Методы стимулирования персонала предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: Проанализировать систему стимулирования персонала на предприятии ООО «Алиди» и внести предложения по улучшению.
Задачи:
Выявить основные принципы стимулирования персонала.
Рассмотреть основные зарубежные подходы к стимулированию персонала.
Провести анализ стимулирования персонала на предприятии ООО «Алиди».
Выявить недостатки в деятельности фирмы ООО «Алиди» по стимулированию персонала.
Внести предложения по улучшению стимулирования персонала ООО «Алиди»

Содержание

Введение 3
Глава I: Теоретические основы стимулирования персонала на предприятии
1.1 Понятие стимулирования и мотивации персонала 4
1.2 Основные принципы стимулирования персонала 6
1.3 Зарубежный подход к стимулированию персонала 13
Глава II: Анализ стимулирования персонала на предприятии ООО «Алиди»
2.1 Общие сведения о предприятии ООО «Алиди» 16
2.2 Анализ стимулирования персонала на предприятии ООО «Алиди» 18
2.3 Основные недостатки в деятельности фирмы ООО «Алиди» по стимулированию персонала. 25
Глава III: Мероприятия по улучшению стимулирования персонала ООО «Алиди»
3.1 Предложения по улучшению стимулирования персонала
ООО «Алиди» 27
3.2 Социально-экономическая эффективность
предложенных мероприятий 33
Вывод 34
Список используемой литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_ekonomika.docx

— 125.13 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский Государственный Педагогический Университет

 имени Козьмы Минина»

 

Факультет управления и социально-технических сервисов

Кафедра экономики предприятия

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине

 «Экономика отрасли»

 

Тема: «Методы стимулирования персонала предприятия»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент  гр. ОПЗ-10-1

 

Проверил: кандидат экономических наук, доцент

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород

2013

 

 

Содержание

Введение 3

Глава I: Теоретические основы стимулирования персонала на предприятии

1.1 Понятие стимулирования и мотивации персонала 4

1.2 Основные принципы стимулирования персонала 6

1.3 Зарубежный подход к стимулированию персонала 13

Глава II: Анализ стимулирования персонала на предприятии  ООО «Алиди»

2.1 Общие сведения о предприятии ООО «Алиди» 16

2.2 Анализ стимулирования  персонала на предприятии ООО «Алиди» 18

2.3 Основные недостатки  в деятельности фирмы ООО «Алиди» по стимулированию персонала. 25

Глава III: Мероприятия по улучшению стимулирования персонала ООО «Алиди»

3.1 Предложения по улучшению стимулирования персонала

ООО «Алиди» 27

3.2 Социально-экономическая  эффективность 

предложенных мероприятий 33

Вывод 34

Список используемой литературы 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность избранной темы обусловлена тем, что в любом современном бизнесе все большее значение приобретают мотивационные аспекты в управлении персоналом. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

Цель курсовой работы:  Проанализировать систему стимулирования персонала на предприятии  ООО «Алиди» и внести предложения по улучшению.

Задачи: 

    1. Выявить основные принципы стимулирования персонала.
    2. Рассмотреть основные зарубежные подходы к стимулированию персонала.
    3. Провести анализ стимулирования персонала на предприятии ООО «Алиди».
    4. Выявить недостатки в деятельности фирмы ООО «Алиди» по стимулированию персонала.
    5. Внести предложения по улучшению стимулирования персонала ООО «Алиди»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I

Теоретические основы стимулирования персонала на предприятии

 

    1. Понятие стимулирования и мотивации персонала

 

Сегодня в обиходе менеджеров можно услышать разные мнения относительно того, что такое мотивация. Одни используют данное слово как синоним слова "стимулирование", другие полагают, что это сугубо внутреннее ощущение готовности делать что-либо, третьи затрудняются его четко определить.

Представители школы научного менеджмента еще в самом начале XX века, осознали порочность системы оплаты труда на уровне заработков, позволяющих только преодолеть чувство голода и холода, определили понятие "достаточная дневная выработка" и предложили оплачивать труд работников пропорционально их вкладу. Результаты оказались впечатляющими, и этот метод внешней мотивации используется до настоящего времени.

Но вознаграждение (пряник) не всегда заставляет человека трудиться усерднее, поэтому в управлении стали использоваться психологические методы. Еще в 1923-1924 гг. благодаря Хоторнским экспериментам было установлено, что такие социальные факторы, как внутригрупповое взаимодействие, оказывают значительное влияние на мотивированность персонала и производительность труда.

В современной теории управления описываются следующие побудительные мотивы, определяющие поведение человека в организации:

1. материальные (деньги, вещи  или физические условия жизни);

2. личные нематериальные  возможности (престиж, личная власть  и т.д.);

3. желаемые физические  условия работы;

4. духовные (гордость мастерством, чувство ответственности, альтруистическое  служение семье или другим  целям, лояльность по отношению  к организации, патриотизм, эстетические  и религиозные чувства и т.п.);

5. общие стимулы (привлекательность  работы, условия труда, соответствующие  взгляды и навыки работы, возможность  ощущать личное участие в деятельности  организации или причастность  к результатам деятельности организации, возможность общения с другими  людьми).

Что же представляет собой мотивация, и как она влияет на организационное поведение?

Мотивация – совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, задающих границы и формы деятельности и придающих ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей. В основе мотивации лежат потребности человека, заставляющие его действовать определенным образом.

Мотивация – это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов.

Мотивация – как функция управления – процесс создания у членов организации внутреннего побуждения к действиям для достижения целей организации в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразно с планом.

Внешняя мотивация – мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация – мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Выделим следующие типы мотивации:

1. "Инструментальная" мотивация

Сотрудник с этим типом мотивации ценит в работе главным образом заработок преимущественно в денежной форме. Он против сокращения сумм официальной зарплаты и премий в пользу других форм выплат: ссуд, страховки и т.д. Он будет работать с максимальной отдачей на любой работе, если его труд будет справедливо и высоко оплачиваться.

2. "Профессиональная" мотивация

Сотрудник с такой мотивацией видит в работе возможность реализовать свои знания и умения и тем самым получить признание окружающих, достичь более высокого положения на предприятии, в обществе. Для такого работника главное – интересность, содержательность его работы, возможность проявить себя и доказать окружающим и себе, что может справиться с заданием, которое не каждому посильно.

3. "Патриотическая" мотивация

Это тип работника, преданного своему делу, коллективу, стране. Эти люди стараются хорошо работать из высоких моральных или идеологических соображений, потому что иначе не вывести страну (предприятие, отдел) из тупика. Такой работник более всего ценит результативность дела, в котором он участвует и общественное признание своего участия, выраженное более не в материальных, а в моральных знаках и оценках..

4. "Хозяйская" ("предпринимательская) мотивация

Сотрудник с таким типом мотивации будет выполнять работу с максимальной отдачей, не настаивая на ее особой интересности или на очень высокой оплате, не требуя ни дополнительных указаний, ни постоянного контроля, его будет мотивировать максимальная автономность в работе, возможность самостоятельно принимать решения, выбирать способ достижения целей.

5. "Люмпенизированный" тип мотивации

Сотрудник с таким типом мотивации будет делать как все, не выделяться из общей массы, не будет вносить предложения по улучшению работы, не захочет работать больше других. Сотрудники данного типа за то, чтобы всем всё было поровну, одинаково, не настроены работать на результат.

 

 

    1. Основные принципы стимулирования персонала

 

Существует два основных подхода к мотивации:

1. поведением на рабочем  месте можно управлять при  помощи внешних факторов (стимул  – реакция);

2. поведение человека  на рабочем месте управляется  при помощи воздействия на  внутренний мир человека –  его потребности, ценности, стремления.

Беря принцип гедонизма за основу, Е. Торндайк вывел так называемый "закон эффекта": поведенческие реакции, следующие непосредственно за приятным переживанием, закрепляются и с возрастающей вероятностью повторяются в аналогичных ситуациях (привычка). Если же реакции следуют за неприятными переживаниями (наказанием), то они угасают и повторяются в аналогичных ситуациях с меньшей вероятностью.

Халл развил идеи Е. Торндайка – согласно его теории, понятие "привычка" должно рассматриваться более широко и включать связь между реакцией и специфическим стимулом, которая возникает в результате положительного подкрепления или наказания.

Б. Скиннер продемонстрировал, что поведение можно эффективно изменять путем подкрепления желательных реакций и игнорирования нежелательных, поведение зависит как от определенной последовательности и повторяемости подкрепления, так и от интенсивности и временной близости подкрепления с желательной реакцией – поощрения, наказания кнут и пряник (тарифно-окладная система).

Последующие исследования показали, что наказание может вынудить человека прекратить конкретное поведение, но оно не увеличивает вероятности правильного поведения.

Современные теории мотивации подразделяются на содержательные и процессуальные:

1. содержательные теории  мотивации основываются на выявлении  внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют людей действовать  так, а не иначе;

2. процессуальные теории  мотивации более поздние, они  основываются на том, как ведут  себя люди с учетом их восприятия  и особенностей познания.

Содержательные теории мотивации, появлением которых мы обязаны Абрахаму Маслоу, помогают ответить на вопрос "Что именно может мотивировать работника изменить свое поведение?".

Согласно теории иерархии потребностей А. Маслоу, человек мотивируется последовательным удовлетворением серии потребностей.

1. Физиологические, или базовые, потребности (пища, вода, тепло, убежище, отдых, секс).

2. Потребность в безопасности: защита от лишений, угроз и  опасностей со стороны окружающего  мира, уверенность в удовлетворении  физиологических потребностей в  будущем.

3. Социальные потребности: чувство принадлежности к кому  или чему-либо, дружеские отношения, уверенность в том, что тебя  понимают другие, чувство социального  взаимодействия.

4. Потребность в уважении ("эго"): самоуважение и уважение других, репутация, статус (личные достижения, престиж, слава и т.д.).

5. Потребность в самовыражении: реализация собственного потенциала  для непрерывного самосовершенствования.

Потребности образуют определенную иерархию, так как потребности низшего уровня должны удовлетворяться, по мнению Маслоу, в первую очередь. Когда эти потребности будут (и только после этого) удовлетворены, человек стремится к удовлетворению потребностей более высокого уровня. Неудовлетворенные потребности побуждают человека к действию, удовлетворенные – нет. Обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, находящихся между собой во взаимодействии. Надо также иметь в виду, что потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, нежели потребности нижнего уровня. По представлениям Маслоу, потребности высшего порядка не могут быть удовлетворены полностью, поэтому пирамида не имеет вершины.

Иерархия потребностей представляет собой обобщение, применимое к "среднестатистическому" человеку. Тем не менее, иерархия потребностей может служить ориентиром для понимания особенностей поведения людей, их мотивов и использоваться менеджерами в целях анализа возможных средств, которые могут использоваться для корректировки/изменения поведения их подчиненных.

К. Альдерфер несколько переработал иерархию потребностей Маслоу, предложив выделить три основные группы потребностей. Начальные буквы названий этих групп потребностей (в английском варианте) дали название этой теории – ERG-теория.

  1. экзистенциальные потребности (existence) – удовлетворение базовых потребностей (у А. Маслоу – физиологические потребности и потребность в безопасности);
  2. социальные потребности (relatedness) – желание устанавливать и поддерживать значимые межличностные связи; лежат в сфере взаимодействия с другими людьми и аналогичны потребностям в аффилиации и потребности в уважении со стороны других людей по классификации Маслоу;
  3. потребности развития (growth) стремление к совершенствованию и росту личности, по А. Маслоу, это потребности в самоуважении и самоактуализации.

Различие теорий Маслоу и Альдерфера состоит в том, что если, по Маслоу, происходит движение только снизу вверх (удовлетворение одной потребности и переход к другой), то Альдерфер считает, что движение идет в обе стороны: вверх, если удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. В случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень. Например, если человек не смог удовлетворить потребности роста, у него опять "включаются" потребности в принадлежности. Процесс движения вверх по уровням потребностей Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз – процессом фрустрации, то есть поражения в стремлении удовлетворить потребность.

Информация о работе Методы стимулирования персонала предприятия