Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Цельработы: рассмотрение теоретически хосновконкурентоспособности организаций и изучение методов, с помощью которых определяют конкурентоспособность организации.
Задачи: анализ и оценка конкурентоспособности на примере ООО «Дива»; рассмотрение организационно - правовой характеристики предприятия; анализ организационной среды предприятия ООО «Дива» разработка проекта повышения конкурентоспособности предприятия ООО «Дива».

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 451.34 Кб (Скачать файл)

 

Рис. 2 фактороры влияющие на обеспечение конкурентоспособности организации

 

В зависимости от отрасли и региона, в котором функционирует компания, любая из этих сил может иметь  разный уровень влияния. Различной  будет и относительная значимость каждого фактора, ее определяющего.

М. Портер предложил факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, разделить на несколько типов.

Во-первых, на основные и развитые. Основные факторы - это природные  ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная  и полуквалифицированная рабочая  сила, дебетный капитал.

Развитые факторы - современная  инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные  кадры и исследовательские отделы университетов, занимающиеся сложными, высокотехнологичными дисциплинами.

Основные факторы существуют объективно, либо для их создания требуются незначительные государственные и частные инвестиции. Как правило, создаваемое ими  преимущество нестойко, а прибыль  от использования низка. Особое значение они имеют для добывающих отраслей, отраслей, связанных с сельским и  лесным хозяйством и отраслей, применяющих  в основном стандартизированную  технологию и малоквалифицированную  рабочую силу.

Гораздо большее значение для конкурентоспособности  имеют развитые факторы как факторы  более высокого порядка. Для их развития необходимы значительные, часто продолжительные  по времени вложения капитала и человеческих ресурсов. Кроме того, необходимое условие самого создания развитых факторов - это использование высококвалифицированных кадров и высоких технологий.

Развитые факторы часто строятся на базе основных факторов. То есть основные факторы, не являясь надежным источником конкурентного преимущества, в то же время должны быть достаточно качественными, чтобы позволить на их базе создать  родственные развитые факторы.

Во-вторых, принципом деления факторов является степень их специализации. В соответствии с этим все факторы  делятся на общие и специализированные.

Общие факторы, к которым М. Портер относит систему автомобильных  дорог, дебетный капитал, персонал с высшим образованием, могут быть использованы в широком спектре отраслей. Специализированные факторы - это узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в определенных отраслях знания, другие факторы, применяемые в одной или в ограниченном числе отраслей. Примером сейчас служит разрабатываемое по контракту специализированное программное обеспечение, а не стандартные пакеты программ общего назначения.

Общие факторы, как правило, дают конкурентные преимущества ограниченного характера. Они имеются в значительном количестве стран. Специализированные же факторы, которые порой основываются на общих, образуют более солидную, долговременную основу для обеспечения конкурентоспособности. Финансирование создания этих факторов более целенаправленное и часто более рискованное, что, однако, не означает отказа от участия в таком финансировании государства.

Из выше сказанного можно сделать  вывод, что в наибольшей степени возможно повысить конкурентоспособность предприятия при наличии у него развитых и специализированных факторов. От их наличия и качества зависит уровень конкурентного преимущества и возможности его усиления.

Конкурентное преимущество, основывающееся на совокупности основных и общих  факторов, — это преимущество низшего  порядка (экстенсивного типа), имеющее  непродолжительный и неустойчивый характер.

Следует отметить, что критерии отнесения  факторов к развитым или специализированным постоянно ужесточаются. Это результат воздействия научно – технического процесса.

Поэтому ресурс фактора как основа долговременного конкурентного  преимущества обесценивается, если постоянно  его не совершенствовать и не делать более специализированным.

И, наконец, еще один принцип классификации  — деление факторов конкурентоспособности  на естественные (т.е. доставшиеся сами собой — природные ресурсы, географическое положение) и искусственно созданные. Понятно, что вторые - факторы более высокого порядка, обеспечивающие конкурентоспособность более высокую и стойкую.

Создание факторов — это процесс  накопления: каждое поколение наследует  факторы, доставшиеся от предыдущего  поколения, и создает свои, добавляя к прежним. Именно такой точки зрения придерживается не только М. Портер, но и другие западные экономисты, такие как Б. Скотт, Дж. Лодж, Дж. Бауэр, Дж. Зюсман, Л. Тайсон.[10]

Нужно отметить следующую важную особенность. Выше указано, насколько велика роль существования специализированных и развитых факторов. Как правило, их развивают сами фирмы и предприятия  как наиболее знающие, что им нужно  именно сейчас для обеспечения конкурентного  преимущества.

Правительственное же финансирование создания факторов ориентируется на основные и общие факторы как  создающие базу для факторов более  высокого порядка.

Конечно, создавать и совершенствовать сразу все типы факторов невозможно. То, какие факторы создаются, совершенствуются и эффективно используются, зависит  от характера спроса на рынке, наличия  и возможностей родственных и  смежных предприятий, характера  конкуренции и целей самого предприятия.

Однако помимо критериев определения  факторов, влияющих на конкурентоспособность, предложенных М. Портером, существуют и другие точки зрения на классификацию  факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность.

В своей работе А.Н. Панов предложил  всю совокупность факторов конкурентоспособности  предприятия разделить на внутренние и внешние по отношению к нему.[15]

Под внешними факторами он понимает, во-первых, меры государственного экономического и административного воздействия  на производителя, во-вторых, основные характеристики рынка деятельности предприятия, т.е. его тип, емкость, наличие  и возможности конкурентов, обеспеченность, состав и структуру трудовых ресурсов, в-третьих, деятельность общественных и негосударственных институтов, политических партий, движений, блоков.

К внутренним факторам, обеспечивающим конкурентоспособность данного  предприятия, были отнесены все потенциальные  возможности самого предприятия, а  именно научно-технический, производственно-технологический, финансово-экономический, маркетинговый, кадровый потенциал, эффективность  рекламы, уровень материально-технического обеспечения, уровень подготовки и  разработки производственных процессов, эффективность производственного  контроля, уровень обеспечения пусконаладочных  работ, уровень сервисного и гарантийного обслуживания, т.е. все возможности  самого предприятия по обеспечению  собственной конкурентоспособности.

Связано такое деление, по мнению А.Н. Панова, с тем, что деятельность любого предприятия находится под воздействием как факторов, которые возникают  при замкнутом контакте субъекта хозяйствования и управленческой задачи, так и факторов, возникающих при  открытом взаимодействии предприятия с внешней средой при решении этой задачи.

При этом степень зависимости результатов  деятельности предприятия от изменения  состояния внешней среды с  развитием рыночных отношений усиливается. Это является объективным следствием развития экономики, усложнения выпускаемой  продукции, роста наукоемкости производства.

Касаясь внутренних факторов, очевидно, следует добавить такой важный фактор обеспечения конкурентоспособности, как инвестиционные возможности  и инвестиционная привлекательность  предприятия.

Кроме того, необходима мощная научно-исследовательская  база, обладающая высококвалифицированными кадрами. Причем это относится как  к крупным предприятиям и корпорациям, так и к мелким венчурным фирмам. В последние годы на первый план выдвинулся и такой фактор, как  наличие традиций дизайна высокого уровня и условий для его продвижения  в НИОКР и производство.

Возможности воздействия предприятия  на факторы внешней среды ограничены, поскольку они действуют объективно по отношению к предприятию.

Реальные возможности регулирования  конкурентоспособности предприятия  находятся в сфере факторов внутренней среды. Однако воздействовать на эти  факторы предприятие может с  разной интенсивностью.

Безусловно, каждая из представленных выше классификаций имеет право  на существование. Ее использование  будет зависеть от цели проводимого  исследования и от того принципа, который  положен в ее основу.

Факторы, оказывая воздействие на конкурентоспособность, изменяют ее как  в позитивную, так и в негативную сторону.

Управление в области конкурентоспособности  подразумевает умение выявлять различного рода факторы, оказывающие влияние  на уровень конкурентоспособности  и при этом использовать их воздействие  в нужных для предприятия направлениях.

Заслуживает внимания трактовка факторов обеспечения конкурентоспособности организации представленная в работах Е.Л. Смольяновой и В.Б. Малицкой. Авторы предлагают классификацию факторов обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур в зависимости от степени возможного влияния на них со стороны государства и предпринимателей.

В соответствии с данным подходом, факторы обеспечения конкурентоспособности  делятся на три группы:

- неконтролируемые государством (мегауровень);

- контролируемые государством, неконтролируемые предпринимательской структурой (макроуровень);

- контролируемые предпринимательской  структурой (микроуровень)[5, с. 336-341].

Предложенный авторами подход позволяет  не только определить наиболее значимые факторы обеспечения конкурентоспособности, но и сконцентрироваться на тех факторах, на которые предпринимательская  структура может оказывать непосредственное влияние. Недостатком данной классификации  можно считать отсутствие факторов мезоуровня, связанных с инфраструктурой региона, в котором функционирует компания.

Другие критерии классификации  предложены в работах российского  ученого Р.А. Фатхутдинова.  Типовые факторы обеспечения конкурентоспособности фирмы подразделяются на внутренние и внешние [7, с. 133-139]. При всем удобстве предложенной автором классификации и многообразии выделенных факторов возможна дополнительная систематизация внешних факторов обеспечения конкурентоспособности.

На основании проведенного анализа  существующих подходов, предлагается следующая классификация факторов обеспечения конкурентоспособности организаци: все факторы подразделяются на внутренние и внешние. Внешние факторы подразделяются в зависимости от уровня воздействия на мегауровень (мировое хозяйство), макроуровень (государство), мезоуровень (город и регион) и микроуровень (предприятие). Данная классификация представлена на рисунке 3.

Особое внимание следует уделить  внутренним факторам и внешним факторам микроуровня, поскольку на них руководство  фирмы может оказывать самое  непосредственное влияние. Предпринимателям желательно сконцентрировать свое внимание на управленческом факторе, так как  от эффективности системы управления и квалификации менеджеров напрямую зависит возможность использования  всех имеющихся резервов, обеспечения  эффективности деятельности и конкурентоспособности  предпринимательской структуры. Также  необходимо понимать, что отсутствие возможности оказывать непосредственное влияние на факторы мега-, макро  и мезоуровня не означает, что руководство фирмы может их игнорировать. Значимость этих факторов крайне высока и в зависимости от рода деятельности фирмы и рынков сбыта необходимо осуществлять постоянный мониторинг соответствующих факторов, прогнозировать их изменение и последствия этих изменений для фирмы. Учитывая в финансово–хозяйственной деятельности факторы обеспечения конкурентоспособности, которые предлагается систематизировать указанным на рисунке 3 способом, предпринимательские структуры значительно повышают свои возможности в получении конкурентных преимуществ на рынке.

 

 

 

 

1.3 Методы анализа и  оценки конкурентоспособности организации

 

Для оценки конкурентоспособности  существуют методы, с помощью которых этого можно достичь, причем для эффективной оценки необходима совокупность используемых методов. В этом может помочь построение технологии диагностики конкурентоспособности организации, т.е. совокупность методов которые будут использоваться для оценки.

Технология диагностики  конкурентоспособности включает в  себя два основных этапа: анализ деятельности предприятия; разработка проекта по повышению конкурентоспособности организации. Рассмотрим данную технологию более подробно (рис. 4).

 

   

        Проблема

   

 

       

 

Внешняя среда организации

 

         Ситуация

 

Внутренняя среда

 

 

 

 

среда

           

 

 

                          Цель

 

 

 

       

 

 

 

Решение (формирование проекта)

 

 

 

       

 

 

 

Выбор проекта       (вариантный анализ)

 

 

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия