Международные и российские стандарты и системы качества и их влияние на деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является анализ международных и российских стандартов и систем качества и их влияния на деятельность предприятия.
Для достижения поставленной цели были рассмотрены следующие задачи:
-изучены международные стандарты и системы качества;
-проанализированы российские стандарты и системы качества;
-исследовано влияние указанные факторов на деятельность предприятия.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и показатели качества и конкурентоспособности……………………..4
Глава 2. Государственные и международные стандарты и системы качества…………..6
2.1. Понятие, сущность, значение стандартизации………………………………6
2.1.1 Система стандартов в Российской Федерации………………………...7
2.2.Система международных стандартов…………………………………………9
2.2.1.Концепция всеобщего качества (TQM) и её применение в России...13
Глава 3. Влияние стандартов и систем качества на деятельность предприятия (на
примере компаний ЗАО «Аптека-Холдинг» и ЗАО «Диасофт»)……………………….15
Заключение……………………………………………………………………………….....24
Список использованной литературы……………………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовой проект (отправлен).doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

     При создании организации и выборе её названия учитывалась необходимость  того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово ισος — равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название «исо».

     Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается проблемами сертификации.

     ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и  смежных видов деятельности в  мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

     На  сегодняшний день в состав ИСО  входит 163 страны со своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в качестве комитета — члена ИСО. Всего в составе ИСО более 100 комитетов-членов. Кроме комитетов-членов членство в ИСО может иметь статус членов-корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран. Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Члены-корреспонденты (их 45) не ведут активной работы в ИСО, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.

     В ряде стран национальные стандарты  по управлению качеством существуют с середины 70-х г. ХХ в. В первую очередь, они разрабатывались и применялись в целях обеспечения качества на этапах проектирования и производства в важнейших отраслях промышленности – авиации, космонавтике, производстве военной техники и т.д.

     Опираясь на национальный опыт в области стандартизации и применения систем обеспечения качества, Техническим комитет ИСО/ТК176 (ИСО – Международная организация по стандартизации) осуществляет методологическую и методическую работу в области межнациональных проблем стандартизации. Членами этой организации являются национальные органы и эксперты из стран всех регионов мира, крупных и малых, промышленных и развивающихся. ИСО разрабатывает стандарты и руководства, которые повышают ценность организаций всех типов и способствуют более свободной и беспристрастной торговле между странами, разработал и в 1987 г. опубликовал первые пять стандартов ИСО серии 9000. Помимо этого был разработан словарь терминов и их определений в области обеспечения качества — МС ИСО 8402.

     В настоящее время широкое распространение  получили международные стандарты ИСО серии 9000, которые вместе с терминологическим стандартом ИСО 8402 отражают концентрированный мировой опыт управления качеством. Это стандарты:

• МС 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества»;

• МС 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения  качества при проектировании и/или  разработке, производстве, монтаже  и обслуживании»;

• МС 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения  качества при производстве и монтаже»;

• МС 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения  качества при окончательном контроле и испытаниях»;

• МС 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания»;

• МС 8402 терминологический  стандарт.

     В 1994 г. вышла новая версия этих стандартов, которая расширила в основном стандарт МС 9004 версиями МС9004-1, -2, -3, -4, большее внимание уделив вопросам обеспечения качества программных продуктов, обрабатываемым материалам, услугам.

     На  взаимоотношения поставщиков и потребителей оказывает сильное влияние сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000.

     Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО  серии 9000, – обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель.

     Во  многих случаях наличие у предприятия  сертификата на систему качества стало одним из основных условий его допуска к тендерам по участию в различных проектах. Широкое применение сертификат на систему качества нашел в кредитовании и страховом деле: так как его наличие свидетельствует о надежности предприятия, то предприятию часто предоставляются льготные условия кредитования и страхования.

     В 2000 г. Техническим комитетом ИСО/ТК176 был разработан комплекс стандартов «Менеджмент качества и обеспечения  качества», который аннулировал  и заменил ИСО 8402.                                               

   Стандарты  ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9004  приняты в России для прямого использования в следующем виде:

ГОСТ Р ИСО 9000-2001 – «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;

ГОСТ Р ИСО 9001-2001 – «Системы менеджмента качества. Требования»;

ГОСТ Р ИСО 9004-2001 – «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».

Кроме этих стандартов к серии стандартов ИСО 9000 относятся  следующие:

ИСО 10012 – «Система управления измерением»;

ИСО 10013:1995 –  «Руководящие указания по разработке руководств по качеству»;

ИСО 10015:1999 –  «Менеджмент качества. Руководящие  указания по подготовке кадров»;

ИСО/ТО 10017:1999 –  «Методические указания по статистическим методам в ИСО 9001:1994».

     Кроме того, был разработан комплекс стандартов серии ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции. В них существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества, усиливается внимание к удовлетворению разнообразных потребностей персонала компаний.

   Согласно новой редакции стандартов ИСО серия 9000:2000, система менеджмента качества – это управляющая система, используемая руководством и менеджментом компании для решения внутренних задач управления, подкрепленная соответствующей организационной структурой, подходами, процессами, ресурсами. Во главу угла ставится цель существования компании, которая разрабатывает систему стратегического планирования и средства реализации планов в течение года с действиями по внедрению изменений и управлением процессами и ресурсами. Система менеджмента качества всегда должна быть составной частью общей системы управления и руководства организацией.

     Стандарт  ИСО 9001:2000 может использоваться внутренними  и внешними сторонами, включая органы по сертификации, с целью оценки организации выполнения требований потребителей и своих собственных.

     Для иллюстрации современных принципов  менеджмента качества приведем выдержки из ГОСТ Р ИСО 9001-2001:

     Для успешного руководства организацией и ее функционирования необходимо выбрать направление ее развития и обеспечить управление систематически и прозрачным способом. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Управление организацией включает менеджмент качества наряду с другими аспектами менеджмента. Для этого при разработке стандартов ИСО 9000 (2000г.) были определены восемь принципов управления качеством. Эти восемь принципов менеджмента качества направлены на то, чтобы высшее руководство могло руководствоваться ими с целью улучшения деятельности организации:

1.Ориентация  на потребителя.

2.Лидерство руководителя.

3.Вовлечение  работников.

4.Процессный  подход.

5.Системный подход  к менеджменту.

6.Постоянное  улучшение.

7.Принятие решений,  основанных на фактах.

8.Взаимовыгодные  отношения с поставщиками. 

    2.2.1 Концепция всеобщего качества (TQM) и её применение в России.

     «Total quality management» это система действий, направленных на достижение удовлетворения и восхищения потребителей (клиентов), рост возможностей работников, более высокие, долговременные доходы и меньшие затраты». Мы видим, что это и есть главные цели любого бизнеса. Вот еще одно определение TQM, взятое из международного стандарта ИСО 8402 «Менеджмент качества и обеспечение качества»: «TQM (всеобщее руководство качеством) — подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества».

   К настоящему времени около 300 тыс. компаний по всему миру внедрили международные стандарты качества; переходя на концепцию всеобщего качества, поменяли свою корпоративную культуру и методы менеджмента. В мире утвердилось общее мнение, которое очень четко сформулировал Дональд Питерсон (Donald Peterson), исполнительный директор компании Ford Motors Company. «Фирмы, которые не усвоят культуру всеобщего качества, обречены на поражение, они не выдержат конкуренции».

    Многие страны — Япония, Корея, Сингапур, Малайзия, Гонконг, Англия, Германия, в последние годы Бразилия — подняли концепции Всеобщего качества на уровень национальной идеи. В США появились публикации с предложениями о внесении изменении в Конституцию страны, отражающих тот факт, что США является родиной многих концепций качества и должна быть страной качества. Вынесение идей Всеобщего качества на уровень нации является необходимым хотя бы по следующим четырем причинам:

  1. Системный характер обеспечения качества. Качество продукции, услуг — системное понятие, оно с трудом решается в рамках одного, отдельно взятого предприятия. Особенно четко это видно на примере автомобильной продукции. Чтобы поднять качество своих автомобилей, «АвтоВАЗ» и «ГАЗ» должны потребовать соответствующего подъема качества продукции от своих поставщиков. Их около полутысячи у каждого. Поставщики, в свою очередь, должны добиваться подъема качества своих поставщиков-субподрядчиков. А это уже тысячи предприятий, значительная часть промышленности.
  2. Авторитет продукции начинается с ее национальной принадлежности. Покупатели в своем выборе чаще всего ориентируются на страну, к которой принадлежит производитель. Репутация страны в вопросах качества — очень важный фактор успеха в международной торговле. Все знают: японское — значит отличное. Другое отношение к китайским товарам, польским и, к сожалению, к российским. Переломить ситуацию можно лишь представив концепцию Всеобщего качества как основу экономической политики страны.
  3. Социально-экономический аспект Всеобщего качества. Концепции TQM гуманны и справедливы, они несут классовый мир и сотрудничество между владельцами, менеджерами и служащими. Другими словами, концепции Всеобщего качества привносят стабильность и справедливость в социальную жизнь страны, общества, и в этом они также должны быть востребованы на национальном уровне. Для России начала XXI вв. концепции Всеобщего качества представляют дополнительный интерес в связи с отсутствием идеи, объединяющих страну.
  4. Использование научно-технического потенциала России. Очевидно, что концепции Всеобщего качества особенно привлекательны для научной и в целом интеллектуальной части общества. Огромное количество научных работников из бывших отраслевых НИИ, профессора и преподаватели вузов не востребованы сегодня промышленностью. Масштабное внедрение TQM на большом числе российских компаний с продуманной поддержкой государства могло бы начать процесс интеграции науки и производства.

   Российская  промышленность и сфера услуг  действительно только в начале пути к овладению TQM. Ниже  приведём список основных причин неэффективности наших предприятий:

  • реакция на политический кризис;
  • отсутствие рынка капитала;
  • отсутствие инвестиций;
  • низкий уровень морали и цинизм большой части работающих;
  • разрыв взаимопонимания между руководством, служащими и рабочими;
  • потеря чувства справедливости и веры;
  • неадекватная рыночным механизмам структура промышленных предприятий, гипериерархия, концентрация полномочий на верхних этажах управления;
  • неэффективный менеджмент:

а) отсутствие контроля со стороны собственников (акционеров); 
б) низкая культура менеджмента (репрессивный, милитаристский менеджмент); 
в) отсутствие знаний и опыта менеджмента в рыночных условиях; 
г) отсутствие эффективных механизмов выдвижения и отбора высших менеджеров.

  • неразвитый маркетинг;
  • низкое качество продукции и услуг;
  • низкая производительность;
  • непонимание сути конкуренции и роли качества в конкурентной борьбе;
  • длительные сроки освоения новой продукции;
  • непонимание роли образования и подготовки персонала;
  • непонимание роли информации и данных;
  • антиинтеллектуальность и антинаучность промышленности;
  • высокий уровень конфликтности, интриганства;
  • языческая ментальность (кумиры, враги, замкнутость и закрытость, враждебность к инакомыслию, подростковый синдром, непоследовательность и бессистемность);
  • подмена полномочий властью, использование власти за пределами ответственности (обязанностей).

   Ниже  приведен другой список. Он характерен для предприятий, применяющих TQM. Путем  сопоставления этих двух списков можно определить направление преобразований предприятий.

   Характерные черты предприятий, использующих TQM:

  • высокий уровень морали у всех служащих, признание общих моральных и этических ценностей и руководящих принципов;
  • высшие менеджеры и служащие — одна семья, одна команда:
  • справедливость основа мотивации и объединения служащих, вера — основа оптимизма;
  • плоская организационная структура промышленных предприятий с проектным и процессным стилями управления;
  • эффективный менеджмент, в том числе:
  • наличие четкого контроля за менеджерами со стороны собственников, акционеров, инвесторов;
  • новый стиль менеджмента, основанный на гуманистической философии, обеспечивающий высокую мотивацию и вовлеченность персонала;
  • подход, основанный на знаниях, научном методе;
  • наличие системы подготовки, выдвижения и отбора менеджеров лидеров;
  • ориентация на удовлетворение всех заинтересованных сторон — собственников, инвесторов, акционеров, потребителей, служащих, общества;
  • ориентация на долговременный успех, видение будущего и правильное целеполагание;
  • высокое качество продукции и услуг, непрерывное улучшение качества продукции, услуг, процессов, работы;
  • качество как цель номер один, ведущая к снижению затрат, сокращению сроков, повышению производительности и в итоге победе над конкурентами;
  • персонал как ценность номер один: его знания, творчество, приверженность интересам фирмы стоят больше, чем стоимость недвижимости и техники;
  • непрерывное, пожизненное образование всего персонала;
  • процессы циркулирования точной и достоверной информации, охватывающие всю компанию;
  • системное, процессное и статистическое мышление менеджеров и служащих;
  • четкое распределение ответственности, полномочий и взаимодействия.

Информация о работе Международные и российские стандарты и системы качества и их влияние на деятельность предприятия