Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 14:51, курсовая работа
Целью настоящего исследования является анализ международных и российских стандартов и систем качества и их влияния на деятельность предприятия.
Для достижения поставленной цели были рассмотрены следующие задачи:
-изучены международные стандарты и системы качества;
-проанализированы российские стандарты и системы качества;
-исследовано влияние указанные факторов на деятельность предприятия.
Введение ……………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и показатели качества и конкурентоспособности……………………..4
Глава 2. Государственные и международные стандарты и системы качества…………..6
2.1. Понятие, сущность, значение стандартизации………………………………6
2.1.1 Система стандартов в Российской Федерации………………………...7
2.2.Система международных стандартов…………………………………………9
2.2.1.Концепция всеобщего качества (TQM) и её применение в России...13
Глава 3. Влияние стандартов и систем качества на деятельность предприятия (на
примере компаний ЗАО «Аптека-Холдинг» и ЗАО «Диасофт»)……………………….15
Заключение……………………………………………………………………………….....24
Список использованной литературы……………………………………………………...27
При создании организации и выборе её названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово ισος — равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название «исо».
Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается проблемами сертификации.
ИСО
определяет свои задачи следующим образом:
содействие развитию стандартизации и
смежных видов деятельности в
мире с целью обеспечения
На сегодняшний день в состав ИСО входит 163 страны со своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в качестве комитета — члена ИСО. Всего в составе ИСО более 100 комитетов-членов. Кроме комитетов-членов членство в ИСО может иметь статус членов-корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран. Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Члены-корреспонденты (их 45) не ведут активной работы в ИСО, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.
В ряде стран национальные стандарты по управлению качеством существуют с середины 70-х г. ХХ в. В первую очередь, они разрабатывались и применялись в целях обеспечения качества на этапах проектирования и производства в важнейших отраслях промышленности – авиации, космонавтике, производстве военной техники и т.д.
Опираясь на национальный опыт в области стандартизации и применения систем обеспечения качества, Техническим комитет ИСО/ТК176 (ИСО – Международная организация по стандартизации) осуществляет методологическую и методическую работу в области межнациональных проблем стандартизации. Членами этой организации являются национальные органы и эксперты из стран всех регионов мира, крупных и малых, промышленных и развивающихся. ИСО разрабатывает стандарты и руководства, которые повышают ценность организаций всех типов и способствуют более свободной и беспристрастной торговле между странами, разработал и в 1987 г. опубликовал первые пять стандартов ИСО серии 9000. Помимо этого был разработан словарь терминов и их определений в области обеспечения качества — МС ИСО 8402.
В
настоящее время широкое
• МС 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества»;
• МС 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;
• МС 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;
• МС 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»;
• МС 9004 «Общее
руководство качеством и
• МС 8402 терминологический стандарт.
В 1994 г. вышла новая версия этих стандартов, которая расширила в основном стандарт МС 9004 версиями МС9004-1, -2, -3, -4, большее внимание уделив вопросам обеспечения качества программных продуктов, обрабатываемым материалам, услугам.
На взаимоотношения поставщиков и потребителей оказывает сильное влияние сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000.
Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, – обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель.
Во многих случаях наличие у предприятия сертификата на систему качества стало одним из основных условий его допуска к тендерам по участию в различных проектах. Широкое применение сертификат на систему качества нашел в кредитовании и страховом деле: так как его наличие свидетельствует о надежности предприятия, то предприятию часто предоставляются льготные условия кредитования и страхования.
В
2000 г. Техническим комитетом ИСО/
Стандарты ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9004 приняты в России для прямого использования в следующем виде:
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 – «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 – «Системы менеджмента качества. Требования»;
ГОСТ Р ИСО 9004-2001 – «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».
Кроме этих стандартов к серии стандартов ИСО 9000 относятся следующие:
ИСО 10012 – «Система управления измерением»;
ИСО 10013:1995 – «Руководящие указания по разработке руководств по качеству»;
ИСО 10015:1999 – «Менеджмент качества. Руководящие указания по подготовке кадров»;
ИСО/ТО 10017:1999 – «Методические указания по статистическим методам в ИСО 9001:1994».
Кроме того, был разработан комплекс стандартов серии ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции. В них существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества, усиливается внимание к удовлетворению разнообразных потребностей персонала компаний.
Согласно новой редакции стандартов ИСО серия 9000:2000, система менеджмента качества – это управляющая система, используемая руководством и менеджментом компании для решения внутренних задач управления, подкрепленная соответствующей организационной структурой, подходами, процессами, ресурсами. Во главу угла ставится цель существования компании, которая разрабатывает систему стратегического планирования и средства реализации планов в течение года с действиями по внедрению изменений и управлением процессами и ресурсами. Система менеджмента качества всегда должна быть составной частью общей системы управления и руководства организацией.
Стандарт ИСО 9001:2000 может использоваться внутренними и внешними сторонами, включая органы по сертификации, с целью оценки организации выполнения требований потребителей и своих собственных.
Для
иллюстрации современных
Для успешного руководства организацией и ее функционирования необходимо выбрать направление ее развития и обеспечить управление систематически и прозрачным способом. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Управление организацией включает менеджмент качества наряду с другими аспектами менеджмента. Для этого при разработке стандартов ИСО 9000 (2000г.) были определены восемь принципов управления качеством. Эти восемь принципов менеджмента качества направлены на то, чтобы высшее руководство могло руководствоваться ими с целью улучшения деятельности организации:
1.Ориентация на потребителя.
2.Лидерство руководителя.
3.Вовлечение работников.
4.Процессный подход.
5.Системный подход к менеджменту.
6.Постоянное улучшение.
7.Принятие решений, основанных на фактах.
8.Взаимовыгодные
отношения с поставщиками.
2.2.1 Концепция всеобщего качества (TQM) и её применение в России.
«Total quality management» это система действий, направленных на достижение удовлетворения и восхищения потребителей (клиентов), рост возможностей работников, более высокие, долговременные доходы и меньшие затраты». Мы видим, что это и есть главные цели любого бизнеса. Вот еще одно определение TQM, взятое из международного стандарта ИСО 8402 «Менеджмент качества и обеспечение качества»: «TQM (всеобщее руководство качеством) — подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества».
К настоящему времени около 300 тыс. компаний по всему миру внедрили международные стандарты качества; переходя на концепцию всеобщего качества, поменяли свою корпоративную культуру и методы менеджмента. В мире утвердилось общее мнение, которое очень четко сформулировал Дональд Питерсон (Donald Peterson), исполнительный директор компании Ford Motors Company. «Фирмы, которые не усвоят культуру всеобщего качества, обречены на поражение, они не выдержат конкуренции».
Многие страны — Япония, Корея, Сингапур, Малайзия, Гонконг, Англия, Германия, в последние годы Бразилия — подняли концепции Всеобщего качества на уровень национальной идеи. В США появились публикации с предложениями о внесении изменении в Конституцию страны, отражающих тот факт, что США является родиной многих концепций качества и должна быть страной качества. Вынесение идей Всеобщего качества на уровень нации является необходимым хотя бы по следующим четырем причинам:
Российская промышленность и сфера услуг действительно только в начале пути к овладению TQM. Ниже приведём список основных причин неэффективности наших предприятий:
а) отсутствие контроля
со стороны собственников (акционеров);
б) низкая культура менеджмента (репрессивный,
милитаристский менеджмент);
в) отсутствие знаний и опыта менеджмента
в рыночных условиях;
г) отсутствие эффективных механизмов
выдвижения и отбора высших менеджеров.
Ниже приведен другой список. Он характерен для предприятий, применяющих TQM. Путем сопоставления этих двух списков можно определить направление преобразований предприятий.
Характерные черты предприятий, использующих TQM: