Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 04:44, курсовая работа
Контроллинг – это значительно больше, чем контроль. Контроллинг – это целенаправленное планирование и управление компанией. Контроллинг озадачен выстраиванием будущего компании. А контроль направлен в прошлое и ограничивается только сравнением плана и фактических данных.
Контроллинг – новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента, которое переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность предприятия на достижение оперативных и стратегических целей.
Введение 5
1 Понятие и сущность контроллинга 7
2 Инструменты контроллинга 9
2.1 Инструменты контроллинга 9
2.2 Таргет–костинг 9
2.3 BSC (СПП) карты 11
3 Распределение непрямых затрат 14
3.1 Цель задания 14
3.2 Задание для выполнения 14
3.3 Ход выполнения задания 18
3.3.1 Прямой метод распределения затрат сервисных департаментов 21
3.3.2Пошаговый метод распределения затрат сервисных
департаментов 23
3.3.3 Обратный метод распределения затрат сервисных
департаментов 25
4 Графическая интерпретация динамики затрат 29
5 Виды затрат и признаки из классификации 32
Заключение 34
Список использованных источников 35
Рисунок 3.2 – Схема распределения непрямых затрат
Таблица 3.8 – Пример распределения затрат
Вид затрат |
Базис распределения |
Общая сумма затрат |
Распределение затрат по департаментам | ||||
Управле-ние |
Снабже-ние |
Крупы |
Сахар |
Макаро-ны | |||
Прямые затраты | |||||||
Зарплата (тыс. рублей) |
Зарплатная ведомость |
296 |
50 |
48 |
50 |
70 |
78 |
Амортизация оборудования (тыс. рублей) |
Амортизационные ведомости |
55 |
25 |
15 |
5 |
4 |
6 |
Закупки |
Заявки |
800 |
100 |
100 |
300 |
200 |
100 |
Непрямые затраты | |||||||
Аренда (рубли) |
Кол-во занимаемой площади |
1624000 |
224000 |
400000 |
480000 |
320000 | |
Свет и отопление (рубли) |
Кол-во занимаемой площади |
5000 |
615,7635468 |
689,655172 |
1231,5270 |
1477,8325 |
985,221674 |
Реклама (рубли) |
Объем продаж |
3200 |
200000 |
1632 |
992 |
576 | |
Страховки (рубли) |
Объем застрахованного имущества |
2000 |
336,6336634 |
178,217821 |
732,67326 |
455,4455446 |
297,029703 |
Всего затрат у департамента |
1635351 |
201127,3972 |
225030,873 |
403951,2 |
483199,27 |
322042,251 |
Затраты сервисных департаментов | |||||||
Управление |
Кол-во работающих |
||||||
Снабжение |
Кол-во заказов |
||||||
Всего затрат распре- |
Третий шаг распределяет затраты сервисных департаментов (управления и снабжения) на три департамента продаж (рисунок 2.3).
Рисунок 3.3 – Схема распределения затрат сервисных департаментов
Существует несколько вариантов распределения затрат сервисных департаментов на производственные департаменты или департаменты продаж. Далее мы рассмотрим три наиболее часто используемые методы распределения затрат сервисных подразделений (прямой, пошаговый и обратный).
Посмотрим, как выглядят эти три шага процедуры распределения затрат в нашем примере.
Первый шаг процесса распределения относит три вида прямых затрат (зарплату, амортизацию оборудования и закупки) на пять департаментов (таблицу 3.8).
Второй шаг, четыре вида непрямых затрат (аренду, свет и отопление, рекламу и страховки) распределяет с помощью подходящего базиса на все пять департаментов.
3.3.1 Прямой метод распределения затрат сервисных департаментов
Этот метод самый простой. При этом методе затраты каждого сервисного департамента распределяются только на департаменты продаж или производственные департаменты. Взаимодействия сервисных департаментов между собой игнорируются. То есть, если работа одного из сервисных департаментов направлена на поддержание работы другого сервисного департамента, то затраты первого второй на себя не относит. Таким образом, каждый сервисный департамент распределяется на департаменты продаж или производственные департаменты, как будто в организации только один этот сервисный департамент и существует.
Следующая таблица показывает прямой метод в деталях (таблица 3.9)
Таблица 3.9 - Прямой метод распределения затрат сервисных департаментов
Управление |
Снабжение | |||||
Департамент |
Кол-во занятых |
Удель-ный вес |
Распре- делен. затра ты |
Зака- зов на снаб- жение |
Удель-ный вес |
Распре- делен. затраты |
Крупы |
4 |
0,36364 |
73137,24 |
740,00 |
0,31 |
68811,09 |
Сахар |
4 |
0,36364 |
73137,24 |
1340,00 |
0,55 |
124603,87 |
Макароны |
3 |
0,27273 |
54852,93 |
340,00 |
0,14 |
31615,91 |
Всего |
11 |
1,00000 |
201127,40 |
2420,00 |
1,00 |
225030,87 |
Когда таблица распределения затрат будет заполнена (таблица 3.8), то ее нижняя часть будет выглядеть, как показано ниже (таблица 3.10).
Таблица 3.10 - Распределение затрат прямым методом между департаментами
Распределение затрат прямым методом между департаментами | ||||||||
Департаменты |
Базис расп-ределения |
Общая сумма затрат |
Распределение затрат по департаментам | |||||
Всего затрат у департаментов |
1635351 |
201127, |
225030,8 |
403951,20 |
483199,27 |
322042,25 | ||
Управление |
Кол-во работающих |
201127,3 |
73137,24 |
73137,24 |
54852,93 | |||
Снабжение |
Кол-во заказов |
225030,8 |
68811,09 |
124603,87 |
31615,91 | |||
Всего затрат распределенных на отделы продаж |
1635351 |
0 |
0 |
545899,53 |
680940,39 |
408511,09 |
3.3.2 Пошаговый
метод распределения затрат
Если сервисные департаменты оказывают друг другу значительный объем услуг, то игнорирование этого факта может привести к несправедливому распределению затрат. Например, предположим, что в нашем примере половина всех заказов на снабжение было выполнено в интересах департамента управления, но этот факт был проигнорирован.
С помощью прямого метода, эта сумма (9700*50 % = 4850) была бы распределена на департаменты продаж крупы, сахара и макарон в пропорциях, по которым распределяются затраты департамента снабжения, хотя рациональней было бы их распределять в пропорциях по которым распределяются затраты департамента управления. Один из методов учитывающий эту проблему - это пошаговый метод.
Суть метода такова. Выбираем самый затратный сервисный департамент и распределяем его затраты по всем остальным департаментам как сервисным так и торговым (производственным). Затем берем самый затратный из оставшихся сервисных департаментов и проделываем точно такую же процедуру. И так далее до тех пор пока затраты всех сервисных департаментов не будут распределены. Метод дает более корректное распределение по сравнению с прямым методом, лёгок в использовании, однако, услуги оказываемые сервисным департаментом самому себе все же игнорируются, и существует разница, с какого департамента, начинать первую итерацию.
Используя пошаговый метод, затраты департамента снабжения будут распределены следующим образом(таблица 3.11).
Таблица 3.11 - Распределение затрат департамента управления пошаговым методом
Департамент |
Заказов на снабжение |
Удельный вес |
Распределен.затраты |
Крупы |
740,00 |
0,28 |
62838,81 |
Сахар |
1340,00 |
0,51 |
113789,20 |
Макароны |
340,00 |
0,13 |
28871,89 |
Управление |
230 |
0,086792453 |
19530,98143 |
Всего |
2650,00 |
1,00 |
225030,87 |
Затраты департамента управления составляют 201127,3972+ 19530,98143 =220658,3786.
Затем мы распределяем затраты департамента управления на департаменты продаж (таблица 3.12). Заметим, что департамент снабжения в наших итерациях более не участвует.
Таблица 3.12 - Распределение затрат департамента управление пошаговым методом
Таблица 2.10 - Распределение затрат департамента управление пошаговым методом | |||
Департамент |
Кол-во заказов на снабжение |
Удельный вес |
Распределенные затраты |
Крупы |
4 |
0,363636364 |
80239,4104145 |
Сахар |
4 |
0,363636364 |
80239,4104145 |
Макароны |
3 |
0,272727273 |
60179,5578109 |
Всего |
11 |
1 |
220658,3786398 |
Таблица 3.13 – Распределение затрат сервисных департаментов пошаговым методом
Департаменты |
Базис распределения |
Общая сумма затрат |
Распределение затрат по департаментам | ||||||
Всего затрат у департаментов |
1635351 |
201127, |
225030, |
403951, |
483199,27 |
322042,25 | |||
Затраты сервисных департаментов: | |||||||||
Управление |
Кол-во работающих |
220658,37 |
80239,4 |
80239,41 |
60179,56 | ||||
Снабжение |
Кол-во заказов |
19530,981 |
225030 |
62838,8 |
113789,20 |
28871,89 | |||
Всего затрат распределенных на отделы продаж |
163535 |
0 |
0 |
547029, |
677227,88 |
411093,69 |
3.3.3 Обратный метод распределения затрат сервисных департаментов
Это самый точный и экономически обоснованный метод. Он учитывает все хозяйственные операции между сервисными департаментами.
Основан этот метод на решении системы линейных уравнений. Если у нас только два сервисных департамента, как в нашем примере, то система решается достаточно просто. При большем количестве сервисных департаментов, для решения задачи распределения этим методом потребуются знания линейной алгебры и матричного исчисления.
Общие затраты двух сервисных департаментов могут быть представлены в следующем алгебраическом виде:
У = 201127,3972+230/2650* С
С = 225030,87+2/13* У,
гдеУ - затраты департамента управления;
С - затраты департамента снабжения.
Решим систему двух линейных уравнений.
Ответ будет следующий:
У = 223644,6; С = 259437,7.
Таблица 3.14 отражает распределение затрат, выполненное с помощью обратного метода
Управление |
Снабжение | |||||
Департамент
|
Кол-во занятых |
Удельный вес |
Распределен.затраты. |
Заказов на снаб-жение |
Удельный вес |
Распределен.затраты |
Снабжение |
2 |
0,15 |
34406,866 |
|||
Управление |
0,00 |
0 |
230 |
0,08679245 |
22517,23754 | |
Крупы |
4 |
0,31 |
68813,733 |
740 |
0,27924528 |
72446,76426 |
Сахар |
4 |
0,31 |
68813,733 |
1340 |
0,50566037 |
131187,3839 |
Макароны |
3 |
0,23 |
51610,300 |
340 |
0,12830188 |
33286,35115 |
Всего |
13 |
1,00 |
223644,63 |
2650 |
1 |
259437,7369 |