности и  механизм формирования являются фундаментальной основой обеспечения конкурентоспособности.

Необходимо особо подчеркнуть, что конкурентное преимущество нельзя сравнивать с потенциальными возможностями компании. В отличие от возможностей - это факт, который фиксируется в результате реальных и очевидных предпочтений покупателей. Именно поэтому в практике бизнеса конкурентные преимущества являются главной целью и результатом хозяйственной деятельности.

Конкурентные преимущества есть результат низкой себестоимости  продукции, высокой степени дифференциации товаров, разумного сегментирования рынка, внедрения новшеств, быстрого реагирования на потребности рынка. К ним могут так же, относится более высокий уровень производительности труда и квалификации производственного, технического, коммерческого персонала; качество и технический уровень производимых изделий; управленческое мастерство, стратегическое мышление на разных уровнях управления, отражающиеся в экономическом росте. Конкурентные преимущества имеют различные формы проявления, которые можно представить в виде классификационной структуры (рис.1).

В экономической литературе конкурентные преимущества часто отожествляются с возможностями фирмы более  эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами, т.е. ее конкурентоспособностью, так как смысл конкурентоспособности, трактуется, как способность опережать соперников в достижении поставленных экономических целей[4].

Понятие «конкурентное  преимущество» и «конкурентоспособность»  имеют различные интерпретации, в зависимости от объекта, к которому они применяются. Можно выделить иерархическую структуру данных понятий, последовательно включающую оценку товара, предприятия, экономики с точки зрения превосходства над аналогичными конкурирующими объектами (рис. 2).

Высокий уровень конкурентоспособности  товара свидетельствует о целесообразности его производства и возможности  выгодной продажи. Вместе с тем конкурентоспособность товара - это не только высокое качество и технический уровень, это и умелое маневрирование в рыночном пространстве и во времени, а главное максимальный учет требований и возможностей конкретных групп покупателей. Причины конкурентоспособности товара необходимо искать в конкурентных преимуществах отдельных его характеристик, являющихся следствием более эффективного управления процессом разработки, реализации и эксплуатации предлагаемой продукции. Конкурентоспособность фирмы - это возможность эффективно распоряжаться собственными и заемными ресурсами в условиях конкурентного рынка. Производство и реализация конкурентных товаров — обязательное условие конкурентоспособности фирмы.  Для  обеспечения конкурентоспособности необходима систематическая работа по всему производственно-хозяйственному циклу, приводящая к конкурентным преимуществам в области НИОКР, производства, управления, финансов, маркетинга и т.п.

Конкурентоспособность фирмы  есть результат ее конкурентных преимуществ по всему спектру проблем управления компании [24, 28].

Технологию поиска конкурентных преимуществ необходимо рассматривать как часть постоянно действующего процесса исследования рынка, направленного на изучение приемов и методов ведения конкурентной борьбы с целью выявления причин и условий возникновения конкурентных преимуществ (рис.3 см. прил.1). Она включает 3 стадии: локализацию процесса поиска, определение потенциальных возможностей роста, анализ причин и условий возникновения конкурентных преимуществ. Результатом каждой стадии является аналитическая информация, обеспечивающая руководство предприятия необходимыми данными для изучения особенностей конкурентных преимуществ, которыми обладают субъекты рынка.

На рисунке  1 представлена схема определения конкурентных преимуществ организации. По результатам анализа внешней и внутренней среды определяются конкурентные преимущества организации.

 

Рис. 1 Схема определения конкурентных преимуществ организации

Существуют два вида конкурентного  преимущества:

1) более низкие затраты - означают  способность предприятия разрабатывать,  выпускать и продавать похожий  товар с наименьшими затратами,  чем у конкурентов;            

  2) дифференциация товаров - это способность обеспечения  покупателя большей ценностью  в форме нового качества товара, его особенных потребительских  свойств или послепродажного  обслуживания, что дает возможность  устанавливать более высокие  цены [10].

Скорость, эффективность, оригинальность, ориентация на потребителя, качество и  продуктивность - это факторы, которые  могут привести к занятию фирмой более выгодной конкурентной позиции, в том числе в глобальной экономической  системе.

Для того, чтобы предложить пути повышения конкурентоспособности предприятия необходимо хорошо представлять внешнюю среду, в которой работает предприятие, её факторы и иметь четкое представление о внутренней среде предприятия.

Для повышения конкурентоспособности  предприятия необходимо обращать внимание на обдуманное, взвешенное и квалифицированное  управление производством с учетом специфических условий переходного  периода, а также на разработку и  реализацию внешней и внутренней конкурентоспособной политики предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Факторы конкурентоспособности организации

 

Конкурентоспособность организаций отражает их гибкость и адаптивность к постоянным изменениям внешней среды, а также их возможность эффективно использовать имеющиеся внутренние резервы.

Возрастание конкуренции определяет необходимость концентрации внимания на наиболее значимых и перспективных  направлениях обеспечения конкурентоспособности  предпринимательских структур. Исследование факторов, оказывающих на нее влияние, способствует решению данной задачи.

Под факторами конкурентоспособности организации понимают явления или процессы производственно–хозяйственной деятельности и внешней среды предпринимательской структуры, наличие которых необходимо и достаточно для изменения критериев ее конкурентоспособности (качество продукции, затраты на ее производство, имидж фирмы и др.), а следовательно и уровня конкурентоспособности предпринимательской структуры в целом [2].

По своей сути, фактор конкурентоспособности  фирмы – это конкретная составляющая ее маркетинговой среды, по которой  она превосходит конкурирующие  фирмы. Несмотря на значительное количество работ на тему повышения конкурентоспособности  предпринимательских структур, различные авторы по – разному определяют комплекс факторов, оказывающих на нее влияние.

Одной из популярных представляется классификация факторов повышения конкурентоспособности организации в зависимости от влияния на движущие конкурентные силы, определяющие прибыльность отрасли. Концепция пяти конкурентных сил была предложена профессором Гарвардской бизнес – школы М. Портером. Согласно данной концепции в любой отрасли функционирования организации, правила конкуренции определяются пятью движущими конкурентными силами: появлением на рынке новых конкурентов, влиянием со стороны покупателей, товарами-заменителями, влиянием со стороны поставщиков, действующими на рынке конкурентами. Воздействие этих конкурентных сил на предпринимательскую структуру определяет ее прибыльность (рис. 2).Данная концепция также подразумевает постоянный поиск новых путей конкурентной борьбы. Творческая энергия менеджеров и предпринимателей должна быть направлена на те составляющие структуры отрасли, которые имеют наибольшее значение для рентабельности фирмы.

На основании указанных конкурентных сил можно выделить ряд факторов, оказывающих влияние на обеспечение  конкурентоспособности организации:

1) Факторы, определяющие соперничество  в отрасли (рост отрасли, временный  избыток производственных мощностей,  различия между продуктами, узнаваемость  бренда, информационное обеспечение, , доля корпораций, барьеры выхода из отрасли и др.).

2) Факторы, определяющие рыночную  власть поставщиков (издержки  смены поставщиков, концентрация  поставщиков на рынке, объем  поставок, необходимый поставщику, затраты на поставки по отношению  к общему объему закупок в  отрасли и др.).

3) Факторы, определяющие угрозу  со стороны товаров-заменителей  (цены на продукты-заменители  относительно цен исходных товаров,  издержки переключения на производство  заменителей, готовность покупателя  перейти на продукты-заменители).

4) Факторы, определяющие рыночную  власть покупателя (количество покупателей,  информационное обеспечение покупателей,  наличие продуктов-заменителей,  отношение цены к общему количеству  закупок, различия в товарах  конкурентов, узнаваемость бренда, доходы покупателей).

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия