Налоги в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление сущности налогов, характеристика их основных видов, рассмотрение главных элементов налоговой системы и роли ее в экономике. Представляется необходимым охарактеризовать основные моменты налоговой системы РФ. Так же проанализировать функционирование налоговой системы на предприятии.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы налогов и налоговой системы в рыночной экономике 4
1.1. Налоги: понятие, сущность, виды 4
1.2. Принципы налогообложения и построение налоговой системы 8
1.3. Роль налогов в рыночной экономике 18
2. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в Российской Федерации 21
2.1. Налоговая ответственность 21
2.2 Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств 24
3. Анализ функционирования налоговой системы на примере МУП ЖКХ «Южное» 29
3.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 29
3.2 Анализ учётной политики предприятия 33
Заключение 38
Список литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа №1. Налоги в рыночной экономике.docx

— 73.92 Кб (Скачать файл)

Налоговый кодекс РФ вводит понятие налогового (ст. 119) правонарушения    налоговой санкции (ст. 128) и закрепляет права налоговых органов и налогоплательщиков едиными процессуальными нормами. Под налоговыми санкциями понимаются штрафы. Употребляя в Кодексе термин «ответственность за налоговое нарушение» законодатель не называет, к какому виду юридической ответственности она относится, и это затрудняет определение правовой природы предусмотренных налоговых правонарушений. В целом выделение специальной ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде налоговых санкций оправдано, поскольку административная ответственность в этих случаях недостаточна и к тому же не применима в отношении юридических лиц.

Однако налоговая  санкция в виде штрафа не является единственной мерой ответственности  за совершение налоговых правонарушений. Так, в Законе РФ «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» предусматривается четыре вида санкций  за нарушение налогового законодательства. Это – взыскание всей суммы  сокрытого или заниженного дохода (прибыли), штраф, пеня, взыскание недоимки.

Налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных законом случаях  несет ответственность в виде:

а) взыскания  всей суммы сокрытого или заниженного  дохода, либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения  и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении  – соответствующей суммы и  штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта  умышленного сокрытия или занижения  дохода (прибыли) приговором либо решением суда по иску налогового органа или  прокурора может быть взыскан  в федеральный бюджет штраф в  пятикратном размере сокрытой или  заниженной суммы дохода (прибыли);  

б) штрафа за каждое из следующих  нарушений: за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение  учета объекта налогообложения  с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или  занижение дохода за проверяемый  период; за непредставление или несвоевременное  предоставление в налоговый орган  документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога;

в) взыскания пени с налогоплательщика  в случае задержки уплаты налога. Взыскание  пени не освобождает налогоплательщика  от других видов ответственности;

г) взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц в судебном. Взыскание недоимки с юридических и физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых – на имущество этих лиц.

Наиболее характерной санкцией, является взыскание недоимки по налогам.

Термин «  взыскание налога » вписывается  только в правовую конструкцию института  ответственности – в случае неуплаты налога добровольно (наступает ответственность) взыскивается недоимка по налогу.

Принудительное  изъятие не уплаченных в срок сумм налогов, применяемых в бесспорном порядке в отношении юридических  лиц, можно назвать мерой налоговой  ответственности, понимая ответственность  в ее наиболее традиционном понимании, то есть как меру принуждения. Одновременно с взысканием недоимки налагается и  штраф на лицо, совершившее правонарушение, то есть возлагается дополнительное обременение.

Взимание  налога с правовой точки зрения следует  расценивать как обязанность  государства по сбору налога в  целях защиты прав и законных интересов  граждан. В случае добровольной уплаты налогоплательщиком налога он взимается  государством, в случае же неуплаты его в срок, государством взыскивается недоимка по налогу. Следует также  иметь в виду, что обязанность  по обеспечению исполнения обязательства, как правило, лежит на должнике, а  не на  кредиторе, которым является государство, взимающее налог.

В постановлении  Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2007 г. отмечено, что по смыслу ст. 57 Конституции РФ налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж – пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Специфической мерой воздействия, является налоговый  штраф, который налагается одновременно с взысканием недоимки. Эта санкция  сходна с одноименной мерой административной ответственности, но имеет и ряд  особенностей. Она применяется в  соответствии с действующим законодательством  без учета вины налогоплательщика  не только в отношении физических, но и юридических лиц. Штраф невозможно заменить иным взысканием. Наложение  штрафа, как и такая мера налоговой  ответственности, как взыскание  всей суммы сокрытого или заниженного  дохода, носит карательный характер. [6, ст. 55].

 

3. Анализ функционирования  налоговой системы на примере  МУП ЖКХ «Южное»

3.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

 

Муниципальное унитарное  предприятие жилищно-коммунального  хозяйства “Южное” создано в  соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным  Законом “О государственных и  муниципальных унитарных предприятиях”  на основании постановления главы  Вяземского муниципального района № 59 от 08.02.2007г «О создании муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Южное» и в соответствии с приказом председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом

Полное наименование: муниципальное  унитарное предприятие жилищно-коммунального  хозяйства «Южное». Сокращенное  наименование предприятия - МУП ЖКХ  «Южное»

Учредителем предприятия  является администрация Вяземского муниципального района, интересы которого представляет комитет по управлению муниципальным имуществом Вяземского района.

Предприятие находится в  отраслевом подчинении - управления жилищно-коммунального  хозяйства администрации Вяземского муниципального района.

Предприятие является юридическим  лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, имеет круглую печать со своим  наименованием, штамп, бланки, фирменное  наименование, товарный знак и другие средства индивидуализации.

Предприятие имеет обособленное имущество, находящееся в муниципальной  собственности муниципального образования  Вяземского район, отвечает по своим  обязательствам этим имуществом, может  от своего имени приобретать и  осуществлять права соответствующие  предмету и целям его деятельности, предусмотренные настоящим уставом, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже или третейском суде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

На основе анализа бухгалтерской  и налоговой отчетности было выявлено, что предприятие является плательщиком следующих налогов – налога на прибыль организаций, налога на добавленную  стоимость, единого социального  налога, налога на имущество организаций, транспортного и водного налогов. Также предприятие выступает  налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц.

Финансирование деятельности предприятия осуществляется за счет:

1) отчислений из средств, поступающих по платежам населения за жилищно-коммунальные услуги,

2) других групп потребителей,

3) средств местного бюджета, предусмотренных в бюджете муниципального района на очередной финансовый год;

4) собственных доходов предприятия.

Предприятие создано с  целью обеспечения населения, производственных и иных структур бесперебойным снабжением теплоэнергии, питьевой водой и приемом сточных вод, содержания и ремонта жилищного фонда, осуществления надзора за состоянием коммуникаций, закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения (либо, переданных в безвозмездное пользование, аренду и т.д.) для удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности и получения прибыли.

Основными видами деятельности предприятия являются:

  • предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию паровых котлов;
  • распределение пара и горячей воды (тепловой энергии);
  • деятельность по обеспечению работоспособности котельных;
  • деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей;
  • сбор и очистка воды;
  • распределение воды;
  • удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность;
  • уборка территории и аналогичная деятельность.

Предприятие не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные  уставом.

Имущество предприятия находится  в собственности Вяземского муниципального района, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между  работниками предприятия, принадлежит  предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном  балансе. В состав имущества предприятия  не может включаться имущество иной формы собственности. Право на имущество, закрепленное за предприятием на праве  хозяйственного ведения собственником  этого имущества, возникает с  момента передачи такого имущества  предприятию, либо заключения договора, если иное не предусмотрено Федеральным  законом, или не установлено решением учредителя о передачи имущества  предприятию.

Имущество предприятия формируется  за счет:

  • имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения;
  • имущества, приобретенного за счет финансовых средств предприятия и доходов предприятия от его деятельности;
  • имущества полученного либо приобретенного за счет безвозмездных и благотворительных взносов, пожертвований организаций и граждан,
  • имущества муниципальной казны;
  • ассигнований из средств местного бюджета.

Предприятие распоряжается  движимым имуществом, принадлежащим  ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами, либо предусмотренных заключенным договором с комитетом по управлению муниципальным имуществом Вяземского района.

Предприятие самостоятельно распоряжается результатами выполненных  работ и оказанных услуг и  прибылью, полученной в результате деятельности предприятия, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Имущество, приобретенное  предприятием за счет своей прибыли  является муниципальной собственностью и не может передаваться в собственность  трудового коллектива предприятия.

Уставный фонд предприятия  сформирован в размере 248,3 тысячи рублей. В уставный фонд не входят основные средства, переданные предприятию в  аренду или безвозмездное пользование.

Предприятие осуществляет бухгалтерский  учет результатов своей деятельности, ответственность за который несет  директор. Предприятие ведет и  представляет статистическую отчетность. Предприятие представляет государственным  и муниципальным органам информацию, необходимую для налогообложения  и ведения общегосударственной  системы сбора и обработки  экономической информации. Должностные  лица предприятия за искажение отчетности несут установленную законодательством  Российской Федерации ответственность.

Контроль за производственно - хозяйственной и финансовой деятельностью  предприятия осуществляет управление жилищно-коммунального хозяйства  администрации района и учредитель. Бухгалтерская отчетность предприятия, в случаях определенных органом  управления предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. Проверка работы предприятия осуществляется учредителем, органом управления, соответствующими налоговыми, природоохранительными, антимонопольными и другими государственными органами в соответствии с действующим  законодательством Российской Федерации  и в пределах их компетенции.

3.2 Анализ учётной политики предприятия

 

Для анализа  структуры и динамики налоговых  платежей предприятия необходимо определить на каком режиме налогообложения находиться предприятие и, исходя из этого и особенностей его деятельности, определить, какие налоги уплачивает предприятие. Данный анализ будет использован при дальнейшем расчете налоговой нагрузки предприятия.

Предприятие находиться на общем режиме налогообложения  и в соответствии с этим исчисляет  и уплачивает следующие налоги:

  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добавленную стоимость;
  • единый социальный налог;
  • налог на имущество организаций;
  • транспортный налог;
  • водный налог;
  • налог на доходы физических лиц.

Структуру и  динамику налоговых платежей можно представить в Таблице 2.1:

Таблица 2.1 –  Структура и динамика налогов, уплачиваемых предприятием, руб.

Вид платежа

Сумма платежа, руб.

Отклонение, %

2010

2011

1. Единый социальный налог

769534

823159

6,96

2.Налог  на имущество организаций 

6012

4918

-18,2

3. Водный налог

13978

13978

0

4. Транспортный налог

16512

21024

27,32

5. Налог на доходы физических  лиц

512013

620489

21,18

6. Налог на добавленную стоимость

329591

388799

17,96

7. Налог на прибыль организаций

0

0

0

Итого

1647640

1872367

13,63

Информация о работе Налоги в рыночной экономике