Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 00:02, курсовая работа
Цель работы: анализ текущей и разработка целевой концепции развития группы организаций ОАО «КАМАЗ» на основании заданных исходных требований (табл.1.1).
Задачи:
Составить характеристику группы организаций ОАО «КАМАЗ».
Определить систему стратегического управления группы организаций ОАО «КАМАЗ».
Определить систему финансового управления группы организаций ОАО «КАМАЗ».
Разработать мероприятия целевого развития группы организаций ОАО «КАМАЗ».
Постановка задачи……………………………………………………...стр.3
Цели и основные задачи курсовой работы…………………………….стр.3
Исходные требования…………………………………………………...стр.3
2.Характеристика организации…………………………………………..стр.4
Описание миссии и главных задач организации…………………..….стр.4
Организационно-правовая форма собственности……………….........стр.9
Стадия жизненного цикла организации………………………………..стр.12
Размеры организации и особенности ее деятельности………………..стр.13
Производимые продукты…………………………………………….....стр.21
Отраслевые рынки и группы потребителей……………………….......стр.26
Организационная структура и персонал…………………………….....стр.35
3.Система стратегического управления………………………………....стр.47
Анализ текущей деятельности и прогноз целевого развития……......стр.47
Корпоративные стратегии…………………………………………........стр.55
Конкурентные стратегии……………………………………………......стр.59
4.Система финансового управления……………………………….........стр.63
Бюджетное планирование…………………………………………........стр.63
Финансовые результаты деятельности…………………………….......стр.66
Финансовый анализ деятельности…………………………………......стр.70
5.Мероприятия целевого развития организации…………………….....стр.74
6.Литература………………………………………………………….......стр.78
Приложения
Таблица 2.8 Основные показатели качества продукции
Показатели |
2011 |
2010 | |
Рекламации по автомобилям КАМАЗ, % к гарантийному парку |
1,41% |
1,42 % | |
Качество сборки автомобилей по результатам инспекционного контроля |
количество дефектов на один проверенный автомобиль (DPV) |
14,29 |
29,68 |
коэффициент дефектности (APA) |
72,40 |
189,22 |
Для дальнейшего обеспечения реализации Политики в 2012 году приняты Цели ОАО «КАМАЗ» в области качества, реализация которых запланирована программой «Качество-2012».
Раздел 2.6 Отраслевые рынки и группы потребителей
Положение компании в автомобилестроительной отрасли на рынке России
Географическое положение в Российской Федерации
«КАМАЗ» традиционно специализируется в производстве грузовой автотехники, представленной двумя классами грузовых автомобилей: автомобилями полной массой 14-40 тонн и автомобилями полной массой 8-14 тонн.
Рынок грузовой техники массой от 14 до 40 тонн. Позиционирование продукции. Доли рынка по типам продукции.
В 2011 году российский рынок грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн продолжил свое активное восстановление. По итогам 2011 года объём продаж грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн составил 99,9 тыс. единиц, что на 70% больше по сравнению с 2010 годом.
Рис.2.8 Российский рынок грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн по группам производителей, тыс. ед.
На протяжении 2011 года росла покупательская
способность большинства
Основными конкурентами ОАО «КАМАЗ» на российском рынке грузовых автомобилей являются ОАО «МАЗ» и ОАО «АЗ «УРАЛ», а также европейские компании.
Рис.2.9 Динамика доли марок на российском
рынке
грузовых автомобилей полной массой от
14 до 40 тонн
В условиях восстановления объёмов рыночного спроса, начавшегося в 2010 и продолжившимся в 2011 году, закономерным выглядит некоторое снижение доли «КАМАЗа» на российском рынке грузовых автомобилей как в 2010, так и в 2011 году. Менее значимыми в 2011 году стали такие факторы как государственный заказ, слабый курс рубля по отношению к иностранной валюте и ограничение возможностей покупателей по финансированию приобретения более дорогой техники. Вместе с тем, следует отметить, что рыночная доля «КАМАЗа» по итогам 2011 года осталась значительно выше докризисного уровня и составила 38%. По итогам 2011 года «КАМАЗ» среди всех производителей России и СНГ продемонстрировал наибольший прирост в абсолютном выражении.
В целях дальнейшего роста продаж и укрепления позиций компанией планируется реализация ряда мероприятий, в том числе:
Таблица 2.9 Объёмы продаж основных производителей грузовых автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн на российском рынке.
2011, шт. |
2010, шт. |
11/10, шт. |
11/10, % | |
ОАО «КАМАЗ» |
38 341 |
27 437 |
10 904 |
39,7 % |
ОАО «АЗ «УРАЛ» |
10 660 |
10 463 |
197 |
1,9 % |
ИТОГО РФ |
49 001 |
37 900 |
11 101 |
29,3 % |
ОАО «МАЗ» |
11 107 |
5 563 |
5 544 |
99,7 % |
ОАО «КрАЗ» |
714 |
452 |
262 |
58,0 % |
Иномарки |
39 101 |
14 749 |
24 352 |
165,1 % |
ИТОГО |
99 923 |
58 664 |
41 259 |
70,3 % |
«КАМАЗ» по итогам 2011 года
традиционно занимает доминирующее
положение во всех сегментах рынка
за исключением магистральных
Рис.2.10 Доли ОАО «КАМАЗ» в основных сегментах рынка грузовых автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн по итогам 2011 года
Рис.2.11 Динамика продаж ОАО «КАМАЗ» на российском рынке грузовых автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн в 2008-2011 годах, тыс. ед.
Российский рынок грузовых автомобилей полной массой от 8 до 14 тонн
В 2011 году рынок среднетоннажных грузовых автомобилей снизился. Наибольшее снижение продемонстрировали ЗИЛ и ISUZU (Соллерс). Снижение продаж среднетоннажных грузовых автомобилей КАМАЗ в 2011 году было значительно ниже, и объём продаж среднетоннажных грузовиков КАМАЗ почти достиг показателя 2010 года. При этом доля Компании на рынке по итогам 2011 года возросла до 13,5%.
Рис.2.12 Российский рынок грузовых автомобилей полной массой от 8 до 14 тонн по группам производителей, тыс. ед.
Рис.2.13 Структура продаж на российском рынке грузовых автомобилей полной массой от 8 до 14 тонн по производителям.
Рис.2.14 Динамика продаж ОАО «КАМАЗ» на российском рынке грузовых автомобилей полной массой от 8 до 14 тонн в 2008-2011 годах, шт.
Экспортные рынки сбыта
Географическое положение
ОАО «КАМАЗ» за рубежом
В 2011 году произошел значительный рост спроса на грузовую автотехнику на экспортных рынках.
Положительное влияние на общее состояние рынков и, следовательно, на выполнение плановых показателей по экспорту продукции ОАО «КАМАЗ» в 2011 году оказали следующие факторы:
В тоже время имели место факторы, оказывающие негативное влияние на установление и развитие торговых отношений со странами-импортерами продукции ОАО «КАМАЗ»:
В 2011 году экспорт продукции ОАО «КАМАЗ» осуществлялся в 37 стран мира.
Объём экспорта автомобилей и СКД КАМАЗ составил 6 166 ед.; прирост по сравнению с показателями 2010 года 52,6 %.
Доля экспорта в общем объёме продаж автотехники «КАМАЗ» составила 13,6 %.
Значительную долю (22%) экспорта автомобилей КАМАЗ в 2011 году составили поставки СКД на сборочные предприятия в Казахстане, Индии и Вьетнаме.
Таблица 2.10 Структура экспорта автотехники КАМАЗ по экспортным рынкам
Рынки сбыта |
2011 |
2010 |
2009 |
11/10 |
СНГ, шт. |
4 490 |
2 825 |
2 687 |
58,9 % |
Дальнее зарубежье, шт. |
1 676 |
1 215 |
1 204 |
37,9 % |
Итого, шт. |
6 166 |
4 040 |
3 891 |
52,6% |
В 2011 году в первую десятку крупных импортеров продукции «КАМАЗ» вошли: Казахстан (2 921 ед.), Украина (1 035), Индия (410), Куба (285), ОАЭ (265), Азербайджан (193), Польша (182), Афганистан (99), Армения (79), Алжир (71).
Рис.2.15 Доля стран в общем объёме экспорта автотехники в 2010-2011 гг.
Экспорт автомобилей КАМАЗ в страны СНГ
В 2011 году прирост экспорта в страны СНГ составил 58,9% (по сравнению с 2010 годом), доля экспорта в страны СНГ заняла более 72% общего объёма экспорта.
Казахстан – основной экспортный рынок «КАМАЗа». С начала 2011 года в экономике страны наблюдается положительная динамика. Ключевым внутренним фактором, позволившим обеспечить высокие темпы роста экономики, явилось увеличение спроса на потребительском рынке за счёт роста потребления государственного и частного секторов.
В 2011 году поставки автотехники КАМАЗ в Казахстан увеличились по сравнению с 2010 годом почти в 2 раза и достигли значения 2 921 ед.
Одним из источников внутреннего спроса и поддержания инвестиционной активности в экономике явились расходы государственного бюджета. В 2011 году в госструктуры Казахстана было поставлено 573 единицы автотехники КАМАЗ.
Второе место по объёму закупок автотехники КАМАЗ заняла Украина.
Второе место по объёму закупок автотехники КАМАЗ занимает Украина.
В 2011 году началось постепенное восстановление экономики Украины и рост перспективных рынков сбыта: сельскохозяйственного, строительного, грузоперевозок.
Хороший прогноз на урожай сельскохозяйственных культур обеспечил стабильный спрос на сельскохозяйственные самосвалы и сельскохозяйственные автопоезда.
Украинский рынок новых
Объём экспорта автомобилей КАМАЗ
в Украину в 2011 году вырос на 128,4%
по сравнению с аналогичным
Экспорт автомобилей КАМАЗ в дальнее зарубежье
Доля закупок стран дальнего зарубежья в 2011 году в общем объёме экспорта составила 27,2 %. Прирост экспорта по сравнению с показателями предыдущего года составил 37,9 %.
В 2011 году значительно вырос объём экспорта автомобилей КАМАЗ в регион Латинская Америка – прирост составил 135,8% (159 ед. – 2010 год, 375 ед. – 2011 год).
В регионе Европа крупные поставки были произведены в Польшу (182 ед.).
В регионе Ближний Восток крупные поставки были произведены в ОАЭ (217 ед.).
В регион Африка поставки снизились
в 2 раза (167 ед. – 2010 год, 83 ед. – 2011 год),
что вызвано прежде всего нестабильной
политической обстановкой в странах
региона и введением
2.7 Организационная структура и персонал
Организационная структура и организационная культура предприятия:
Корпоративная культура:
Результаты производственной деятельности любого предприятия в значительной степени находятся в прямой зависимости от морально-психологического климата в коллективе. Ощущение каждым работником проявляемой о нем заботы и готовности помочь в решении насущных проблем является важным стимулом для его активного и плодотворного труда. Для достижения своих целее ОАО «КАМАЗ» использует активную политику объединения персонала. Она является одним из методов достижения стратегических целей компании. «Единство персонала»: в первую очередь использование коллективных договоров. Коллективный договор включает тарифное соглашение, раздел по кадровой политике и устанавливает основы урегулирования трудовых споров, что позволяет согласовать действия сотрудников и уменьшить риск возникновения различных споров. Различные социальные программы, которые предоставляют общежития, программа «жилье ОАО « КАМАЗ»». Различные программы повышения квалификации работников, а так же программы поощрений за усердную работу. Так как ОАО «КАМАЗ» подразделяется на огромное количество различных отделов и департаментов, то такое разделение позволяет создать более устойчивый коллектив работников.