Лизинг как источник финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель теоретической части курсовой работы – изучить теоретические основы финансирования деятельности предприятия в краткосрочном периоде с помощью лизинга.
Для этого были поставлены задачи:
• рассмотреть экономическую сущность лизинга,
• оценить преимущества лизинга перед другими способами привлечения заемного капитала,
• выяснить ценность лизинга в качестве краткосрочного финансирования для предприятия,
• отследить статистику рынка лизинговых контрактов за последние 3 года.

Содержание

1. Часть I теоретическая. 3
1.1. Введение. 3
1.2. Лизинг как источник финансирования. 5
1.3. Заключение. 16
2. Часть II расчетная. 18
3. Часть III решение задач. 32
5. Список использованной литературы. 36

Вложенные файлы: 1 файл

КФП курсовая[1].doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

В результате подобной операции у предприятия появляются дополнительные финансовые средства. Причем данный вид  аренды предусматривает, как правило, переход права собственности на объект соглашения к предприятию после совершения последнего платежа. По экономическому смыслу данная операция сходна с кредитованием лизингополучателя, когда объект лизинга выступает в качестве гарантии, залога. Тем не менее, существует и весьма существенное различие, а именно объект лизинга формально является собственностью лизингодателя.

Указанное обстоятельство в определенном смысле способствует повышению гарантии выполнения своих  обязательств лизингополучателем.

Ни один из видов деятельности не найдет широкого применения, если он не будет приносить выгод всем участникам договорных отношений. Среди преимуществ, которые дает лизинг участникам сделки, выделим следующие.

1. Инвестирование в  форме имущества в отличие  от денежного кредита снижает  риск невозврата средств, предмет лизинга в течение всего договора остается собственностью лизингодателя.

2. Банковский кредит  выдается, как правило, на 70—80% стоимости  приобретаемого оборудования, в  то время как его лизинг  предполагает соответственно 100%-ное  кредитование и не требует немедленного начала платежа, что позволяет без резкого финансового напряжения обновлять материально-техническую базу предприятия.

3. Условия договора  лизинга по-своему более вариабельны,  чем кредитные отношения, так  как позволяют участникам выработать удобную для них схему выплат.

4. Договор лизинга  часто содержит в себе условия  о технической поддержке оборудования  лизингодателем, например осуществление  ремонта, обновление в случае  появления более совершенных  образцов, в результате чего уменьшается риск морального износа, и т. д. В том случае, если оборудование приобретается в собственность путем его покупки, указанные расходы организация должна нести самостоятельно.

5. В некоторых случаях  объект лизинга может и не  числиться на балансе лизингополучателя, в связи с этим он не платит по этому оборудованию налог на имущество; кроме того, улучшаются показатели, характеризующие его финансовое положение, поскольку, с одной стороны, степень финансовой зависимости вуалируется — в балансе показывается только текущая задолженность по лизинговым платежам, а с другой стороны, кредитные обязательства отражаются в балансе заемщика полностью.

6. За рубежом при  осуществлении лизинговых операций  участники имеют возможность  воспользоваться достаточно гибкими амортизационными и налоговыми льготами.

7. Наконец, производитель  имущества получает дополнительные  возможности сбыта своей продукции,  что представляется весьма немаловажным  фактором в условиях жесткой  конкурентной борьбы.

 

Как уже упоминалось  во введении, в 2010 -2011 годах в России происходит резкий рост рынка лизинговых контрактов. Конечно, связано это с выходом страны из финансового кризиса 2008-2010 годов, ослаблением курса российского рубля и, как следствие, развитием российских производителей.

Приведу официальную  статистику по лизинговым сделкам за три последних года.

2009 год2

Середина 2009 года стала  переломным моментом для рынка лизинга. После стремительного сокращения объемов  бизнеса, наблюдавшегося на протяжении трех кварталов, рынок начал вновь оживать. В результате к концу года объем лизинговых операций составил более 270 млрд рублей без учета НДС.

Возобновление активности в лизинговом секторе происходило  на фоне общего усиления инвестиционных процессов и роста промышленного  производства.

В целом сокращение рынка  по сравнению с показателями 2008 года составило порядка 330%. Уменьшение объемов  нового бизнеса в 2009 году могло было быть более значительным. Удержать вес получилось во многом благодаря  крупным контрактам в сегменте big ticket (авиация, железнодорожный транспорт и суда), заключенным тремя крупнейшими компаниями — «Ильюшин Финанс Ко», «Сбербанк Лизинг» и «ВЭБ-Лизинг». Более того, именно сделки компании «Ильюшин Финанс Ко» на поставку в течение следующих двух лет 60 новых самолетов «Ан-148», «Ил-96» и «Ту-204» общей стоимостью свыше 50 млрд рублей обеспечили более 20% нового бизнеса всей лизинговой отрасли в 2010 году. Также значительная доля пришлась на «Росагролизинг», заключивший в 2009 году сделок на 35,1 млрд рублей.

Совокупный портфель 73 лизинговых компаний, принявших участие в исследовании, за 2009 год изменился незначительно, увеличившись на 1% и достигнув 457,9 млрд рублей. Объем полученных платежей показал рост на 16% и составил 153,5 млрд рублей. В будущем положительная динамика едва ли сохранится из-за сокращения объемов бизнеса и возможного роста доли просроченной задолженности. В то же время положительный результат свидетельствует о способности компаний взыскивать платежи и продуманности стратегий риск-менеджмента.

Сократился не только бизнес. Можно констатировать спад спроса на услуги лизинга. В 2009 году число обращений в лизинговые компании уменьшилось на 9,4%. Число одобренных обращений упало на 38,2%.

Объем лизинга автотранспорта за истекший год сократился вдвое, на 49,6%, составив 43,15 млрд рублей.

Значительно сократилось  и число контрактов. В истекшем году было заключено 20,5 тыс. договоров, что в два раза меньше прошлогодних значений. При этом средняя стоимость  договора не изменилась и составляет порядка 2 млн. рублей.

Объем сделок с оборудованием  в 2009 году составил 47,01 млрд рублей, уменьшившись вдвое. Число заключенных контрактов также сократилось почти в  два раза. При этом средняя стоимость  договора уменьшилась с 9,05 млн до 8,5 млн рублей. Сложности с открытием крупных кредитных линий способствовали переориентации спроса лизингополучателей на более дешевые и быстроокупаемые предметы лизинга.

Не пострадал от кризиса  объем лизинга сельскохозяйственной техники. Наращивание объемов бизнеса  государственной компанией «Росагролизинг» полностью компенсировало снижение активности со стороны остальных участников. В результате объем лизинга сельскохозяйственной техники и скота вырос на 22% и составил 25,3 млрд рублей.

Лизинг недвижимости в 2009 году потерял в объемах 3 млрд рублей и составил 3,9 млрд рублей.

 

2010 год.3

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2010 году активность на рынке лизинга в России превзошла все прогнозы: сумма новых сделок выросла в 2,3 раза по сравнению с 2009 годом – до 725 млрд рублей. Совокупный лизинговый портфель увеличился на 23% и составил 1180 млрд рублей. Несмотря на положительную динамику и высокие темпы роста, объем рынка лизинга России по-прежнему сопоставим разве что с Бразилией, тогда как на первом месте находится Европа, а на втором – США. С другой стороны, если сопоставить темпы роста, которые наблюдаются в мире и в России, то налицо значительное превышение темпов роста лизинговых услуг в нашей стране по сравнению с более развитыми странами, и в частности, с Европой.

2011 год.4

Рынок лизинга в III квартале 2011 года ускорился, однако рентабельность лизингодателей продолжает снижаться вследствие усиления конкуренции и роста ставок по заемным средствам, говорится в исследовании «Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2011 года: сделок больше, прибыли меньше», подготовленном рейтинговым агентством «Эксперт РА».

Несмотря на увеличение суммы новых сделок – в июле-сентябре лизингодатели заключили новых  сделок на сумму 920 млрд рублей – на 119% больше, чем в III квартале 2010 года, рентабельность лизинговых компаний снизилась. За 9 месяцев 2011 года рентабельность активов в среднем по лизинговому рынку сократилась с 1,6 до 1,3%, а рентабельность капитала с 13,9 до 12%. На прибыльность лизингодателей давят сильная ценовая конкуренция, в том числе со стороны государственных и квази-государственных компаний, а также постепенный рост ставок по заемным ресурсам.

В борьбе за доходность лизинговым компаниям необходимо диверсифицировать  источники фондирования и расширять  набор сервисных услуг. Рост рынка продолжают сдерживать ожидания негативных изменений в законодательной базе, что, впрочем, не помешает 2011 году стать рекордным по объему в истории развития лизинга в России.

По мнению лизингодателей, главной угрозой роста рынка  является возможное отсутствие у лизинговых компаний фондирования в необходимом объеме. В 2010 году наиболее сильной угрозой являлась нехватка платежеспособных клиентов, в нынешнем году сместившаяся на пятое место по значимости. Кроме того, среди наиболее значимых угроз рынку появился фактор негативных ожиданий в отношении изменений законодательной базы (возможной отмены ускоренной амортизации)

«2011 год станет рекордным  по объему в истории развития отечественного лизингового рынка, – считает  Станислав Волков, руководитель отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА». – По итогам проведенного нами исследования, лизингодатели планируют увеличить объемы новых сделок по итогам года в среднем на 40% по отношению к результату за 9 месяцев 2011 года. Темпы прироста в целом по 2011 году к 2010 году в этом случае составят 76%, а сумма новых сделок – 1,28 трлн рублей. В то же время темпы развития рынка за первые три квартала года соответствовали докризисным тенденциям 2006–2007 годов. Если подобная динамика сохранится, можно ожидать увеличения суммы новых сделок до 1,5 трлн. рублей, темпы прироста при этом составят 106%».

 

    1. Заключение.

 

В результате выполнения курсовой работы были сделаны следующие  выводы:

  1. лизингом признается специфическая операция, предусматривающая инвестирование временно свободных или  привлеченных финансовых ресурсов в приобретение имущества с последующей передачей его клиенту на условиях аренды.
  2. по своему экономическому содержанию договор лизинга близок к операциям по кредитованию. Лизингодатель (арендодатель) стремится получить определенный процент на осуществленную им инвестицию — приобретение имущества и последующая передача его лизингополучателю (арендатору); тогда как для последнего операция лизинга является одной из форм финансирования приобретения активов. В частности, в результате сделки финансового лизинга в активе баланса арендатора появляется крупный объект, а в пассиве — долгосрочная задолженность перед лизингодателем в сумме предстоящих платежей.
  3. в массе своей малый и средний бизнес до сих пор не очень понимает всех преимуществ лизинга. В самых общих чертах основное  преимущество лизинга перед кредитом заключается в том, что  лизинговая сделка уже имеет обеспечение в виде самого предмета лизинга, что повышает возможность малому предприятию оперативно и незамедлительно привлечь финансирование. Лизинговая компания подходит к сделке с предприятием менее формально, чем банк, который хочет видеть баланс, а в нем – прибыль предприятия.
  4. лизинг – это щадящая альтернатива кредиту, предоставляющая возможность быстро приступить к оперативной деятельности с достаточно ограниченным стартовым капиталом. Это сотрудничество на основе договора лизинга фиксирующего как экономические, так и правовые отношения сторон, заключающих договор. Сегодняшнее положение дел характеризуется, с одной стороны, увеличением числа и активности потенциальных лизингополучателей, и с другой – ростом интереса лизинговых компаний и, что очень важно, - автопроизводителей к этому сегменту рынка.

Очевидно, что совершенствование  законодательной базы, рост финансовой культуры рынка, развитие инфраструктурной составляющей, грамотная политика автопроизводителей и лизинговых компаний рано или поздно выведут лизинг на значимый уровень  и в нашей стране.

 

 

 

  1. Часть II расчетная.

 

  1. На основе имеющихся данных баланса необходимо провести анализ финансового состояния предприятия.
  2. Выявить основные проблемы финансово-хозяйственной деятельности предприятия и предложить политику их решения в краткосрочном периоде (разработать основные элементы краткосрочной финансовой политики.)

 

Решение.

     ОАО «Железобетон-4» является правопреемником Завода железобетонных конструкций №4, а с 25.02.1993г. зарегистрировано после приватизации в Открытое акционерное общество «Железобетон-4».

     Юридический  и почтовый адрес: 650001, г.Кемерово, 2-ой Инициативный переулок,1.

     Занимаемая  площадь земельного участка на  основании договора аренды составляет 170473 квадратных метра.

     Основным  видом деятельности является  промышленное производство железобетонных и бетонных изделий для использования в строительстве.

     Реконструкция  и модернизация производства  за 2010 год не производилась.

Акционерное общество имеет  пять основных производственных цехов  и два вспомогательных цеха.

Среднесписочная численность за 2009 год составляет 127 человека (за 2008 год среднесписочная численность – 152 человека).

     Среднесписочная  численность  за 2010 года составила  114 человек. Мероприятий по сокращению  численности не было.

      Учетная  политика на 2010 год определена на момент признания выручки по отгрузке.

 

                      Бухгалтерский баланс за 2010 год  (тыс.руб.)  

Таблица 1

№ п/п

Внеоборотные активы

На начало года

На конец года

1

Основные средства за минусом износа

16161

14450

2

Износ основных средств, тыс.руб

33292

35042

3

Износ основных средств, %

67,32

70,80

4

Основные средства по полной восстановительной стоимости

49453

49472

5

Приобретено основных средств

-

39

6

Начислено амортизации  ОС за год

-

1750

                       Оборотные активы

1

Величина собственных  оборотных средств (стр.290-стр.270-стр.690)ф1

11531

7340

2

Дебиторская задолженность

916

997

3

Чистые активы общества

27691

21790

4

Нераспределенная прибыль

6199

298

5

Коэффициент текущей ликвидности по балансу составляет в %, что является достаточным для погашения кратковременных обязательств

2,05

1,56

6

Краткосрочные обязательства, кредиторская задолженность 

10925

12585

Информация о работе Лизинг как источник финансирования