Международные и российские стандарты и системы качества и их влияние на деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является анализ международных и российских стандартов и систем качества и их влияния на деятельность предприятия.
Для достижения поставленной цели были рассмотрены следующие задачи:
-изучены международные стандарты и системы качества;
-проанализированы российские стандарты и системы качества;
-исследовано влияние указанные факторов на деятельность предприятия.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и показатели качества и конкурентоспособности……………………..4
Глава 2. Государственные и международные стандарты и системы качества…………..6
2.1. Понятие, сущность, значение стандартизации………………………………6
2.1.1 Система стандартов в Российской Федерации………………………...7
2.2.Система международных стандартов…………………………………………9
2.2.1.Концепция всеобщего качества (TQM) и её применение в России...13
Глава 3. Влияние стандартов и систем качества на деятельность предприятия (на
примере компаний ЗАО «Аптека-Холдинг» и ЗАО «Диасофт»)……………………….15
Заключение……………………………………………………………………………….....24
Список использованной литературы……………………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовой проект (отправлен).doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

   В данной курсовой работе были рассмотрены  понятия стандартов и стандартизации, а также система стандартов в Российской Федерации. Вывод-создание в России системы стандартов, соответствующих требованиям рыночной экономики, позволяет:

1)значительно расширить круг заказчиков и потенциальных пользователей стандартов, существенно повысить заинтересованность и изменить мотивации их разработки, усиливая внимание к проблеме снижения издержек производства;

2)превратить стандарты в практический инструмент борьбы за рынок потребителей;

3)стимулировать в интересах потребителей использование стандартов для усиления конкуренции между производителями за более высокие потребительские свойства товаров;

4)превратить стандарты в продукт демократического согласования (консенсуса) заинтересованных участников, что позволяет избегать диктата и обеспечивает заинтересованность в применении и соблюдении требований стандартов;

5)создать необходимые  условия конкурентоспособности  и успешной работы на рынке.

   Рассмотрены основные требования к разработке стандартов, которые можно сформулировать следующим образом: стандарты должны быть социально и экономически необходимыми, должны иметь определенный круг пользователей, не должны дублировать друг друга, должны обладать стабильностью требований в течение определенного периода, а также своевременно пересматриваться.

  Дано  определение органов и служб  стандартизации, их основные функции.

 Определены  понятия качества продукции:

  1. Качество продукции является важнейшим показателем деятельности предприятия. Качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые обусловливают ее способность удовлетворять выявленные или предполагаемые потребности.

2. Повышение  качества продукции в значительной  мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

3. С  понятием качества тесно связано  и понятие технического уровня  продукции, основанного на сопоставлении  значений показателей технического совершенства оцениваемой продукции с соответствующими базовыми показателями.

4. Управление  качеством должно осуществляться  системно, т.е. на предприятии  должна функционировать система  управления качеством, представляющая  собой организационную структуру, четко определяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.

5. Важным  элементом в системе управления  качеством изделий является стандартизация. Главная задача стандартизации  – создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, а также контроль за правильностью использования этой документации.

6. Конечная  оценка качества изготовления  продукции осуществляется с помощью  сертификации, которая означает испытание продукции, выдачу сертификата соответствия, маркировку продукции (знак соответствия) и контроль за состоянием последующего производства с помощью контрольных испытаний.

   Хорошо  структурированная организационная  система качества является залогом  реализации функций и успешного общего руководства системой качества, а эффективное управление возможно лишь при наделении каждого работника правами и обязанностями с учетом высокой мерой участия и ответственности руководителя предприятия – такой вывод можно сделать, рассмотрев систему международных стандартов. Несомненно, одним из важных вопросов является: может ли TQM стать национальной идеей России? Ответ не вызывает сомнения: «Да, должна!». Ибо только разоблачив и отвергнув практику бескачественности, страна может рассчитывать на достойное место в мировой экономике. Как продвинуть концепцию Всеобщего качества в экономику России и как начать культурную революцию в компаниях, которые могут стать лидерами в продвижении концепции TQM? Что более всего нужно российским предприятиям на данном этапе? С каких задач надо начинать? Очевидно, что как бы мы серьезно ни принимали вопросы Всеобщего качества, нужно согласиться, что предприятия прежде всего должны попасть в бизнес, в рынок, зацепиться за него. Как минимум, нужно решить четыре задачи:

  1. Освоить производство товара, пользующегося спросом, т. е. производить то, что кто-то купит, а если улучшать этот товар, то число его покупателей будет расти, улучшатся экономические показатели предприятия, и можно будет найти средства для реализации следующих этапов решения проблем качества. Однако товар, пользующийся спросом, — это чаще всего новая продукция. Следовательно, начинать надо с изучения спроса на рынке и его учета при создании и освоении производства новых изделий.
  2. Создать дилерскую, торговую сеть продаж, а также распространения товара и информации о нем. Нет этого — никакое качество продукции не спасет предприятие.
  3. Минимизировать издержки производства. С этой целью необходимо все пересчитать, переосмыслить материально-техническую базу предприятия, отказаться от всего лишнего, провести реструктуризацию. Не сделав этого, начинать борьбу за качество не стоит, так как предприятие может умереть от другой болезни. Нужно освободить предприятия от социальной сферы, которую они не в состоянии содержать.
  4. Научиться управлять финансами, а это — искусство, причем непростое. Прежде всего необходимо отладить контроль за финансами. Бесконтрольность — путь к потерям финансов, их расхищению и банкротству предприятия. Все четыре обязательных условия успешной деятельности предприятий, отмеченные выше, рассматриваются в различных концепциях качества, но там речь идет об их улучшении. На большинстве же российских предприятий эти условия нужно создавать практически с нуля. И только после того, как предприятие как-то справилось с этими задачами, оно может приступать к созданию и сертификации систем качества, отвечающих требованиям стандартов ИСО 9000 и QS-9000, а также концепции TQM.

     В  Главе 3 рассматривалась адаптация российских компаний к требованиям стандартов ИСО серии 9000 на примере двух компаний – ЗАО "Аптека-Холдинг" и ЗАО "Диасофт" с тем, чтобы определить влияние СМК на экономические показатели. В результате наблюдения было выявлено, что за счет введения СМК в компаниях повысилась эффективность труда, увеличилась валовая прибыль, а срок окупаемости проекта составил меньше месяца. Из чего можно сделать вывод о том, что в результате внедрения СМК российские предприятия могут получать значительную прибыль.

     Возвращаясь к грядущему вступлению Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, необходимо еще раз подчеркнуть, что значение сертификата соответствия по стандартам ISO 9000 в России в связи с этим событием многократно возрастает, так как наличие сертификата ISO 9000 во всем мире считается стандартной деловой практикой. 
 
СМК – это лицо организации, это имидж её руководителя. Добровольность сертификации по ИСО, необходимость определённых финансовых затрат на приведение существующей СМК в организации в соответствие с требованиями международных стандартов, определения качества как одного из основных показателей успешности бизнеса - всё это свидетельствует о стремлении компании и её руководства быть в авангарде текущей политики и соответствовать современным требованиям, предъявляемым к компаниям на международном уровне.  
 
Системы менеджмента качества в настоящее время – не дань моде, а осознанная необходимость, это новый инструмент управления организацией в руках современного грамотного руководителя и этот инструмент объективно необходим.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Список  использованной литературы :

1. Агеева О.А., Международные стандарты. -- М.: ИНФРА, 2008.- 266с.

2. Васильев Г.В., Методическое пособие по внедрению  международных стандартов ИСО  серии 9000 - 87 г. Разработчик НИИСУ. М., 2007.- 239.

3. Кривошеев  М.И., Международная стандартизация-- М.: НИИР, 2006, ISBN 5-89674-022-0, 2003.-167с.

4. Крылова Г.Д.  Основы стандартизации, сертификации, метрологии. Юнити., 2009.- 242с. 

5. Крайнова Ю.Б, Краткий курс: Международные стандарты. -- М.: Омега-Л, 2009.- 230с.

6. Львов А.А., Международные стандарты. Международная организация по стандартизации. Управление качеством продукции ИСО 9000-9004, ИСО 8402 - М.: Издательство стандартов, 2008.- 201с.

7. Колчков В.И., Метрология, стандартизация и сертификация. М.:Учебное пособие, 2011

8. Ребрин Ю.И. Управление качеством.Учебное пособие. Инфра-М, 2008.- 120с.

9. Исаева, И.И. Управление качеством и сертификация продукции: Учебное пособие. – СПб, 2008.

10.http://www.pompred.ru/

11.http://ru.wikipedia.org/

12. http://quality.eup.ru/

13.http://www.innovbusiness.ru/

14. http://www.elitarium.ru/

15. www.bonsk.ru 


Информация о работе Международные и российские стандарты и системы качества и их влияние на деятельность предприятия