Малый бизнес. Его сущность и энономические преимущества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить проблемы и перспективы малого бизнеса в различных отраслях экономики.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
Изучить теоретические основы малого бизнеса.
Изучить роль государственной поддержки малого бизнеса.
Рассмотреть проблемы и перспективы малого бизнеса.

Вложенные файлы: 1 файл

Ledyaeva_kursovaya_maly_biznes_111111.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

В то же время, анализируя структуру малых предприятий по видам экономической деятельности в стране, следует обратить внимание на то, что по численности работающих в четырех отраслях занято свыше 4/5 всех работников (82,9%).

Так, среднесписочная  численность работников (без внешних совместителей) в процентах к общей численности работавших на малых предприятиях составила в 2007 г. в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 32,6 (3009,5 тыс. человек), в обрабатывающих производствах — 19,6% (1812,9 тыс. человек), в строительстве 17,6% (1625,5 тыс. человек) и в операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг—13,1% (1208,2тыс. человек).

Из всего вышесказанного можно сделать выводы о том, что еще недостаточно развит малый бизнес в реальном секторе экономики: в обрабатывающих производствах, в строительстве. Исчезли из официальной статики данные о числе малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью. По последним опубликованным данным (2008 г.), число малых предприятий в науке и научном обслуживании составляло 2007 тыс., или 2,2%, что совершенно недостаточно.

 

 

2.2 Государственная поддержка  малого бизнеса в России.

План администрации  включает выделение 730 млн долл. из стимуляционного пакета на немедленное сокращение стоимости кредитов для малого бизнеса и увеличение правительственных гарантий до 90% по некоторым кредитам Администрации малого бизнеса. Было отмечено, что нередко первичные кредитодатели продавали кредиты Администрации малого бизнеса на вторичном рынке и пускали полученные средства на новые кредиты владельцам малых бизнесов.

По новым правилам, правительство  включится в покупку таких  кредитов, чтобы помочь вновь запустить  кредитный рынок, используя средства в пределах от 10 млрд до 20 млрд долл. из одобренных недавних пакетов помощи. В то время как Администрация малого бизнеса обычно гарантировала 20 млрд  долл. по кредитам ежегодно, новое кредитование в 2009 г. упадет ниже 10 млрд  долларов.

В последние годы руководство России уделяет большое внимание развитию малого предпринимательства в стране. 13Так, 27 марта 2008 г. в Тобольске состоялось заседание президиума Государственного совета под председательством Президента РФ Д.А. Медведева. Заседание было посвящено проблеме развития малого бизнеса в России. На нем было отмечено, что малый бизнес, с помощью которого Россия планирует построить инновационную экономику, задавлен огромными поборами и многочисленными контролерами.

Чтобы открыть свое дело, нужно  представить не менее 20 разных разрешений и согласование, причем каждое из них стоит немалых денег. К примеру, только для получения лицензии на открытие автозаправки нужно заплатить 180,0 тыс. руб. Чтобы подключить к энергосетям новый небольшой ресторан, надо официально заплатить более 4 млн руб., а чтобы открыть небольшой завод — 30 млн руб.

Если даже предпринимателю для  открытия малого бизнеса удается  собрать все необходимые документы, то он столкнется еще с рядом проблем, в числе которых:

  • доступ к инфраструктуре, т.е. поиск, оформление, ремонт, эксплуатация помещений, земельных участков ;
  • административные барьеры при получении всевозможных разрешений и согласований; 
  • налоговые ставки, связанные как с неадекватностью нагрузки на малый бизнес, так и со сложностью бухгалтерского учета, включая и расчеты по упрощенной системе;

По мнению специалистов, необходимо осуществить ряд неотложных мер для развития малого бизнеса, в том числе:  замена разрешительной процедуры для открытия нового малого предприятия на уведомительную;

  • снижение налоговой нагрузки на малый бизнес;
  • введение презумпции соответствия товаров или услуг декларациям производителей взамен системы сертификации;
  • тарифное регулирование по оплате за услуги естественных монополий;  регулярный мониторинг реальной деятельности малых предприятий с тем, чтобы бороться с лжефирмами. 

Президент  РФ Д. А. Медведев назвал развитие малого и среднего предпринимательства в стране важнейшим  государственным приоритетом, а 26 мая 2008 г. страна впервые отмечала «День российского предпринимательства».

В этом же году начала активную работу Правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства  структура, цель которой  решать наиболее актуальные проблемы, координировать деятельность министерств и ведомств на этом направлении.8 Очень важно, что решения Комиссии приравниваются к решениям Правительства, а возглавляет комиссию первый заместитель председателя Правительства РФ.

 В 2008 г. произошли  серьезные институциональные изменения для малого бизнеса. Во-первых, после долгих ожиданий был принят и вступил в силу с 1 января 2008 г. Федеральный закон от 27 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства», который изменил критерии и расширил круг субъектов малого бизнеса. Установлены цели государственной политики, особенности нормативно-правового регулирования, определены полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. Были также определены принципы поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления субъектов малого и среднего предпринимательства.

 Буквально вслед  за этим вступил в силу Федеральный  закон № 108-ФЗ от 30 июня 2008 г.  «О внесении изменений в Федеральный закон "О конфессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым сдавать в аренду малым предприятиям объекты государственной и муниципальной собственности можно только на основе конкурсов (аукционов).

 В том же году были приняты решения об ограничении проверок деятельности малого предпринимательства, об отмене необходимости  сертификации ряда товаров и услуг, определенных в перечне.

На уровне регионов Российской Федерации принято законодательство по льготному выкупу помещений для малого бизнеса, передачи им в аренду помещений. Федеральное правительство должно предоставлять предпринимателям скидку при передаче в аренду временно свободного федерального имущества: первый год скидка составит 40%, второй год — 20%.

 В целом финансирование  государственной программы развития  малого бизнеса увеличено до 10,5 млрд руб. В апреле 2009 г. на  встрече с представителями общественной  организации малого и среднего  предпринимательства «ОПОРА России»  министр Минэкономразвития Э. Набиуллина сообщила о принятых Правительством РФ мерах по расширению прав и возможностей малого бизнеса.

Так, продукцию, производимую малыми предприятиями, будут покупать естественные монополии и армия (речь не идет о поставках вооружения). Армия будет закупать у малых предприятий продукты питания, швейные изделия.

Министр экономического развития сообщила, что в антикризисных  мерах, подготовленных правительством, отдельный пакет инициатив касается малого и среднего бизнеса. Эти меры можно разделить на два больших блока: снижение административных барьеров и финансовая поддержка предпринимателей.

Уже принятые и намеченные в плане меры позволят малому и  среднему бизнесу сохранить и  создать вновь до полумиллиона рабочих  мест.9

Проблемы развития малого предпринимательства в условиях кризиса были рассмотрены на многочисленных региональных собраниях в марте — апреле 2009 г.

На собраниях в числе  достижений и проблем назывались: проблема использования кассовых аппаратов, особенно у тех малых предприятий, которые торгуют относительно недорогими товарами; усиливающийся прессинг со стороны налоговых органов, несмотря на то, что с июня 2008 г. все проверки могут проводиться только с санкции прокурора; материальная поддержка малого и среднего бизнеса.

В условиях кризиса на эти цели были выделены средства в размере 10,5 млрд руб., однако не всегда эти деньги доходят до тех, кому они предназначены; работа с банками. Несмотря на все правительственные постановления, кредиты или задерживаются или выделяются на крайне невыгодных для бизнеса условиях;  проблема доступа к государственным и муниципальным заказам. Торги проходят непрозрачные, зачастую побеждают те, кто ближе к администрации, к чиновникам.

Многие из этих проблем  в дальнейшем нашли решение в  правительственных постановлениях, оглашенных на Всероссийском форуме предприятий малого бизнеса в апреле 2009 г. Премьер-министр РФ Владимир Путин, выступая на Всероссийском форуме по малому и среднему бизнесу, объявил о новых мерах по поддержке отечественных предпринимателей.

В частности, он предложил  освободить предпринимателей— плательщиков налога на вмененный доход от использования  кассовых аппаратов, отметив, что иногда в России кассовый аппарат стоит  дороже, чем продаваемый товар.

По мнению Путина, защитить права потребителей в таком случае можно, используя более простую технику или выписывая чеки вручную.

Российский премьер  также предложил повысить порог  применения упрощенной системы налогообложения  по налогам до 60 млн руб. в год. Ранее такой режим могли применять  предприниматели, доход которых не превышал 20 млн руб. ежегодно.

Кроме того, в рамках реализации программы поддержки предпринимательства  региональные гарантийные фонды  получат от правительства дополнительные 15 млрд руб. Как отметил Путин, ранее  региональным фондам уже было направлено 3,5 млрд руб.

Подобные фонды предоставляют  гарантии малым предприятиям, нуждающимся  в кредите, но не имеющим залога, чтобы получить банковские ссуды. Президент  РФ Д.А. Медведев дал поручение ввести переходный период и принять меры по компенсации растущей налоговой нагрузки на малый бизнес. Об этом сообщил помощник президента РФ А.В. Дворкович.

В частности, государство  должно будет компенсировать компаниям  повышение страховых взносов  по выплатам в Пенсионный фонд и  Фонд обязательного медицинского страхования. По словам Дворковича, действующее налоговое законодательство затрудняет развитие организаций малого бизнеса, поскольку предусматривает увеличение налоговой нагрузки по мере их развития. Кроме того, на 2010 г. запланирована реформа единого социального налога (ЕСН). 10

Как ожидается, ЕСН, ставка по которому составляет 26%, будет заменен  страховыми взносами в три фонда: пенсионный, медицинский и социальный. При этом с 2011 г. нагрузка на фонд оплаты труда будет повышена с 26 до 34%. Президент также поручил оптимизировать работу контрольных органов, занимающихся проверкой деятельности российских предпринимателей.

Кроме того, Генеральная  прокуратура займется проверкой  контролирующих и надзорных органов  на наличие коррупционных связей между ними и компаниями, занятыми в сфере выдачи экспертных заключений и разрешений на предпринимательскую деятельность.

С инициативой  ограничить  проверки  малого  бизнеса  Президент  РФ Д. Медведев выступил в июле 2008 г.  Он отметил, что правоохранительные органы проводят слишком много проверок компаний, а  позже  предложил  ряд  мер, направленных на снижение административных барьеров для бизнеса. В апреле 2009 г. Госдума во втором и третьем чтениях приняла законопроект об ограничениях  на  проверки  малого  бизнеса контрольными  органами. 

Действие  Закона началось с 1 мая, а не с 1 июля 2009 г., как это  предполагалось ранее. После вступления Закона в силу контролирующие  органы  не смогут  проводить проверки предпринимателей чаще, чем раз в три года. Срок  таких  проверок  не  будет  превышать  50  часов  в год  для  малых  предприятий и  15 часов  в  год  для  микропредприятий. Общий  срок  проверки  не  будет  превышать  20  рабочих  дней.

 Осуществление всех  перечисленных мер откроет малому  предпринимательству России дорогу для дальнейшего развития. Интересно проследить развитие малого предпринимательства и отношение  к  нему за  последние  годы  со стороны местных органов по отдельным регионам страны.

Так, в Москве, по словам министра правительства Москвы, руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства М.М. Вышегородцева, наиболее приоритетными являются следующие направления малого бизнеса: производственный малый бизнес, малый  бизнес  системы  ЖКХ,  инновационный  малый  бизнес, бытовое  обслуживание населения, молодежное предпринимательство, социальный малый бизнес и ремесленничество.

Поскольку  Москва  занимает  определяющие  позиции  по развитию малого бизнеса, эти направления  могут  быть  характерным и  и  для  многих  других  регионов  России.  Для  предприятий  малого  бизнеса  Москвы  в  последнее время увеличены количество и размер субсидий, выдаваемых начинающим предпринимателям. 11

Начинающим предпринимателям субсидии  составляют 200 тыс. руб.; инновационным  и молодежным  предпринимателям — до 1 млн руб., а в приоритетных  видах бизнеса — до 2,5 млн руб.   В целом на  финансовую  поддержку малого  бизнеса на  2009 г.  было направлено  около 3,5 млрд руб. 

Кроме того, предложено  заморозить  арендные  ставки  для  малого  бизнеса,  намечено  более  лояльно относиться  к  недобросовестным  плательщикам арендной  платы за помещения. 

Особое  внимание обращается  на  развитие  инновационного  малого предпринимательства.  Этому  виду малого бизнеса  содействует  Московский  паевой  венчурный фонд,  ресурсы  которого составляют  8 00  млн  руб., в  том  числе  200  млн  руб. — федеральные  средства, 200  млн  руб. — выделяет  городской бюджет,  а  400 млн  руб. — Внешторгбанк.

Информация о работе Малый бизнес. Его сущность и энономические преимущества