Малые предприятия в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Малое предпринимательство, как указывалось на первом Всероссийском съезде представителей малых предприятий, одна из опор экономики, благосостояния граждан, социально-политической стабильности общества, а во многом и его нравственного выздоровления, воспитания предприимчивости, трудолюбия и бережного отношения к собственности, это - возвращение и развитие традиций деловитости, которыми когда-то так был богат российский народ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1.Сущность и критерии малого предпринимательства, ее роль в экономике и политике………..…………………………………………………………………………4
1.1.Сцщность и критерии малого предпринимательства……………………………..4
1.2.Роль малого предпринимательства в экономике ……….…………………………7
1.3.Малый бизнес и государственная политика……………………………………...10
2.Организационно-экономические характеристики и анализ ИП Ковтун «Дискавери-тур»………………………………………………………………………..14
2.1. Организационные характеристики……………………………………………….14
2.2. Экономические характеристики………………………………………………….15
2.3.Пути увеличения прибыли и получения затрат…………………………………..18
3. Малое предпринимательство России и других стран, ее проблемы и пути решения…………………………………...……………………………………………..20
3.1.Особенности малого предпринимательства в России по сравнению с другими странами…………………………………………………………………………………20
3.2.Основные проблемы малого предпринимательства и пути их решения………22
Заключение……………………………………………………………………………...30
Список литературы……………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 94.39 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФГОУ ВПО  «Оренбургский государственный  аграрный университет»

 

ИНСТИТУТ  УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра коммерции  и организации экономической  деятельности

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине  «Экономика предприятия»

на тему: « Малые предприятия  в современной экономике»

студента  3 курса специальности «Управление персоналом», 32 гр.

Асяевой Резеды Ришатовны

 

 

 

Срок представления работы  по графику «_____» ____________2012 г

Дата отправки «______» ______________  2012 г.

Номер по журналу__________

 

 

 

Ф.И.О. и отметка преподавателя             Аргунеева Ольга Николаевна

 

Оренбург – 2012 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

1.Сущность  и критерии малого предпринимательства,  ее роль в экономике и политике………..…………………………………………………………………………4

1.1.Сцщность  и критерии малого предпринимательства……………………………..4

1.2.Роль  малого предпринимательства в экономике ……….…………………………7

1.3.Малый  бизнес и государственная политика……………………………………...10

2.Организационно-экономические  характеристики и анализ ИП  Ковтун «Дискавери-тур»………………………………………………………………………..14

2.1. Организационные  характеристики……………………………………………….14

2.2. Экономические  характеристики………………………………………………….15

2.3.Пути увеличения прибыли и получения затрат…………………………………..18

3. Малое  предпринимательство России и  других стран, ее проблемы и  пути решения…………………………………...……………………………………………..20

3.1.Особенности  малого предпринимательства в  России по сравнению с другими  странами…………………………………………………………………………………20

3.2.Основные  проблемы малого предпринимательства   и пути их решения………22

Заключение……………………………………………………………………………...30

Список  литературы……………………………………………………………………..32

Приложение 1…………………………………………………………………………...34

Приложение 2…………………………………………………………………………...35

 

 

 

 

 

 

Введение

Экономика России сегодня находится в стадии становления. И хотя Россию признали в качестве страны с рыночной экономикой, правильней бы было назвать эту экономику  феодальной, живущей по своим собственным  законам. Управление развитием сегодня  свелось к созданию максимально  благоприятных условий для экспортеров  в ущерб всей остальной части  населения. Реальных рычагов управления развитием в российской экономике  не существует – в этом причина резкого замедления темпов экономического роста. Видимо, в своем развитии Россия должна активно использовать богатейший опыт экономически развитых стран, нередко начинавших свой подъем из схожих ситуаций. Одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны.

Почти треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом. Это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства. За все годы реформ фактически именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики.

Но  в то же время, в экономике России малый бизнес пока продолжает играть достаточно незначительную роль, оставаясь "в тени". Между тем, только достаточные  масштабы продукции и услуг, производимые на предприятиях малого бизнеса способны, во-первых, насытить рынок конкурентоспособной  продукцией, во-вторых, создать новые  рабочие места, в-третьих, приступить к формированию основы общества в  любой цивилизованной стране – среднего класса.

Таким образом, дальнейшее развитие ситуации без активного и позитивного вмешательства государства может привести к свертыванию этого сектора экономики с соответствующим обострением экономических проблем и усилением социальной напряженности. Продолжение курса реформ требует, чтобы поддержка частной инициативы граждан и развитие малого предпринимательства в нашей стране стали важнейшей частью общегосударственной доктрины проводимых социально-экономических преобразований.

Малое предпринимательство  является важнейшим элементом рыночного  хозяйства. Практика малого предпринимательства  убедительно показывает, что без  данного сектора экономики созидательный  потенциал рыночной системы не может  эффективно развиваться.

 В  правительственной программе отмечалось, что увеличение темпов развития предприятий малого бизнеса, осуществляющих свою деятельность в сфере производства, с одной стороны, откроют возможность для более плотного заполнения соответствующей ниши, характерной для рыночной экономики, а с другой стороны, повысят заинтересованность средних и крупных предприятий в производственном и непроизводственном кооперировании.

Малое предпринимательство, как указывалось на первом Всероссийском съезде представителей малых предприятий, одна из опор экономики, благосостояния граждан, социально-политической стабильности общества, а во многом и его нравственного выздоровления, воспитания предприимчивости, трудолюбия и бережного отношения к  собственности, это - возвращение и развитие традиций деловитости, которыми когда-то так был богат российский народ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и критерии малого предпринимательства, ее роль в экономике и политике России.
    1. Сущность и критерии малого предпринимательства.

Функциональное назначение предприятий, их роль в экономике в значительной мере меняются в зависимости от размера  предприятия. Крупное и мелкое производства, даже в рамках одной территории и  отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них – это  незаполненная ячейка экономики, имеющая  своим следствием общее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия  дополняют друг друга, создают целостный  организм экономики.

Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий  на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого  для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает  свои критерии распределения предприятий  по их размерам.

В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону 
“О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской 
Федерации”, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек; в оптовой торговле – 50; в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30; в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий  – по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев  также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды  приводятся в действие несколькими  работниками.

Те, кто впервые сталкивается с  малыми предприятиями, обычно допускают  типичную ошибку: считают малые предприятия  одним из видов предприятий, подобно  государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые  предприятия в этот перечень не могут  быть включены. Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие  – всегда какое-то применительно  к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.

В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для  всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все  эти системы функционирования предприятия  определяются по их видам.

Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его  учредителем. Безусловной связи  здесь нет. Малые предприятия  могут создаваться гражданами, членами  семьи и совместно с другими  лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными  организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться  совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.

Если учредителем малого предприятия  является государственная организация, то это отнюдь не означает, что новое  образование будет именно малым  государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в  аренду кооперативом. Вид созданного предприятия – кооператив. Могут  быть и другие варианты.

В то же время индивидуальные и  семейные частные предприятия, названные  так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий  учредительство и вид малых предприятий  совпадают.

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит  отметить единство права собственности  и непосредственного управления предприятием.

Вторая характеристика – так  называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений  между хозяином и работником, что  позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и  более высокой степени его  удовлетворенности трудом.

Третья – относительно небольшие  рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие  фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий  отраслевой объем реализации товара.

Четвертая – персонифицированный  характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже  отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью  ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс  и все связанное с его организацией.

Шестая специфическая черта  – семейное ведение дела: оно  наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность  последних во всю деятельность предприятия.

Наконец, седьмая особенность связана  с характером финансирования. Если 
“гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

Также как одну из особенностей можно  выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это  соотношение 80:20, то у малых оно  составляет 20:80.

 

    1. Роли малого предпринимательства в экономике России.

Во всех развитых индустриальных странах  сфера бизнеса играет важную роль в экономической системе государства. На предприятия малого бизнеса возложены  вполне определенные функции, которые  не выполняются или выполняются  в недостаточной степени другими  хозяйствующими субъектами. Небольшие  фирмы играют роль фундамента рыночной экономики, связывают воедино все  ее звенья. Эта функция предприятий  предотвращает явление так называемой «лоскутной экономики», при которой  изобилие одних товаров имеет  место наряду с дефицитом других. Другая важнейшая функция фирм - поддержание конкуренции, что обеспечивается их многочисленностью, гибкостью, большей  свободой ценовой политики. Предприятия  ускоряют заполнение товарного рынка  требующимися потребителям товарами и  внедрение несложных научно-технических  достижений.

Поскольку любая экономическая  система не идеальна и на практике приходится иметь дело с несовершенной  конкуренцией, крупные компании стремятся  монополизировать свою деятельность, установить контроль над рынком. В  этих условиях существование небольших  предприятий ставится под угрозу. Обоснованность деятельности бизнеса и его выживаемость в условиях рынка обуславливается следующим. Крупным корпорациям часто бывает невыгодно разорять малые предприятия, так как они зачастую не представляют прямой опасности для их функционирования. Нередко поглощение мелкой фирмы оказывается менее выгодным, чем деловое сотрудничество или даже помощь, так как малые предприятия в ряде случаев являются поставщиками более крупных организаций. Помимо этого существует различие в сферах деятельности мелких и крупных фирм. Например, малые предприятия предпочтительнее в сфере инновационных технологий, освоения принципиально новых товаров и услуг, то есть в случаях, когда направление деятельности сопровождается серьезным риском. Немногие крупные корпорации готовы рисковать вложениями в необкатанные товары или услуги. Абсолютное господство имеют малые предприятия в тех ситуациях, в которых отсутствует необходимость в массовом производстве. Разделение труда между крупными и мелкими хозяйствующими субъектами позволяет повысить совокупную рентабельность производства и тех, и других. Кооперирование бизнеса с крупным создает для первого устойчивый рынок сбыта, охраняет от неожиданной конкуренции, позволяет специализировать деятельность внутри фирмы. С другой стороны, большие корпорации освобождают себя от ряда затратных функций, так как получают необходимые элементы от малых предприятий. Еще один очень важный фактор - поддержка бизнеса со стороны государства. Из-за полезности и важности малых предприятий в экономической системе страны, государство как правило оказывает всестороннюю поддержку малому бизнесу, стимулируя его развитие.

Информация о работе Малые предприятия в современной экономике